Судя по настроениям на рынке деревянного домостроения, кризис только начинается. Начало сезона сбыта деревянных домов откровенно разочаровало участников рынка деревянных коттеджей: новых заказов у них меньше, чем в начале 2010 г. Сокращение объемов сбыта в январе — апреле 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., наблюдается почти во всех ценовых сегментах рынка и в количественном выражении, по разным оценкам, составило 10-20%, хотя в денежном, вследствие повышения цен на деревянные дома, сбыт их остался почти на том же уровне, что и в прошлом году.
“В 2009 г. игроки были в шоке от резкого сокращения объемов реализации, в 2010 г. — ждали, когда закончится кризис и прогнозировали улучшение на 2011 г., а в 2011 г. настроение у операторов пессимистичное ввиду несбывшихся надежд на этот год”, — говорит Алексей Меренков, соучредитель компании “Грин Хаус” (г.Киев; продажа и строительство деревянных финских домов Kontio; с 2002 г.; около 20 чел.).
“Если в 2010 г. многие, как минимум, планировали приобрести деревянный дом, то сейчас большинство потенциальных покупателей из-за неуверенности в стабильности своих доходов в будущем решили, что дом им пока не нужен”, — сетует Кирилл Бондарь, управляющий партнер компании “Шале” (г.Киев; эксклюзивные рубленые дома ручной работы; с 2008 г.; 20 чел.).
“Меньше стали заказывать даже дома верхнего ценового сегмента. Видимо, потенциальные покупатели таких домов тоже не уверены в завтрашнем дне, поэтому не рискуют начинать строительство, которое обычно длится несколько лет”, — разъясняет Евгений Ткаченко, директор предприятия “Зеленый дом” (г.Киев; строительство деревянных домов; с 2005 г.; 40 чел.).
Операторы уверяют, что не формируется и отложенный спрос на деревянные дома. “Потенциальные покупатели не только реже подписывают договоры на строительство, но вообще реже интересуются домами”, — уверяет г-н Ткаченко. “Когда нет денег на строительство, а есть только желание когда-нибудь иметь деревянный дом, это нельзя назвать отложенным спросом”, — добавляет Кирилл Бондарь. Впрочем, не все игроки рынка “излучают” пессимизм.
“Не знаю как в других компаниях, но мы наблюдаем прирост объемов реализации. Видимо, начал работать отложенный спрос, который был сформирован в 2009-2010 гг. Думаю, что кризис закончился. В долгосрочной же перспективе у отечественного рынка деревянных домов очень хороший потенциал для роста”, — отмечает Юрий Павлюк, директор компании “Аттика-стиль” (г.Киев; производство и строительство домов из клееного бруса; с 1999 г.).
Выживание
Все без исключения операторы в первую очередь думают о том, как выжить. “Прибыль, полученную компанией в 2010 г., мы потратили на содержание фирмы”, — сетует Алексей Меренков. Чтобы продолжать работать, игроки вынуждены сокращать расходы на содержание предприятий, как никогда за весь кризисный период.
“Пока мы сами занимаемся строительством и обслуживанием деревянных домов. У нас есть архитектор, прораб, офисные работники… Но рентабельность сейчас настолько низкая, что приходится сокращать сотрудников. На рынке уже много фирм, которые уменьшили количество работников до 2-3 человек, при этом практически все строительные работы отдают в аутсорсинг. Если ситуация не изменится, к концу 2012 г. на рынке не останется крупных операторов, предлагающих широкий перечень услуг”, — говорит г-н Меренков.
К слову, пока на крупных операторов приходится около 45% рынка деревянного домостроения, соответственно, на мелких — около 55%.
Причем обе категории избрали различные тактики выживания. Мелкие полулегальные фирмы, утверждают их легальные собратья, откровенно демпингуют и перехватывают заказы крупных фирм.
“Достаточно часто мы делаем заказчику проект, смету, а потом он пропадает и появляется уже через два года и просит, чтобы мы переделали кем-то построенный дом”, — говорит г-н Бондарь. “У легальных компаний много “дурацкой” работы. Бывает, приходят заказчики с каталогом либо уже с готовым проектом дома и просят рассчитать строительство дома “под ключ”, в том числе с внутренней отделкой помещений, меблированными комнатами, встроенной бытовой техникой, сантехникой и камином. Но услышав цену за такой дом, заказчики часто уходят искать строителей, которые согласны работать “за хлеб и воду”. Поэтому мы считаем только стоимость деревянной части дома плюс стоимость наших работ, и уже не рассчитываем цену дома “под ключ”, — рассказывает г-н Меренков.
В то же время сами крупные игроки “за хлеб и воду” работать не готовы: только с начала текущего года импортные и отечественные деревянные дома выросли в цене в среднем на 15%. “Дорожают украинские лесоматериалы, топливо и другие материалы. К примеру, если в 2010 г. мы покупали 1 куб.м древесины по 450 грн., то сейчас — по 500-530 грн.”, — говорит г-н Бондарь.
“В Финляндии и других европейских странах кризис закончился, активизировалось строительство жилья, повышается стоимость материалов. Как результат, повышается стоимость домов. При этом наши партнеры не могут продавать дома в Украину дешевле, чем в другие страны. Пока цены у нас за счет уменьшения маржи остались на уровне 2009 г. (в долларовом эквиваленте)”, — утверждает г-н Меренков.
Но, как ни крути, чем меньше домов продают операторы, тем больше они стараются заработать на строящихся, чтобы содержать предприятия. “К тому же, как показывает практика, снижение цен не приводит к увеличению объемов реализации — покупателей от этого больше не становится”, — настаивает Евгений Ткаченко.
Туманное будущее
По мнению операторов, будущее у рынка деревянных домов достаточно туманное. По их предварительным прогнозам, в лучшем случае показатели на рынке деревянного домостроения в 2011 г. останутся на уровне 2010 г.
Игроки сетуют, что в Украине нет культуры деревянного домостроения. “К примеру, в России, согласно официальной статистике, в общем объеме введенного в эксплуатацию индивидуального жилья деревянные дома занимают первое место, оставляя позади кирпичные, каменные и монолитные строения.
Но если в России испокон веков строились деревянные дома, то в Украине были мазанки. К сожалению, мазанки изжили себя, а к деревянным домам украинцы в основной своей массе пока не привыкли”, — иронизирует Кирилл Бондарь. Доверие к деревянным домам подрывает и стереотип, что они стоят дешевле каменных.
“Из-за стереотипа, что деревянный дом должен быть дешевле каменного, заказчики “выкручивают” руки операторам, и те начинают экономить на всем. Конечный результат при этом не радует ни заказчика, ни застройщика. Между тем даже в развитых странах Европы не каждый может себе позволить деревянный дом ввиду высоких цен на них”, — говорит Андрей Ветушко, директор представительства компании “Honka-Украина” (г.Киев; поставка комплектов домов из Финляндии; с 1997 г.).
К тому же, как уверяют операторы, украинцы не привыкли к полумерам. “Например, в Финляндии строится много деревянных загородных домов площадью 80-120 кв.м, где спальня занимает 7-10 кв.м и нет подсобных помещений. В Украине потенциальные заказчики даже не рассматривают такой дом как вариант — площади должны быть минимум 180-200 кв.м”, — говорит Алексей Меренков.
Рынок в цифрах
Товар, реализуемый на рынке: деревянные дома из цельного бревна (оцилиндрованное бревно, профилированный брус), клееного бруса, каркасно-щитовые дома, срубы ручной работы.
Объем рынка (в розничных ценах): в 2009 г. — около $216 млн, в 2010 г. — $200 млн, в 2011 г. (прогноз) — около $200 млн.
Количество субъектов рынка: примерно 30 крупных и средних производителей, около 20 импортеров.
Структура реализации (в количественном выражении): отечественная продукция — около 90%, импортная — около 10%.