Размещаю эту новость от Алексея Ярошенко и думаю о роли "элиты" в развитии государства, области, отрасли, предприятия… (не нужное зачеркнуть, нужное дописать). За 20 лет независимости лесная элита Украины, на мой взгляд, практически исчезла (может затаилась?), что во многом предопределяет наши перспективы. Конечно, академиков, докторов и кандидатов стало много больше, но… правду сказать некому… Многие мысли и формулировки Алексея приложимы и к Украине, разве что лесная охрана у нас не ликвидирована, а деградирована ( Слава Богу пока не вся…), да число ВУЗов, готовящих лесников возросло с 2 до 25 (хотя, по-моему, это тоже явный признак деградации…). Ну а претензий к власти у украинских лесников нет и быть не может в принципе: как Власть не тасуй – все равно, пока при Власти все очень хорошие… М.П.
2 августа на Лесном форуме Гринпис было высказано предложение "разместить лаконичный перечень претензий к органам власти в области лесных отношений, законодателям и такой же краткий перечень мер по исправлению ситуации". Самой большой проблемой оказалось сделать перечень претензий к органам власти в области лесных отношений кратким и лаконичным – слишком много этих претензий, и слишком непростые меры по исправлению ситуации требуются в подавляющем большинстве случаев. Тем не менее, краткий перечень претензий к власти все-таки нужен, с учетом того, что большинству высокопоставленных чиновников длинный текст просто не прочитать, а сложные фразы не понять при всем желании.
Очевидно, что власть пока или не осознает глубины разрухи, к которой привели ее действия, или ее пока вполне устраивает существующая ситуация – но в любом случае она не считает нужным что-либо существенно менять в системе государственного управления лесами (и не только лесами). Поэтому пока попытки убедить власть в необходимости, например, восстановления реальной государственной лесной охраны или условий для существования экономически жизнеспособных лесохозяйственных предприятий, напоминают уговаривание крокодила стать вегетарианцем.
Но рано или поздно власть будет вынуждена начать наведение порядка в лесах и лесном хозяйстве и прислушиваться к мнению профессионального сообщества. К сожалению, никто не может гарантировать, что это произойдет скоро, но можно не сомневаться в том, что это рано или поздно произойдет. К этому времени нам хорошо бы иметь перечень претензий к действиям власти в области управления лесами, и перечень мер по исправлению ситуации. Пусть он пока будет не очень детальным, но он должен быть, поскольку в любой момент такой перечень может понадобиться.
Предлагаю (в качестве затравки для дальнейшего обсуждения) прообраз такого перечня. Предупреждаю сразу: это ни в коем случае не готовый документ, а именно затравка для дальнейшего обсуждения. Хотелось бы услышать мнение коллег по поводу того, чего в этом перечне не хватает, что можно из него исключить (с учетом того, что текст все-таки должен быть достаточно коротким), что стоит изменить в форме изложения.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России.
Основные причины упадка российского лесного хозяйства и необходимые меры по исправлению ситуации
Действия органов государственной власти в области управления лесами, приведшие лесное хозяйство к упадку
Разрушение экономической основы существования лесного хозяйства, системы самофинансирования лесохозяйственных организаций
Принятие Лесного кодекса 2006 года привело к тому, что лесное хозяйство превратилось из экономически самодостаточной отрасли в отрасль, целиком зависящую от бюджетного финансирования. До введения нового Лесного кодекса деятельность лесохозяйственных организаций на 80-90% обеспечивалась за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности, теперь же они практически лишены такой возможности. Номинальные расходы федерального бюджета на лесное хозяйство за время действия нового Лесного кодекса утроились, но реальное финансирование лесохозяйственной деятельности уменьшилось в разы, количество людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилось примерно вчетверо. Это привело к резкому росту социальных проблем в лесных деревнях и поселках, а также к нехватке квалифицированных работников для борьбы с лесными пожарами при высоком уровне пожарной опасности и с другими катастрофическими явлениями (массовым усыханием лесов в результате размножения короеда-типографа, последствиями крупных ураганов и т.д.).
Что необходимо сделать. Вернуть возможность существования специализированных государственных лесохозяйственных организаций, отвечающих за ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, не переданных в аренду, и имеющих право направлять все доходы, получаемые от использования этих лесов, на нужды лесного хозяйства (аналогов бывших лесхозов, но без контрольно-надзорных полномочий).
Ликвидация государственной лесной охраны – достаточного количества людей, для которых охрана лесов является единственным или главным видом деятельности
Внесение изменений в старый Лесной кодекс РФ в 2004-2005 г.г. и принятие нового Лесного кодекса РФ в 2006 году привело к тому, что классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов, исчезла. Действовавшая в 2007-2010 г.г. редакция Лесного кодекса вообще не предусматривала существование государственной лесной охраны. В декабре 2010 г. в Лесной кодекс были внесены изменения, которые восстановили лесную охрану "на бумаге" – путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, исполняющих прежде всего иные обязанности и не обладающих для охраны лесов временем и необходимыми ресурсами. Фактически леса России, за исключением отдельных особых случаев, до сих пор остаются крупнейшей в мире беспризорной и неохраняемой территорией. Это послужило одной из главных причин катастрофической ситуации с лесными пожарами, незаконными рубками, и незаконным использованием земель лесного фонда. Пожары и воровство леса ведут к ускоренному истощению экономически доступных лесных ресурсов и ухудшению качества окружающей среды, а обилие дешевой древесины незаконного происхождения делает лесное хозяйство во многих регионах экономически бесперспективным.
Что необходимо сделать. Восстановить государственную лесную охрану в форме самостоятельного федерального ведомства, обладающего достаточной численностью сотрудников (не менее 20 тысяч человек), единственной или главной обязанностью которых было бы обеспечение охраны лесов от нарушений лесного законодательства, в том числе от незаконных рубок и поджогов.
Исключение ряда категорий лесов и защитных лесных насаждений из сферы действия лесного законодательства, появление огромной площади бесхозных лесов
С введением Лесного кодекса 2006 года в России появился целый ряд категорий лесов и защитных лесных насаждений, на которые в явном виде не распространяется действие лесного законодательства, за сохранность которых никто не отвечает и которые фактически являются бесхозными и беспризорными. К ним в первую очередь относятся леса и защитные лесные полосы на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта и др., а также большинство лесов на землях поселений (в связи с правовой неопределенностью понятия "городские леса". Наиболее заметными результатами этого стали: деградация системы полезащитных лесополос, от которых во многом зависит успешность земледелия в засушливых регионах юга России; массовые захваты "бесхозных" лесов или лесов со спорным статусом под застройку, изъятие этих лесов из общего пользования в густонаселенных регионах; многочисленные "бесхозные" пожары, возникающие в лесах тех категорий, на которые не распространяется действие лесного законодательства.
Что необходимо сделать. Распространить действие лесного законодательства, с соответствующими каждой категории земель и каждой форме собственности ограничениями, на все леса и всю древесно-кустарниковую растительность (как это было сделано в Лесном кодексе РФ 1997 года).
Резкое увеличение бюрократизма, сделавшее поддержание бумагооборота основным видом деятельности в системе государственного управления лесами
Неразумно организованное разделение лесных полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, а также между "управленческими" и "хозяйствующими" структурами, привело к резкому росту бумагооборота, который к настоящему времени почти целиком подменил и вытеснил реальную работу в лесу. В настоящее время более трех четвертей рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства, и не менее половины средств федерального бюджета, выделяемых на лесное хозяйство, расходуются на поддержание бумагооборота, составление всевозможной отчетности, обслуживание комиссий и проверок. Чем выше должность специалиста, тем большую долю времени он должен тратить на бумажную работу – руководители уровня лесничего и выше во многих регионах вообще не имеют возможности регулярно бывать во вверенных им лесах.
Что необходимо сделать. Пересмотреть систему разделения полномочий между федеральными и региональными органами власти, а также между "управленческими" и "хозяйствующими" структурами таким образом, чтобы исключить необходимость и возможность повседневного вмешательства надзорных органов в хозяйственную деятельность, повседневного сбора и анализа сугубо хозяйственной информации.
Резкое снижение среднего уровня квалификации руководящих работников органов государственного управления лесами
На протяжении последнего десятилетия федеральными органами управления лесами руководят люди, не имеющие профильного лесного или смежного образования и подходящего опыта работы. Эти люди формируют свои команды, в основном также состоящие из руководителей без профильного образования и опыта работы, или из достаточно покорных лесных специалистов, не решающихся высказывать собственное профессиональное мнение о происходящем (исключения есть, но они редки и погоды не делают). Кадровая политика федеральных органов власти в значительной степени копируется региональными органами, в результате чего происходит массовое вытеснение профессионалов из органов управления лесами. В настоящее время профессионалы с хорошим образованием и опытом работы уже не оказывают решающего влияния на управление лесами Российской Федерации, что ведет к лавинообразному нарастанию ошибочных и непрофессиональных решений.
Что необходимо сделать. Ввести квалификационный ценз к сотрудникам, занимающим руководящие должности в органах управления лесами, предусмотрев возможность назначения на них только людей с лесным или смежным (естественно-научным, связанным с лесом) образованием и опытом работы в лесном хозяйстве на не руководящих должностях в течение не менее чем пяти лет.
Разрушение информационной системы лесного хозяйства, утрата источников достоверной информации о состоянии лесов
Принятие Лесного кодекса РФ 2006 года привело к тому, что существовавшая ранее система сбора информации о состоянии лесов России (лесоустройство) оказалась разрушенной, а новые системы сбора и обработки этой информации (государственная инвентаризация лесов, лесной реестр) так и не были доведены до сколько-нибудь рабочего состояния, и пока этого не предвидится. В результате органы управления лесами, за редчайшими исключениями, не обладают ни качественной детальной информацией для нужд хозяйственного планирования (актуальными материалами лесоустройства), ни обзорной статистической информацией о состоянии и динамике лесов страны в целом. В результате этого важнейшие решения, связанные с развитием лесного сектора, принимаются на основе сильно устаревшей (как правило, на 15-30 лет) и принципиально не соответствующей современному состоянию лесов информации. Отсутствие достоверной информации о лесах служит также одной из главных причин того, что крупные инвесторы опасаются вкладывать сколько-нибудь значительные средства в развитие российского лесного сектора.
Что необходимо сделать. Обеспечить государственную поддержку лесоустройства на конкурсной основе в объемах, необходимых для качественного проведения лесоустроительных работ в течение нескольких лет во всех эксплуатационных и защитных лесах, не переданных в аренду или выбывших из аренды. Одновременно с этим обеспечить развитие государственной инвентаризации лесов, взяв за образец одну из наиболее эффективно работающих систем ГИЛ в европейских странах.
Другие причины разрухи
Критический уровень истощенности запасов ценной хвойной и твердолиственной древесины, в первую очередь востребованной лесной промышленностью
Экономически доступные ресурсы ценной хвойной и твердолиственной древесины в России в настоящее время истощены до такой степени, при которой невозможно обеспечить устойчивую работу большинства существующих и строящихся предприятий лесного сектора. В официальной статистике степень истощения лесных ресурсов скрывается за счет смешения в одних учетных категориях истощенных экономически доступных лесов с неистощенными экономически недоступными лесами, но в реальной жизни такое смешение лесному сектору не помогает. Истощение лесов нарастает невиданными ранее темпами, поскольку наряду с заготовкой древесины остатки экономически доступных лесных ресурсов уничтожаются катастрофическими лесными пожарами, вредителями и болезнями, развитие которых сейчас практически ничем не ограничивается.
Что необходимо сделать. Принять долгосрочную программу крупномасштабной финансовой поддержки тех элементов лесного хозяйства, которые позволяют сберечь экономически доступные лесные ресурсы от неоправданных потерь (системы охраны лесов от пожаров, лесозащиты) и обеспечить их скорейшее воспроизводство (качественное лесовосстановление, уход за молодняками на наиболее продуктивных лесных землях).
Вымирание сельских районов и населенных пунктов, миграция остатков трудоспособного населения в благополучные города и зарубежные страны
По данным последней переписи населения (2010 года), 13% сельских населенных пунктов нашей страны числятся вымершими. Еще 24% сельских населенных пунктов имеют население до десяти человек – большинство из них с уверенностью можно отнести к вымирающим населенным пунктам. Во многих регионах лесной зоны доля вымерших и вымирающих населенных пунктов, в которых практически не осталось трудоспособного населения, составляет более двух третей. Наиболее трудоспособная молодежь массово покидает сельские населенные пункты. В результате сельское и лесное хозяйство во многих районах остается без трудовых ресурсов, огромные территории освоенных лесов выпадают из хозяйственного оборота просто из-за безлюдья.
Что необходимо сделать. Принять долгосрочную и в достаточной степени обеспеченную финансовыми ресурсами программу, направленную на социальное развитие сельских населенных пунктов и выравнивание условий жизни в них с городскими. Программа должна включать в себя, как минимум, приоритетную поддержку сельских школ и медицинских учреждений и долгосрочный мораторий на их закрытие, строительство качественных дорог и линий связи к живым деревням и поселкам, строительство жилья для молодых специалистов, предоставление финансовой поддержки и земельных участков переселенцам.
Деградация и глубокий упадок системы общего и специального образования, нехватка квалифицированных специалистов и рабочих
Общепризнанной проблемой лесного сектора России является катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов и рабочих, а также выпускников школ и абитуриентов, из которых система профессионального образования может подготовить специалистов нужного уровня. Система профессионального образования просто не в силах массово готовить современных квалифицированных специалистов при существующем уровне подготовки абитуриентов в школах. Кроме того, социальное неблагополучие самих лесных ВУЗов и техникумов привело к нехватке в них квалифицированных преподавателей или потере ими мотивации к качественной работе. В результате в лесном хозяйстве наблюдается сильный и постоянно нарастающий дефицит молодых грамотных специалистов.
Что необходимо сделать. Сделать развитие общего и специального образования приоритетом государственной политики, вкладывая в него не меньшую долю расходов федерального бюджета, чем в наиболее развитых странах мира.