Гамбит — тактический прием в шахматной игре, когда жертвуют менее значительной фигурой для создания выгодного стратегического положения в ходе партии. Именно этот прием применили в Украине в ходе большой игры в приватизацию земли. Землю отдали людям, но лишь для того, чтобы со временем через «паювання», арендаторские аферы и последующую отмену моратория на продажу наконец передать ее в руки новоявленных лендлордов.
Земля — пожалуй, единственный ресурс, который отчасти еще остается народным. Эффективное и правильное использование земельных ресурсов важно не только потому, что отечественный АПК обеспечивает около 50% фонда потребления граждан и занимает второе место среди секторов экономики в товарной структуре экспорта, но и потому, что земля, вне всякого сомнения, национальное достояние. Так что попытка создать рынок земли есть не что иное, как попытка отобрать у людей их последнюю ценность.
Сегодня можно утверждать, что развал Советского Союза и создание независимых государств запустили механизм, узаконивший тотальный «дерибан». С промышленными и прочими предприятиями было все просто — «ваучерный лохотрон». А вот с землей намного сложнее. Наш человек крепко держится за землю, и пока имеет силы и здоровье, будет ее обрабатывать, холить и лелеять. Поэтому нужно было придумать способ, чтобы люди согласились продать землю и при этом все выглядело законно.
15 марта 1990 г. Верховный Совет УССР принял постановление «Про земельну реформу». В преамбуле сказано: «Земельна реформа є складовою частиною економічної реформи, здійснюваної в Україні у зв'язку з переходом економіки держави до ринкових відносин. Завданням цієї реформи є перерозподіл земель з одночасною передачею їх у приватну та колективну власність, а також у користування підприємствам, установам і організаціям з метою створення умов для рівноправного розвитку різних форм господарювання на землі, формування багатоукладної економіки, раціонального використання та охорони земель».
Уже после обретения независимости постановление дополнили рядом законов, регулирующих базу материальных отношений и организационно-правовую реструктуризацию сельхозпредприятий: «Про форми власності на землю», «Про пріоритетність соціального розвитку села та агропромислового комплексу в народному господарстві», «Про селянське (фермерське) господарство», приняли Земельный кодекс.
Это было начало «большого пути», обозначившее этапы передачи земли в свободное пользование, старт реформы с заманчивыми перспективами и большими ожиданиями.
Логическим продолжением начатого стал декрет Кабинета Министров от 27.12.1992 г., регулировавший материальные отношения и права на уровне «присадибних ділянок».
В пункте 1 декрета записано: «Сільським, селищним, міським Радам народних депутатів забезпечити передачу протягом 1993 року громадянам України у приватну власність земельних ділянок, наданих їм для ведення особистого підсобного господарства, будівництва і обслуговування жилого будинку і господарських будівель (присадибна ділянка), садівництва, дачного і гаражного будівництва, у межах норм, установлених Земельним кодексом України».
В пункте 4: «Установити, що громадяни України мають право продавати або іншими способами відчужувати земельні ділянки, передані їм для цілей, вказаних у статті 1 цього Декрету, без зміни їх цільового призначення. Договір купівлі-продажу або іншими способами відчужування земельної ділянки посвідчується у нотаріальному порядку і реєструється у сільській, селищній, міській Раді народних депутатів, на території якої розташована земельна ділянка. Продаж земельної ділянки провадиться за ціною, встановленою угодою сторін, але ця ціна не може бути меншою за нормативну ціну землі. Ціна земельної ділянки за договором купівлі-продажу є підставою для сплати державного мита, а також для розрахунків при заставі земельної ділянки».
Следующим примечательным документом на пути реформирования земельных отношений стал указ Л. Кучмы от 8 августа 1995 г. «Про порядок паювання земель, переданих у колективну власність сільськогосподарським підприємствам і організаціям». Он уже непосредственно означал разделение земельных фондов колхозов и совхозов.
Странно ли, что именно это стало началом конца крупнотоварного производства сельскохозяйственной продукции, а мы скажем точнее: решением, поставившим крест на украинском селе. По крайней мере все последующие события заставили признать даже самых безнадежных оптимистов простой факт: крупнотоварный производитель, Украина начала сползать в разряд стран с деградирующей структурой сельского хозяйства, где большинство производителей — мелкие, разрозненные и неспособные конкурировать с крупными глобальными производителями продовольствия, контролирующими мировой рынок.
Шах — и мат!
Пресловутый президентский указ от 3 декабря 1999 г. «Про невідкладні заходи щодо прискорення реформування аграрного сектору економіки» завершил документальное оформление первого этапа реформ.
Хотя по большому счету громкие заявления о реформировании ограничились простым разделением земли коллективных хозяйств. 12 тыс. «реформированных» колхозов пошли под нож «паювання», «в живых» чудом остались не более двух тысяч, руководители которых не допустили разорения.
Люди получили землю, но на этом все и закончилось. Отсутствие доступных кредитных ресурсов, постоянно растущие цены на топливо, удобрения и запчасти для техники, а также недостаточная поддержка государством АПК стали ключевыми проблемами, которые «убили» идею о продуктивном индивидуалисте-фермере.
После того как начали осознавать, что такое реформирование не позволит дать необходимых объемов продукции (как и эффективного использования земли) и обеспечить продовольственную безопасность страны, перешли к практике массовой аренды земли.
Ни для кого не секрет сомнительность такой практики: начались махинации с земельными сертификатами, стали повально заключать сомнительные контракты, не выплачивать обусловленную плату за аренду (как правило, оплата производится натурой, и часто людям не отдают в полном объеме обещанное количество зерна). Столь же массово сельские головы шантажировали крестьян, которые отказывались сдавать землю в аренду.
Возможность аренды земельных участков предусмотрена законом «Про оренду землі» от 6 октября 1998 г. (в дальнейшем дополненным). Как итог, по официальной статистике, сегодня из 27 млн. га, разделенных на индивидуальные участки, около 70—85% сдается в аренду или не обрабатывается вовсе.
Что ж, теперь трудно сомневаться, что со временем такая практика может обернуться катастрофой — часто фирма-арендатор руководствуется желанием получить прибыли побольше, вложив поменьше. В результате арендаторы практически повсеместно ведут хозяйство, не заботясь о сохранении плодородности грунтов (севооборот, научно обоснованное чередование сельхозкультур, почти везде нарушается), и за два-три года земли истощаются, на долгие годы приходя в негодность. Такое высасывание последних соков наносит безмерный ущерб и ставит под сомнение дальнейшее эффективное использование земельных ресурсов.
Но, естественно, завершением этой «партии» станет создание рынка земли и возможность свободно ее отчуждать. Недаром уже во времена президентства Ющенко активно форсировали проект рынка земли — желающие приватизировать землю почувствовали, что полуголодный народ, который еще не до конца спился и не умер от физического геноцида, психологически готов расстаться с землей-кормилицей.
Последствия перевода земли в категорию «товар» в наших реалиях трудно даже представить.
Пока что желающие заполучить в безраздельное пользование земельный ресурс пошли на временную «жертву» в виде отказа от форсированного захвата земли. Сейчас они ожидают, пока народ осознает свою беспомощность и будет готов уже сам распродать последнее новым латифундистам.
«Маємо те, що маємо»?
Результат прошедших «реформ» очевиден: вымирающие села, в которых закрываются последние школа, детский сад и клуб, бегущая в город молодежь, сельские кладбища, на которых чуть ли не каждый день появляются новые кресты…
Единственной преградой на пути перехода земли сельхозназначения в свободную продажу остается мораторий, ограничивающий оборот таких угодий. В парламенте есть лишь одна партия, четко осознающая катастрофичность сценария «земля к продаже!» и прилагающая усилия, чтобы его не допустить. Но сил одной фракции недостаточно — нужно, чтобы все общество осознало неприемлемость навязываемого пути, на котором простой народ, как это уже было в истории с приватизацией заводов и фабрик, не получит ровным счетом ничего.
Чтобы отказаться от идеи рынка земли, необходимо выработать концепцию продуктивного использования земельных ресурсов. Во-первых, навести порядок в отрасли, усилив контроль над уже существующей системой аренды. Во-вторых, создать государственные фирмы, которые сами будут арендовать землю.
Последнее весьма перспективно, поскольку в таком случае можно использовать ряд механизмов, чтобы улучшить социальное положение села. Государственные сельхозпредприятия смогут создать такие необходимые сегодня новые рабочие места, финансировать школы, детские сады, библиотеки, клубы, фельдшерские пункты — все то, чего лишилось украинское село вследствие «реформ». Государство только таким образом сможет помочь селу и людям, которые в нем остались, наконец-то начать работать на собственное благосостояние.