Думаю эта статья заинтероесует тех, кто думает об экономике украинского лесного сектора. М.П.
Белорусская универсальная товарная биржа приступила к регистрации биржевых складов для реализации лесопродукции на условиях поставки в зарубежные перевалочные терминалы. Совместный проект БУТБ, Министерства лесного хозяйства и УП «Беллесэкспорт» позволит значительно расширить возможности белорусских экспортеров. О перспективах отправки лесных грузов за рубеж по новой схеме рассказал начальник отдела логистики ОАО «БУТБ» Павел ИГНАТОВИЧ.
– Павел Иванович, в последнее время экспорт лесопродукции стремительно растет как в объемном, так и в стоимостном выражении. Послужит ли регистрация складов дополнительной мерой для активизации поставок продукции за рубеж?
– Увеличение объемов экспорта – одна из главнейших задач в нашей стране. Совместно с Министерством лесного хозяйства и Беллесэкспортом мы разработали новую схему биржевой торговли, которая позволит расширить поставки лесопродукции через Прибалтийское направление. Она основана на использовании биржевой логистики, ключевым звеном которой является биржевой склад.
Главная функция биржевого склада – определение условий поставки, ведь при биржевой торговле покупатель и продавец видят только стоимость товара и его характеристики и при этом не могут заранее просчитать затраты на доставку. Биржевая логистика минимизирует риски покупателя, поскольку дает возможность приобрести товар с учетом его доставки в район перевалки, максимально приближенный к покупателю и выбранный им по своему усмотрению. При этом торговля через биржевой склад, зарегистрированный на перевалочном терминале, не предполагает дополнительных затрат, а лишь повышает надежность сделки.
Исходя из этого, первые склады мы зарегистрируем на пересечении основных транспортных путей Прибалтийского направления.
– В каких странах планируется зарегистрировать склады в первую очередь?
– Соответствующие терминалы подбирались совместно с представителями Беллесэкспорта в портах Клайпеды (Литва), Риги и Скулте (Латвия), Таллинна (Эстония). Сегодня в качестве биржевых складов зарегистрированы следующие терминалы: АО «Комерк» (порт Таллинн), ЗАО «МАБРЕ ЛПЦ» (порт Клайпеда), ООО «WT Tetrminal» (порт Рига). Полная информация о них имеется на сайте биржи.
– Что из себя представляет биржевой склад, насколько качественно в нем может храниться древесина?
– В данном случае биржевой склад – это многофункциональный или специализированный современный перевалочный терминал. Для других торговых площадок биржи, например, секции промышленных и потребительских товаров, этот склад должен обеспечить качественный прием и перевалку всех видов товаров – от продуктов питания до механизмов, машин, оборудования.
Для лесопродукции совместно со специалистами Беллесэкспорта нами подобраны в качестве биржевых специализированные терминалы, которые не только могут обеспечить перевалку, но и способны оказывать весь комплекс услуг по выгрузке, загрузке и качественному хранению. За счет узкой специализации их услуги стоят дешевле, чем на универсальных складах.
– Какие преимущества имеет схема работы через зарегистрированные биржевые склады?
– Во-первых, это удобно покупателю. Не нужно думать, как и за какие деньги вывезти купленный товар с лесхозов или пилорам. А ведь в начале текущего года для покупателей вывоз уже приобретенной продукции стал настоящей проблемой, потребовавшей вмешательства заместителей министров лесного хозяйства и транспорта, Ассоциации белорусских перевозчиков и транспортных компаний. Нехватка подвижного состава тогда привела к дополнительным затратам иностранных покупателей на транспорте, что в конечном итоге негативно отразилось на стоимости и качестве лесопродукции и, как следствие, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Во-вторых, это выгодно продавцу, который получает от биржи возможность выбора вариантов и стоимости логистики доставки и может расширить географию предложения товара иностранным покупателям. В-третьих, это выгодно бирже, поскольку повышает ее имидж, привлекает дополнительных участников торгов и увеличивает биржевой сбор с учетом стоимости логистических услуг.
Бесспорная выгода предложенной схемы работы для всех участников биржевой торговли состоит и в обеспечении надежности исполнения биржевых контрактов с использованием биржевой логистики, регламентированной нормативными документами биржи.
Далее, это выгодно зарегистрированным на бирже транспортно-экспедиторским компаниям – резидентам Республики Беларусь, которые теперь имеют возможность гарантированно оказывать услуги по доставке лесопродукции на биржевые склады, чем реально повышают свою конкурентоспособность перед зарубежными коллегами.
Наконец, это выгодно государству, которое получит дополнительную валюту за экспортную услугу и дополнительные налоги в казну за услуги по логистике.
– Кто займется доставкой груза на склады?
– С этой целью уже более года биржа предоставляет своим клиентам подобранных и зарегистрированных на основании разработанного Положения биржевых перевозчиков. Это белорусские транспортно-экспедиторские компании, которых может выбирать любой участник торгов, в том числе и на конкурсной основе, используя раздел «Логистика» сайта биржи. На сегодня биржей зарегистрировано 11 биржевых перевозчиков, которые вполне могут решить поставленные перед ними задачи.
Это дает ряд преимуществ, особенно когда речь идет о долгосрочных контрактах. Если контракт заключен, скажем, на полгода, цена доставки должна быть неизменной на протяжении всего периода. Найти перевозчика, который мог бы выставить фиксированную цену на такой длительный период, довольно сложно. Аккредитованный же на бирже перевозчик гарантированно не изменит цену. Он дорожит своей репутацией, так как получает дополнительных клиентов через биржу. Такая схема помогает снизить количество посредников. Сделка родилась на бирже, и тут же можно заключить договор на доставку и хранение реализованной продукции на зарегистрированном биржевом складе за рубежом.
– Если проект окажется успешным, в каких еще странах планируется регистрировать подобные склады?
– Мы изучаем основные направления транспортных потоков, потребности наших клиентов и на этой основе планируем новые биржевые склады. Следующим этапом реализации проекта запланирована регистрация биржевых складов в европейском направлении, в местах перевалки лесопродукции на белорусско-польских погранпереходах. И дело не только в больших объемах лесопродукции, поставляемых в Европу. В последнее время в Беларуси возникла большая проблема с нехваткой железнодорожных вагонов. Регистрация склада вблизи границы с нашей западной соседкой позволит сократить простои белорусских вагонов в ожидании составов узкой колеи. Товар можно будет разгрузить на складе и отправить вагон за следующим рейсом. А со склада его заберет покупатель.
На очереди также создание биржевых складов в черноморских портах, например, в Николаеве, Ильичевске. Проект реализовывается при активном участии Министерства лесного хозяйства и УП «Беллесэкспорт». Активная работа с нашими партнерами позволяет найти оптимальный вариант решения поставленных задач. Ведь цели у нас общие – создать наиболее удобный и эффективный механизм реализации белорусской лесной продукции на экспорт.