“Через малый бизнес формируется класс будущих эффективных собственников”

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В.Н.Масляков во время делового завтрака в «Российской Газете» высказал идею о привлечении местного населения, живущего в сельской местности, к управлению лесами через его участие в выполнении лесохозяйственных работ, обеспечивающих воспроизводство, охрану и защиту лесов. Практическая реализация данной идеи требует принятия целого ряда мер, создающих условия, при которых как граждане, так и органы государственного управления лесами в субъектах Российской Федерации будут заинтересованы в таком сотрудничестве на длительный период времени.

Зарубежная практика управления лесами, особенно в странах Европы и США, демонстрирует участие сельского населения в ведении лесного хозяйства по двум формам. Первая – частное лесовладение преимущественно в интеграции с сельскохозяйственным производством, которое получило специальное название «аграрное лесное хозяйство (agroforestry). Вторая – контрактная организация лесозаготовительных и лесохозяйственных работ.

В скандинавских странах, где частное лесовладение является доминирующей формой собственности (от 68 до 78% общей площади лесов), в составе частных лесовладельцев сельскохозяйственные фермеры составляют более 50 процентов.

Эффективность соединения сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств объективно предопределена их сезонностью, а также сходством применяемых машин и механизмов по функциональному назначению.

Другой формой привлечения населения к ведению лесного хозяйства в условиях, когда аренда лесов для целей их использования в европейских странах и США отсутствует, является контрактная организация лесозаготовительных и лесохозяйственных работ.

В скандинавских странах все объемы лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, выполняемых как компаниями – собственниками лесов, так и государственными компаниями, осуществляют контракторы (подрядчики), использующие либо собственную технику, либо приобретаемую по лизингу.

В отличие от арендаторов лесных участков, которые, с одной стороны, должны обеспечить выход заготовленных лесоматериалов на рынок, находясь в конкурентной среде, с другой стороны, отвечают за состояние лесов, контракторы не обременены названными обязательствами и отвечают только за выполнение работ по заключенным договорам, являясь по сути наемной рабочей силой.
В результате проведенных институциональных и экономических реформ в лесном хозяйстве в 90-х годах прошлого века контрактная организация лесозаготовительных и лесохозяйственных работ получила широкое распространение в странах Восточной Европы и Прибалтики.

Из приведенного выше зарубежного опыта видно, что его применение к ведению лесного хозяйства в Российской Федерации в правовом поле, созданном Лесным кодексом (2006 г.), затруднительно.
Речь идет о тех сложностях, прежде всего экономического характера, которые возникнут у граждан при аренде лесных участков малого размера с низкой концентрацией ресурсов, разрешенных для их использования в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Прежде всего, гражданин, желающий взять лесной участок в пользование, должен стать индивидуальным предпринимателем и участвовать во всех конкурсных процедурах, которые предписаны Лесным кодексом для получения прав на заключение договора аренды, если не будут изменены законодательные нормы для создания определенных преференций в пользу местного населения.

При этом во всех случаях целью аренды должно стать использование лесов в тех видах, которые приведены в статье 25 Лесного кодекса. Ведение лесного хозяйства нельзя рассматривать в качестве цели договора аренды, оно является лишь деятельностью, сопутствующей использованию лесов.
До принятия решения об участии в аукционных процедурах на заключение договора аренды лесного участка гражданин в качестве будущего предпринимателя должен оценить доходы от использования лесов и расходы на ведение лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесохозяйственного регламента.

При оценке доходов от использования лесов для заготовки древесины следует иметь в виду, что в условиях освоения деконцентрированных ресурсов у арендатора могут возникнуть трудности с прямой поставкой лесоматериалов потребителям, и следовательно, придется использовать для этих целей работающих в теневой экономике посредников с большими потерями дохода.

Росту дохода в виде прибыли не будут способствовать также низкие объемы лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, не позволяющие применять дорогостоящие высокопроизводительные машины и механизмы в качестве базы для снижения текущих затрат. При этом арендатору до начала работ на лесном участке необходимо иметь первоначальный капитал для приобретения основных и оборотных средств, позволяющих организовать производственный процесс.

Для того, чтобы преодолеть названные выше трудности и создать условия для развития малого бизнеса в лесном хозяйстве через привлечение в него местного сельского населения, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

Во-первых, на федеральном уровне должно быть разработано Руководство (Наставление) по созданию и развитию малого бизнеса в лесном хозяйстве, представленного арендаторами лесных участков и контракторами – исполнителями лесозаготовительных и лесохозяйственных работ. Этот документ должен содержать информацию о правовых процедурах, необходимых для создания малого бизнеса с учетом особенностей, имеющих место в использовании лесов и ведении лесного хозяйства. Кроме того, в нем должны быть отражены нормативы для оценки условий, при которых создание и развитие малого бизнеса является эффективным. Условия должны быть представлены минимальными размерами лесных участков при их аренде или объемами лесозаготовительных и лесохозяйственных работ при их контрактной организации, дифференцированными по породному составу и возрастной структуре насаждений, классам пожарной опасности, транспортной доступности, применяемой технологии на работах в лесу.

Названное Руководство (Наставление) может быть использовано и в качестве учебного пособия, предоставляющего знания в области бизнес-планирования тем гражданам, которые проявляют интерес создать «собственное дело» в лесном хозяйстве.

Во-вторых, на региональном уровне должны быть разработаны и реализованы целевые программы по подготовке и переподготовке кадров для малого бизнеса (арендаторов лесных участков, специалистов и рабочих подрядных структур) под методическим руководством учреждений дополнительного и высшего лесного профессионального образования.

В третьих, на уровне региона должны появиться действенные программы лизинга эффективной техники для выполнения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ с ее финансовым обеспечением по аналогии, как это делается в сельском хозяйстве.

Наконец, в-четвертых, необходимы поправки в лесное законодательство, обеспечивающие оплату государством лесохозяйственной продукции, созданной малым бизнесом при выполнении обязательств по договорам аренды лесных участков и принятой в установленных процедурах лесничествами.

Финансовую поддержку малого бизнеса через оплату выполнения им лесохозяйственных работ следует рассматривать как важнейшее политическое решение с позитивными социальными и экологическими последствиями.

Через малый бизнес в лесу формируется класс будущих эффективных собственников, которые могут быть востребованы, когда лесные земли станут объектом приватизации.

С учетом возможных социальных и экологических последствий приватизация лесов отдельными гражданами, которые являются арендаторами лесных участков и исполнителями лесохозяйственных работ, несет в себе значительно меньше рисков и опасностей в сравнении с приватизацией лесов крупными лесопромышленными компаниями, где лесные земли могут превратиться в спекулятивный капитал.

Лесные фермерские хозяйства, основанные на частной собственности на лесные и сельскохозяйственные земли, создадут более благоприятную экономическую и социальную среду в сельской местности, снизят уровень безработицы, изменят отношение людей к труду, к сохранению местных культурных традиций, основанных на почитании леса и земли в качестве основных средств производства.

А.П.ПЕТРОВ, профессор, д.э.н., ректор ФАУ ВИПКЛХ

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.