Камышовый рай. Правительство намерено бороться с теми, кто распугивает зарубежных инвесторов

По данным влиятельной британской исследовательской компании Economist Intelligence Unit (EIU), в 2011 г. в страны Восточной Европы будет вложено 112,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ)[1]. Через несколько дней после обнародования этой информации первый вице-премьер-министр Андрей Клюев заявил, что в начавшемся году Кабмин сделает все для привлечения в Украину более $10 млрд. ПИИ. Чтобы заинтересовать влить в экономику нашей страны почти каждый десятый доллар, предназначенный Восточной Европе, уже в ближайшем будущем правительству Николая Азарова, НБУ, ВР и Администрации Президента придется совершить инвестиционную революцию, улучшающую бизнес-климат в стране.

________________________________
1 Термин «прямые иностранные инвестиции» использован по методике МВФ — иностранные инвестиции, распространяющиеся на 10 и более процентов голосующих акций.

Прямые иностранные инвестиции — важный фактор развития экономики любого государства. Вот почему этим показателем так любят манипулировать политики не только накануне выборов, но и в начале каждого календарного года. В Украине их манипуляции зашли так далеко, что с разъяснениями вынуждены были выступить Нацбанк и Госкомстат. Но вместо того чтобы прояснить ситуацию, они еще больше ввели всех в заблуждение. Судите сами!

В пресс-релизе НБУ от 22 октября 2010 г. указывается, что за 9 месяцев 2010 г. вклад иностранных нерезидентов в отечественную экономику составил $4,3 млрд. и вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Однако в обнародованном 24 декабря 2010 г. докладе «Оценка состояния платежного баланса Украины» отмечается, что за 10 месяцев 2010 г. сальдо прямых зарубежных инвестиций выросло до $4,7 млрд. Но при этом НБУ указывает, что в процентном соотношении рост ПИИ составил всего 6,8%.

Подняв данные регулятора за 2009 г., «2000» выяснили, что за аналогичный период объем ПИИ в нашу экономику составил $4,65 млрд. То есть никакого прироста наблюдать не приходится, и этот факт невозможно игнорировать, поскольку 2009 г. был более драматичным для экономики Украины. По данным Госкомстата, ситуация еще более критическая: приток инвестиций в Украину за 9 мес. 2010 г. уменьшился на 14,3% — до $2,546 млрд. по сравнению с 2009 г.

Не сошлись оба ведомства и в данных по оттоку украинского капитала за рубеж: по информации Госкомстата, за 9 месяцев 2010 г. из страны утекло $628 млн., а за аналогичный период 2009 г.— $101 млн. Показатели НБУ за 9 месяцев 2010 г значительно весомее — $681 млн. В любом случае отток средств вырос в 6 раз!

Комментируя рост вкладов резидентов Украины за границей, НБУ сообщил, что не считает этот процесс «бегством» отечественного капитала. В своем заявлении регулятор также отметил, что украинский бизнес таким оригинальным способом «демонстрирует стремление повысить эффективность управления активами и расширить пределы своей деятельности».

Значительные расхождения в показателях оба ведомства списали на различия в методологии подсчета и терминологии отчетности, однако радикальных мер по устранению этого недостатка учета потоков денежных средств на протяжении многих лет предпринято не было. И это еще одна из причин недоверия инвесторов к нашей стране.

Чтобы оценить мизерность объемов ПИИ в прошедшем году, сравним эти данные с объемом трансферов физических лиц, проще говоря, с той суммой, которую перевели трудовые мигранты. В 2010 г. нашими соотечественниками, выехавшими на работу в другие страны не от хорошей жизни, было переведено на родину свыше $5 млрд. То есть физические лица в абсолютном выражении вложили в отечественную экономику больше, чем все страны мира ($4,67 млрд.) вместе взятые. Такая тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в 2011 г. Безусловно, нужно поблагодарить наших «заробитчан», однако и их инвестиции зависят от состояния экономики тех стран, где они живут и работают. Хотя очевидно, что при экономическом росте доля ПИИ крупного капитала будет постепенно наращиваться.

— Кто и по каким причинам играет с одним из важнейших экономических показателей состояния экономики? — обратилась я с вопросом к руководителю информационно-аналитического центра ForexClub Николаю ИвЧенко

— Руководство любой страны традиционно склонно рассматривать оптимистичный вариант развития событий, чтобы привлечь в будущем больше инвестиций. Мы постоянно проводим мониторинг объемов ПИИ. Данные Госкомстата полностью совпадают и с нашими данными, и с данными ведущих аналитических агентств мира. И эта ситуация является зеркальным отражением резкого падения «уровня комфортности ведения бизнеса». Впервые по результатам прошлого года Украина попала в список государств «с высоким риском» для инвестиций частного бизнеса. Об этом сказано в докладе влиятельной британской консалтинговой компании Maplecroft[2], занимающейся анализом рисков. Кроме нас, в этой группе Иран, Мексика, Египет и Индия. В 2009 г. нашу страну отнесли к группе с «умеренным риском».

________________________________
2 Британская консалтинговая компания Maplecroft оценивает такие факторы, как вооруженные конфликты, терроризм, верховенство закона, административно-регулятивные механизмы и условия ведения бизнеса. В список стран с «критическим риском» вошли Сомали (1), Конго (2), Судан (3), Мьянма (4), Афганистан (5), Ирак (6), Зимбабве (7), Северная Корея (8), Пакистан (9), Россия (10) и Центрально-Африканская Республика (11). Среди стран с «низким риском» — США, Канада, Швеция, Финляндия, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Португалия, Австралия.
Бизнес-клмат: глобальное потепление не грозит

Разделяют обеспокоенность Николая Ивченко и зарубежные аналитики, изучавшие уровень инвестиционных рисков разных стран по заказу Всемирного банка к Всемирному экономическому форуму.

Принимая решение, где разместить свой капитал, зарубежные инвесторы обращают внимание на индекс Doing Business Всемирного банка[3] и оценки Всемирного экономического форума.

__________________________________
3 Проект Doing Business Всемирного банка (http: //www.doingbusiness.org) позволяет оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса, и его применение в 183 странах.

Индекс Doing Business Всемирного банка состоит из девяти параметров комфортности ведения бизнеса, начиная от процедуры регистрации и заканчивая системой налогообложения. По инвестиционной привлекательности наша страна занимала 145-е место из 183. Свой вклад в это «достижение» внесли правительства как Юлии Тимошенко, так и Николая Азарова, поскольку в рейтинге «мониторили» период с мая 2009 г. по июнь 2010 г.

По критерию «справедливое налогообложение» нам присвоили «почетное» 181-е место, так как предприятия, работающие на территории нашей страны, выплачивали 135 налоговых платежей. Этот показатель — один из самых высоких в мире. Очевидно, что введение нового Налогового кодекса улучшит позиции Украины по этому параметру в следующем отчете. По критерию «сроки получения разрешения на строительство» у нас 179-е место.

Если сравнить эти показатели с результатами докризисного 2008 г., то ситуация не изменилась по большинству из них: период открытия бизнеса как был 27 дней (в Казахстане — 12, в Беларуси — 5, в Молдове — 7), так и остался, количество процедур, обязательных для регистрации, как было 10, так и осталось. Срок регистрации собственности у нас составляет 117 дней (в Казахстане — 40, в Молдове — 5, в Беларуси — 47). Разрешение на строительство выдается больше года — 374 дня (в Беларуси — 151, в Казахстане —219, в Польше — 310).

В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина занимает 89-е место из 130. Из зоны аутсайдеров нас «вытянули» такие три критерия (всего их 12), как отсутствие гражданской войны, низкий уровень террористической угрозы и возросшие внутренние капиталовложения в инфраструктуру к Евро-2012. Однако мы на 30—50 позиций отстаем от таких государств, как Эстония, Польша, Литва, Чехия, Азербайджан. Главный вывод: причина низкой инвестиционной привлекательности нашей страны кроется в отсутствии системных реформ, связанных с упрощением ведения бизнеса.

И хотя 29 сентября 2010 г. Кабмин одобрил концепцию Государственной целевой экономической программы развития инвестиционной деятельности на 2011—2015 гг., уровень доверия инвесторов к Украине пока не возрос. Причина очевидна — другие страны, конкурирующие с нами за ПИИ, не стоят на месте. Процесс улучшения бизнес-климата превратился в непрекращающийся марафон, главная цель которого — предложить самые привлекательные условия для иностранных инвесторов.

И такие уже набившие оскомину меры, как защита права собственности, снятие таможенных барьеров, сокращение количества налоговых платежей и сроков оформления документов на ведение бизнеса, являются эффективными механизмами для привлечения инвестиций. В этом марафоне мы проигрываем не только имеющим природные богатства России, Казахстану, Азербайджану и Узбекистану, но и Беларуси, которая в 2010 г. вошла в пятерку европейских стран, комфортных для ведения бизнеса, сократив все процедуры оформления в два-три раза, частично введя систему «электронное правительство».

В программе развития инвестиционной деятельности, предложенной Кабмином, указано, что цель проекта — создание условий для активизации инвестиционной деятельности, направленной на модернизацию реального сектора экономики и обеспечение устойчивого экономического развития. Отвечая на вопрос «2000», как с таким уровнем рисков, как у нас, Кабмин будет заинтересовывать зарубежных инвесторов, первый вице-премьер-министр Андрей Клюев отметил: «Уже в начале года будут приняты беспрецедентные системные шаги всеми ветвями власти, вследствие которых 10 млрд. долларов ПИИ — это реально достижимый показатель. К тому же мы будем бороться с теми, кто распугивает иностранных инвесторов. Нам в инфраструктуру за 10 лет надо вложить триллион гривен, без экспансии иностранных инвестиций не обойтись». Однако за четыре месяца с момента принятия Государственной целевой программы конкретных шагов навстречу инвесторам правительством сделано не было.
Не знаешь, что делать, — делай шаг вперед!

— Разделяете ли вы оптимизм аналитиков Международного фонда Блейзера, которые считают, что объем ПИИ в наступившем году превысит 10 млрд. долл., из которых 7 млрд. придутся на объекты Евро-2012? — поинтересовалась я мнением Николая Ивченко.

— Нет, не разделяю. Пик иностранных инвестиций в нашу страну пришелся на 2008 г., и тогда их объем составил $9,9 млрд., а трансферы физлиц — $8 млрд. Черту в 10 млрд. наша страна ни разу не переступала. Поскольку рост прямых иностранных инвестиций во всем мире ожидается в размере 16% объемов 2010 г., то мы прогнозируем увеличение ПИИ на 15,7%. В денежном эквиваленте это около 5,4 млрд. долл.

К динамике инвестиций 2005—2008 г. мы вернемся не скоро, поскольку она была вызвана кредитной истерией, царившей в мире. Кредиты были доступны, и все активно вкладывали деньги в экономики развивающихся стран. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и это связано не только с печальными украинскими реалиями, но и с экономической ситуацией в ведущих странах. Слишком шатки успехи в экономике США, и очень хрупкий баланс достигнут в странах ЕС. Так что ожидать астрономического роста ПИИ не приходится.

Если оценивать «качество» и потенциал инвестиций, то список доноров ПИИ выглядит так: Кипр — 22,5 %, Германия — 16,5%, Нидерланды — 9, 6%, Россия — 7%, Австрия — 6,3% и Виргинские Британские острова — 3,4%. От кипрских вливаний видимого проку для экономики Украины нет. Никаких новых рабочих мест, технологий, оборудования. Инвестиции из ЕС работают значительно эффективнее, правда, львиная их доля оседает в банковском секторе, поскольку эти страны ориентированы на поддержание «дочерних» структур. Характерно, что при почти неизменных объемах прямых инвестиций из относительно «нейтральных» Нидерландов (9,6%) и Австрии (6,3%) за этот период значительно возросли объемы денежных потоков из Германии — до 16,5%.

На страны Евросоюза в настоящее время приходится более 60% всего объема ПИИ, в то время как на СНГ — чуть больше 10%. Так что по географическому признаку зарубежных инвестиций Украина стала вполне европейским государством. Эта тенденция очень заметна на фоне стабильно сокращающихся инвестиций из США, Канады и Англии.

Непредсказуемый рост ПИИ в 2011 г. связывают с увеличением инвестиционной доли России. Многие эксперты называют это «ожидаемой экономической экспансией».

Руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Андрей Герус считает, что российским компаниям будут интересны крупные активы «Мотор Сич», «Нафтогаза», «Укрнафты», Стахановского вагоностроительного завода, энергогенерирующих компаний, «Укртелекома» и Одесского припортового завода. Кроме того, в рамках подготовки к Евро-2012 будет реализовано множество инфраструктурных проектов, что создает хорошие возможности для иностранных инвесторов.

Аналитик ИК Foyil Securities Андрей Яструб добавляет, что наиболее желанным активом для российского бизнеса будет Украинская газотранспортная система и активы нефтегазовой отрасли, включая нефтеперерабатывающие заводы и сети бензозаправок.

Главной интригой остается химическая отрасль. Консолидация активов химических предприятий (включая покупку Stirol), которые сейчас принадлежат концерну Ostchem Дмитрия Фирташа, сразу вызвала небезосновательные разговоры о том, что эти активы будут перепроданы адресно — именно российскому бизнесу. Ожидания инвесторов РФ понятны: химическая промышленность — крупный потребитель газа, а российские компании имеют доступ к более дешевому голубому золоту.

Еще одна отрасль, к которой иностранные инвесторы из разных стран демонстрируют высокий интерес, — сельское хозяйство. Правительство Николая Азарова собирается открыть рынок земли, и многие будут заинтересованы в АПК. Своих аппетитов не скрывает и российский бизнес. Одним из крупнейших арендаторов земли сельскохозяйственного назначения является компания «Украинские аграрные инвестиции», ассоциированная с российским «Ренессанс Капиталом».

Поскольку основным мотором инвестиций остается экспансия крупных международных корпораций, располагающих значительными средствами и нацеленных на поглощение других компаний, Кабмин не теряет надежды на активизацию внешних потоков в отрасли, годами испытывавшие инвестиционный голод. Речь идет о повышении инвестиционной привлекательности швейных предприятий и гостиничного бизнеса, получивших налоговые каникулы. Кабмин верит, что удастся заинтересовать иностранных инвесторов в создании «инвестиционных пулов» с участием России и Казахстана, Франции и Германии, связанных с добычей и транспортировкой энергоносителей, транзитными грузоперевозками, авиа- и судостроением.

Еще одна крупная по объемам прямого инвестирования держава — Китай, который уже предпринял шаги, чтобы выкупить государственные долги многих стран! Пассивность КНР на наших рынках свидетельствует о том, что в азиатском регионе (Малайзия, Сингапур) бизнес-климат намного комфортнее. Многие европейские компании для активизации китайских инвесторов выставляют даже специальные пакеты акций на Гонконгской бирже.

Свои бегут — чужих не ждите

Перечислять «лакомые» объекты, в которые зарубежный бизнес с удовольствием вложил бы капитал, можно еще долго. Но есть одно золотое правило инвестора: нет смысла вкладывать средства в ту страну, из которой бежит ее собственный бизнес. Чтобы окончательно расстаться с иллюзиями по поводу ожидаемых Кабмином $10 млрд. ПИИ, достаточно проанализировать «географию» украинских инвестиций в другие страны.

Данные Госкомстата[4] впечатляют: 92,8% осели на Кипре. Причем более 87% украинских инвестиций в этот офшор ушло из Донецкой области. На втором месте — Российская Федерация (2,4%). Дальше — Латвия (1,1%), при этом в списке наших доноров эта страна не вошла в двадцатку), Польша (0,7%), Грузия (0,4%), Казахстан (0,4%), Британские Виргинские острова (0,3%).

___________________________
4 1) Данные приведены нарастающим итогом с начала инвестирования (1994 г.).

Перечень стран определен исходя из наибольших объемов инвестиций, вложенных в экономику других стран.

2) Объемы прямых инвестиций из Украины и по отдельным странам приведены с учетом данных НБУ (относительно разницы между рыночной и номинальной стоимостью акций, имущества и т. п., не учтенной в статистической отчетности отдельных предприятий).

Кипр и Виргинские острова давно пользуются популярностью у крупного бизнеса постсоветского пространства для «оптимизации» налогообложения в своих странах. Впрочем, неудивительно, что украинский бизнес в 2010 г. сместил «географию» своих инвестиций в страны СНГ, где за короткий период был создан комфортный бизнес-климат. Там решились на те экономические реформы, которые у нас не смогла провести власть.

Неуклюже пока выглядит в нашей стране и борьба с коррупцией, губящей на корню все попытки привлечь прямые иностранные инвестиции. Согласно исследованию «Барометр мировой коррупции за 2010 год», проведенному Международной организацией Transparency International,[5] в Украине очень вырос уровень взяточничества. Если в 2009 г. взятки давали 21% украинцев, то в 2010 г. таких оказалось уже 34%. И как следствие в рейтинге-2010 наше государство заняло 134-е место по уровню коррупции среди 178 стран. Президент GRECO — антикоррупционного объединения стран ЕС — Драго Кос прокомментировал этот результат жестко: «Украина проявляет наименьшие усилия в борьбе с коррупцией из всех известных мне стран».

_____________________________
5 Трансперенси Интернешнл (англ.: Transparency International) — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, основана в 1993 г. бывшим директором Всемирного банка Петером Айгеном в Берлине.

Индекс восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) — ежегодный рейтинг государств, составляемый компанией Transparency International с 1995 г. Каждая страна в рейтинге характеризуется показателем, отражающим оценку уровня коррупции предпринимателями и аналитиками по десятибалльной шкале. Индекс 2010 г. базировался на 13 опросах и исследованиях. Наименее коррумпированными государствами были объявлены Дания, Новая Зеландия и Сингапур, набравшие по 9,3 балла. В диапазон 8,9—9,5 попали также Финляндия и Швеция. Наихудшая ситуация в Сомали (1,1 балла, последнее — 178-е место), Бирме и Афганистане (по 1,4 балла). Заметно улучшили свое положение в 2010 г. Беларусь, Бутан, КНР, Гаити, Гамбия, Катар, Кувейт, Македония, Чили и Эквадор. В то же время в ряде развитых стран — Венгрии, Греции, Италии, США и Чехии — наблюдается повышение уровня коррупции. В каждой стране было проведено два параллельных опроса за период с января 2009 г. по сентябрь 2010 г.

Принципиальность позиции господина Коса понятна: 4 января 2011 г. Виктор Янукович подписал закон, которым признал утратившим действие «антикоррупционный пакет», вступивший в силу за три дня до этого. Кроме того, этим же указом главы государства утратил силу и закон «О борьбе с коррупцией», работавший с конца 1995 года. Справедливости ради напомню: президент предложил более мягкий законопроект «Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине». Но он прошел только первое чтение. Так что непонятно, как власть будет бороться с коррупцией в 2011 г.
НБУ против Фемиды: суд состоится в любую погоду

Еще один тормоз для ПИИ — информационный. Занимаясь цифровой чехардой в озвучиваемых статистических данных, государственные институты только подогревают недоверие инвесторов к нашему государству. Да и украинцам не очень понятно, почему инвестиции столь малоэффективны. Нас просто забывают уведомить, что не все ПИИ попадают в реальный сектор экономики. По данным Нацбанка, за 9 месяцев 34% ($1,38 млрд.) иностранных инвестиций осели в банковском секторе. А в ноябре этот показатель вырос до 42%. Полученные вливания пошли не на расширение банковского бизнеса или усиление присутствия какой-то одной финансовой группы, а на увеличение капитала всей банковской системы страны. Это было одним из требований МВФ накануне выдачи кредитов.

Соответственно Нацбанк, выполняя это требование, издал постановление № 273 «Об увеличении регулятивного капитала коммерческих банков». Этим документом коммерческим банкам было предписано увеличить регулятивный капитал до 120 млн. грн. Банкам, у которых регулятивный капитал ниже указанного уровня, разрешили привлекать вклады физических лиц в пределах объемов на дату вступления в силу постановления № 273, то есть на 16 июля 2010 г. В результате многие иностранные «материнские» структуры (шведские, австрийские, немецкие, итальянские) стали заводить деньги в Украину. Эти деньги нельзя назвать в чистом виде прямыми иностранными инвестициями, поскольку они не попали в реальный сектор экономики. Но частично они все-таки стимулировали его, поскольку значительно активизировалось кредитование юридических лиц. По прогнозам аналитиков ForexClub, банковская деятельность в 2011 г. могла бы стать еще более привлекательной, если бы не вмешалась Фемида.

7 декабря Окружной административный суд Киева удовлетворил иск Ассоциации украинских банков (АУБ) и 10 коммерческих банков к НБУ, потребовавших отмены этого постановления как нарушающего права средних и малых банков.

В ходе слушания было установлено, что минимальный регулятивный капитал не может быть таким обязательным критерием, как адекватность капитала. И хотя суд принял решение в пользу украинской банковской системы и формально не допустил ухудшения конкуренции и дискриминации целой группы банков, но по репутации НБУ был нанесен удар. В разгар процесса Сергей Арбузов, занимавший пост первого заместителя председателя Нацбанка, заявлял, что в случае поражения в суде регулятор будет отстаивать свою позицию, поскольку это решение обоснованно и согласовано с международными организациями. И вряд ли Сергей Геннадьевич поменял свое мнение в связи с назначением на должность главы НБУ.

Так как все понимают, что зарубежные инвесторы — очень консервативные люди, перед командой Арбузова стоит задача не только отстоять свои позиции в данном резонансном судебном процессе, но и увеличить приток инвестиций путем более активного использования ценных бумаг. Именно этот инструмент привлечения зарубежных средств в нашей стране практически не развит.

Сдерживает инвесторов и непрозрачность механизмов проведения приватизации в Украине. В частности, вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Вячеслав Бутко назвал несколько приватизационных скандалов при нынешней власти, вызвавших резонанс в мире.

Первый — немотивированный недопуск потенциального участника к конкурсу по продаже в мае 2010 года «Лугансктепловоза» и отмена судом результатов приватизации. Второй — нарушение процедуры проведения приватизации «Азота». Напомним, по действующему закону «О приватизации государственной собственности» объявление об аукционе должно быть официально сделано Фондом госимущества не менее чем за 60 дней до дня продажи. По факту информация о продаже была обнародована через три недели (!) после самой продажи. Шокировала и цена — она оказалась на 30% ниже номинальной стоимости акций. Третий скандал — продажа без проведения аукциона контрольного пакета акций (61,5%) второй по величине авиакомпании страны «Международные авиалинии Украины». Четвертый — провал попытки в декабре продать «Укртелеком». Напомню, заявку подал только один претендент — концерн EPIC (Австрия). Причем предложенная цена лишь на 10 грн. превысила стартовую.

Шок вызвало и принятие 22 декабря закона № 6216 «О внесении изменений в закон «Об акционерных обществах». В нем владельцам 95% пакета акций предоставлялось право требовать у миноритариев в обязательном порядке продать свои акции. Так попытались легализовать рейдерскую схему и тем самым подставили под удар Виктора Януковича, поскольку под угрозой оказался сам факт существования института частной собственности и его неприкосновенности.

В защиту владельцев менее 5% акций выступили Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев и Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса. Президент без раздумий ветировал этот закон. Кроме того, он публично выразил несогласие с нормой, которая позволяет принимать важные решения 75% голосов зарегистрировавшихся на собрании акционеров (сейчас — 75% акционерного капитала).

Безусловно, желая привлечь в нашу страну как можно больше зарубежных средств, важно не забывать, какую цену заплатит общество за это. Проанализировав самые влиятельные рейтинги конкурентоспособности стран, трудно не заметить, что высокие темпы улучшения бизнес-климата в 2010 г. продемонстрировали государства с авторитарными режимами — Китай, Беларусь, Венесуэла, Чили, Казахстан. Природа этого явления кроется в инстинкте самосохранения власти — чем стабильнее будет экономическая ситуация в стране, тем дольше этот режим продержится. И это фактически новый вызов гражданскому обществу любой страны, поскольку у бизнеса, как известно, родины нет, он работает там, где видит возможность заработать.

Татьяна МАРИНОВА

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.