Специально, для тех кого волнует проблема абсурдных штрафов за повреждение деревьев при рубке привожу письмо Алексея Ярошенко по поводу проекта новой редакции российских Правил заготовки древесины (обратите внимане какое понятное название: ничего "специального" или "улучшающего качество…"). Помимо прочего Алесей пишет: " В соответствии с пунктом 10 Проекта, "при заготовке древесины … не допускается повреждение лесных насаждений". Данное требование в явном виде противоречит здравому смыслу и практике лесопользования: при заготовке древесины неизбежно происходит повреждение срубаемых деревьев в отведенном в рубку насаждении. Введение данной формулировки делает любую рубку незаконной и создает возможности для неограниченного произвола со стороны контролирующих органов." Если с ним согласится, то выходит, что наши законотворцы здравым смыслом не наделены, а дейстия нашей экоинспекции по начислению штрафов за повреждение деревьев при рубке – "неограниченный произвол"? Кстати, рекомендую прочесть комментарии к этому письму: есть просто замечательные мысли и формулировки…М.П.
20 мая 2011 года на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства был размещен проект новой редакции Правил заготовки древесины. Срок, отведенный на проведение независимой экспертизы проекта, истекает 20 июня 2011 года. В указанный срок Гринпис России направил письмо со своими замечаниями к проекту в Рослесхоз и Минюст РФ. Ниже приводится текст письма.
№ 11 / 284 от 20.06.2011
Руководителю Федерального агентства лесного хозяйства Маслякову В.Н.
Министру юстиции Российской Федерации Коновалову А.В.
Уважаемые Виктор Николаевич и Александр Владимирович!
20 мая 2011 года на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства был размещен проект новой редакции Правил заготовки древесины для обеспечения возможности проведения независимой экспертизы. Направляем Вам замечания к данному проекту.
1. Проект содержит ряд положений коррупциогенного характера, допускающих множественное (неоднозначное) толкование или неопределенные исключения из правил. В частности, в пунктах 37, 57, 58 при описании требований к выполнению определенных операций, связанных с заготовкой древесины, используется слово "преимущественно". В пунктах 17 и 63 при описании требований используется словосочетание "как правило". Во всех этих пунктах речь идет о достаточно важных действиях. Использование слов "преимущественно" и "как правило" создает условия для возникновения коррупционных ситуаций при осуществлении государственного лесного надзора и контроля за использованием лесов для заготовки древесины.
Считаем необходимо исключить в Правилах заготовки древесины слов "преимущественно", "как правило" и иных, приводящих к возможности неоднозначного толкования отдельных положений и требований.
2. Проект необоснованно исключает запрет на заготовку древесины в насаждениях с участием кедра корейского (сосны корейской) три единицы и более (пункт 13). Действующая в настоящее время редакция Правил заготовки древесины предусматривает такой запрет, распространяющийся как на насаждения кедра сибирского, так и на насаждения кедра корейского.
В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 2 августа 2010 № 271 и постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2010 г. № 899 в "Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается" был включен кедр корейский. Таким образом, в случае вступления в силу предлагаемой новой редакции Правил заготовки древесины, в насаждениях с участием кедра корейского будет запрещена заготовка древесины самого кедра, но разрешена заготовка древесины остальных деревьев. Такая заготовка, как правило, приводит к гибели, ослаблению или снижению орехопродуктивности кедровых насаждений, а в последующем – к их выпадению при сильных ветрах. Таким образом, новая редакция Правил заготовки древесины необоснованно снижает степень защищенности насаждений кедра корейского, орехи которого имеют наивысшую пищевую ценность и особое значение для поддержания биологического разнообразия уникальных лесов юга Дальнего Востока.
Считаем необходимым изложить данный пункт Правил в следующей редакции: "При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с участием кедра сибирского и кедра корейского три единицы и более в составе древостоя лесных насаждений".
3. Проект предусматривает необоснованное исключение из Правил заготовки древесины требования сохранения особей видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест их обитания. С момента вступления в силу действующей редакции Правил заготовки древесины, утвержденной Приказом МПР России от 16.07.2007 № 184, требования действующего законодательства в отношении видов, занесенных в красные книги, не изменились. Таким образом, основания для исключения данного пункта из новой редакции Правил заготовки отсутствуют; исключение неизбежно приведет к нарушениям действующего законодательства в части охраны редких видов.
Считаем необходимым дополнить Проект следующей формулировкой, присутствующей в действующей редакции Правил заготовки древесины: "при заготовке древесины подлежат сохранению особи видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в красные книги субъектов Российской Федерации, а также места их обитания".
4. В соответствии с пунктом 10 Проекта, "при заготовке древесины … не допускается повреждение лесных насаждений". Данное требование в явном виде противоречит здравому смыслу и практике лесопользования: при заготовке древесины неизбежно происходит повреждение срубаемых деревьев в отведенном в рубку насаждении. Введение данной формулировки делает любую рубку незаконной и создает возможности для неограниченного произвола со стороны контролирующих органов.
Предлагаем вернуться к той формулировке, которая содержится в действующей редакции Правил заготовки древесины: " При заготовке древесины: … не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек".
5. Проект предусматривает необоснованное ограничение на применение мер по сохранению биологического разнообразия при заготовке древесины. В частности, в пункте 14 указывается, что "Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества (лесопарка) указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка". При этом действующий приказ МПР РФ от 19 апреля 2007 года № 106 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" не предусматривает включение данной информации в состав лесохозяйственных регламентов, и фактически эта информация в подавляющем большинстве регламентов отсутствует. Таким образом, выполнение данного пункта Проекта в большинстве случаев окажется невозможным.
Предлагаем фразу "Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества (лесопарка) указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка" исключить, или предусмотреть возможность установления объектов биоразнообразия и размеров буферных зон вокруг них на основании специальных исследований.
6. Проект предусматривает необоснованное исключение из правил, способное привести к нанесению особо крупного ущерба биоразнообразию и рыбохозяйственному комплексу, для лесов юга Сахалина. В соответствии с пунктом 57, "в порядке исключения допускается проведение выборочных рубок с трелевкой древесины по террасовидным волокам в бамбучниковых типах леса". Прокладка террасовидных волоков в бамбучниковых типах леса (встречающихся только в южных районах острова Сахалин) неизбежно ведет к резкому росту эрозии склонов, смыву большого объема грунта в водотоки и нанесению непоправимого ущерба нерестилищам лососевых рыб. Ущерб от данного исключения неизбежно в десятки раз превзойдет выгоду от вовлечения в рубку незначительных по площади участков горных лесов южного Сахалина.
Считаем необходимым формулировку "в порядке исключения допускается проведение выборочных рубок с трелевкой древесины по террасовидным волокам в бамбучниковых типах леса" исключить.
7. Проект необоснованно вводит возможность наземной трелевки древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов, которая не предусматривается действующей редакцией Правил. В соответствии с пунктом 57, "Трелевка древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов осуществляется преимущественно канатными установками или с помощью летательных аппаратов. Допускается использование на склонах свыше 20 градусов специализированной горной многооперационной техники при соблюдении лесоводственных требований и требований техники безопасности". Лесоводственные требования к использованию специализированной многооперационной техники на склонах свыше 20 градусов действующим законодательством не установлены, а само использование такой техники в подавляющем большинстве случаев будет вести к увеличению эрозии склонов, росту загрязненности водотоков и во многих регионах – к уничтожению нерестилищ ценных промысловых рыб. Ущерб от этого исключения из правил неизбежно существенно превысит выгоду от его введения.
Считаем необходимым формулировку "Допускается использование на склонах свыше 20 градусов специализированной горной многооперационной техники при соблюдении лесоводственных требований и требований техники безопасности" исключить.
8. Проект необоснованно вводит возможность рубки видов (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, при подготовке лесосек к заготовке древесины. В соответствии с пунктом 53, "в ходе проведения работ по подготовке лесосеки для заготовки древесины осуществляется: … рубка деревьев на площадях дорог, волоков, погрузочных пунктов, производственных, бытовых площадках, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается".
"Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается" утвержден приказом Минсельхоза РФ от 2 августа 2010 № 271 с целью обеспечения сохранности редких и особо ценных деревьев и кустарников, а не с целью исключения использования отдельных видов древесины. Таким образом, пункт 53 Проекта противоречит упомянутому приказу Минсельхоза, поскольку предусматривает возможность уничтожения этих редких и особо ценных видов деревьев и кустарников еще при подготовки лесосеки.
Считаем необходимым исключить возможность рубки деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
Убедительно просим Вас учесть эти замечания при доработке проекта новой редакции Правил заготовки древесины и при государственной регистрации приказа Федерального агентства лесного хозяйства "Об утверждении Правил заготовки древесины".
С уважением,
Руководитель лесного отдела Гринпис А.Ю.Ярошенко
3 коментаря
sisbotowap
Не часто найдешь материал на эту тему. Будем ждать продолжения…
popkov
Что бы Вас не утруждать добавляю комментарии на письмо А.Ю.Ярошенко, которых за ночь пришло достаточно:
Комментарии
Особенно порадовал запрет на повреждение насаждений при рубке. Если его оставят, то всё остальное уже не важно – любая заготовка будет незаконной, хоть осину руби, хоть кедр:)
Посмотрим на сколько адекватные челы в Рослесхозе. Хотя если они даже и не внесут поправки то сами себе яму копают. Поясняю:4. В соответствии с пунктом 10 Проекта, "при заготовке древесины … не допускается повреждение лесных насаждений". Данное требование в явном виде противоречит здравому смыслу и практике лесопользования: при заготовке древесины неизбежно происходит повреждение срубаемых деревьев в отведенном в рубку насаждении. Введение данной формулировки делает любую рубку незаконной и создает возможности для неограниченного произвола со стороны контролирующих органов. т.к. все самые хорошие куски лесов разобраны сильными мира сего (аренда и др.) то государственные лесные инспектора действуя строго в сооответствии с законом и данными правилами (при введении их в действие) останавливают любую заготовку на всех делянка и участках лесного фонда и не одна прокуратура и прочие провер. органы не скажут что инспектора не правы. А вот руководство рослесхоза за это "изобретение" будет срочно вносить очередной пакет поправок :)).Это всё конечно в "идеальном" варианте, но с учётом нашей Российской реальности это не реально
Виктор В.В. Уважаемый редактор, возможно не открою для Вас секрет, но как раз проект новых правил заготовки наиболее отражает реальную картину и дает возможность проводить рубки (конечно кроме п.10).
в Ваших поправках усматривается только позиция защиты лесных насаждений, а позвольте спросить как тогда работать легальным заготовителям (арендаторам лесных участков)
Letchik
Виктор В.В. писал(а):
Уважаемый редактор, возможно не открою для Вас секрет…….в Ваших поправках усматривается только позиция защиты лесных насаждений……..
А вот на это надо в первую очередь обращать внимание. Хитрый лесопользователь вырубить сможет при любых правилах лесозаготовки.
Виктор В.В. Вот правила и должны быть реальными, чтобы хитрым и не очень лесопользователям не было необходимости выкручиваться. Чесно говоря работать надо, а не искать лазейки!
dv-prim Считаем необходимым исключить возможность рубки деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
Уважаемый редактор в условиях Приморского края, где сосна кедровая корейская произрастает почти повсеместно, если в новой редакции ПРАВИЛ запретить возможность рубки данной породы при подготовительных работах – 90 % всех вальщиков и трактористов уже через год другой будут иметь судимости по ст. 260 УК РФ. И такие прецеденты имеют уже имеют место (повредил при заготовке 2-3 кедрушки – всё, ты уже судим).
bosh Полностью согласен с Виктором В.В., правила заготовки должны позволять заниматься работой, а не искать лазейки. Зачем вешать ярлыки? "Хитрый лесопользователь все равно срубит", он потому и хитрый что все правила размыты, возможны разные толкования, а у лесопользователя и проекты, и техника и обязательства перед работниками. В настоящий момент при существующей трактовке лесного кодекса, кипы прочей макулатуры лесопользователь это довольно бесправное существо, его найти очень легко. Любой инспектор, любая прокурорская проверка, любой чиновник может с ним разделаться как бог с черепахой. За горячими обсуждениями о лесозащите, все как будто забыли, что лесозаготовитель зашел в лес он уже нанес ущерб окружающей среде. С легальным лесозаготовителем просто бороться, только вот с черными лесорубами, с браконьерами мозга видно не хватает, или правовой базы или желания использовать эту базу. Из лесников сделали извиняюсь выражение козлов отпущения, в лес некогда сходить сидят в кабинетах воображение тренируют при составлении справок, отчетов прочей муры. А принять решение, что ветровал или горельник срочно надо вырубить, они некомпетентны, надо целую кучу согласований, а потом понеслось и пожары и короеды и прочее и рубить невозможно -сгнило и главное все по закону. С кедром это вообще забавно- в Приморье он встречается повсеместно, согласен запретите заготовку, но зачем же рубку запрещать, как тогда работать? В Приморском крае даже в случае полного запрета рубки кедра основные кедровники исчезнут в течении 12 лет. Это будет связано в первую очередь с неконтролируемой работой диких бригад-шишкарей. После каждого урожайного года бери резинку и по карте стирай пару тройку тысяч гектар.)))
Mihail
Виктор В.В. писал(а):
в Ваших поправках усматривается только позиция защиты лесных насаждений, а позвольте спросить как тогда работать легальным заготовителям (арендаторам лесных участков)
Славно, славно, Виктор.
Не много ли спрашиваете с Гринписа и конкретно с Редактора? Гринпис воспользовался правом отправить свои замечания в Рослесхоз и Минюст до 20 июня. Выразил те замечания, которые на их взгляд существенны.
Кто Вам мешает воспользоваться таким же правом и высказать свою позицию? Никто. Ну, так, и нечего необоснованные претензии к Гринпису предъявлять. Работают люди.
Как-то привыкли, что Гринпис (а точнее Ярошенко в лесных вопросах) все сделает и за всех заступится. У них шея тоже небезразмерная – всем сесть и покататься не получится ))).
Как-то меня сегодня на лирику потянуло )))
Batalov
Странно, но все изменения касаются больше лесов Дальнего Востока (уклоны, кедр, бамбучниковые). Цена на круглый лес в Китае поднялась и позволяет корректировать правила рубки.
сотрудник Гринпис России
Проект Правил заготовки древесины – концептуально убогий, он в основном повторяет старую нормативную поделку ВНИИЛМа. Чтобы получились полноценные правила, устраивающие более или менее всех, проект надо переделывать с нуля. И обсуждение надо начинать не с почти готового документа, а с концепции – существующая-то формировалась под идею "покорения природы" и устарела как минимум на полвека.
Но я не верю в то, что Рослесхоз в его нынешнем виде способен производить качественные нормативно-правовые акты. Более того – я не верю в то, что Рослесхоз прислушается к нашим замечаниям, поэтому и отправил замечания сразу и в Минюст (кстати говоря, это сделать еще не поздно, поскольку правила на регистрацию еще не поступали). Чем больше будет обоснованных замечаний от всех сторон, тем быстрее мы общими усилиями заставим Рослесхоз работать над проектами новых нормативно-правовых актов качественнее и тщательнее.
Да, наши замечания в основном имеют природоохранный характер. Если бы речь шла о концепции нового разумного документа – мы бы постарались учесть по максимуму и вопросы развития лесопользования. Но, к сожалению, речь идет лишь о внесении небольших поправок в убогую нормативную времянку, поэтому в данном случае ограничились малым. Тем более, что писать это все пришлось в последний момент просто из-за нехватки времени.
zawas
Хороша стаття. Мені сподобалась..
Comments are closed.