Необходимость повышения производительности труда на лесозаготовках и необходимость обеспечения охраны окружающей среды, – две цели, стоящие перед лесным хозяйством. До последнего времени они считались конфликтующими, но оказалось, что это не так.
В течение последних трёх лет ЕС, при поддержке правительств стран северной Европы, финансировал проект по созданию лесозаготовительной техники с высокой производительностью и низким воздействием на окружающую среду. В его реализации принял участие консорциум, в которой вошли:
- компания PRINOTH, лидер в производстве разнопрофильных высоко проходимых гусеничных машин;
- фирма PONSSE – ведущий производитель лесозаготовительной техники;
- ряд европейских лесохозяйственных институтов, во главе с Норвежским институтом биоэкономики (Nibio).
Решением стала разработка OnTrack Forwarder,- гусеничного транспортера древесины, который при такой же производительности и долговечности, как у обычных колесных форвардеров отличается значительно более мягким воздействием на грунт. Даже при переносе 14-тонного груза этот нежный гигант оказывает меньшее давление, чем человеческий след на земле, всего 4 фунта на квадратный дюйм (фунт на квадратный дюйм) или 281 г / см2. В результатате машина спокойно работает там, где колесные форвардеры вязнут в образуемых ими же глубоких колеях.
Ходовая часть нового форвардера базируется на резиново-металлических гусеницах, которые обеспечивают большую скорость и лучшее сцепление с дорогой, чем у обычных колесных машин такого же класса. Гусеничные машины могут работать в лесу круглых год, причем с соблюдением самых жестких экологических норм, регулирующих их воздействие на среду. Помимо прочего это значительно повышает производительность и приносит дополнительные экономические выгоды их владельцам или арендаторам, работа которых до настоящего времени носила сезонный характер, так как мягкие зимы и сезоны дождей часто создают непреодолимые проблемы для лесозаготовителей..
![]() |
![]() |
При разработке системы распределения давления машины на грунт реализованы новые технические и интеллектуальные решения. Интегрированный набор лазерных сканеров на передней и задней части автомобиля сканирует поверхность земли и распознает тип и свойства почвы, центральный блок рассчитывает уровень допустимой нагрузки на машину и передает необходимые сведения оператору. Технология обеспечивает постоянный мониторинг р глубины колеи на полосах движения. Как только глубина трека увеличивается, оператор сразу же это видит и может принять адекватные меры: укрепить волок, изменить направление, уменьшить загрузку кузова и т.п.
Система GPS и онлайн роутеров используется для отправки информации о заготовке и другие собираемые по маршруту сведения в центральный офис, где они накапливаются и могут использоваться в разных целях, вплоть до построения почвенных карт местности.
Машина прошла строгие испытания в лесах Германия, Финляндии, Латвии, Норвегии и Швеции. По их результатам в конструкцию будет внесен ряд изменений и дополнений, над которыми в настоящее работают авторы проекта.
Понимаю, что данная информация пока бесполезна для украинских лесоводов: во-первых, потому, что на приобретение такой техники у лесных предприятий нет средств; во-вторых, из-за до сих пор действующего моратория, запрещающего использовать гусеничную технику при лесозаготовках в горах Украины…
Однако, возможно когда-либо ситуация измениться? Будем верить, что когда Европа вновь перейдет на гусеничную лесозаготовительную технику, отменят и наш, изначально бесполезный, запрет на её использование.
По материалам европейской прессы