Обзор Устройства лесного управления в Германии, Австрии и Франции

Совершенно случайно наткнулся на не большую, но очень интересную подборку старых книг, размещенную в Сети Андреем  Адольфовичем Братцевым. Огромное ему спасибо. Одну из этих книг, предлагаю Вашему вниманию:  тема её будет весьма и весьма актуальной для всех лесоводов Украины в ближайшие пол года. На сайте привожу только оглавление, введение   и выводы из  работы Э. И. Шенрока, а также ссылки для её скачивания и перехода к библиотеке А.Братцева, где можно прочесть "Экологическую географию растений" Варминга, "Климат и жизнь" Берга и другие классические работы, которые давно не переиздавались и представляют большой интерес для всех кто имеет дело с живой природой. М.П.

Обзор Устройства леснаго управления в Германии, Австрии и Франции 
Извлечение из отчета по заграничной командировке Вице-Директора Леснаго Департамента Э. И. Шенрока 

С.-ПЕТЕРБУРГ. Типо-Литография Л. Бермана и Г. Рабиновича. Измайл. пр., д. № 7. 1889 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 

Глава I. Главнейшия основания устройства леснаго управления 
а) центральное лесное управление 
б) губернское лесное управление 
в) местное лесное управление и общий взгляд на устройство леснаго управления 
г) Общий взгляд на устройство леснаго управления 

Глава II. Внутреннее значение органов леснаго управления, как-то: обязанности и пределы власти мест и должностных лиц леснаго управления и порядок разрешения ими дел 
A) Лесные чины местнаго управления:
а) Лесной стражник 
б) Лесничий 
в) Подлесничий 
г) Помощник лесничего 
Б) Губернское лесное управление: 
а) делопроизводство губернскаго леснаго управления 
б) порядок производства ревизии в лесничествах 
B) Центральное лесное управление 
Г) Общий взгляд на значение органов леснаго управления 

Глава III. Порядок приемa на службу и предъявляемыя при этом требования; порядок назначения на должности и повышения в них; получаемое лесными чинами содержание и порядок взысканий за служебные проступки: 
а) порядок поступления в службу на должности по лесному управлению 
б) порядок поступления в службу на должности по охранению леса, в лесную стражу 
в) порядок прохождения службы и повышения в должностях 
г) содержание, получаемое лесными чинами 
д) порядок взысканий за нарушение служебных обязанностей 
Глава IV. Главнейшие выводы из обзора леснаго управления в Баварии, Пруссии, Австрии и Франции 

Введение 

При изложении порядка управления лесами в поименованных государствах, обращено внимание на следующия обстоятельства: 

I. Устройство сего управления с внешней его стороны, т. е. составляющия его места и должностныя лица. 

II. Внутреннее значение органов леснаго управления, как-то: обязанности и пределы власти мест и должностных лиц леснаго управления и порядок разрешения ими дел. 

III. Порядок приема на службу, предъявляемыя при этом требования, порядок назначения на должности и повышения в них, получаемое лесными чинами содержание и порядок взысканий за нарушения служебных обязанностей. 

Из организаций леснаго управления в различных государствах Германской Империи наибольшаго внимания заслуживают управления лесами в Пруссии и Баварии, в которых, по пространству этих государств и площади, занятой в них лесами, организация управления представляется наиболее сложною. В мелких государствах Германской Империи, по незначительному их пространству, организация эта весьма проста и в существенных чертах мало отличается от таковой в Пруссии и Баварии. 

Общий строй леснаго управления в Баварии и Пруссии в существенных чертах отличается весьма немного, но в Баварии представляется более поучительным потому, что законом 19 Февраля 1885 г. совершена полная реформа леснаго управления, постепенно ныне приводимая в исполнение. Реформа эта выработана на основании продолжительнаго опыта в этом отношении Германии вообще и всех тех его указаний, которыя постоянно разработываются в немецкой лесоводственной литературе. 

Порядок леснаго управления во Франции существует без существенных изменений со времени введения в действие Code forestier 31 июля 1827 года и указа короля 1-го Августа того же года относительно порядка выполнения этого закона (Ordonance reglementaire pour l'eiecution du code forestier), но в составе чинов леснаго управления происходили в последнее время безпрестанныя изменения по настойчивому требованию Народнаго Собрания о сокращении расходов по лесной части. Перемены эти, вызванныя не существом дела, а преимущественно обстоятельствами ему посторонними, отразились неблагоприятно в организации леснаго управления и вызывают основательныя жалобы на крайния затруднения в выполнении возлагаемых законом на лесное ведомство задач. Настоящее устройство леснаго управления в Австрии существует с 1873 года и в некоторых частях отличается от германскаго.

…..

Глава IV. Главнейшие выводы из обзора леснаго yправления в Баварии, Пруссии, Австрии и Франции. 

В общем строе разсмотренных лесных управлений, выдвигаются следующия главнейшия их характерныя черты: 

а) Каждый из лесных чинов имеет точно определенный круг обязанностей, по возможности равномерно между всеми ими распределенных. 

б) В Германии и Австрии каждый докладчик и производитель дел как в центральному так и в губернском управлении, знакомится с существом дел не из одних только бумаг, но из личнаго изучения предметов делопроизводства во время ревизий и обзора леснаго управления на местах, чем делопроизводство ставится в жизненную связь с самим делом. 

в) Состав канцелярских чиновников в центральном и губернских управлениях состоит преимущественно из сверхштатных лесных чинов, или кандидатов на должности по лесному управлению, получивших высшее лесное образование. Это весьма облегчает делопроизводство и вместе с тем способствует молодым людям, начинающим службу, знакомиться с порядками леснаго унравления. 

г) На лесныя управления возлагается обязанность административнаго и хозяйственнаго управления лесами и контроль как этого управления на местах, так и документальный по оному отчетности в первой инстанции; все же обязанности но взиманию доходов и выдаче денег по расходам управления возлагаются или на особо для того назначенных должностных лиц, или же в виде добавочных обязанностей по должностям финансоваго ведомства. Взимание некоторых доходов чрез лесничих в Австрии, а производство некоторых расходов из авансовых сумм и в других государствах допускается только в виде исключения. 

д) Распоряжения по развитию лесохозяйственных мероприятий и частнаго их применения сосредоточены в Баварии, Пруссии и Австрии в губернских лесных унравлениях с предоставлением им значительной власти в пределах широких рамок, устанавливаемых Министерством общими планами хозяйства, ассигнуемыми на их выполнение кредитами и общими на этот предмет указаниями. Во Франции распоряжения эти сосредоточены более в центральном управлении. В местном лесном управлении лесничие суть распорядительные и контрольные органы, действующие по ежегодно устанавливаемым частным указаниям губернских управлений, причем и этим низшим органам предоставлена возможность вносить в развитие дела свои мнения, в представляемых ежегодно на утверждение губернских мест предположениях по управлению лесами. Лесные стражники суть органы исключительно исполнительные, действующие по подробным на каждый случай указаниям лесничаго и на них не может быть возложена лесничим ни одна из его распорядительных или контрольных обязанностей, за весьма несущественными исключениями. Для замещения лесничаго в этом отношении в более обширных лесничествах учреждены в Баварии и Пруссии особыя должности подлесничих, а в Баварии еще и помощника лесничаго. На центральныя управления возложено, главным образом общее направление и контроль всего дела. 

е) В разрешении всякаго рода дел леснаго управления и хозяйства, придается весьма широкое значение коллегиальным совещаниям, особенно в новейшей организации баварскаго леснаго управления. Там установлены такия совещания не только в центральном и губернском уиравлениях, но и в единоличном управлении лесничеством, поставляя лесничему в обязанность по главнейшим своим распорядительным действиям совещаться с подлежащими подчиненными ему чинами. Обстоятельство это представляется чрезвычайно важным как в интересах более разносторонняго и правильнаго разрешения дел, обусловливая возможность пользоваться для этой цели всею суммою знаний и опыта прикосновенных к делу должностных лиц, так и в отношении постоянно поддерживаемаго этим порядком в должностных лицах сознания, что приобретаемыя ими знания и опыт не пропадают безследно, поддерживая этим побуждения к их приобретению и развитию. При таких условиях общее течение и развитие леснаго дела, ставится в большую зависимость от существенных сторон дела. В указанном порядке коллегиальных совещаний влияние каждаго должностнаго лица на ход и развитие дела проявляется постольку, поскольку оно, в мере своих способностей, знаний и опыта, вносит в дело инициативу. Поэтому, при перемене должностнаго лица влияние на ход дела новаго лица обнаруживается, главным образом, в этих весьма полезных для дела пределах. 

ж) Обязанности каждаго из должностных лиц и взаимныя отношения начальствующих и подчиненных определяются весьма подробными инструкциями Министра на освовании лишь общих на этот предмета положений закона. Такими инструкциями вносится необходимое для успешнаго течения дел единство в действия должностных лиц, сглаживаются нсдоразумения, произвольныя толкования и проявление личных симпатий и вытекающих из сего нарушений спокойнаго отправления службы. 

з) В повышении на должностях соблюдается постепенность в прохождении службы на каждой должности, а выбор лиц для повышений основывается на весьма подробных аттестационных списках, которые во всех частях и в общем выводе обсуждаются в коллегиальных совещаниях. Этим достигается возможная справедливость и безпристрастие в аттестациях, а вследствие сего с одной стороны – обезпечивается назначение на должности лиц соответствующих их значению, а с другой – справедливое поощрение служебных заслуг независимо от случайных отношений служащих между собою. 

и) Административныя взыскания с должностных лиц в более важных случаях нарушения ими служебных обязанностей подчинены особому административному суду, причем, с одной стороны, разсмотрение дел и решения по оным совершаются в коллегиальных совещаниях, а с другой, виновным предоставлена возможность защиты и обжалования. Этим порядком обезпечивается как правильное в интересах службы разрешение дел, так и уверенность служащих в том, что служебное их положение не может зависеть от личных взглядов на дело непосредственнаго начальства и его отношений к подчиненному. 

Останавливаясь на изложенных особенностях в устройстве разсмотренных лесных управлений, следует заметить, что каждое из них в частности и все они в совокупности выдвигают на первый план в ходе и развитии леснаго дела названных государств влияние знаний, опыта, усердия и нравственных качеств должностных лиц, умаляя до наименьших размеров влияние личных их симпатий и случайных отношений между собою Это обстоятельство наряду с обезпеченным по должности содержанием, почти всегда возрастающим и в той же должности с числом лет службы, создает в служащем сознание собственнаго достоинства, уверенность, что прохождение службы зависит исключительно от того, в какой мере он удовлетворяет указанным условиям и вообще строгому исполнению служебных обязанностей, и побуждает должностных лиц напрягать свои, силы на пользу службы, спокойно ожидая своей очереди в общем порядке служебных повышений. Такое устройство управления как бы даже ограждает служащаго от развития неумереннаго честолюбия и от стремления удовлетворить ему путем искательств. Только такому устройству управления можно приписать то спокойствие и пунктуальность в исполнении каждым своих обязанностей и вообще ту стройность в общем ходе дела, которая, в особенности в Германии, ставит лесное управление на высоту, но справедливости за ним признаваемую общественным мнением.

Прочесть работу целиком можно ЗДЕСЬ

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.