Министр экологии Николай Злочевский: “В таких сложных отраслях, как охрана окружающей среды и геология, нельзя работать без видения перспективы на 10–15 лет”

Уже больше года Министерство экологии и природных ресурсов возглавляет бывший депутат – «регионал» Николай Злочевский. И, как рассказал он в интервью, главная разница между нынешней властью и предыдущей – в результативности, о которой следует судить по реализации конкретных реформ и амбициозных инфраструктурных проектов, в том числе в области защиты окружающей среды.

Возглавляемое вами министерство в последнее время инициировало немало долгосрочных программ. Будут ли они наполнены реальным финансированием, есть ли уверенность в будущем?

В таких сложных отраслях, как охрана окружающей среды и геология, нельзя работать без видения перспективы на 10–15 лет. Да и в других отраслях тоже. Президент Украины Виктор Янукович постоянно подчеркивает, что каждое министерство должно иметь долгосрочные программы, которые, в свою очередь, состоят из краткосрочных проектов, нацеленных на конкретный результат. Уверен, что если мы наполним наши отраслевые программы реальной ежедневной работой, с финансированием из госбюджета проблем не будет. Для примера, совсем недавно, в декабре, Верховная Рада приняла Стратегию экологической политики до 2020 года, а уже 25 мая Кабинет министров утвердил Национальный план действий по охране окружающей среды до 2015 года, который конкретизирует, устанавливает конкретные цели, сроки и объемы финансирования в соответствии со Стратегией-2030. И объем выделяемых средств немаленький – только в 2011 году это около 4 млрд. грн.

На что пойдут эти деньги?

Они пойдут на проекты, которые находятся на стартовом этапе реализации: завод по утилизации шин, завод по переработке медицинских отходов, вывоз непригодных пестицидов из Украины. Кроме того, в ближайших планах у нас внедрение системы космического мониторинга вырубки лесов на территории страны и много других амбициозных проектов. Отмечу, что я сам постоянно обращаюсь в КРУ с просьбой проверять расходование средств по всем программам Минприроды. Так уж сложилось, что мои предшественники на посту министра были не очень аккуратны в этих вопросах. Так что приходится делать все, чтобы навести порядок в прозрачности финансирования экологических программ. Если уж мы отвечаем за чистую атмосферу, то и в самом Минприроды все должно быть чисто и прозрачно.

Николай Владиславович, насколько министерство владеет информацией, какова экологическая ситуация в Украине, какие болевые точки могут стать «горячими»?

В Министерство экологии и природных ресурсов ежедневно приходит огромное количество информации об объемах выбросов промышленных предприятий, экологической ситуации на реках, состоянии мусорных полигонов и так далее. Все это вносится в электронную базу данных и автоматически анализируется на предмет нарушения установленных государством норм. Но наивно было бы полагать, что эта система дает нам полную гарантию качественного реагирования на проблемы с окружающей средой. Львиную долю информации для оценки экологической ситуации в регионах нам предоставляют общественные организации. Их представители напрямую звонят по телефону, обращаются письменно или просто приходят ко мне в приемную. Они очень активны, иногда даже агрессивны. Но я ничего плохого в этом не вижу. Ведь мы находимся не по разные стороны баррикад, а боремся за одно дело.

Если сравнить экологию в Украине-2011 с прежними годами, какие тенденции проявляются?

Здесь я бы отметил две тенденции. Во-первых, страна восстанавливается после экономического кризиса, растет промышленное производство, и, разумеется, увеличиваются объемы вредных выбросов. Это процесс естественный, хоть для состояния окружающей среды и неутешительный. С другой стороны, налицо своеобразная мода на применение зеленых технологий в промышленном производстве. Металлургические и химические заводы соревнуются между собой во внедрении самого передового оборудования, позволяющего снизить выбросы. Важную роль в этом играет и политика правительства. Обязательным условием предоставления государственных инвестиций для предприятий является наличие эффективной экологической программы.

Судя по тому, что проблем с экологией в Украине год от года становится только больше, а денег на решение проблем традиционно не хватает, как вы собираетесь работать? Выбивать средства из бюджета?

Решение экологических проблем – приоритет при расходовании средств из госбюджета в любой стране мира, и Украина исключением не является. Но, на мой взгляд, в нашем государстве все еще недостаточно задействованы альтернативные источники финансирования экологических программ. Главный из таких источников – частные инвестиции. Для примера, переработка мусора в большинстве европейских стран – это успешный бизнес. Сейчас мы делаем все для того, чтобы так было и в Украине. Мы создадим условия, при которых крупные украинские города не будут по периметру окружены свалками с непредсказуемым содержимым, за этот мусор будут конкурировать частные перерабатывающие компании. Это дело ближайшего времени. Кстати, в 2011 году частные инвестиции мы привлечем в строительство завода по переработке шин, а также в предприятия, которые займутся утилизацией медицинских отходов. К сожалению, пока нет в Украине и завода по переработке непригодных пестицидов и других ядохимикатов. О строительстве такого завода мы также ведем переговоры с инвесторами.

В контексте 25-й годовщины трагедии на ЧАЭС и чрезвычайной ситуации на японской АЭС «Фукусима-1» общественность активно обсуждала ядерную безопасность Украины. Насколько безопасен наш мирный атом сегодня, и чего на самом деле следует опасаться жителям страны? Вопрос как к эксперту – вы ведь не только министр экологии, но и на протяжении двух парламентских созывов работали в Комитете по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности…

Сразу после аварии на АЭС «Фукусима-1» я поручил экологической инспекции усилить радиологический контроль на границах. Каждый груз, который ввозится в Украину, проверяется – фонит или нет. Для этого еще в начале года за счет госбюджета было оперативно закуплено современное оборудование. Особое внимание, конечно, к грузам из Японии. Но из этой страны, кстати, с начала 2011 года ни одного товара с повышенным уровнем радиации не ввезли. Что касается безопасности мирного атома, то на сегодняшний день уже всем очевидно, что необходимо самым тщательным образом подходить к экологической экспертизе ядерных объектов. Могу вас заверить, что Минприроды не допустит эксплуатации или ввода новых энергоблоков на атомных станциях, если они будут нести угрозу окружающей среде и прилегающим территориям.

Экологические перспективы проблемных территорий: где, кроме Чернобыльской зоны, есть улучшение ситуации, где – ухудшение, можно ли что-то предпринимать или остается только мониторить ситуацию?

Каждая проблемная территория имеет свою историю, свои стоимость и механизм решения. Кроме Чернобыльской зоны в последнее время чаще всего на слуху Калуш Ивано-Франковской области. Там несовершенная технология химического производства привела к тому, что целый регион оказался под угрозой экологической катастрофы. Для решения проблемы наше министерство провело переговоры с рядом китайских компаний, приняло участие в межправительственных переговорах с Китаем, и на сегодняшний день уже есть инвестор, который построит на территории на месте устаревшего завода калийных удобрений современное предприятие с использованием новейших технологий. В Калуше будут производить так называемые бесхлорные калийные удобрения. Можно смело говорить, что речь идет о зеленой инвестиции, которая к тому же даст возможность сохранить рабочие места в Калуше. Именно такой принцип результативности мы будем применять и при решении проблем других территорий, в которых вопросы окружающей среды стоят крайне остро.

С фактическим исчезновением Партии зеленых с политической арены, свободно ли место политических защитников природы и кто на него претендует?

Не думаю, что защита окружающей среды требует вмешательства политиков. Я уже сказал, что в этой отрасли очень активны общественные организации. У каждой из трех крупнейших организаций количество филиалов – около 300. За редким исключением, ни одна политическая партия этим похвастаться не может. И как только в регионах случается что-то нехорошее, общественные организации нам об этом сразу же сигналят. И я знаю, что реагировать нужно незамедлительно. Потому что иначе под стенами Минприроды, а то и Кабинета министров, мгновенно соберется армия протестующих. А нам это не нужно. Мне приятно осознавать, что целью большинства экологических общественных организаций является реальная борьба за улучшение окружающей среды, а не политические спекуляции. О партиях такого, к сожалению, не скажешь. Они борются за власть, а не за чистый воздух.

В последние годы множество скандалов касались того, что под прикрытием министерства происходило отчуждение заповедных территорий в интересах отдельных лиц, разрешалась вырубка парков, зеленых зон в городах, отдавались под застройку лучшие территории, в том числе в прибрежной зоне ЮБК. Как реагирует министерство?

Мы проверили факты, указывающие на возможные злоупотребления с земельными участками, которые находятся на территории парков и заповедников Крыма. Соответствующие материалы уже передали в прокуратуру. Дальше свое слово должны сказать правоохранительные органы. Мы со своей стороны сейчас активно ведем работу по установлению границ парков. Это сложный процесс, но пока он не завершен, поле для злоупотреблений на региональном уровне будет оставаться. Хотя могу заверить, что отчуждений заповедных территорий в любом случае не допущу.

Сейчас началась новая волна радикального кадрового обновления «правительства единомышленников» – как вы его оцениваете? Какова ситуация в министерстве, где руководители менялись достаточно часто, как вы ведете кадровую политику?

Я противник кадровой чехарды в министерствах. В Минприроды, к сожалению, действительно часто менялись руководители, что исключало стратегический подход к решению экологических проблем. Но нынешняя власть надолго – это очевидно для всех. Президент Украины постоянно указывает министрам на необходимость видеть развитие своих отраслей намного дальше, чем в годовой иди даже пятилетней перспективе. При мне у Минприроды появилась Стратегия по реализации экологической политики до 2020 года и Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года. Для реализации поставленных целей нужна стабильная команда. В то же время при работе с кадрами крайне важны критерии эффективности. К примеру, на недавнем заседании Коллегии Минприроды я поручил Экологической инспекции разработать такие критерии, а руководителей областных инспекций, которые демонстрируют худшие показатели, увольнять ежеквартально. Хочешь работать долго, стабильно и уверенно – работай качественно.

Альтернативные источники энергии – чем богата Украина? Минэкологии в свое время предлагало использовать в этом качестве отходы, вплоть до шин, – воплощен ли проект?

Если говорить о проекте по утилизации шин, то это предприятие скорее относится к категории тех, которые помогут очистить Украину от вредных отходов. Здесь переговоры с инвесторами на финишной прямой: подобрана площадка для строительства, согласован проект, скоро начнутся работы на объекте. Если же речь идет об альтернативной энергетике, то ставка делается на проекты в ветряной и солнечной энергетике. В этой отрасли у Украины огромный неиспользованный потенциал. Особенно это касается Крыма. Сейчас мы работаем над тем, чтобы альтернативная энергетика имела все условия развиваться в качестве доходного бизнеса, а не исключительно социальной программы. Тогда и инвесторов станет больше.

Бизнес и политика – возможно ли совмещение, как вы лично относитесь к этой общей проблеме для нашего политикума?

На мой взгляд, в этом вопросе главное – открытость политика. Если доходы задекларированы, не скрываются от общественности, то нет поводов для ненужных подозрений. Я руководствуюсь именно этим принципом. А в том, что из крупного бизнеса в руководство государственными учреждениями приходят успешные менеджеры, – только позитив для страны. Поверьте, у чиновника, который показывает себя нищим, намного больше рисков для коррупции.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.