Совершенно случайно наткнулся на не большую, но очень интересную подборку старых книг, размещенную в Сети Андреем Адольфовичем Братцевым. Огромное ему спасибо. Одну из этих книг, предлагаю Вашему вниманию: тема её будет весьма и весьма актуальной для всех лесоводов Украины в ближайшие пол года. На сайте привожу только оглавление, введение и выводы из работы Э. И. Шенрока, а также ссылки для её скачивания и перехода к библиотеке А.Братцева, где можно прочесть "Экологическую географию растений" Варминга, "Климат и жизнь" Берга и другие классические работы, которые давно не переиздавались и представляют большой интерес для всех кто имеет дело с живой природой. М.П.
Обзор Устройства леснаго управления в Германии, Австрии и Франции
Извлечение из отчета по заграничной командировке Вице-Директора Леснаго Департамента Э. И. Шенрока
С.-ПЕТЕРБУРГ. Типо-Литография Л. Бермана и Г. Рабиновича. Измайл. пр., д. № 7. 1889
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Главнейшия основания устройства леснаго управления
а) центральное лесное управление
б) губернское лесное управление
в) местное лесное управление и общий взгляд на устройство леснаго управления
г) Общий взгляд на устройство леснаго управления
Глава II. Внутреннее значение органов леснаго управления, как-то: обязанности и пределы власти мест и должностных лиц леснаго управления и порядок разрешения ими дел
A) Лесные чины местнаго управления:
а) Лесной стражник
б) Лесничий
в) Подлесничий
г) Помощник лесничего
Б) Губернское лесное управление:
а) делопроизводство губернскаго леснаго управления
б) порядок производства ревизии в лесничествах
B) Центральное лесное управление
Г) Общий взгляд на значение органов леснаго управления
Глава III. Порядок приемa на службу и предъявляемыя при этом требования; порядок назначения на должности и повышения в них; получаемое лесными чинами содержание и порядок взысканий за служебные проступки:
а) порядок поступления в службу на должности по лесному управлению
б) порядок поступления в службу на должности по охранению леса, в лесную стражу
в) порядок прохождения службы и повышения в должностях
г) содержание, получаемое лесными чинами
д) порядок взысканий за нарушение служебных обязанностей
Глава IV. Главнейшие выводы из обзора леснаго управления в Баварии, Пруссии, Австрии и Франции
Введение
При изложении порядка управления лесами в поименованных государствах, обращено внимание на следующия обстоятельства:
I. Устройство сего управления с внешней его стороны, т. е. составляющия его места и должностныя лица.
II. Внутреннее значение органов леснаго управления, как-то: обязанности и пределы власти мест и должностных лиц леснаго управления и порядок разрешения ими дел.
III. Порядок приема на службу, предъявляемыя при этом требования, порядок назначения на должности и повышения в них, получаемое лесными чинами содержание и порядок взысканий за нарушения служебных обязанностей.
Из организаций леснаго управления в различных государствах Германской Империи наибольшаго внимания заслуживают управления лесами в Пруссии и Баварии, в которых, по пространству этих государств и площади, занятой в них лесами, организация управления представляется наиболее сложною. В мелких государствах Германской Империи, по незначительному их пространству, организация эта весьма проста и в существенных чертах мало отличается от таковой в Пруссии и Баварии.
Общий строй леснаго управления в Баварии и Пруссии в существенных чертах отличается весьма немного, но в Баварии представляется более поучительным потому, что законом 19 Февраля 1885 г. совершена полная реформа леснаго управления, постепенно ныне приводимая в исполнение. Реформа эта выработана на основании продолжительнаго опыта в этом отношении Германии вообще и всех тех его указаний, которыя постоянно разработываются в немецкой лесоводственной литературе.
Порядок леснаго управления во Франции существует без существенных изменений со времени введения в действие Code forestier 31 июля 1827 года и указа короля 1-го Августа того же года относительно порядка выполнения этого закона (Ordonance reglementaire pour l'eiecution du code forestier), но в составе чинов леснаго управления происходили в последнее время безпрестанныя изменения по настойчивому требованию Народнаго Собрания о сокращении расходов по лесной части. Перемены эти, вызванныя не существом дела, а преимущественно обстоятельствами ему посторонними, отразились неблагоприятно в организации леснаго управления и вызывают основательныя жалобы на крайния затруднения в выполнении возлагаемых законом на лесное ведомство задач. Настоящее устройство леснаго управления в Австрии существует с 1873 года и в некоторых частях отличается от германскаго.
…..
Глава IV. Главнейшие выводы из обзора леснаго yправления в Баварии, Пруссии, Австрии и Франции.
В общем строе разсмотренных лесных управлений, выдвигаются следующия главнейшия их характерныя черты:
а) Каждый из лесных чинов имеет точно определенный круг обязанностей, по возможности равномерно между всеми ими распределенных.
б) В Германии и Австрии каждый докладчик и производитель дел как в центральному так и в губернском управлении, знакомится с существом дел не из одних только бумаг, но из личнаго изучения предметов делопроизводства во время ревизий и обзора леснаго управления на местах, чем делопроизводство ставится в жизненную связь с самим делом.
в) Состав канцелярских чиновников в центральном и губернских управлениях состоит преимущественно из сверхштатных лесных чинов, или кандидатов на должности по лесному управлению, получивших высшее лесное образование. Это весьма облегчает делопроизводство и вместе с тем способствует молодым людям, начинающим службу, знакомиться с порядками леснаго унравления.
г) На лесныя управления возлагается обязанность административнаго и хозяйственнаго управления лесами и контроль как этого управления на местах, так и документальный по оному отчетности в первой инстанции; все же обязанности но взиманию доходов и выдаче денег по расходам управления возлагаются или на особо для того назначенных должностных лиц, или же в виде добавочных обязанностей по должностям финансоваго ведомства. Взимание некоторых доходов чрез лесничих в Австрии, а производство некоторых расходов из авансовых сумм и в других государствах допускается только в виде исключения.
д) Распоряжения по развитию лесохозяйственных мероприятий и частнаго их применения сосредоточены в Баварии, Пруссии и Австрии в губернских лесных унравлениях с предоставлением им значительной власти в пределах широких рамок, устанавливаемых Министерством общими планами хозяйства, ассигнуемыми на их выполнение кредитами и общими на этот предмет указаниями. Во Франции распоряжения эти сосредоточены более в центральном управлении. В местном лесном управлении лесничие суть распорядительные и контрольные органы, действующие по ежегодно устанавливаемым частным указаниям губернских управлений, причем и этим низшим органам предоставлена возможность вносить в развитие дела свои мнения, в представляемых ежегодно на утверждение губернских мест предположениях по управлению лесами. Лесные стражники суть органы исключительно исполнительные, действующие по подробным на каждый случай указаниям лесничаго и на них не может быть возложена лесничим ни одна из его распорядительных или контрольных обязанностей, за весьма несущественными исключениями. Для замещения лесничаго в этом отношении в более обширных лесничествах учреждены в Баварии и Пруссии особыя должности подлесничих, а в Баварии еще и помощника лесничаго. На центральныя управления возложено, главным образом общее направление и контроль всего дела.
е) В разрешении всякаго рода дел леснаго управления и хозяйства, придается весьма широкое значение коллегиальным совещаниям, особенно в новейшей организации баварскаго леснаго управления. Там установлены такия совещания не только в центральном и губернском уиравлениях, но и в единоличном управлении лесничеством, поставляя лесничему в обязанность по главнейшим своим распорядительным действиям совещаться с подлежащими подчиненными ему чинами. Обстоятельство это представляется чрезвычайно важным как в интересах более разносторонняго и правильнаго разрешения дел, обусловливая возможность пользоваться для этой цели всею суммою знаний и опыта прикосновенных к делу должностных лиц, так и в отношении постоянно поддерживаемаго этим порядком в должностных лицах сознания, что приобретаемыя ими знания и опыт не пропадают безследно, поддерживая этим побуждения к их приобретению и развитию. При таких условиях общее течение и развитие леснаго дела, ставится в большую зависимость от существенных сторон дела. В указанном порядке коллегиальных совещаний влияние каждаго должностнаго лица на ход и развитие дела проявляется постольку, поскольку оно, в мере своих способностей, знаний и опыта, вносит в дело инициативу. Поэтому, при перемене должностнаго лица влияние на ход дела новаго лица обнаруживается, главным образом, в этих весьма полезных для дела пределах.
ж) Обязанности каждаго из должностных лиц и взаимныя отношения начальствующих и подчиненных определяются весьма подробными инструкциями Министра на освовании лишь общих на этот предмета положений закона. Такими инструкциями вносится необходимое для успешнаго течения дел единство в действия должностных лиц, сглаживаются нсдоразумения, произвольныя толкования и проявление личных симпатий и вытекающих из сего нарушений спокойнаго отправления службы.
з) В повышении на должностях соблюдается постепенность в прохождении службы на каждой должности, а выбор лиц для повышений основывается на весьма подробных аттестационных списках, которые во всех частях и в общем выводе обсуждаются в коллегиальных совещаниях. Этим достигается возможная справедливость и безпристрастие в аттестациях, а вследствие сего с одной стороны – обезпечивается назначение на должности лиц соответствующих их значению, а с другой – справедливое поощрение служебных заслуг независимо от случайных отношений служащих между собою.
и) Административныя взыскания с должностных лиц в более важных случаях нарушения ими служебных обязанностей подчинены особому административному суду, причем, с одной стороны, разсмотрение дел и решения по оным совершаются в коллегиальных совещаниях, а с другой, виновным предоставлена возможность защиты и обжалования. Этим порядком обезпечивается как правильное в интересах службы разрешение дел, так и уверенность служащих в том, что служебное их положение не может зависеть от личных взглядов на дело непосредственнаго начальства и его отношений к подчиненному.
Останавливаясь на изложенных особенностях в устройстве разсмотренных лесных управлений, следует заметить, что каждое из них в частности и все они в совокупности выдвигают на первый план в ходе и развитии леснаго дела названных государств влияние знаний, опыта, усердия и нравственных качеств должностных лиц, умаляя до наименьших размеров влияние личных их симпатий и случайных отношений между собою Это обстоятельство наряду с обезпеченным по должности содержанием, почти всегда возрастающим и в той же должности с числом лет службы, создает в служащем сознание собственнаго достоинства, уверенность, что прохождение службы зависит исключительно от того, в какой мере он удовлетворяет указанным условиям и вообще строгому исполнению служебных обязанностей, и побуждает должностных лиц напрягать свои, силы на пользу службы, спокойно ожидая своей очереди в общем порядке служебных повышений. Такое устройство управления как бы даже ограждает служащаго от развития неумереннаго честолюбия и от стремления удовлетворить ему путем искательств. Только такому устройству управления можно приписать то спокойствие и пунктуальность в исполнении каждым своих обязанностей и вообще ту стройность в общем ходе дела, которая, в особенности в Германии, ставит лесное управление на высоту, но справедливости за ним признаваемую общественным мнением.
Прочесть работу целиком можно ЗДЕСЬ