“Прямых договоров не будет”, — заявляет председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины Виктор Сивец. Виктор Сивец, уже занимавший пост главы Госкомлесхоза в 2006-2007 гг., запомнился деревообработчикам как реформатор, и с его легкой руки лесное хозяйство реформируют уже шестой год. Сам Виктор Николаевич начал процесс преобразований с внедрения системы аукционной продажи лесоматериалов.
“При его правлении в 2006-2008 гг. были отменены прямые договоры, и цены взлетели до небес”, — вспоминают операторы. Однако и четыре года назад, и сейчас г-н Сивец уверяет, что аукционы — единственный возможный способ создать прозрачный рынок лесоматериалов.
Но еще первые торги показали, что это отнюдь не так. “Например, на один из первых аукционов выставили лот, куда входила вся древесина, заготовленная в двух областях за целый квартал.
Такой лот могли приобрести только экспортеры”, — говорят предприниматели. И теперь от нового старого председателя игроки рынка ничего хорошего не ждут: “Снова будет расти цена на древесину, увеличится экспорт”.
Переподчинение
— С 15 февраля Госкомлесхоз преобразовывается в Госагентство лесных ресурсов. Ради чего это делается и как изменятся полномочия и функции ведомства?
— Никаких принципиальных изменений не будет, за небольшим исключением: раньше Госкомлесхоз был в подчинении Министерства охраны окружающей среды, а теперь будем подчиняться Министерству аграрной политики и продовольствия.
Соответственно, бюджет лесного хозяйства, структуру организации, назначение новых руководителей областных лесхозов, своих заместителей я буду согласовывать с МинАП.
Вот и вся разница. В остальном наша деятельность регулируется Лесным кодексом, которым регламентированы полномочия и функции уполномоченного органа, осуществляющего лесохозяйственную деятельность.
— Если все полномочия и регуляторные функции остаются за вашим ведомством, зачем менять его название, раз новация заключается только в переподчинении?
— Не совсем так. Во-первых, пройдет сокращение нашего чиновничьего аппарата, что позволит сформировать эффективный кадровый состав как в центральном аппарате, так и в областных управлениях.
Во-вторых, сейчас в подчинении Госкомлесхоза находится только 82% лесов Украины, 16% — под контролем Минагрополитики и 2% — Минобороны.
И теперь будут предприняты активные действия, чтобы, согласно постановлению Кабмина №273 от 13.03.06 г., объединить все леса под управлением одного органа. С “аграрными” и “военными” лесами ситуация очень непростая.
Если раньше в лесах Минобороны находились какие-то военные части, базы, полигоны и т.п., то сейчас, за редким исключением, их там уже нет, а лес за военными остался.
— И в бесхозных лесах идет неконтролируемая рубка и т.п.
— Совершенно верно. В 1991 г. в среднем на 1 га лесов Украины приходилось 400 куб.м древесины, сейчас в лесхозах это соотношение сохранилось, есть даже прирост, а в “колхозных” лесах этот показатель остался на уровне 125 куб.м на 1 га.
Минагрополитики лесохозяйственную деятельность не вело, все было отдано на откуп местным властям, и с 1991 г. там никто не возобновлял ресурс.
Поэтому все леса решениями областных советов будут передаваться на баланс Агентства (вопрос в том, как исполнительный орган власти добьется безоговорочного подчинения органа власти представительной. — Ред.).
— Вы не опасаетесь сопротивления местных органов власти, ведь они “кормились” в этих лесах?
— Я же вам назвал средние запасы древесины в этих лесах, а в некоторых случаях там нет и 30 куб.м на 1 га, там уже деревьев не осталось. На этих территориях нужно проводить мероприятия по восстановлению лесов.
Инфраструктура
— Давайте поговорим об эффективности работы самого Агентства, точнее — Госкомлесхоза. В частности, о реформировании, которое проводило его прежнее руководство, а именно, о привлечении частных структур к лесохозяйственным работам.
— Прежде всего необходимо заняться развитием инфраструктуры лесного хозяйства, это фундамент реформирования. Есть прекрасный пример развития лесного хозяйства — Польша, где за 10-15 лет добились высоких результатов.
Первое, что они сделали, — начали активно развивать лесную инфраструктуру, в частности, строить современные лесные дороги. Сейчас там на 1 тыс.га леса около 30 км дорог. К сожалению, в Украине на 1 тыс.га леса только 4,5 км дорог.
Такие лесистые области, как Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Черновицкая, у нас являются дотационными, хотя должны быть основными донорами бюджета Украины.
Например, в Карпатах на 1 тыс.га леса всего 1,2 км дорог. Экономика при этом следующая: 1 км новой лесной дороги открывает доступ к дополнительному ресурсу на 17 млн грн., тогда как стоимость прокладки 1 км дороги равна 450-500 тыс.грн.
— Сколько средств предусмотрено в Бюджете-2011 на строительство лесных дорог?
— В госбюджете на эту статью деньги не заложены. Но в казне есть фонд развития, составляющий около 6 млрд грн. Мы сейчас ведем переговоры с Минфином, чтобы из этого фонда нам выделили средства.
— О какой сумме идет речь?
— Сколько бы нам государство ни выделило, мы за все благодарны. Я не люблю говорить о том, чего пока не случилось… Вот выделят нам деньги, обязательно скажу, сколько.
Реформирование лесхозов
— А на каком этапе находится реформирование административной системы лесхозов, проводимое в последние два года и заключавшееся в делегировании многих хозяйственных функций лесхозов частным структурам?
— У нас уже есть лесхозы, которые отводят лесосеки, где частные структуры валят лес и выполняют прочие лесохозяйственные работы, а лесхозы при этом занимаются охраной леса и его реализацией, но этот этап реформирования не такой быстрый. Подобная система работает во всех развитых европейских странах.
Но для нас это пока скорее исключение, чем правило. Украине к этой системе нужно идти постепенно. Безусловно, частные структуры работают более эффективно, и лесхозам сотрудничать с ними выгодно. В будущем большую часть лесохозяйственных работ будут осуществлять частные компании.
— Но, насколько известно, эта реструктуризация проводилась достаточно своеобразно: бригады лесхозов выходили из их составов, бригадиры становились частными предпринимателями, которым передавалась в аренду техника лесхозов, а сотрудники лесхозов объявлялись сотрудниками новых структур…
— А что вы находите в этом странного?
— Функции подрядчиков лесхозов могли бы выполнять действительно частные компании, например, местные фермеры и другие инвесторы, которые претендуют на выполнение лесохозяйственных работ. Они могли бы нанять тех же работников лесхозов…
— Мы же не возражаем. Если есть желание, вкладывайте деньги, собирайте людей и работайте. Никаких проблем нет. Это же рынок. Если есть предприниматель, который имеет достаточно финансовых средств, готов людям платить более высокую зарплату и выполнять работу по лесозаготовке и прочие лесохозяйственные работы, — пожалуйста.
Если у частной компании есть необходимая техника, разрешение Госгорпромнадзора, лицензия на лесозаготовительные работы, обученные люди…
У нас в каждом лесхозе есть отдел охраны труда, где людей обучают основным навыкам техники безопасности, ведь при валке леса возможны смертельные случаи, этим не должны заниматься необученные люди.
— Но инвестор не должен обладать навыками валки леса. Ему достаточно нанять соответствующих специалистов.
—… (вопрос остался без ответа. — Ред.)
— К каким видам работ вы допустите неаффилированного частного предпринимателя?
— Это вопрос экономики. Есть возможности у лесхоза заплатить за определенный вид услуг, которые выполняет частный предприниматель или частное предприятие, к примеру, 60 грн. за заготовку 1 куб.м древесины, компания заготовила, представители лесхоза подписали акт выполненных работ и перечислили средства.
— Лесом рассчитываться не планируете?
— Нет. Такая практика пока существует, как правило, в западных регионах, но она ведет только к увеличению задолженности по зарплате и т.п.
Сбыт древесины
— Будут ли меняться условия работы с потребителями лесоматериалов, в частности, сохранится ли система аукционов на древесину, останется ли практика прямых договоров с деревоперерабатывающими предприятиями?
— Не будет никаких прямых договоров. Вся продукция лесхозов будет реализовываться только на аукционах по рыночным ценам. Сейчас мы уже готовим аукцион на второй квартал, готовим лоты, а торги покажут, какова рыночная цена на древесину на внутреннем рынке.
— А если не реализуете древесину на аукционе?
— Когда я был председателем Госкомлесхоза, в 2006-2007 гг., такого не было. Объем сбыта лесоматериалов в 2006 г. составил около 1,8 млрд грн.
После того как мы ушли от прямых договоров, начали проводить прозрачные аукционы, то закончили 2007 г. с объемом реализации около 2,4 млрд грн. При этом был заготовлен тот же объем древесины, что и в 2006 г. Точно такой же рост доходов будет и в 2011 г.
— В 2007 г. был колоссальный рост во всех отраслях, в том числе мебельной, строительной. Маловероятно, что в 2011 г. сложится такой же спрос на древесину…
— Давайте мы с вами встретимся в это же время в 2012 г. Будет точно такой же прирост доходов от реализации древесины, как и в 2007 г.
— И все же, если отечественные предприятия будут не в состоянии покупать лес по цене аукциона?
— Если отечественные предприятия откажутся, то у нас есть экспортеры, которые с удовольствием купят этот лес и вывезут его на свои предприятия за границу.
Если сравнить, например, деятельность европейских производителей плитных материалов и украинских, интересная получается картина. Иностранцам 1 куб.м лесоматериалов обходится (с учетом затрат на транспортировку и т.п.) примерно в 400 грн. И они производят из этого сырья продукцию, привозят ее обратно в Украину и продают с выгодой для себя.
Украинским плитным предприятиям 1 куб.м древесины обходится в 140 грн. При этом они говорят, что если цены на лесоматериалы начнут расти, то они закроются.
Около 20 лет отечественные предприятия рассчитывали на дешевое сырье, не вкладывали средства в модернизацию, энергосбережение. И пока отечественные компании не начнут оптимизировать свою деятельность, у нас не будет конкурентоспособной деревообрабатывающей промышленности.
В себестоимости производства иностранных плит на древесину приходится всего 10%, отечественных — 20%. Даже если мы на 30% повысим цены, себестоимость плитных материалов увеличится лишь на 2-3%. Для плитных предприятий это принципиально? А для лесного хозяйства принципиально, потому что появляются дополнительные средства.
— Так, может, ну их, этих отечественных производителей, просто увеличьте экспорт древесины…
— Ни в коем случае. Мы не можем себе позволить продавать круглый лес, мы должны перерабатывать его, изготовлять из него мебель, плиты и прочую продукцию. И мы все это должны производить в Украине.
И если будет прозрачный рынок лесоматериалов, к нам придут крупнейшие международные компании и построят здесь комбинаты, которые будут выпускать конкурентоспособную продукцию.
Так произошло в Польше. Там много деревоперерабатывающих предприятий с австрийским, немецким, итальянским, голландским капиталом.
Досье БИЗНЕСа
Виктор Сивец, председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины
Родился: 18 августа 1970 г. в г.Киеве.
Образование: Киевский государственный институт физкультуры (1988 г.), Московский государственный институт международных отношений (1998 г.).
Карьера: 1998-2005 гг. — работал на руководящих должностях группы компаний “Дом паркета”, возглавлял корпорацию DP Group (г.Киев; производство паркета, дверей, окон, мебели; с 1993 г.); 2005-2006 гг. — заместитель председателя Государственного комитета лесного хозяйства; 2006-2008 гг. — председатель Государственного комитета лесного хозяйства Украины; 2008-2011 гг.-заместитель председателя Киевской городской государственной администрации; 12 января 2011 г. Указом Президента Украины №21 назначен председателем Государственного агентства лесных ресурсов Украины.
Семейное положение: женат, две дочери.