За время, прошедшее после подготовки материала о второй порции подзаконной “нормативки” (см. БИЗНЕС №3-4 от 24.01.11 г., стр.38-41), издание которой связано со вступлением в силу Налогового кодекса, свет увидели еще 16 постановлений Кабмина и приказов ГНАУ (см. “Перечень…”).
Теперь общее количество изданных органами исполнительной власти документов достигло 80 штук. Что, впрочем, ненамного больше, чем половина тех 140 документов, которые должны были начать действовать еще 1 января.
Правда, некоторыми из упомянутых 80 приказов и постановлений утверждались по два-три разных порядка или формы документов, поэтому количество утвержденных форм и порядков, конечно, больше 80, но все еще явно меньше необходимых 140.
Действующими же, отнюдь не с 1 января, а аж к 26 января, являются только 66 документов (см. “Постановления Кабмина и приказы ГНАУ…”).
Причем за последнее время выход документов заметно замедлился. Хочется верить, что это происходит потому, что в Минюсте наконец-то на них стали обращать более пристальное внимание, а не просто присваивать номер государственной регистрации. Но не исключено, что затягивание происходит по вине разработчиков.
Минфин, например, до сих пор не утвердил ни одного из пяти документов, которые обязан утвердить в соответствии с Кодексом.
Это форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах физлиц, порядок проведения зачетов встречных обязательств налогоплательщика с бюджетом, форма финансовой отчетности, содержащая информацию о временных и постоянных налоговых разницах, методика расчета объекта налогообложения плательщиков, прибыль которых облагается по нулевой ставке и которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов, и методика ведения учета временных и постоянных налоговых разниц.
Не без НДС
Хотя различных документов, касающихся администрирования и, в частности, возмещения НДС, уже принято пруд пруди, новая порция “нормативки” вновь не обошлась без таковых.
С рекордным пока отставанием постановлением Кабмина №39 от 17.01.11 г. был утвержден Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы и органов государственной казначейской службы в процессе возмещения НДС.
Любопытно, что формы документов, используемых в процессе возмещения сумм НДС, были утверждены совместным приказом ГНАУ и Госказначейства №960/495 еще 20.12.10 г. (вступил в силу 21.01.11 г.). А вот Порядок взаимодействия, в ходе которого и используются эти документы, подоспел аж месяц спустя.
Первые четыре пункта Порядка, по сути, дублируют нормы Кодекса: в них идет речь о сроках камеральных и документальных проверок плательщиков, заявивших НДС к возмещению (в том числе тех, кто имеет право на автоматическое возмещение). А вот дальше значится любопытное новшество.
В соответствии с ним, “если заявленная сумма бюджетного возмещения НДС превышает среднемесячный показатель возмещаемой суммы за предыдущий год с учетом показателей экономического роста (чьих?! — Ред.), орган ГНС осуществляет в соответствии с законом меры относительно правомерности заявленной суммы”.
Что за “меры относительно правомерности заявленной суммы” налоговики будут при этом осуществлять, абсолютно непонятно. Но, думается, ничего хорошего эта косноязычная запись не подразумевает.
До сих пор у нас все планировалось по отношению к достигнутому только на макроуровне. Теперь аналогичная методика вполне официально закреплена и на микроуровне.
Далее речь идет об обязанности налоговых органов подать в установленный Кодексом срок (три рабочих дня для плательщиков, имеющих право на автоматическое возмещение, пять рабочих дней — для всех остальных) заключение на возмещение НДС.
Однако ни слова не сказано о том, что должно происходить, если налоговый орган эту свою обязанность не исполняет. Такого варианта как бы не существует в природе, по мнению авторов Порядка. Хотя на самом деле, наоборот, это происходит сплошь и рядом.
Не упоминаются в Порядке и процентные начисления, которые теоретически должны производиться в пользу налогоплательщика и выплачиваться ему в виде компенсации задержек возмещения НДС. Ни слова не сказано и о документах, на основании которых перечисление таких начислений должно производиться казначейством на счет плательщика НДС.
Это очередной раз подтверждает наше предположение, что власти закрепили соответствующую норму в Кодексе для проформы. Производить процентные выплаты при несвоевременном возмещении они не собираются.
Судьба арендодателя
Постановлением Кабмина №1253 от 29.12.11 г. (которое ждало своего опубликования более трех недель и, скорее всего, дописывалось уже после официального принятия и присвоения номера) утверждена Методика определения минимальной суммы арендного платежа за недвижимое имущество физических лиц. Разработка Методики была предусмотрена п.170.1.2 Налогового кодекса.
В соответствии с ней арендаторы (кроме арендаторов-физлиц, не являющихся субъектами хозяйствования), которые, согласно Кодексу, являются налоговыми агентами арендодателей-физлиц, “определяют при начислении дохода от предоставления в аренду (субаренду), жилой наем (поднаем) недвижимого имущества (включая земельный участок, на котором размещается недвижимое имущество, приусадебный участок), кроме земельного участка сельхозназначения, земельной доли (пая), имущественного пая, минимальную сумму арендного платежа за полный или неполный месяц такой аренды”.
Минимальный размер платы за пользование жилым помещением (это-то и интересует фискалов более всего. — Ред.) по договору поднайма определяется с учетом очень интересной ст.95 Жилищного кодекса УССР (см. “О чем говорит…”).
При этом минимальный размер платы за недвижимое имущество предлагается рассчитывать исходя из минимальной стоимости аренды 1 кв.м общей площади по формуле:
П = З х Р,
где:
П — минимальная сумма арендного платежа за недвижимое имущество, грн.;
З — общая площадь арендованного недвижимого имущества, кв.м;
Р — минимальная стоимость аренды 1 кв.м общей площади недвижимого имущества с учетом его местонахождения, других функциональных и качественных показателей, которая устанавливается органом местного самоуправления села, поселка, города, грн. Органам же местного самоуправления рекомендовано определять минимальную стоимость аренды 1 кв.м общей площади недвижимости по формуле:
Р = Рн / К х 12,
где:
Р — минимальная стоимость месячной аренды 1 кв.м общей площади недвижимости, грн.;
Рн — средняя стоимость 1 кв.м новопостроенного объекта, подобного арендованному, которая рассчитывается в зависимости от рыночной стоимости, грн.;
К — коэффициент окупаемости объекта в случае сдачи его в аренду, который соответствует проектному сроку эксплуатации такого объекта (5-100 лет).
При этом полученный результат может (надо полагать, по желанию органа местного самоуправления. — Ред.) корректироваться органами местного самоуправления с помощью таких дополнительных коэффициентов:
М — местонахождение объекта недвижимости. В случае его размещения в центральной, курортной, исторической или заповедной зонах населенного пункта коэффициент равен 2, близко к центру — 1,5, далеко от центра — 1;
Ф — вид функционального использования объекта недвижимости. В случае использования такого объекта для ведения производственной деятельности коэффициент равен 2, другой коммерческой деятельности — 3, некоммерческой деятельности, в том числе для проживания физлиц, — 1;
Т — другие качественные характеристики объекта (высота жилого помещения, внутреннее оснащение, техническое состояние и т.п.).
Минимальная арендная стоимость 1 кв.м, рассчитанная в соответствии с вариантом, предложенным Кабмином, безусловно, далека от рыночной цены. Более того, этот вариант в принципе получается фиксированным и не может меняться, несмотря ни на какие рыночные тенденции. Кроме того, он явно никоим образом не сочетается с тем, что сказано в ст.95 Жилищного кодекса!
Еще один вопрос — почему в формуле используется исключительно стоимость 1 кв.м новопостроенного объекта, когда на самом деле сдаваться в аренду вполне может и совсем не “новострой”?
И наконец, непонятно, почему власти предусмотрели возможности применения повышающих коэффициентов (причем для коэффициента, связанного с “другими качественными характеристиками” умудрились в принципе не указать никакого предела), не подумав при этом о понижающих (ужасающее состояние недвижимости, расположение в промзоне или рядом с местом утилизации отходов и т.д. и т.п.).
На практике применение предложенного варианта расчета минимальной арендной стоимости недвижимости почти наверняка приведет к тому, что в депрессивных регионах она будет значительно превышать реальную!
Ведь предлагается учитывать стоимость новопостроенных объектов, а она в депрессивных регионах не будет отличаться от стоимости новостроек, скажем, в столице столь же радикально, как отличается реальная стоимость аренды.
Это легко может просчитать каждый. Применяя же коэффициенты, местные власти вообще могут довести ситуацию до абсурда — благодаря, опять же, Методике Кабмина.
Кстати, если в случае с Порядком взаимодействия при возмещении НДС о варианте несвоевременного возмещения в Кабмине забыли напрочь, то в случае с определением минимальной стоимости аренды о варианте, когда местные власти в принципе не определят (или не обнародуют до начала отчетного года) минимальную стоимость 1 кв.м недвижимости, они вспомнили.
Предполагается, что в подобных случаях объект обложения налогом на доходы физлиц будет определяться арендатором (кроме арендаторов-физлиц, не являющихся субъектами хозяйствования) исходя из размера арендной платы, предусмотренного в договоре аренды.
Проверки и жалобы
Утвержденный приказом ГНАУ №984 от 22.12.10 г. Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства пришел на смену аналогичному Порядку, утвержденному приказом №327 от 10.08.05 г.
Принципиальных изменений здесь не произошло, они больше технические — связанные, в частности, с изменением терминологии и т.п. Разве что можно отметить уход из акта проверки расчета пени и штрафных санкций, которые присутствовали там ранее вопреки имевшемуся одновременно с этим запрету на определение вида и размера таких штрафов!
Также не будет отражаться в актах ряд сведений, не имевших прямого отношения к проверке (например, информация о выполненных внешнеэкономических контрактах).
Что же касается нового Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ №1001 от 23.12.10 г., то, в отличие от старого, его действие распространено на любые решения налоговых органов.
Тогда как раньше был определен исчерпывающий перечень решений, подпадающих под действие Положения. Другое же отличие предопределено Кодексом. Стоит напомнить, что отныне первичной жалобой считается жалоба на решение налогового органа, поданная налоговому органу более высокого уровня.
Соответственно, вместо трехступенчатой системы обжалования теперь предусмотрена двухступенчатая. Наконец, еще одно принципиальное (во всяком случае, внешне) отличие обжалования по-новому: обязанность доказательства того, что любое начисление, произведенное налоговым органом, или любое иное решение налогового органа является правомерным, возлагается на органы ГНС.
Тогда как ранее плательщик должен был доказать, что начисление произведено неправомерно. Будет ли это изменение иметь практическую ценность для налогоплательщиков, видимо, станет понятно по итогам формирования новой практики обжалования.
О чем говорит ст.95 Жилищного кодекса
“Размер платы за пользование жилым помещением и за коммунальные услуги по договору поднайма устанавливается соглашением сторон, но не может превышать размера квартирной платы, которая платится нанимателем за предоставленное помещение (часть помещения), и соответствующей части его расходов по оплате коммунальных услуг”
Постановления Кабмина и приказы ГНАУ, описанные в БИЗНЕСе №3-4 от 24.01.11 г., вступившие в силу после 18.01.11 г.
Документ
Дата вступления в силу
Постановления Кабмина
№15 от 12.01.11 г.
18.01.11 г.
№19 от 05.01.11 г.
21.01.11 г.
Приказы ГНАУ
№954 от 17.12.10 г.
21.01.11 г.
№955/628 от 17.12.10 г. (совместный с МВД)
21.01.11 г.
№960/495 от 20.12.10 г. (совместный с Госказначейством)
21.01.11 г.
№974/1597/499 от 21.12.10 г. (совместный с Минфином и Госказначейством)
21.01.11 г.
№975 от 21.12.10 г.
21.01.11 г.
№980 от 22.12.10 г.
24.01.11 г.
№981 от 22.12.10 г.
24.01.11 г.
№982 от 22.12.10 г.
24.01.11 г.
№983 от 22.12.10 г.
24.01.11 г.
№993 от 23.12.10 г.
21.01.11 г.
№994 от 23.12.10 г.
21.01.11 г.
№995 от 23.12.10 г.
24.01.11 г.
№1022 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1024 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1025 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1033 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1034 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1035 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1036 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1037 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1038 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1039 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1040 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1041от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1042 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
№1043 от 24.12.10 г.
21.01.11 г.
Перечень подзаконных актов, принятых в связи со вступлением в силу Налогового кодекса
Документ
Номер и дата принятия
Дата вступления в силу
Постановления Кабинета министров
“Об утверждении Методики определения минимальной суммы арендного платежа за недвижимое имущество физических лиц”
№1253 от 29.12.10 г.
Со дня официального опубликования (21.01.11 г.)
“Об утверждении Порядка взаимодействия органов государственной налоговой службы и органов государственной казначейской службы в процессе возмещения налога на добавленную стоимость”
№39 от 17.01.11 г.
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
Приказы ГНАУ
“Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства”
№984 от 22.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №34/18772)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении Порядка выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, авалированных банком (налоговых расписок), выдаваемых до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, спирта этилового денатурированного (технического) и биоэтанола, используемых субъектами хозяйствования для производства отдельных видов продукции”
№1257 от 27.12.10 г.
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. документ не опубликован)
“Об утверждении формы Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и Порядка его составления”
№996 от 23.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 13.01.11 г.
под №44/18782)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. документ не опубликован)
“Об утверждении Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы”
№1001 от 23.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 06.01.11 г.
под №10/18748)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за специальное использование воды”
№1009 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №25/18763)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога”
№1010 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №26/18764)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора”
№1014 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №35/18773)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и(или) арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)”
№1015 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №42/18780)
Со дня официального опубликования (24.01.11 г.)
“Об утверждении формы Налоговой декларации по фиксированному сельскохозяйственному налогу”
№1016 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №27/18765)
Со дня официального опубликования (24.01.11 г.)
“Об утверждении формы Налоговой декларации по сбору в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности”
№1017 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №36/18774)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении формы Налогового расчета сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины”
№1018 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №28/18766)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении формы Налогового расчета сбора за специальное использование лесных ресурсов”
№1019 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 13.01.11 г.
под №45/18783)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении Порядка информирования работодателей налогоплательщика о наличии нарушений применения налоговой социальной льготы, о лишении налогоплательщика или о восстановлении его права на налоговую социальную льготу и формы Уведомления о наличии указанных нарушений”
№1023 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 17.01.11 г.
под №59/18797)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)
“Об утверждении формы Налоговой декларации по сбору в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками”
№1023 от 24.12.10 г.
(зарегистрирован
в Минюсте 12.01.11 г.
под №29/18767)
Со дня официального опубликования
(к 26.01.11 г. не опубликован)