Автор этой статьи по почте задал мне несколько вопросов и, несмотря на 38,5, я ему ответил. К сожалению, в статье нашлось место лишь 2-3 моим предложениям, перефразированным и вырванным из контекста. Я никогда не скрывал свои мысли от отрасли поэтому, после текста статьи привожу свои ответы в полном объеме. Буду рад комментариям и критике. М.П.
Но эксперты пока расходятся во мнении, пройдут ли эти перемены гладко
Предприятия, специализирующиеся на добыче и переработке древесины, с 1 января 2019 года должны будут использовать новые национальные стандарты, определяющие размерно-качественные характеристики лесоматериалов. Главная особенность новых нормативов в том, что они гармонизированы с европейскими, сообщило Государственное агентство лесных ресурсов Украины.
В частности, если сейчас древесина в Украине делится на три сорта – І, ІІ и ІІІ, и имеет ряд сортиментов (назначений), то со следующего года она будет делиться, как и в европейских странах, на четыре класса качества – A, B, C и D.
Новые стандарты разработал Технический комитет Украины по стандартизации лестных ресурсов ТК 18 «Лесные ресурсы», а утверждались они госпредприятием «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества». В частности, разработаны и утверждены 8 стандартов (ДСТУ EN) классификации по качеству для хвойных и лиственных лесоматериалов (ель и пихта; сосна; лиственница и тис; дуб и бук; тополь; ясень, клен и белый клен), а также классификации по размерам для лиственных и хвойных пород.
В связи с этим с 1 января 2019 года отменяются все стандарты, разработанные до 1992 года (преимущественно все межгосударственные ГОСТы), на замену которым должны быть введены европейские стандарты (EN), или в случае отсутствия таковых – международные (ISO).
Гослесагентство сообщило, что на часть продукции лесохозяйственных предприятий пока не существует ни европейских, ни международных стандартов – некоторые европейские нормы в Украине нелегитимны, а некоторые действительные в Украине нормативные документы противоречат друг другу. Поэтому до конца нынешнего года разрабатываются, уточняются и утверждаются еще пять стандартов и девять Технических условий.
Чтобы облегчить предприятиям переход на новую систему стандартизации, были разработаны корректирующие формы, которые будут действовать также до конца 2018-го.
Гослесагентство обращает внимание на некоторые отличия новой системы стандартизации от старой:
- в европейской системе стандартизации круглых лесоматериалов приняты 10 групп диаметров, а не привычные для Украины три группы;
- группы диаметров учитывают лишь обмер бревна по срединному диаметру в коре или без коры (по договоренности с потребителем);
- принцип классификации в европейской системе не базируется на назначении сортиментов, в его основе – показатели размера и качества бревна: больший диаметр и меньшее количество изъянов – более высокий класс качества.
Согласно решению Кабмина новые стандарты на древесину должны были заработать еще в начале 2016 года, рассказал iAgro Дмитрий Карабчук, специалист по вопросам лесного хозяйства международной природоохранной организации World Wide Fund for Nature (WWF). Почти трехлетняя задержка объясняется тем, что Гослесагентство, ответственное за подачу предложений по стандартам, не выполнило свою работу. Ситуация изменилась, когда были обнародованы результаты исследования Earthsight – британской неправительственной организации, после чего премьер-министр Владимир Гройсман дал распоряжениепобороть контрабанду леса, а «Укрзализныця» просто перестала перевозить древесину, идущую на экспорт. «Таким образом лесников заставили все же пересмотреть госстандарты старого образца и гармонизировать их с европейским», – сказал Карабчук.
По его словам, проблема с экспортом состояла в том, что спекулянты экспортировали круглые бревна, которые по советским стандартам классифицировались как дрова, пригодные разве что к сжиганию, тогда как по европейским нормам эта древесина могла использоваться для производства продукции. «Однако у украинских лесников не должно быть проблем с переходом на новые стандарты, поскольку это не застало их врасплох, и они уже даже готовятся к нововведению», – считает Дмитрий Карабчук.
При этом эксперт лесной отрасли Михаил Попков полагает, что внедрение новых стандартов усложнит работу всех участников рынка. По его словам, национальные стандарты принимаются в интересах лесного сектора страны, поскольку влияют на очень многие аспекты государственного управления и хозяйственной деятельности: от измерения и учета древесины до формирования государственной статистики и взимания рентной платы за использование деревоматериалов.
И потому нововведения в обязательном порядке должны согласовываться со всеми участниками сектора. «В Украине таких стандартов нет. Под видом национальных сектору предлагается набор европейских, переведенных на украинский язык. Украина к их внедрению не готова. Последствия этого решения никто не просчитывал, однако, очевидно, что они будут разноплановы и негативны», – говорит Попков.
Ответы М.Попкова на вопросы журналиста.
А.С. С 1 января внедряются новые национальные стандарты качества древесины, гармонизированные с европейскими. Хотел услышать Ваше профессиональное мнение вот по каким вопросам:
1.Какие последствия от введения новых стандартов? Что изменится для лесной и деревообрабатывающей отраслей? Упростит ли это ведение бизнеса или усложнит?
М.П.Национальные стандарты принимаются в интересах лесного сектора страны и в обязательном порядке согласовываются со всем его участниками. В Украине таких стандартов НЕТ. Под видом национальных, сектору предлагается набор рамочных европейских стандартов, переведенных на украинский язык, которые внедряются келейно. Украина к их внедрению не готова, в связи с чем главным итогом проводимой компании будет хаос во всех видах деятельности, связанных с классификацией, учетом, измерением древесины и т.п. который негативно повлияет на работу всех сегментов лесного сектора. Последствия авантюрного решения никто не просчитывал, однако, очевидно, что они будут разноплановы и негативны.
А.С. 2.Какие могут быть сложности от введения новых стандартов? Насколько они критичны?
М.П. Стандарты влияют на очень многие аспекты государственного управления и хозяйственной деятельности: от измерения и учета древесины до формирования государственной статистики и взимания рентной платы за использование древесины. Сложности будут во всем и, по моим оценкам, для многих участников рынка они будут критичны. К примеру:
- в связи с переходом на измерения по срединному диаметру возрастет трудоемкость учета древесины и себестоимость лесозаготовок;
- по той же причине, потребители древесины лишатся возможности контроля объема поставок;
- перевод техсырья для ВТП в категорию бревен приведет к коллапсу при начислении рентной платы и сделает не рентабельными рубки в усыхающих и низкокачественных лесах;
- возникнут сложности в торговле, связанные как с формированием партий и лотов, так и с хаотичными колебаниями цен;
- многочисленные сложности возникнут в ходе всех видов учета древесины, включая государственный учет и ЕОД;
- разногласия возникнут в связи с несоответствием действующей методики материально-денежной оценки лесосек и новой системой классификации заготовленной древесины; и т.д.
А.С. 3.Снизит ли введение новых стандартов уровень злоупотреблений, как внутри Украины, так и при продаже леса на экспорт? До недавнего времени можно было часто встретить новости о том, что под видом дров на экспорт идут эшелоны с нормальной древесиной. Будет ли после введения новых стандартов эта проблема решена?
М.П. Анонсированный переход на новые стандарты скорее увеличит коррупционные риски при торговле древесиной на внутреннем рынке. На внешней торговле он мало скажется по причине моратория на экспорт деловой древесины (бревен и балансов). Новые стандарты не гармонизированы с таможенной классификацией и продолжают именовать дровами, древесину, используемую в плитном производстве, поэтому возможности пересортицы при экспорте дров не исключены.
В целом осуществляемый Гослесагентством переход «на новые национальные стандарты качества древесины, гармонизированные с европейскими» является ярким примером профанации и дискредитации действительно необходимых реформ. Стимулом для перехода на новые стандарты, являются не интересы отрасли, сектора и страны, а давление Кабмина. Разработанные ведомством корректирующие таблицы свидетельствуют лишь о желании втиснуть привычные ГОСТы в еврооболочку и сохранить в структуре лесосечного фонда как можно больше древесины с грифом «дрова», за которое практически ничего не надо платить государству…
В рамках проекта ФЛЕГ в 2013-2015 годах был проведен комплекс работ по подготовке новых стандартов и облегчению их внедрения:
- разработан и вынесен на широкое обсуждение проекта единого для Украины документа, учитывающего, как европейские требования классификации древесины, так и национальные реалии её измерения;
- подготовлено руководство, облегчающее переход на новые стандарты;
- проведен пилотный эксперимент по проверке проекта в условиях реального производства.
Параллельно рекомендовалось изменить формы статистического учета древесины и нормы налогового законодательства, регламентирующие начисление рентной платы за её использования.
Все эти работы и рекомендации были проигнорированы Гослесагентством. Результат, -пустая потеря 4 лет (Кабмин принял постановление о переходе на европейские стандарты еще в 2014 г., а Гослесагентство издало аналогичный приказ только 30.10.18.) и нынешний «реформаторский понос» с вполне прогнозируемыми последствиями.
М.Попков