Стоит ли продлевать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения?

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №7541, которым предлагается продлить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения еще на три года. Это будет уже пятое его продление с момента введения. В этот раз интригу затеял Президент Украины Виктор Янукович, который 14 января призвал “как можно быстрее начать процесс земельной реформы и как можно быстрее завершить”. В связи с этим БИЗНЕС поинтересовался:

Стоит ли продлевать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения?

PRO

Александр Голуб (43), народный депутат (фракция КПУ), заместитель председателя Комитета ВР по вопросам свободы слова и информации:

— Мораторий, безусловно, надо продлить. Это будет одним из основных решений, которые Верховная Рада примет на следующей сессии.

Ведь совершенно очевидно, что на сегодняшний день для отмены моратория на продажу сельхозземель не готова законодательная база: не приняты законы о Государственном земельном кадастре, рынке земли, регистрации земельных участков и учете земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому у нас отсутствуют достоверная информация о качественном составе земель, денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, ценовой механизм и нормативная оценка земли.

Если разрешить продажу земли, не устранив указанные пробелы в законодательстве, это чревато тем, что дельцы смогут за бесценок скупить огромные площади в целях их дальнейшей перепродажи по спекулятивным ценам.

В Российской Федерации, еще во времена президентства Бориса Ельцина, заключались вопиющие торговые сделки с землями сельскохозяйственного назначения.

Например, случился прецедент, когда землю купили компании из Германии, которые с приобретенных ими площадей сняли 15 см плодородного слоя и вывезли его в свою страну.

Этот случай достаточно широко освещался в прессе. Только после этого в России на законодательном уровне было запрещено перепрофилирование земель сельскохозяйственного назначения. У нас же нет подобного закона.

Далее, для отмены моратория нужно четко выписать условия продажи земли, например, установить “ограничители”, запрещающие в течение достаточно длительного периода, скажем 30-40 лет, перепродавать эту землю.

Многие аграрные предприятия испытывают недостаток оборотных средств, у них нет возможности выкупить обрабатываемые площади, поэтому они арендуют их.

Аргумент о том, что арендатор земли не заинтересован в поддержании ее плодородия, не выдерживает критики.

Сейчас составляются долгосрочные договоры аренды, которые позволяют арендатору грамотно планировать работу с учетом севооборота и других особенностей эксплуатации земли сельскохозяйственного назначения. Начать продажу земли никогда не поздно, важно сделать это грамотно.

CONTRA

Андрей Кошиль (39), президент Ассоциации “Земельный союз Украины” (с 2004 г.; объединяет более 120 организаций):

— Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения не нужен. Ведь этот рынок существует независимо от того, есть ли мораторий или нет. Вопрос в том, теневой это рынок или законный?

Есть достаточно возможностей для продажи или передачи другому лицу земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства. Теоретически наличие моратория запрещает эти операции, на самом же деле лишь смещает рынок в “тень”.

Подобные операции, естественно, не контролируются государством, на них не распространяются рыночные механизмы. В результате немалая доля рынка исключена из легального экономического оборота. Отмена моратория станет признанием того, что рынок сельхозземель существует, и государство намерено регулировать происходящие на нем процессы.

К тому же действие моратория противоречит основам Конституции Украины. Земля была роздана гражданам страны в частную собственность, что теоретически предполагает право распоряжаться своим наделом по своему усмотрению — продавать, менять, дарить.

В действительности же собственник сельхозземли не может ею легально распорядиться. Мораторий запрещает не только продажу земли, но и, например, внесение ее в уставный фонд предприятий при их создании.

Он приводит к тому, что предприниматель не может взять под залог земли банковский кредит, необходимый ему для приобретения техники, горюче-смазочных материалов, освоения новых аграрных технологий.

Вследствие этого возникают проблемы с финансированием сельскохозяйственного бизнеса, под вопросом эффективное использование земли. Получение банковских кредитов под залог земли станет возможным только тогда, когда земля будет товаром.

Напомню, что введение моратория было временной мерой, направленной на то, чтобы после принятия Земельного кодекса в 2002 г. привести в соответствие с ним профильное законодательство. Но сроки введения земельного рынка переносились уже четыре раза.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.