Эту и "ниже лежащую" статью адресую лично Антоновичу, который заявил, что у нас на сайте читать нечего…М.П.
Несколько лет назад корреспондент БИЗНЕСа стала свидетелем любопытной беседы между руководителем и его сотрудницей. Директор предлагал ей занять должность коммерческого директора и напутствовал словами: “Есть только одна вещь, которой нужно овладеть, чтобы комфортно себя чувствовать на этой должности, и твои университетские дипломы тут не помогут, — нужно уметь пить. Без этого никак — ни одной сделки!”.
Не знаем, приняла ли упомянутая молодая особа предложение шефа, но перед ней стоял действительно трудный выбор — карьера или здоровье. Собственно, для отечественных менеджеров это не новость, потому что украинский деловой этикет во многом опирается на свойства наших сограждан решать дела за рюмочкой в неформальной обстановке.
Анна Горбенко, директор компании AvantCapital, отмечает, что со многими людьми так легче беседовать и налаживать деловые контакты, потому что, приняв некоторую дозу горячительного, они становятся более открытыми к общению.
К мнению коллеги присоединяется Александр Красюк, генеральный директор промоутерской компании K2 Promotions Ukraine (г.Киев; организация боксерских поединков; с 2005 г.).
Он считает, что долгосрочные отношения в бизнесе строятся между людьми, доверяющими друг другу. Поэтому иногда даже полезно на своего потенциального делового партнера посмотреть в разных жизненных ситуациях, включая вечеринки и застолья.
“Именно так однажды в теплом бассейне с экзотическим коктейлем в руке начались переговоры об историческом для украинского профессионального бокса поединке между действующим на тот момент чемпионом мира по версии WBA (в полусреднем весе. — Ред.) Юрием Нужненко и претендентом из Донецка (ныне — действующим чемпионом. — Ред.) Вячеславом Сенченко”, — вспоминает г-н Красюк.
Специалисты уверяют, что зародившиеся во время застолья отношения оказываются достаточно прочными, потому что они изначально развиваются как глубоко личностные и неформальные. Некоторые социологические исследования, проведенные, в частности, в США, свидетельствуют, что среди тех, кто добился успеха, пьющих больше, чем трезвенников.
“В принципе, это похоже на правду, так как, чтобы пробиться, нужны связи, а связи нужно крепить, в том числе при помощи алкоголя, — говорит российский журналист Дмитрий Соколов-Митрич. — В принципе, в любой стране, чтобы сделать карьеру, нужно уметь общаться, налаживать связи. И в тех странах, где налаживать связи можно без употребления алкоголя, трезвенники, наверное, имеют более выигрышные позиции”.
Украинские менеджеры точно укладываются в эту схему. Признаться, у нас в стране налаживать связи без употребления алкоголя почти невозможно. Другое дело, что чрезмерное увлечение этим инструментом деловой коммуникации, безусловно, сказывается и на карьерном росте, и на “качестве” управленцев, делающих такую карьеру.
Без бокала нет вокала
В первую очередь страдает репутация. Алкоголь, как известно, зачастую раздвигает рамки приличий, так сказать, “до неприличия”, и человек, дав слабину, может надолго впасть в немилость деловых кругов, уничтожив свою репутацию благонадежного делового партнера.
“Был у нас в бизнесе один партнер, которого не раз приходилось уносить с различных мероприятий буквально на плечах. И человек, в принципе, неплохой, но в выпивке меры не знал. Со временем партнеры от него отказались. Нельзя однозначно сказать, что отношения испортились именно по причине его пристрастия к алкоголю, но и сказать, что это не оказало влияния, тоже неправильно”, — вспоминает г-н Красюк.
Поэтому тем, кто не знает меры, предлагаем реальный пример из практики, который описала Марина Таран, соучредитель, директор группы компаний Golden Staff (г.Киев; подбор и развитие персонала; с 1998 г.; 35 чел.). По ее словам, о своем методе ей рассказал один высокопоставленный управленец, с которым она работает как коуч-консультант.
Прекрасно осознавая свою слабость к спиртному, этот топ-менеджер соблюдает железное правило: за пару дней перед важным деловым застольем он с друзьями утоляет свой “алкогольный голод”, а на ответственном мероприятии пьет только сок или воду.
Другой знакомый бизнесмен, например, решил свою проблему довольно оригинально — нанял секретаря-референта, в обязанности которого входит негласный и ненавязчивый контроль за шефом на всяческих мероприятиях.
Молодой человек обязан быть рядом и, если понадобится, деликатно увести пьянеющего шефа с глаз долой, пока не проявились первые признаки неадекватного поведения, угрожающие репутации.
Печеночные пробы
Что касается вреда для здоровья, то на этом вопросе мы даже не будем останавливаться, поскольку алкоголизм не делится на деловой или бытовой, а особенности течения этой болезни давно известны.
Тем не менее снизить риск цирроза печени (наиболее распространенной хвори заядлых поклонников Бахуса. — Ред.) помогут разные рецепты, коих не счесть.
“Знаю, что в России многие деловые люди до начала застолья принимают адсорбирующие препараты, которые несколько снижают уровень алкогольного опьянения и позволяют не терять контроль и лицо”, — говорит г-жа Таран. Но в этом случае человек выбирает рецепт с учетом собственных предпочтений и возможностей организма.
Хотя тем, кто все-таки забывается, наркологи рекомендуют ввести строгий “сухой закон” даже в нерабочее время, не говоря уже о корпоративных мероприятиях.
Ведь даже в условиях установившейся корпоративной практики здоровье и деловой успех не обязательно класть на противоположные чаши весов. В любом случае партнеры такой подход к ведению дел оценят по достоинству. Тем более если партнеры — иностранцы.
Иноходцы
Сколько бы ни говорилось о том, что у иностранцев другая культура делового пития, украинские менеджеры об этом чаще всего забывают. Анна Горбенко, которая долгое время проработала в США и сейчас постоянно общается с западными инвесторами, признает, что на изрядно пьющих деловых людей из России и Украины западные толстосумы смотрят всегда с подозрением.
Проработав с иностранцами более трех лет, Марина Таран усвоила для себя их негласное правило “двух коктейлей”: “В зарубежной практике принято на деловых мероприятиях выпивать не больше двух бокалов легкого спиртного. Это как раз та доза алкоголя, которая хорошо разогревает мозги, а не утяжеляет их. Тогда беседа идет конструктивно, но без делового формализма”.
Следует помнить, что иностранцы, как правило, практикуют фуршеты с легкими напитками и закусками. Причем во многих этикетных ситуациях (деловой обед или прием, презентация фирмы и т.п.) алкоголь деловым миром сейчас воспринимается весьма условно, “пить до дна” или “выпить залпом” здесь недопустимо.
Об этом не стоит забывать нашим хлебосольным предпринимателям, которые, привечая иностранных партнеров в Украине, стремятся сразить их наличием крепкого и дорогого алкоголя на своих столах.
Иностранцы — народ культурный и, чтобы не обидеть хозяев, часто пытаются соответствовать радушным партнерам из Украины. Потом возникают разного рода казусы.
“Однажды, — с улыбкой рассказывает г-жа Таран, — пытаясь соответствовать нашим традициям гостеприимства, опозорился высший чин иностранной делегации: после третьего бокала (видимо, выпитого за любовь к old ukrainian traditions) подчиненные западного босса были вынуждены перенести своего спящего генерального директора в авто”.
Как сложились дальнейшие деловые отношения этих героев, история умалчивает. Но, пить дать, непросто.
Руководитель — о пользе делового пития
Дмитрий Кутовой (37),генеральный директор медиа-агентства Nostra Communications (г.Киев; с 2005 г.; 20 чел.):
— Хотя бытует мнение, что и знакомства завязываются, и контракты подписываются за бокалом, считаю, что найти партнера по бизнесу с тем же успехом можно и в фитнес-клубе, и в книжном магазине, и на джазовом концерте.
Если за столом встретились бизнесмены, для которых возлияние — это нормальное времяпрепровождение, такой союз будет, скорее всего, длительным и успешным.
Это не является нормой жизни для бизнеса вообще или для какого-то сегмента рынка в частности, это — норма (или исключение) для отдельного взятого человека.
Специалист — о деловых секретах
Анна Горбенко, директор компании AvantCapital (г.Киев; инвестиционный консалтинг; с 2006 г.; 7 чел.):
— Стоит признать, что есть специальные тактики переговоров, основанные на спаивании партнера с целью добиться его быстрого расположения либо рассеивания его внимания.
Но они, скорее, предполагают достижение краткосрочного результата, а на долгосрочное сотрудничество в данном случае вряд ли можно рассчитывать. Потому что подобная тактика — это определенного рода манипуляция, и рано или поздно это становится очевидным.