ЛЕСОМ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДЕБРЕЙ

Специально для Павла Поповича повторяю эту цитату "6) подати у 2004 році на розгляд Верховної Ради України проект нової редакції Лісового кодексу України, передбачивши в ньому, зокрема:…  механізми стимулювання розширеного відтворення лісових ресурсів, збільшення площі лісового фонду, в тому числі за рахунок заліснення малопродуктивних земель сільськогосподарського призначення, залучення до цієї діяльності недержавних суб'єктів господарювання;" Указ Президента 171/2004, редакцiя вiд 07.02.2004, Кучма Л.Д…. М.П.

 В поисках оптимальных путей развития Украины зачастую выдвигаются проекты, воплощенные в других странах, но вряд ли выполнимые в наших условиях. Рецепт, предлагаемый ниже, не требует больших капиталовложений или инновационных разработок. Единственное условие — законодательно раскрепостить частных землевладельцев, решивших превратить малопригодные для сельского хозяйства участки в лесонасаждения.

Глядя на карту СССР, не нужно быть выдающимся географом или экономистом, чтобы понять, какие регионы располагали лучшими условиями для ведения сельского хозяйства. Это Украина, Молдова, Беларусь, Прибалтика, черноземные районы России. Вся остальная огромная территория, в сущности, мало пригодна для сельхозпроизводства.

В тех политических условиях сельскохозяйственная специализация республик в некоторой мере была оправдана. Но, к сожалению, она приобрела гипертрофированные формы. В Украине 41,8 млн. га угодий, из которых 32 млн. га пашни — это 56,7% общей территории страны. По уровню распаханности территории наша страна занимает одно из первых мест в мире, вдвое опережая государства ЕС, где этот показатель в среднем составляет 25%.

Сегодня 80% распаханных земель находятся в стадии деградации, требуют восстановления вплоть до полного выведения из-под распашки. Но проблема в том, что эти земли в большинстве своем распаеваны и уже имеют частных владельцев. Которым, разумеется, невыгодно изымать участки из активного пользования.

Тем самым государство получило дополнительные хлопоты при решении серьезнейшей проблемы. Придется либо применять дотационно-компенсационные механизмы, чтобы поощрить землевладельцев к повышению плодородия принадлежащей им земли, либо идти на полный выкуп участков, находящихся в состоянии активной эрозии, а затем переводить их в государственный земельный фонд с последующей рекультивацией.

Чтобы осуществить такие проекты, нужны значительные финансовые ресурсы, которых у государства нет.

Как неудачи превратить в достоинства

Затронем еще один аспект. Земли нашей страны исторически были средоточием развитой промышленности — сначала Российской империи, затем СССР. Залежи железной и марганцевой руд в Криворожском бассейне, каменного угля в Донецком обусловили развитие в этих регионах черной металлургии и тяжелой промышленности.

Концентрация производства привела к чрезмерной нагрузке на окружающую природную среду. Огромные земельные площади заняты карьерами, терриконами, шламонакопителями, свалками отходов.

Загрязнение грунтовых и поверхностных вод в результате подтопления угольных шахт, других подземных выработок и открытых карьеров не дает использовать их без затратных мероприятий по очистке. В свою очередь большая потребность в воде для промышленных целей обусловила регуляцию стоков крупных рек, в первую очередь Днепра. Возник каскад искусственных морей, каналы для орошения и промышленного потребления. Как видим, при решении одних проблем появляются другие.

Чрезмерное давление на окружающую среду возрастает. Это приводит к снижению устойчивости и еще большей деградации экосистем, то есть к возникновению «индустриальных» пустынь.

Буфером для негативного влияния на среду всегда были самые сложные экосистемы суши—леса.

Наша страна, к сожалению, сегодня одна из наименее лесистых в Европе. Леса в Украине занимают всего 15,6% территории — около 10 млн. га.

Но можно ли отрицательные явления превратить в положительные — чтобы нынешние проблемы обернулись конкурентными преимуществами на мировом рынке?

Имеются расчеты, что можно получить выгодное место в международном разделении труда, начав массовую посадку лесов на землях, которые сегодня необходимо выводить из сельхозпользования.

В результате увеличится лесистость, экологическое состояние окружающих территорий улучшится. Появятся новые рабочие места, например в депрессивных территориях вокруг ликвидируемых шахт в Донбассе.

Лесоразведение само по себе улучшает условия жизни в стране. А если эти мероприятия проводить не только за государственные средства, но и привлекая иностранные инвестиции, то это неизбежно приведет к устойчивому развитию.

Выращивание лесов имеет еще один положительный аспект — оно влияет на уровень энергетической безопасности страны. Все большую долю в мировом энергопотреблении занимает энергия возобновляемых источников. В Украине увеличиваются посевы рапса на биотопливо. Но не везде земли пригодны для этих целей.

Не вызывает сомнений, что обычные дрова в современных условиях являются перспективным энергоносителем. Разумеется, на-

ша страна не может полностью перейти на дровяное топливо. Но для отопления сельского дома достаточно 10 куб. м дров — годичного прироста на 2—3 гектарах.

Перебор программ и нехватка денег

Ускорить лесоразведение в государственном масштабе способно законодательное раскрепощение частной инициативы фермеров и владельцев земельных паев. Идея достаточно проста: необходимо производить облесение земель, не пригодных для сельхозпользования.

Сегодня нет массового возведения производственных объектов, требующих дополнительных площадей — существующих промплощадок достаточно. Разворачивается жилищное строительство, особенно вокруг больших городов, но всю страну коттеджами не застроишь. Для интенсивного сельхозпроизводства достаточно половины имеющихся земель. Чем занять остальную территорию? Сажать лес.

В Институте лесного и садово-паркового хозяйства Национального университета биоресурсов и природопользования разрабатывается Национальная программа лесоразведения. Она предусматривает создание механизмов облесения как можно большего числа участков именно частной формы собственности.

Государственные программы уже есть. Среди них Общегосударственная программа формирования национальной экологической сети Украины, утвержденная на 2000—2015 гг. законом от 21 сентября 2000 г.; Государственная программа «Леса Украины» на 2002-2015 гг. (утвердждена постановлением Кабмина от 29 апреля 2002 г.); Первоочередные мероприятия по созданию защитных лесных насаждений на неугодьях и в бассейнах рек (одобрены постановлением Кабмина от 28 февраля 2001 г.); Комплексная программа защиты сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод на период до 2010 года и прогноз до 2020 года (утверждена постановлением Кабмина от 3 июля 2006 г.).

Как видим, программ хватает. Но у всех имеется существенный недостаток: они не предусматривают привлечение частных субъектов и бизнеса к увеличению площади лесов. В то же время в ЕС, куда так стремится Украина, существует огромное количество программ помощи частным землевладельцам, решившим заложить лес.

В современном мире одним из показателей устойчивого развития государства является увеличение лесистости территории. Это наблюдается, в частности, в Западной Европе. И нашей стране, имеющей целый ряд климатических преимуществ перед многими странами ЕС, стоит этими преимуществами воспользоваться.

Павел ПОПОВИЧ, инженер лесного хозяйства

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.