Несмотря на то что рост экономики в первом квартале превзошел ожидания, дальнейшая динамика зависит от все большего количества неизвестных
В июне и отечественные власти, и серьезные международные организации взялись улучшать прогноз развития украинской экономики. Сначала Кабмин повысил прогноз роста реального ВВП с 4,5% до 4,7%. Немного погодя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а потом и Всемирный банк (ВБ) улучшили свои прогнозы с 4% до 4,5%.
На пресс-конференции 21 июня старший экономист представительства ВБ в Украине Руслан Пионтковский заявил: “В I квартале рост ВВП составил 5,2%, но во втором полугодии мы ожидаем определенного его замедления”. Слова представителя ВБ дают представление об основаниях для улучшения прогноза — существенный рост экономики в I квартале и оценки, предполагающие сравнимые темпы активизации в апреле и мае.
Но если по итогам первого полугодия власти действительно смогут похвастать темпами восстановления экономики, то ее будущее становится все более туманным вследствие все большего количества неизвестных, которые имеют серьезное влияние на нее. Прежде всего это относится к цене на импортный газ и продолжению сотрудничества с МВФ. В течение всего первого полугодия договориться по этим вопросам с партнерами украинским властям не удалось.
Допущения
Изменившаяся ситуация потребовала и уточнения допущений прогноза. В отношении стоимости российского газа БИЗНЕС предпочел допустить, что какого-то компромисса сторонам достичь удастся. То, что в III квартале цена достигнет, по сути, рекордных $350 за 1 тыс.куб.м (в I квартале 2009 г. цена составляла $360 за 1 тыс.куб.м, однако Украина тогда газ почти не закупала), не столь страшно (подробнее о прогнозе газовых цен — см. стр.8), поскольку за ближайшие три месяца планируется закупить 5,1 млрд куб.м голубого топлива. В IV квартале, согласно графику поставок, предполагалось приобрести 8,1 млрд куб.м, которые при худшем развитии событий могли бы стоить ненамного меньше, чем купленные в I квартале 17,8 млрд куб.м газа.
Уплата такой суммы не лучшим образом могла бы отразиться не только на финансовом состоянии НАК “Нафтогаз України” (а следовательно, и на бюджете страны), но и на показателях торгового и платежного балансов, объеме золотовалютных резервов и, возможно, курсовой стабильности. Однако основания считать, что компромисс будет достигнут, есть. 40%-ная скидка на голубое топливо в обмен на создание СП по управлению ГТС — только один из его вариантов.
Причем даже в случае заключения подобное соглашение может вступить в силу, к примеру, и с нового года. На этот случай есть другие варианты — договоренность о сокращении объема закупаемого в 2011 г. газа (подобное наблюдалось в 2009 г.) или перераспределение отбора газа по кварталам. Последнее, кстати, наблюдается воочию: по итогам I полугодия Украина закупила на 2 млрд куб.м газа больше, чем планировалось. И это явно было сделано не без договоренности с российской стороной.
Еще одно неизвестное — очередные транши кредита МВФ. В своих предположениях будем исходить из того, что сотрудничество с Фондом будет продолжено, а третий и четвертый транши Украина получит в этом году. Для такого предположения имеются основания. БИЗНЕС уже писал, что в июне власти, по сути, выполнили требования МВФ по объемам автоматического возмещения НДС (см. статью "Получайники").
А для компаний с иностранным капиталом вообще создан режим наибольшего благоприятствования, что, по идее, тоже должно быть как-то оценено. Власти явно нацелены и на проведение пенсионной реформы в самое ближайшее время. Остается, правда, вопрос повышения тарифов на услуги ЖКХ, но, думается, взамен на какие-либо уступки по нему можно будет договориться. В конце концов, что такое год до выборов, в МВФ понимать должны.
Если договориться все же не удастся, то ситуация может начать развиваться по иному сценарию. В первом полугодии властям удалось возместить неполученные от МВФ деньги, продав “Укртелеком” и разместив еврооблигации. Найдутся ли возможности возместить недополученную валюту в случае прекращения сотрудничества с МВФ — вопрос. Если нет, то девальвация гривни, о которой сейчас много говорят, может быть существенной. Например, до 9 грн./USD или даже больше.
Появились в прогнозе и другие значимые допущения, на которых БИЗНЕС ранее не акцентировал внимание. В последние месяцы в мировой экономике наметилось снижение темпов роста, причем касается это как США, так и ЕС (в последнем случае проблема отягощается еще и кризисом в Греции и некоторых других изрядно назанимавших в былые годы странах) и Японии, пережившей не только землетрясение и цунами, но и аварию на АЭС “Фукусима-1”. Вряд ли активизируется и рост экономики Китая, власти которого больше обеспокоены борьбой с инфляцией. Остается лишь надеяться, что замедлением темпов роста не перейдет в полномасштабный кризис и будет носить кратковременный характер.
Первое полугодие действия Налогового кодекса продемонстрировало, что налоговые органы были наделены им чрезмерными правами в отношении признания сделок ничтожными. Явление приняло массовый, если не обвальный характер. Рано или поздно это может сказаться на экономике. И явно не лучшим образом. Проблемы же на границе, связанные, в частности, с определением таможенной стоимости товара и т.п., вообще являются перманентными.
Однако есть надежда, что парламентарии сделают в отношении обоих кодексов хоть какой-то шаг навстречу бизнесу — изменения в оба документа уже приняты в первом чтении.
В последние месяцы довольно оптимистично выглядят объемы возмещаемого НДС. Рост задолженности по возмещению остановился. БИЗНЕС рассчитывает на то, что ситуация не ухудшится.
Стоит заметить, что при наличии сразу двух описанных выше рисков, связанных с курсовой стабильностью, БИЗНЕС все же ожидает, что более 8,3 грн./USD курс не вырастет (см. “Наши допущения”).
Промпроизводство и ВВП
По оценкам БИЗНЕСа, в I квартале реальный ВВП увеличился на 5% (см. “Изменение…”). Еще быстрее росла основная составляющая ВВП — индекс объема промпроизводства. Он, по нашим представлениям, увеличился на 8,5% (см. “Индекс объема…”). Впрочем, даже в случае сохранения таких темпов роста в дальнейшем, по итогам года ВВП достиг бы до 93,2% от уровня 2008 г., а индекс объема промпроизводства — 94,2%. До выхода из кризиса Украине еще далеко, что бы ни говорили представители власти.
В условиях вышеописанной неопределенности куда больше шансов, что рост замедлится. Этому наверняка поспособствует и чрезмерное усердие властей в вопросе наполнения госказны. Двукратный рост поступлений налога на прибыль и НДС не соответствует экономическому росту. Возможно, частично он связан с легализацией экономики — в связи с ликвидацией некоторых схем минимизации и ухода от уплаты налогов. Но даже если и так, то на сокращение чистой прибыли экономика наверняка ответит сокращением инвестиций, а значит, и замедлением роста.
Как и три месяца назад, наиболее значительные темпы роста в промышленности демонстрируют химическая отрасль и машиностроение. А вот рост в металлургии (за исключением производства труб) в последние месяцы начал замедляться. В нефтепереработке и пищевой промышленности продолжается спад. Последнее, кстати, во многом обусловлено сокращением производства алкогольных и табачных изделий вследствие неуклюжих действий властей по части повышения акцизов.
Перспективам развития промышленности в 2011 г. серьезных угроз пока нет — и в связи с подходящей мировой конъюнктурой, и в связи с ее восстановлением. По итогам года рост в 7-7,5% выглядит вполне реальным.
После трехлетнего падения (во многом благодаря государственным вложениям, связанным с подготовкой к Евро-2012) продолжается поступательный рост в строительстве. Соразмерно ему увеличивается и объем грузовых перевозок. Несмотря на апокалиптические прогнозы, обусловленные изменением условий сотрудничества “упрощенцев” и юрлиц, растут и обороты в торговле. Это позволяет предположить, что рост реального ВВП в 2011 г. может составить 4,4%.
Ценовые индексы
Изменив прогноз реального ВВП и ряд других макропоказателей (в том числе и индекс цен производителей), Кабмин тем не менее решил оставить на прежнем уровне (8,9%) прогноз инфляции. Между тем шансов для претворения этого прогноза в жизнь все меньше. И не только потому, что по итогам пяти месяцев инфляция в годовом исчислении достигла 11% (см. “Индекс потребительских…”).
Во-первых, на дальнейшее повышение потребительских цен будет давить низкая база прошлого года — в течение апреля — июля 2010 г. в Украине наблюдалась дефляция по отношению к прошлому месяцу, в августе — сентябре последовал всплеск, а затем вновь резкое ее замедление. Это позволяет предположить, что до августа инфляция будет только увеличиваться, потом замедлится и в последнем квартале вновь рванет вверх.
Во-вторых, на инфляцию будет давить рост цен производителей. В марте — июне 2010 г. этот показатель стремительно увеличивался, что позволяло надеяться на резкое замедление роста в нынешнем году. Однако этого не произошло — несмотря на высокую базу, рост цен производителей оказался впечатляющим.
Настолько, что Кабмин был вынужден повысить прогноз с 11,3% до 17,9%. Однако ситуация в экономике и темпы прошлогоднего роста цен производителей позволяют предположить, что в нынешнем году этот индекс увеличится не менее чем на 20% (см. “Индекс цен…”).
Прибавим к этому еще и проблемы с инфляцией на мировых рынках. В описанных условиях удержать повышение потребительских цен в текущем году в пределах обещанных 8,9% — это либо фантастика, либо надувательство. Гораздо вероятнее, что индекс потребительских цен выйдет за пределы предположений уже упоминавшегося ВБ, который повысил свой прогноз до 11,4%, и составит 12-13%.
Торговый и платежный баланс
Сальдо торгового и платежного балансов в 2011 г., как отмечалось, будет сильно зависеть от договоренностей с МВФ по кредиту и с Россией — по газу.
При благоприятном развитии событий стремительный рост отрицательного сальдо торгового баланса во втором полугодии должен замедлиться. Прежде всего потому, что в первом полугодии было закуплено 3/4 необходимого объема газа. Кроме того, начиная с августа можно рассчитывать на существенные поступления от экспорта продукции сельского хозяйства.
В таких условиях отрицательное сальдо торгового баланса по итогам года может составить $4-4,5 млрд — в пределах новых допущений Кабмина (см. “Сальдо торгового…”).
Оттока валюты в этом случае тоже ожидать не приходится (хотя сейчас он наблюдается) . Только два транша МВФ могут составить $3 млрд. По итогам первого полугодия и без средств МВФ профицит финансового и капитального счетов составил $3,8 млрд (см. “Сальдо платежного…”).
При благоприятном развитии событий по итогам года он может вырасти до $7 млрд. Соответственно, платежный баланс будет сведен с профицитом $2,5-3 млрд.
Наши допущения
В III квартале будут достигнуты соглашения о снижении цены на российский газ.
Сотрудничество с МВФ продолжится.
Рыночная конъюнктура для основных видов продукции украинского экспорта будет благоприятной.
Замедление темпов роста мировой экономики будет несущественным и непродолжительным.
Права контролирующих органов будут ограничены в результате внесения изменений в Налоговый и Таможенный кодексы.
Рост задолженности по возмещению НДС будет остановлен, возмещение будет проводиться в объемах, не ниже объемов текущих заявок на возмещение НДС.
Резкой девальвации гривни (выше 8,3 грн./USD) не будет.
Повышение тарифов в ЖКХ не будет существенным.
Урожай будет большим или равным собранному в 2010 г.
Информацию об авторах прогноза и сделанных ими допущениях смотрите в оригинале статьи на портале Бизнес