“Админреформа происходит не путем арифметического сокращения, а путем изменения функций Если механически сократить половину штата, а оставить на остальной служащих тот же самый объем работы, то они будут просто работать хуже”
В ряд готовится к новой волне дерегуляции. С февраля Кабмин начнет сокращать государственные компании, которые выдают лицензии.
Также в феврале правительство должно получить положение о работе новых министерств и ведомств, поэтому сможет работать в новом, более плотном графике.
Правительственная анархия
Уже в декабре прошлого года Кабмин начал сокращение из себя, состав правительства сократился с 26 до 17 человек. Органов центральной власти уменьшилось почти вдвое – с 112 до 63, почти половина из 1174 госслужащих ждет увольнение.
Но толп сокращенных чиновников у Кабмина не заметно.
Освобождение происходит очень медленно. Хотя министерства и ведомства были ликвидированы, но их функции переходят во вновь департаменты, которые возглавляют бывшие руководители ликвидированных структур.
Бывшие комитеты превратились в агентства, службы и инспекции, которые подчиняются профильным министерствам. Теперь ликвидированы структуры посылают предпринимателей в министерства.
Те в свою очередь, не хотят брать на себя ответственность, поскольку не получили новых положений, которые регулировали бы деятельность в новом формате. Поэтому “витфутболюють” предпринимателей обратно в ликвидированы комитеты или министерства.
Особые проблемы возникают при работе Министерства инфраструктуры и Министерства экономического развития и торговли, которые вобрали в себя функции нескольких правительственных структур, в том числе, министерств.
Например, не знают, куда обращаться предприятия промышленного сектора, поскольку Министерство промполитики ликвидирован, а его подразделения вошли в состав Министерства экономического развития и торговли.
Министерство контролирует сотни государственных предприятий, теперь неизвестно кому подчиняются.
Но правительство, похоже, уже определился, что будет с этим делать. Часть приватизируют, остальные планируют контролировать с помощью государственных объединений или концернов, вроде “Укроборонэкспорт”, который сейчас активно создают на базе “Укрспецэкспорта”.
С февраля начнут “трясти” и местные органы власти, в частности, сокращать отделы, которые дублируют областные функции в районах, например, здравоохранение. Однако департаменты МВД, МЧС и Минюста останутся.
Разрешений уменьшится
С февраля ожидается ликвидация предприятий, выдающих те или иные разрешительные документы. Таких предприятий в Украине насчитывается около 11 тысяч.
Из них должны остаться только полторы тысячи. Но провести такие радикальные сокращения не просто. Каждое предприятие доказывает, что оно уникально, чтобы сохранить право вести свою деятельность
“Должны быть ликвидированы все предприятия, предоставляющие услуги лицензирования Эти функции должны перейти к государству, должна выставлять лицензии на аукцион, а деньги от реализации – идти в бюджет”, – прокомментировал “Экономической правде” Виктор Хмилевский, президент Союза арендаторов и предпринимателей Украина.
По его словам, предприятия сейчас вынуждены покупать лицензии у фирм, пишущих на объявлениях “разрешения под ключ”. Ликвидация таких предприятий могла бы уменьшить коррупцию и радикально сократить штат чиновников, уверен Хмилевский.
Эксперт также убежден, что государство должно изменить систему аренды госсобственности. Предприниматели должны арендовать уже готовый бизнес, со всеми разрешениями. Сейчас бизнес не только покупает собственность, но и вынужден простаивать в очередях за разрешениями, или давать взятки.
В свою очередь, экономист Александр Пасхавер пока не видит результатов дерегуляции в разрешительной системе.
“Вице-премьер-министр Сергей и заместитель главы администрации президента Ирина Акимова говорят хорошие вещи об отмене разрешений, упрощение технической документации, о праве молчаливого согласия, но я не видел отчета о проведенной работе, а главное, как это повлияло на бизнес -среда “, – отмечает эксперт.
По его словам, невозможно говорить о дерегуляции без увеличения свободы бизнеса. “Можно посадить предпринимателя в клетку и говорить, что мы ему не мешаем работать, пусть делает что хочет”, – говорит господин Пасхавер.
Новые увольнения – новые чиновники
Не секрет, что сокращение чиновников в Украине всегда мало демонстративный характер. То есть, чиновники не увольнялись, а шли в другие структуры, которые переформовувався под них.
Одновременно увольняли только людей пенсионного возраста, а также административный персонал – секретарей, водителей, клерков и т.д. Позднее, когда волна сокращений проходила, чиновники снова набирали персонал.
Поэтому, не исключено, что ситуация может повториться. Без кардинального изменения самой структуры государственного управления все сокращения будут испытывать фиаско. Никто из чиновников не заинтересован в уменьшении штата, ведь так сокращается количество подчиненных, соответственно, уменьшается оклад и возрастает угроза снижения ранга, или увольнение.
“Сейчас чиновникам сложно привыкнуть к новым функциям, особенно таких, как обязательные ответы на запрос, помощь бизнесу, сложно им привыкнуть к сокращению разрешений” – отметил председатель комитета базовых отраслей промышленности Торговово-промышленной палаты Украины Юрий Куренков.
“Что касается админреформы, то она происходит не путем арифметического сокращения, а путем изменения функций Если механически сократить половину штата, а оставить на остальной служащих тот же самый объем работы, то они будут просто работать хуже”, – убежден экономист Александр Пасхавер.
По его словам, сокращение надо делать уже постфактум, когда потребность в чиновниках отпадает при автоматизации запуска тех или иных управленческих процессов.
В этом году должна быть запущена система электронного документооборота “Электронная Украина” – платформа электронного правительства. Ожидается, что с ее помощью можно будет сдавать документы, заказывать железнодорожные билеты, вести переписку с чиновниками.
На разработку систему потрачено 10 миллионов гривен. Правда, в тестовый режим она будет запущена не ранее октября.
Экономист Александр Пасхавер убежден, что чиновники не пойдут на сокращение же, и будут саботировать внедрение автоматизации. Поэтому необходимо, чтобы сокращение контролировало не министерство, а независимый орган.
“В этом плане отмены Госпредприятия очень негативно влияет на регуляторную политику государства. Ведь невозможно представить, что Министерство будет контролировать свою работу и способствовать минимизации своих же функций”, – отмечает Пасхавер.
Негативно оценивает ликвидацию Госпредпринимательства и президент Союза предпринимателей и арендаторов Виктор Хмилевский. Однако он отмечает, что комитет так и не смог добиться эффективной работы, несмотря на то, что там работают профессионалы.
“Комитет имеет тенденцию к политизации своей жизни, о чем свидетельствовала ситуации в 2009 году Комитет имел не целью сотрудничество не только с объединениями, а конкретными предпринимателями, часто игнорируя интересы Всеукраинского объединения предпринимателей” – подчеркнул Хмилевский.
Поэтому движение в сторону дерегулирования намечено, теперь остается подождать и увидеть, сможет ли государство его пройти. Но бизнес настроен очень скептически.