“Коррупция — явление глобальное”

В последние годы одной из главных преград на пути реформирования нашего государства является коррупция. Коррумпированность всех сфер общественной жизни представляет угрозу национальной безопасности страны и мешает развитию демократии. Именно поэтому государство нуждается в создании принципиально новых механизмов противодействия коррупции.

Вечный двигатель

Некоторые политики и эксперты пытаются навязать нам мнение, что процветание коррупции в Украине обусловлено особенностями менталитета наших граждан или национальными традициями. Подобные предположения не выдерживают критики.

Взяточничество не является ноу-хау украинского общества. Коррупция процветала в Древнем Египте, Риме, Греции. В период Средневековья служители церкви трактовали ее как соблазн дьявола.

Стоит отметить, что взяточничество возникает автоматически с зарождением отдельно взятого государства или цивилизации. К тому же коррупция, как показывает история, — один из неотъемлемых атрибутов любого транзитного государства, коим на данный момент является Украина.

Говорить об особенной природе взяточничества в Украине нецелесообразно, поскольку коррупция — явление глобальное. Подтверждение тому — ежегодные международные конференции, на которых представители разных государств ищут пути решения данной проблемы в мировом масштабе.

Примечательно, что социально-экономические системы государства не могут выработать стойкого иммунитета к коррупции, поскольку по мере развития конкретного общества и государства меняются виды взяточничества. Поэтому коррупцию как явление искоренить невозможно. Но это не означает, что государство и общество не должны бороться со взяточничеством.

Масштабирование

Из года в год общество проявляет все большую толерантность к коррупции, это весьма тревожный сигнал. Большинство граждан Украины, к сожалению, не считают, что коррупция приносит существенный вред. Следовательно, она не воспринимается обществом как преступление.

Многие украинцы рассматривают коррупцию как социальный механизм ускорения решения собственных проблем. Как правило, граждане, сталкиваясь с ней, не стараются отстаивать собственные права, поскольку уверены, что чиновники найдут множество уловок для получения взятки.

Толерантное отношение общества к этому явлению объясняется тем, что большинство украинцев не осознают истинного масштаба коррупции и ее последствий.

Подобное отношение к проблеме взяточничества может стать причиной формирования такого феномена, как коррупционная культура, а это очень опасно.

Многие наши соотечественники считают, что страдают от взяточничества только те граждане, которые непосредственно контактируют с чиновниками, решая те или иные проблемы. Это так называемая прямая коррупция.

Существует еще и опосредованная коррупция, когда в стоимости большинства товаров заложена так называемая коррупционная составляющая в размере 10-12% их цены.

При покупке квартиры или иной недвижимости коррупционная составляющая достигает более чем 15% от стоимости объекта. Опосредованная коррупция затрагивает всех граждан. То есть коррупция как таковая охватывает всех без исключения украинцев.

Гнием с головы

Хочу обратить внимание, что большинство украинцев называют наиболее коррумпированными высшие органы государственной власти. Такая оценка объясняется правовым нигилизмом, который демонстрируют представители власти. Ни для кого не секрет, что отдельные чиновники, судьи, прокуроры могут себе позволить нарушить нормы Конституции и законов Украины.

Коррупция на уровне формирования органов исполнительной власти перестает восприниматься как нарушение поведения. Фактически она становится определенным инструментом государственного управления.

Это подрывает легитимность властных институтов и провоцирует правовой нигилизм в обществе и недоверие к представителям государственной власти. Я убежден, что построить правовое государство, не решив проблем коррупции, просто невозможно.

Стоит отметить, что почвой для процветания коррупции является низкая активность общественных организаций и других институтов гражданского общества в антикоррупционной политике государства.

Причина — общество не созрело для того, чтобы в полной мере контролировать власть. К примеру, нет всеукраинских общественных организаций, которые принимали бы активное участие в антикоррупционной политике страны. Развитию коррупции способствует достаточно лояльное отношение граждан и общественных институтов к данной проблеме.

Отсутствие действенных механизмов общественного контроля за использованием бюджетных средств приводит к тому, что власть может самостоятельно решать, куда потратить средства налогоплательщиков.

Непрозрачное использование бюджетных денег создает предпосылки для возникновения различного рода коррупционных схем. Поэтому прежде всего необходимо создать общественные механизмы контроля за использованием средств на местном и региональных уровнях.

Предупредительные меры со стороны общественности позволят минимизировать проявления коррупции. Но для повышения сознательности общества необходимо проводить обучение всех без исключения граждан. Антикоррупционная пропаганда должна присутствовать на всех уровнях: в семье, школе, университете и т.д. В этом случае нам удастся сформировать так называемый антикоррупционный стереотип у большинства граждан.

Персональный ответ

Необходимо понимать, что процесс ликвидации коррупционных схем потребует определенного времени. В Украине на уровне высшего руководства страны существует политическая воля для борьбы с коррупцией, но процесс реализации антикоррупционной политики должны поддержать законодатели, а также представители общественности, в частности предприниматели.

Прежде всего следует усовершенствовать законодательную базу и установить уголовную ответственность для взяточников. Напомню, что, согласно действующему Закону о борьбе с коррупцией, для чиновников предусматривается наказание в виде штрафа.

Если же ввести уголовное наказание, будет значительно меньше соблазнов для коррупционных нарушений. Очень важно также установить персональную ответственность чиновников за принятие коллективных решений. Дело в том, что сейчас госслужащие фактически не несут ответственности за принятие коллективных решений.

Зачастую за ширмой коллективности принимаются решения, которые противоречат интересам общества и государства. Как только на законодательном уровне будет предусмотрен механизм индивидуальной ответственности чиновника при принятии коллективного решения, количество теневых схем и незаконных решений снизится в разы. Так как чиновник не один раз подумает, прежде чем поставить свою подпись под сомнительным решением.

Кроме того, для минимизации политической коррупции следует изучить опыт Китая, в частности, обратить внимание на его успешные и уникальные в своем роде рецепты по минимизации коррупции среди высшего руководства.

И не стоит акцентировать внимание только на высшей мере наказания. Главное — это четко прописанные правила работы чиновников и контроль общественности.

Досье БИЗНЕСа

Анатолий Михненко, заведующий кафедрой управления общественным развитием Национальной академии государственного управления при Президенте Украины; доктор исторических наук, профессор; заслуженный деятель науки и техники Украины

Родился: 17 июня 1948 г. в г.Донецке.

Образование: Донецкий государственный университет, исторический факультет (1976 г.).

Карьера: 1992-2001 гг. — заместитель председателя Ворошиловского районного совета в г.Донецке; 1994-2002 гг. — депутат Ворошиловского районного совета в г.Донецке; 2001-2003 гг. — доцент кафедры всемирной истории Донецкого национального университета; 2003-2005 гг. — заведующий кафедрой политологии Открытого международного университета развития человека “Украина”; 2005-2006 гг. — заместитель руководителя Главной службы региональной и кадровой политики Секретариата Президента Украины — руководитель Департамента кадровой политики; с 2006 г. — заведующий кафедрой управления общественным развитием Национальной академии государственного управления при Президенте Украины.

Семейное положение: женат.

Увлечения: история, классическая музыка, украинская живопись.

Анатолий Михненко

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.