Виктор Сивец: В ближайшие годы вырубка лесов увеличится на 50%

1 липня 2011

Виктор Сивец: В ближайшие годы вырубка лесов увеличится на 50%

Председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины Виктор Сивец рассказал Weekly.ua, почему государству невыгодно экспортировать лес и для чего в древесину вставляют чипы

Виктор Николаевич, по экспертным оценкам, сегодня в Украине незаконно вырубается 10–15% от общего объема заготавливаемой древесины. Согласны с этой цифрой?

В. С. Официальные данные свидетельствуют о другом — доля незаконных рубок в целом по стране не превышает 0,5%. При этом основная часть правонарушений происходит с лесах, принадлежащих Минагропроду, Минобороны, а также находящихся в коммунальной собственности. Так сложилось исторически, поскольку они являются своеобразным буфером между лесами нашего агентства и населенными пунктами. В начале 90-х местные жители заготавливали там дрова. Затем, когда ситуация в стране резко ухудшилась, предприятия остановились, людям надо было как-то выживать, и они начали рубить лес и продавать древесину на нелегальные пилорамы. К сожалению, в некоторых регионах это продолжается до сих пор.

Очевидно, если крестьянин срубил несколько деревьев — это не самая большая проблема. Главная угроза исходит от организованных групп, которые вывозят лес целыми грузовиками на основании поддельных документов…

В. С. Нарушения бывают, но они носят эпизодический характер. Такого, чтобы массово подделывали документы, нет. Я заявляю это с полной ответственностью, так как процесс четко нами контролируется — начиная от отводов лесосеки и заканчивая непосредственно вырубкой. А агентство, в свою очередь, ежегодно проверяют КРУ и Счетная палата.

Я вам скажу так: чем сильнее власть, тем меньше незаконных вырубок. Кроме того, заниматься незаконными вырубками предпринимателям становится все более невыгодно.

Почему?

В. С. Потому что такие действия связаны с большим риском. Во-первых, за незаконную вырубку предусмотрена административная и уголовная ответственность. Во-вторых, фирма, пойманная на использовании незаконно срубленного леса, автоматически попадает в «черный список», и отношение налоговых органов к ней сразу же меняется.

Тем не менее СБУ и прокуратура время от времени отчитываются о задержании партий древесины неустановленного происхождения, зачастую их обнаруживают уже на границе, перед вывозом из страны.

В. С. Чтобы вывезти древесину из страны, предприниматель должен получить в госагентстве сертификат ее происхождения. Перед тем как выдать такой документ, мы внимательно проверяем по внутренней базе, когда и где был срублен этот лес, сравниваем объем и сорт. И если видим, что древесина была приобретена незаконным путем, не выдаем сертификат, а сразу же даем знать об этом прокуратуре.

Насколько часто это случается?

В. С. Нечасто, в пределах 0,5%.

Всегда ли в подобных случаях удается установить, при каких обстоятельствах был срублен лес, и найти виновного?

В. С. Если после передачи материалов в прокуратуру возбуждается уголовное дело, им занимаются правоохранители, далее — суд. Наша главная задача — ведение лесного хозяйства, посадка и охрана лесов.

И все-таки как прекратить незаконные рубки в Украине?

В. С. Главное — государственный лес должен находиться в одних руках. Сегодня в ведении госагентства находится 75% государственных лесов, остальное, как уже говорилось, на балансе ряда министерств и местных органов власти. Необходимо создать единый центр. Чтобы не происходило, как сегодня, когда разные ведомства тычут друг в друга пальцами, разыскивая крайнего…

Насколько известно, президент уже дал указание, чтобы весь государственный лес был передан под управление вашего агентства.

В. С. Да. Мы уже подготовили все необходимые документы, созданы специальные комиссии в составе Минагропрода… Это непростой процесс: например, каждое ведомство должно провести аудит капитальных сооружений, которые находятся на территории земель. Решения о передаче коммунальных лесов и вовсе должны принимать местные советы.

Когда эта работа будет завершена?

 

В. С. Это зависит не от меня. В соответствии с чиновничьей иерархией агентство не может ставить условия Минагропроду, которому оно подчиняется, и Минобороны.

Одним из наиболее действенных методов борьбы с незаконными рубками эксперты называют систему электронного оборота древесины.

В. С. Действительно, такая система хорошо зарекомендовала себя в Европе. Ее суть: при заготовке в древесину вбивается чип со всей необходимой информацией, что позволяет в любой момент проверить ее происхождение и характеристики. Такой способ контроля делает нарушения практически невозможными.

Когда такая система заработает в украинских лесах?

В. С. В конце мая госагентство получило необходимое оборудование для пилотного проекта. Предполагается, что все лесохозяйства Житомирской области перейдут на заготовку древесины с использованием этой технологии. Затем мы сразу же приступим к внедрению электронной системы в других регионах. Планируется, что к концу года ею будет охвачено 50% предприятий отрасли (всего их насчитывается 375), а в 2012 году окончательно закроем этот вопрос.

Сколько денег требуется на этот проект?

В. С. Около 30–35 млн. грн. Для наших предприятий эта сумма посильная, тем более мы рассчитываем, что экономический эффект от внедрения электронной системы оборота древесины в десять раз превысит затраченные средства.

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект вашего авторства, в котором предлагается отчуждать земельные участки лесного фонда исключительно по решению Кабмина. Чем вызвана такая необходимость?

В. С. Закон нужен как раз для того, чтобы леса не разбазаривались. Ведь согласно действующему законодательству целевое назначение земельных участков до 1 га местные советы могут изменять самостоятельно. Пользуясь этой нормой, они порой отводили сразу по двадцать участков площадью 0,9 га — понятное дело, зачем. Разработанный законопроект значительно усложняет процедуру отвода земли — его необходимо будет согласовывать с облгосадминистрацией, с рядом министерств, и лишь после этого соответствующий вопрос может быть вынесен на рассмотрение Кабмина.

Как сегодня определяется объем леса, подлежащего рубке?

В. С. Этим вопросом занимается институт «Укрлеспроект», имеющий план заготовки леса на десять лет вперед. Следует понимать, что под вырубку подпадает только тот лес, который достиг своей спелости, и если его не срубить, произойдет экологическая катастрофа. Он начнет усыхать, появятся вредители, которые могут представлять угрозу для молодых деревьев.

При этом на месте вырубленного леса всегда высаживается молодняк. Не бывает такого, чтобы вырубили деревья и не посадили новые. К слову, высаживаемый лес имеет высоту всего 15 сантиметров, поэтому его не всегда замечают.

В ближайшие годы объемы лесозаготовки будут расти или снижаться?

В. С. Мы ожидаем, что объемы вырубки увеличатся. Этому есть логическое объяснение: в 1940–1950 годах было посажено много леса. Скоро, через десять лет, он достигнет спелости. По этой причине в ближайшие годы показатель лесозаготовки может вырасти на 50%.

С вашим приходом в Гослесагентство в 2010 году была возобновлена реализация древесины через аукционы. Оправдывает ли себя такая система?

В. С. Безусловно. Проведение аукционов позволяет нам продавать древесину по максимальной рыночной цене, тогда как прямые контракты этого не гарантировали. Приведу цифры: за первый квартал 2011 года выручка от реализации леса составила 1,26 млрд. грн., тогда как за аналогичный период прошлого года — 850 млн. грн., то есть увеличилась почти вполовину.

Ранее представители деревоперерабатывающих предприятий высказывали недовольство аукционами: мол, из-за них возникает дефицит сырья по низкой цене…

В. С. Мы обеспечиваем потребности отечественной промышленности в полном объеме. Об этом свидетельствует тот факт, что на аукционах выкупается лишь около 75% от выставляемого объема древесины. Деревоперерабатывающая отрасль в Украине еще не развита в той мере, чтобы перерабатывать весь заготавливаемый объем леса.

Возможно, кто-то хотел бы, чтобы древесина продавалась по более низким ценам. Но мы не можем этого позволить, ведь стоимость этого ресурса сегодня растет и в мире, и в Украине. И те предприятия, которые вкладывают в развитие технологий, минимизируют свои затраты, будут развиваться и увеличивать объемы производства. А у тех, кто строил свою экономику из расчета на дешевый ресурс, нет будущего.

Что происходит с 25% заготовленного леса, не реализованного на аукционах?

В. С. Он отправляется на экспорт. В основном это твердолиственное сырье, которое наши предприятия не перерабатывают. Также наши предприятия не в состоянии переработать все хвойные пиловочники (пиломатериалы из деревьев хвойных пород. — Weekly.ua), которые есть в Украине… Сейчас по поручению президента мы занимаемся поиском инвестора, который будет перерабатывать этот вид древесины в нашей стране. И я думаю, через полтора года такая проблема, как вывоз круглого леса из Украины, перестанет существовать.

Почему вы считаете, что экспорт древесины — это проблема? Разве он невыгоден?

В. С. Вывоз леса не выгоден в первую очередь государству. Ведь его переработка может создать дополнительные рабочие места, обеспечить совсем другие поступления в бюджеты всех уровней.

Ведутся ли переговоры с конкретными инвесторами о создании в Украине новых предприятий?

В. С. Например, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (Россия) заинтересован в том, чтобы начать работу в Украине. И мы надеемся, что уже в 2012 году при его участии на территории Ровенской области появится предприятие по переработке хвойного пиловочника объемом 500 тыс. кубометров в год.

Тем не менее сейчас много говорится о том, что лучший лес вывозят за границу частные компании…

В. С. Сказать можно все что угодно. Если есть такие факты, представьте их. По данным Гостаможни, экспортом сегодня занимаются только госпредприятия, входящие в нашу структуру. Частные фирмы, закупающие древесину на аукционах, перерабатывают ее внутри страны. Ни один предприниматель сегодня лес не экспортирует, это просто экономически нецелесообразно.

Почему?

В. С. С 2011 года при реализации древесины за границу не возмещается НДС. С учетом затрат на покупку сырья, расходов на транспорт и налоговое оформление груза заниматься таким бизнесом нет смысла.

Площадь лесов составляет 15,7% от общей площади Украины, а оптимальным показателем считается 20%. Когда агентство планирует выйти на эту цифру?

В. С. Когда посадим 2 млн. гектаров новых лесов. В 2011 году на выделенные из госбюджета 100 млн. грн. мы планируем посадить 20 тыс. га. Если будет расти экономика, будем получать больше и станем сажать по 60–80 тыс. га. Надеюсь, когда-нибудь выйдем на уровень послевоенных лет — тогда ежегодно высаживалось по 300 тыс. га.

Что-то для этого делается?

В. С. Благодаря аукционам мы зарабатываем больше денег, которые вкладываем в посадку новых деревьев. Серьезные средства агентство планирует направить на создание рассадников, где будет выращиваться посадочный материал в закрытой корневой системе — почти как дома в горшках. Преимущество таких саженцев в том, что их можно высаживать в любое время года. Кроме того, активно занимаемся развитием лесных дорог, их отсутствие не позволяет проводить необходимые вырубки, из-за чего в отдаленных районах лес начинает усыхать (для сравнения: в Карпатах на тысячу гектаров леса всего 2 километра дорог, а, скажем, в Австрии — 60). В этом году мы хотим построить 400 километров дорог.

Когда в Западной Украине начинаются паводки, тут же звучат обвинения в адрес лесников: мол, причиной всему — неправильное ведение лесного хозяйства…

В. С. Обвинять во всем лесников — неправильно. Если постоянно выпадают осадки, деревья не способны «забрать» всю воду. Для предотвращения наводнений необходимо строить специальные гидротехнические сооружения, но это задача не нашего ведомства, а Государственного агентства водных ресурсов.

На дворе лето, по некоторым данным, оно будет не менее жарким, чем предыдущее. Что вы предпринимаете для предотвращения лесных пожаров?

В. С. В прошлом году, когда в России сгорело 2,5 млн. га лесов, у нас пожары наблюдались на площади всего 1,5 тыс. га. И мы планируем, что в этом году будет еще меньше.

Уже создано 400 тыс. минеральных полос (промежутки между участками леса. — Weekly.ua), 200 тыс. — восстановлено. В строю все 700 пожарных машин, ежедневно осуществляется авиапатрулирование леса, что позволяет оперативно выявлять очаги пожаров. Кроме того, мы закупили специальные наплечные ранцы для наших лесников, которые бывают особенно полезны при начале пожара.

 

ДОСЬЕ

Виктор Сивец родился в Киеве 18 августа 1970 года.

В 1988 году окончил Киевский институт физкультуры и спорта, в 1998-м — Московский государственный институт международных отношений по специальности «внешнеэкономическая деятельность».

С 1998 года работал на руководящих должностях группы компаний «Дом паркета», возглавлял корпорацию DP Group (производство высокохудожественных столярных изделий — паркета, дверей, окон, мебели).

2005–2006 — заместитель председателя Государственного комитета лесного хозяйства Украины.

2006–2008 — председатель Государственного комитета лесного хозяйства Украины.

С 2008 года — заместитель председателя Киевской городской государственной администрации.

12 января 2011 года назначен председателем Государственного агентства лесных ресурсов Украины.

Увлекается спортом (большой теннис), неоднократный чемпион СССР по водному поло, мастер спорта.

Женат, отец двух дочерей.

Максим Асауляк Фото: Виктор Ведомый

5 коментарів

  •    Щодо самовільних рубок:

    "А агентство, в свою очередь, ежегодно проверяют КРУ и Счетная палата" 

    Коментар:  Так крім згаданих Вами огранів- ще і Ваше відомство постійно контролює ліси МінАПК, так що як говориться "шаг влево-шаг вправо- растрел" для  підприємств відомства МінАПК, а тому і охорона в цих лісах не гірша від держлісгопів.

     Із інтер"ю: "И все-таки как прекратить незаконные рубки в Украине?

    В. С. Главное — государственный лес должен находиться в одних руках. "

    Коментар: Все це як говориться – "Бред сивой кобылы". Відкрийте істинну картину самовільних рубок в держлісгоспах –  і питання стане зовсім по іншому!

      "Чтобы не происходило, как сегодня, когда разные ведомства тычут друг в друга пальцами, разыскивая крайнего… "

    Коментар: А крайнього шукають не інші відомтва, А Ваше відомство робить інших лісокористувачів у питанні самовільних рубок крайніми – щоб зняти з себе увагу і проблему".

    Із інтер"ю:  "В. С. Это зависит не от меня. В соответствии с чиновничьей иерархией агентство не может ставить условия Минагропроду, которому оно подчиняется "2 "

     Коментар:   Напевно не дуже Ви дотримуєтесь даної иерархиї, коли даєте такі інтер"ю. Не все в шоколаді напевно у відносинах МІнАПК-Держагенція- не дуже напевно хочеться підпорядковуватися п. Сівцю міністру Присяжнюку.  Ну хто служив в армії розуміє- як це не виконувати накази  та не підпорядкуватися командиру? Де був би такий служивий?

     Із інтер"ю:  "В. С. Действительно, такая система хорошо зарекомендовала себя в Европе. Ее суть: при заготовке в древесину вбивается чип со всей необходимой информацией, что позволяет в любой момент проверить ее происхождение и характеристики

    Сколько денег требуется на этот проект?  В. С. Около 30–35 млн. грн.  

    Коментар:   по попереднім публікаціям- вартість даного чіпу  у вартості деревини буде займати значну доля. Як ту бути? Хто із покупців готовий платити більше? А МінАПК з року в рік виділяють 17-20 млн.грн. на ведення лісового господарства.

     Із інтер"ю:   В. С. Закон нужен как раз для того, чтобы леса не разбазаривались. Ведь согласно действующему законодательству целевое назначение земельных участков до 1 га местные советы могут изменять самостоятельно. 

    Коментар: Та без погодження з органами лісового господарства ніхто не змінить цільове призначення земель лісового фонду. Значить зміна проводитьяс  по обойодному погодженні? Або це називається простим словом- корупція! Механізм простий- по взаємній угоді між лісгоподарством та сільською радою спочатку підбуваєтьс я обмін земельними ділянками до 1 га – ліс віддається сільраді  покритим (в межах населеного пункту або перед цим розширюють межі наспункту) , а сільрада – лісгоспу передає не заліснені землі- ніби під заліснення. В послідуючому сільрада  в межах населеного пункту змінює категорію земель-під будівництво та  проводить  їх продажу. Як говориться -"Все легко и просто". Все це відоме всім і давно- тим більше органам лісового господарства Агенції- по такій схемі виведено  та продано із земель лісового фонду не один десяток покритих лісом земель державної власності.

     

    Із інтер"ю:   В. С. : " С вашим приходом в Гослесагентство в 2010 году была возобновлена реализация древесины через аукционы. Оправдывает ли себя такая система?

    В. С. Безусловно. Проведение аукционов позволяет нам продавать древесину по максимальной рыночной цене, тогда как прямые контракты этого не гарантировали "

    Что происходит с 25% заготовленного леса, не реализованного на аукционах? 

    Коментар:  No coment http://www.lesovod.org.ua/node/10382#comment-1175

    Площадь лесов составляет 15,7% от общей площади Украины, а оптимальным показателем считается 20%. Когда агентство планирует выйти на эту цифру?

    В. С. Когда посадим 2 млн. гектаров новых лесов 

    

    Коментар: Повний абсурд утопія  та "бред" враховуючи нинішній стан у землекористуванні в  Україні.  2млн га? Та немає практично  на сьогодні вільної землі під посадку лісів:  

    • Прочитав очередное интервью уважаемого Виктора Николаевича (далее В.Н.) я отметил для себя следующие моменты:

      1. В.Н. уже не говорит о приемке лесов МинАПиП и МО до конца этого года, а подчеркивает, что это от него не зависит. Думаю, что он поступает абсолютно правильно. Идеологи передачи лесов носятся с этой идеей уже шесть лет, но не представили обществу ни экономических, ни правовых доводов, её обосновывающих. Однако, уже сейчас очевидно, что процесс передачи будет неизбежно политизирован и негативно скажется на рейтинге Партии Регионов и Президента, которых втягивают в несвойственную им игру: отбирать ресурс у регионов в угоду Центра. Кто и зачем делает им эту «медвежью услугу» не знаю, но придет время и этот вопрос прояснится.

      2. Электронную систему учета древесины В.Н. тоже уже не обещает внедрить к концу 2011 года, но и озвученные в интервью планы, охватить электронным учетом 50% предприятий в этом году, на мой взгляд, – УТОПИЯ. Впрочем, мечтать – не вредно. Интереснее другое : в высказываниях В.Н. о самовольных рубках кроются не очевидные противоречия, вызывающие очевидные  вопросы:

           a. При равной площади лесов в Польском холдинге LP, давно использующим систему электронного учета, ежегодно выявляется больше нелегальных рубок, чем в лесах Гослесагентства. Спрашивается, зачем делать дорогие инвестиции, если у нас (без учета) и так дела обстоят лучше, чем в стране ЕС (с учетом)?

          b. За счет внедрения электронного учета на предприятиях Гослесагентста В.Н. планирует легализовать продукции на 300-350 млн.грн. Думаю, что он опять прав и теоретически это возможно, но… Кто эту продукцию крадет сегодня и кто в «белой и пушистой» системе Гослесагентства присваивает эти государственные миллионы? Опять «мелкие» в «особо крупных»?

      3. Высказывание об увеличении вырубки в ближайшие годы на 50% на мой взгляд опрометчиво. Увеличение рубок действительно возможно и даже необходимо, но надо четко представлять за счет чего оно будет достигнуто и что для этого надо изменить в наших правилах и нормативах. Сейчас мы заготавливаем 17-18 млн.кбм в год. Достичь прибавки в 50% к этой величине при рубках главного пользования за счет улучшения возрастной структуры лесов, доступных для эксплуатации , не возможно.

      4. Проблемы, связанные с аукционами, экспортом и инвестициями очень важны, но и заданные по этому поводу вопросы корреспондента и ответы В.Н. слишком поверхностны, а иногда и ошибочны. Нужна хорошая аналитика. Без неё руководству агентства будет тяжело выстоять в конфликтах с деревообработчиками, которые неизбежно начнутся осенью, тем более в том случае, если придется "воевать" на нескольких фронтах…

      5.О лесоразведении промолчу, – надоело. Чтобы понять перспективы этого дела, надо просто взять отчеты о новых лесах, созданных с 2002 года в степных областях и затребовать информацию об их наличии и состоянии.

      В целом, необходимо отдать должное Виктору Николаевичу, который открыто и смело высказывает свои мысли и взгляды. Однако, у него пока практически нет публичной поддержки. Где те специалисты, которые подробно и профессионально, могут развить его мысли и рассказать о том, как внедряется электронный учет, каков прогноз лесопользования, каковы основания и последствия приемки лесов, как высказанные идеи реализуются в областях и т.п.? Все, за редчайшим исключением, ограничиваются тем, что дружно, но молча, публикуют  интервью Председателя на сайтах ОУЛМГ… Это хорошо, но этого не достаточно… Кстати, не ясно почему молчат "авторы" реализуемых В.Н. идей: ведь и приемка агролесов, и электронный учет, и достижение "оптимальной лесистости" в Степях, – не являются изобретениями Виктора Николаевича? Он просто последовательно продолжает начатое до него, к сожалению, видимо не имея времени разобраться в сути и  реальности отраслевых   планов, а также оценить "успехи" их многолетней реализации…

      М.П.

      P.S. Уважаемый Кverkur   я взял на себя смелость и подредактировал Ваши комментарии: убрал повторы и выделил цветом   текст. Советую длинные комментарии предварительно писать в Word, тогда меньше проблем, возникающих из-за сбоев связи. Вообще, сайт уже сильно перегружен и надо, что-то предпринимать…

  •   Знову говорю п. Сівець не потрібно заводити людей в оману. Самовільні рубки є як в лісах МінАПК так і лісах Вашого відомства. І їх кількість у Вашому відомстві не менша- пояснення дуже просте- площа лісів у Вас більша  як мінімум у  тричі. А на пилорами потрібно заготовити якісну деревину (в противному для чого рискувати?), тож ніхто не буде її рубати незаконно біля населених пунктів, постільки це  швидко буде виявлено і повідомлено органам, а тобто і ймовірніть зловити крадіїх на "гарячому" більша. Проте що система Держлісінспекції  сама собі контролер- ось у чому питання- лісгопам простіше сховати факти незаконних рубок!

    • Наша статистика сама лісова в країні, тому немає в нас незаконних рубок і все тут, і для цього щоб підтвердити це нам потрібен електронний облік. Навішаємо бирок (електронних чіпів) на колоди, що легально перевозяться з лісосіки на нижній склад, – ну і як це вплине на статистику легальності рубок? Та ніяк. На нелегальні колоди ніхто бірок не вішав і вішать не буде. А пилять таки будуть. А ми, витратимо 30-35 млн. грн. на те щоб замінити паперовий облік легальної деревини на "електронний облік" тієї ж легальної деревини. Навіщо? Прийміть до уваги, що лісгоспам ще треба буде налагодити облік тих самих бірок.

      Один добрий чоловік сказав "Давай інвестора!" на переробку півмільйона кубиків, а відомство  вже лягло і просять. Ось де слабкість одного господаря – у нього один поперек і може бути він або нахилений або розпрямлений. І де це "заводик" будуватимемо – в Рівному?, а як же сірникова фабрика, вона ж теж їсти хоче. А-а-а,  –  хтось лісосіку то рахував, щоб ці півмільйона кубів отримати? Впевнений, що ніхто!

      І наостанок хочу побажати kverkur-у і собі – сісти, і викласти свою критичні думки у формі статті, і подати на "Український лісовод", щоб критика не перетворилася у критиканство. Хоча й критиканство не завадило б нашим лісоводам-мовчунам. Агов, дугласіє заводчики? 

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.