Для украинцев самое популярное событие недели — отмена техосмотра для некоммерческого автотранспорта. Закон, который ликвидирует серьезный канал коррупции, принят уже во втором чтении. А в его подписании президентом нет сомнений, ибо Виктор Янукович и был инициатором этого закона.
Деньги идут в Украину
А в целом для страны, наверное, самое позитивное событие — это сообщение Нацбанка (4 июля) о том, что профицит платежного баланса Украины в январе — мае 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличился на 34% — до 2,164 млрд. долл. Это значит, что поступление валюты в страну по всем каналам (внешняя торговля, инвестиции, кредиты, переводы) на 2 с лишним миллиарда долларов больше, чем вывоз валюты по всем аналогичным каналам. В 2009-м платежный баланс был сведен с огромным дефицитом — 13,8 млрд.
Увы, радостное известие из Нацбанка власть должным образом не пропиарила. А ведь эти цифры дают основание еще раз подумать, нужны ли стране деньги от МВФ. При таком балансе можно вежливо заморозить сотрудничество в случае неприемлемых для нас социальных требований и разъяснить как внутри страны, так и вовне, что многие государства (и в первую очередь успешные экономики) кредитами от МВФ не пользуются.
Улучшение платежного баланса произошло в первую очередь благодаря росту инвестиций. За 5 месяцев чистый приток инвестиций составил 2,6 млрд. грн. При этом почти треть суммы (830 млн.) дал один май, т. е. последний отчетный месяц. Значит, позитивная динамика нарастает.
К сожалению, есть инвесторы, выдвигающие необоснованно завышенные требования к стране. Например, агрокомпания «Каргилл», которая является в настоящий момент крупнейшей по годовым доходам американской частной корпорацией (в Украине она владеет шестью элеваторами и двумя маслоэкстракционными заводами). Крупнейшая газета делового мира «Файненшл таймс» опубликовала два материала на основе бесед с исполнительным директором «Каргилла» Грегом Пейджем, который приезжал в Киев на встречу инвесторов с президентом Украины.
Пейдж, в частности, выразил явное недовольство барьерами на пути вывоза зерна (хотя недавно введенные экспортные пошлины — это и более гибкая, и более справедливая система, нежели ранее существовавшие в неурожайные годы квоты). Но еще большее разочарование он высказал в связи с тем, что запланированная властью аграрная реформа не предполагает продажи земли иностранцам. Хотя вроде бы никогда до сих пор иностранцев этим не обнадеживали. И завершается беседа фактически ультиматумом Пейджа. Дескать, если так будет и дальше, то можно инвестировать и в другие страны, а Украина так и останется страной нереализованного потенциала.
Вот на такие ультиматумы (а их наверняка озвучивают и другие инвесторы только не в СМИ, а в разговорах с представителями власти) надо реагировать спокойно. Ведь раз так интенсивно развивал «Каргилл» свое присутствие в Украине в прошлом, значит, безусловно останется здесь и дальше в условиях реальных реформ. А если уйдет только из-за того обстоятельства, которое озвучил Пейдж, значит, его место займут другие, не склонные к ультиматумам. Главное — чтобы твердость относительно необоснованных требований инвесторов сочеталась с учетом обоснованных пожеланий того же бизнеса — имеется в виду прежде всего борьба с коррупцией.
ГРЕКО против Европарламента
На днях Украина позволила рассекретить принятый месяц с небольшим назад доклад ГРЕКО — структуры по борьбе с коррупцией в рамках Совета Европы. Выдержки из этого документа уже появлялись в украинской прессе. И доклад действительно является весьма критическим. И ко многим замечаниям и предложениям стоит прислушаться — например, рассматривать коррупцию как уголовное, а не административное преступление.
Но примечательно другое. Если Европарламент, заступаясь за Тимошенко, считает, что в Украине не проведена необходимая судебная реформа и опирается на мнение Венецианской комиссии, которая в прошлом октябре критиковала эту реформу, (пожалуйста, читайте «Внезапное прозрение» на стр. В1, В6), то ГРЕКО, напротив, дает нашей судебной реформе весьма позитивную оценку.
Не соглашаются с отдельными ее моментами, однако итоговый вывод заключается в том, что рекомендация ГРЕКО по судебной реформе входит в очень небольшое число рекомендаций, которые эта организация нашла полностью имплементированными Украиной. И вновь этот очевидный успех власти не был достойно использован близким к ней массмедийным ресурсом. Удивительно, что на известных телеканалах не нашлось эфирного времени, чтобы рассказать о растущем профиците бюджета или о высокой оценке ГРЕКО судебной реформы.
Дело Тимошенко
Весьма неожиданно для наблюдателей вспомнили об ЕЭСУ. А ведь это прекрасный повод для того, чтобы власть открыто заговорила о двойных стандартах, которые применяет Запад в отношении дела Тимошенко. В прошедшие дни также был очевидным интерес западной прессы к этому процессу и, как правило, с заметными симпатиями к обвиняемой. Только симпатии эти высказывались не в лоб — на симпатию читателей к Тимошенко работало преобладание в тексте соответствующих комментариев экспертов и других лиц, подобранных журналистами.
В этой связи обращает на себя внимание то, как используют материалы частных западных СМИ западные же государства. Я имею в виду, например, Германию с ее государственной телерадиокомпанией «Немецкая волна». Украинская редакция «волны», помещая обзор немецкой прессы, дает изложение лишь двух наиболее критических к украинской власти публикаций в «Зюддойче цайтунг» и «Франкфуртер альгемайне», при том что последняя прямо призывает Запад вмешаться в ситуацию. А вот более взвешенные публикации — например, статьи в «Вельт» и особенно в «Шпигеле» — в обзор не попали.
Что же касается превращения экс-премьером своего дела в шоу, то стоит для начала обратить внимание общества на то, как на такие попытки реагирует Гаагский трибунал, который на днях удалил из зала суда самого главного на нынешний момент своего обвиняемого — командующего армией боснийских сербов Ратко Младича. Для начала нужно тщательно озвучить и прокомментировать это обществу, чтобы люди понимали: если в случае необходимости украинский судья поступит с Тимошенко аналогичным образом — это будет тоже по-европейски.
И вот наконец СБУ сделала давно напрашивавшийся шаг — занялась деятельностью Тимошенко времен ЕЭСУ (напомним: в Хорватии экс-премьер Санадер находится под следствием как раз по делам такой же давности). В данном случае речь идет о частном долге корпорации (возглавляемой на момент возникновения долга самой Тимошенко) российскому Минобороны. Затем частный долг экс-премьер хотела превратить в государственный долг Украины.
Эта ситуация была окончательно прояснена лишь на днях после официального письма в украинское правительство министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Однако непонятно, почему СБУ, занимаясь этим делом, не обращала до сих пор внимания на дело, которое было официально предано гласности гораздо раньше. Речь идет о деле № 1:04-CV-00798-PLF, возбужденном прокуратурой США. О нем в «2000» очень подробно писалось в феврале — марте 2007 г. Напомню суть.
Американская прокуратура предъявляет претензии на все активы, содержащиеся на перечисленных в иске счетах в 9 банках (на территории Гернси, Антигуа, Швейцарии, Лихтенштейна и Литвы), а также на «все активы, происхождение которых связано с упомянутыми в иске доходами и собственностью». Цель иска — «конфискация в пользу США активов на сумму, превышающую 250 млн. долл., приобретение которых связано с серией преступных, мошеннических деяний, вымогательством, взяточничеством, хищениями, растратами и отмыванием денежных средств бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко и его сообщниками». При этом в иске Тимошенко называют сообщницей Лазаренко и указывают, что примерно половина незаконных, с прокурорской точки зрения, доходов Лазаренко в 1993 — 1997 гг. ($326 млн.) поступила от фирм, контролируемых Тимошенко — Somoli Enterprises, United Energy International и ЕЭСУ.
Странный месседж Лавриновича
На главных судебных «фронтах» на отчетной неделе событий глобального значения не произошло. Но следует сказать о сделанном 29 июня заявлении министра юстиции Александра Лавриновича, который заверил, что решения Европейского суда по правам человека по искам Юрия Луценко и Юлии Тимошенко в Украине будут выполнены.
Странное заявление, мягко говоря… Крайняя заангажированность «Европы» в уголовных делах против оппозиционеров совершенно очевидна, и понятно, что решит Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), если рассмотрит жалобу Тимошенко: что ее притесняют и репрессируют по политическим мотивам.
В то же время, учитывая политическую игру за влияние на Украину, был шанс, что европейские структуры воздержатся от принятия через механизм ЕСПЧ обязательных для Украины решений, чтобы не прижимать к стенке украинскую власть в столь важном для нее вопросе. Теперь же заявлением Лавриновича даны четкие обязательства исполнить любые решения ЕСПЧ по делам Тимошенко и Луценко.
Мало того, заявление министра юстиции можно понять и как определенный сигнал, как просьбу о принятии соответствующего решения, которое позволило бы власти свернуть преследования Тимошенко с относительным сохранением лица (дескать, есть международные обязательства, которые Украина вынуждена выполнять).
Но, боюсь, что масштабов политической катастрофы, которой для власти может стать развал «дела Тимошенко» (по любой формальной причине), столь благовидный предлог не уменьшит!
Знаковое «неотрицание»
Что же касается газового вопроса в целом, а не только в контексте ЕЭСУ, то хорошо, что украинская власть отказалась от нагнетающих атмосферу заявлений, и начались весьма интенсивные контакты на уровне главы Минтопэнерго Юрия Бойко и главы «Газпрома» Алексея Миллера. Однако если «Газпром» постоянно озвучивает свое условие компромисса — скидка на газ в случае создания СП «Газпрома» и «Нафтогаза», то украинская сторона просто не говорит ничего. Хотя «неотрицание» Киевом такой идеи — знак того, что возможность подобного СП рассматривается всерьез и дело только в условиях.
Игнорируя указы и примеры
Среди событий минувшей недели особо выделяется состоявшееся в четверг заседание Гуманитарного совета, на котором президент сделал ряд важных (можно даже сказать — знаковых) заявлений. Прежде всего отметим признание того, что «в ближайшей перспективе мы вряд ли однозначно сошьем, как говорят, страну, как это нам советуют некоторые политологи и культурологи. Безусловно, это очень важно. Но чтобы достигнуть этого, надо не унифицировать разнообразие востока и запада, юга и севера Украины, а предоставить регионам возможность оставаться самобытными».
Что ж, сам факт такого заявления, сделанного на самом высоком уровне, вселяет надежду, что влияние на проводимый курс «некоторых политологов и культурологов», столь ощутимое в последнее время, заметно уменьшится. Что «наверху» поняли ошибочность (мягко говоря) их рекомендаций и что заявления президента — это «первые ласточки» поворота к гуманитарной политике в русле предвыборной программы, с которой Виктор Федорович стал президентом. К слову, обратим внимание, что значительную часть своего недавнего телеинтервью президент говорил по-русски (включая рассказ о своей резиденции). Президент как бы давал чиновникам образец поведения в нашей двуязычной реальности.
Однако чиновничество нуждается не только в таком примере, но и в серьезном спросе, поскольку постоянно игнорирует не только примеры, поданные президентом, но и президентские указы.
Мой коллега Михаил Шишлянников обратил внимание на следующий факт.
Есть действующий указ Президента Украины №1207/96 «Про опублікування актів законодавства України в інформаційному бюлетені «Офіційний вісник України». При внимательном ознакомлении с его текстом коллега выяснил, что абсолютно все министерства и ведомства (в первую очередь Министерство юстиции) самым преступным образом игнорируют следующие положения данного указа: «З метою оперативного і повного забезпечення правовою інформацією органів державної влади, підприємств, установ і організацій, доведення актів законодавства України до відома громадян постановляю: …Тексти законів та інших нормативно-правових актів подаються до Міністерства юстиції України як державною мовою, так і в перекладі на російську мову. Міністерству юстиції України забезпечити видання законів та інших нормативно-правових актів України у перекладі на російську мову».
Но в настоящий момент, подчеркивает Михаил Шишлянников, в стране невозможно найти официальные переводы законов и иных нормативно-правовых актов Украины на русский язык. На том же сайте Минюста днем с огнем не найдешь ни одного акта, подвергнутого переводу. А ведь статья 106 Конституции гласит: «Президент України на основі та на виконання Конституції і законів України видає укази і розпорядження, які є обов'язковими до виконання на території України».
Комментарии здесь, как говорится, не нужны.
Но вернемся к заседанию Гуманитарного совета.
К вопросу о выборе ориентации
Симптоматичным, на мой взгляд, стало и заявление президента о том, что государство не должно регулировать вопрос популярности деятелей культуры: «Я хотел бы сказать то, о чем много говорят в кулуарах и никто не осмелится на протяжении двадцати лет сказать громко: народ и без подсказок со стороны государства знает, чьи песни поют или какие книги читают. Кто действительно народный, а кто лишь на бумаге».
Также Янукович обратил внимание на огромное количество деятелей различных искусств, получивших почетные звания за годы независимости. «У нас скоро не будет простых артистов, все будут народные или заслуженные»— не без юмора заметил президент. В то же время он отметил, что государство не будет отказываться от присвоения званий.
Всем хорошо известна политическая и «культурологическая» ориентация подавляющего большинства «митців», неизменно демонстрирующих завидное фрондерство в ожидании очередного почетного звания. Известна также и аналогичная ориентация большинства членов Гуманитарного совета. В этом контексте данное заявление можно рассматривать и как намек на то, что провокационная радикальная оппозиционность «духовных кормчих» может ударить по самому чувствительному месту многих из них — по карману. Что ж, realpolitic есть realpolitic!
Вполне вероятно также, что такая корректировка курса связана с появившимся пониманием того, что в нынешних условиях власти следует прежде всего сосредоточиться на сохранении своего традиционного электората, приведшего своими голосами нынешнюю власть к власти (извините за тавтологию), а не на попытках расширения электоральной базы за счет несгибаемых идеологических противников (ввиду полной нереалистичности на сегодняшний день такой задачи). Как «2000» уже неоднократно отмечала, «уходя от защиты прав своих избирателей в пользу тех, кто никогда не будет голосовать за ПР и Виктора Януковича, власть не только теряет свои электоральные позиции, но и не снижает «градус» противостояния в стране, не уменьшает риск возникновения крупного внутриполитического кризиса. Скорей наоборот, теряя сторонников и тем самым ослабляя саму себя, власть может спровоцировать оппозицию на активные, выходящие за рамки Конституции, действия. Со всеми вытекающими последствиями». Политик, который (словами «Откровения» Иоанна Богослова) «ни холоден, ни горяч», не будет иметь никакой поддержки в обществе.
Хотелось бы думать, что это поняли и во властных коридорах. Но не будем пока делать далеко идущих выводов из первых, достаточно осторожных сигналов. Ведь непоследовательность гуманитарной политики Партии регионов давно стала притчей во языцех. Вот и на заседании Гуманитарного совета не обошлось без «дежурной» интриги в отношении Дмитрия Табачника.
Именно проявлением аппаратных игр выглядит присутствие на этом совете не входящей в его состав Ольги Сумской (которая к тому же в Театре Леси Украинки является давней конкуренткой супруги министра образования Татьяны Назаровой) с частным вопросом о капремонте в 106-й школе Киева.
Наконец вопрос к министру о том, гарантирует ли он отсутствие злоупотреблений во время вступительной кампании. Такой вопрос как на постоянном фоне нападок на Табачника со стороны тех, для кого следующей целью является Янукович, так и на частном фоне Гуманитарного совета — читается как намек — достаточно устроить провокацию со взяткой в каком-либо вузе, и министра снимут.
Между тем сам Табачник показал у Шустера отменную подготовку к вступительной кампании, достойно продержавшись в явно враждебном окружении и развеяв немало мифов о работе своего министерства, например, о признании зарубежных дипломов.
Но это не ослабляет тревоги за исход интриг вокруг как самого Табачника, так и вокруг идеологической позиции президента в целом.
Плюсы недели:
— отмена техосмотра для некоммерческого автотранспорта, ликвидировавшая мощный коррупционный канал;
— существенный приток инвестиций и валюты в страну, позволяющий отказаться от кредитов МВФ;
— успехи судебной реформы (по оценке специалистов Европарламента);
— интенсивные контакты главы Минтопэнерго и главы «Газпрома».
Минусы:
— заявление Александра Лавриновича о заведомом признании решений Европейского суда;
— новые интриги вокруг Дмитрия Табачника;
— инертность массмедийного ресурса власти.