О том, что систему государственного управления лесами необходимо менять, говорится сейчас немало. Причем времени на «раскачку» не осталось. К лету 2011 года лесная отрасль должна быть готова адекватно ответить на непредсказуемые вызовы меняющегося климата. Какие же изменения ждут одну из важнейших отраслей страны? Ключевые моменты будущей модели управления обсуждались в Кировской области, в рамках выездного совещания руководителя Рослесхоза Виктора Маслякова с главами лесных ведомств Приволжского федерального округа.
Деньги получат самые эффективные.
В качестве дискуссионной площадки по поиску наиболее эффективной модели управления российскими лесами Киров был выбран не случайно. Для Кировской области лесные ресурсы являются одним из главных компонентов экономического благополучия. Расчетная лесосека составляет 16,6 миллиона кубометров, а лесопромышленной деятельностью занимается 1,5 тысячи предприятий.
Важно и другое: губернатор области Никита Белых активно включился в процесс формирования новой системы управления лесами. В ноябре в Кирове прошли общественные слушания по внесению изменений в Лесной кодекс. Кировская область подписала Соглашение с Рослесхозом, а для кировского губернатора встреча с главой Рослесхоза стала уже третьей за последние месяцы.
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства напомнил, что 2011 год объявлен ООН международным годом лесов. Для России, где сконцентрирована четверть мировых запасов леса, этот год может стать поворотным в плане создания принципиально новой системы охраны, защиты и воспроизведения «зеленого золота» страны. Судя по тональности выступления Маслякова, реформирование системы управления будет носить не революционный, а скорее эволюционный характер. «Наша задача – создать систему программно-целевого управления и планирования всех процессов, которые происходят в лесной отрасли», – сказал глава Рослесхоза.
Новое руководство Рослесхоза старается избежать двух крайних моделей взаимоотношений между регионами и федеральным центром. С одной стороны, речь не идет о том, чтобы лишить регионы самостоятельности. Для такой огромной страны, как Россия, с ее различными климатическими, природными, географическими и экономическими факторами, грубая централизация всех процессов вряд ли может считаться эффективной. С другой стороны, отсутствие контроля над тем, что происходит в регионах, тоже не лучшим образом влияет на управляемость отрасли в целом. Виктор Масляков предложил систему программно-целевого управления, которая подразумевает выстраивание структурированной по понятным всем правилам модели лесных взаимоотношений, где регионы окажутся вписанными в общую логику происходящих перемен с помощью целевых программ.
Регионам открывается доступ к финансовым ресурсам, которые позволят решить многие материально-технические проблемы отрасли. Параллельно Рослесхоз получает возможность не только сравнить, насколько эффективно в том или ином регионе расходуются бюджетные деньги, но и существенно влиять на происходящие процессы. Виктор Масляков четко дал понять: контроль за расходованием бюджетных средств будет жестким, а доступ к финансовым потокам получат только те регионы, которые докажут умение эффективно работать с бюджетными средствами.
Золтой дождь над зеленым золотом
Серьезность намерений руководства страны изменить качество управления лесными ресурсами подтверждена и внушительными финансовыми обязательствами, которые берет на себя федеральный центр. В 2010 году субвенции регионам составили 14,9 миллиарда рублей. В бюджете 2011 года на субвенции регионам предусмотрено уже 18 миллиардов рублей, еще 5 миллиардов рублей будет истрачено на приобретение лесопожарной техники, и почти 1,9 миллиарда рублей пойдет на строительство лесосеменных центров. Виктор Масляков не скрывал, что первые лица страны надеются в ближайшее время увидеть реальные результаты работы. Другими словами, финансовые вливания должны обернуться качественными переменами в российских лесах.
С 2012 года стартует государственная программа «Леса России», призванная решить застарелые проблемы, до которых до сих пор ни у кого не доходили руки. Это, прежде всего, строительство лесных дорог. Глава лесного ведомства обратил внимание и на социальные проблемы, поддержку молодых специалистов, поднятие имиджа профессии лесовода и переход к достойной оплате непростого труда людей, призванных охранять российские леса.
Контроль там, где есть учет
Принципиальный момент – ведение Лесного реестра. Руководитель Рослесхоза поставил четкую задачу создания единой системы учета тех изменений, которые происходят в лесах. Регионы должны иметь весь комплекс первичной информации о «движении земли и движении лесных ресурсов».
По мнению Виктора Маслякова, без Лесного реестра невозможно организовать эффективную систему охраны лесов, сложно бороться с несанкционированными рубками и банальным воровством. В Башкортостане, рассказал Масляков, ведение Лесного реестра уже дало неплохие результаты. Там МВД Республики Башкортостан совместно с лесным ведомством разработало систему ведения Лесного реестра. Ключ к первичной информации получили и налоговые органы, что мгновенно привело к резкому росту платежей от фирм, которые годами показывали нулевую хозяйственную деятельность.
Глава Рослесхоза пообещал, что в рамках федерального ведомства будет создан единый программный продукт, чтобы на местах каждому не изобретать велосипед. Но откладывать с первичным учетом Масляков никому не советует. Для контроля над тем, как на местах соблюдаются прописанные в Лесном кодексе требования, будут привлечены и органы прокуратуры.
В ходе совещания было принято решение, что пилотный проект по ведению Лесного реестра обкатают в Кировской области.
«Такой проект нам очень интересен, тем более, что он перекликается с другим реализуемым в области проектом, связанным с космическим мониторингом», – сказал Никита Белых.
Татарский оазис благополучия
Несмотря на важность финансовой поддержки, на совещании не раз говорилось о том, что деньги решают далеко не все. Виктор Масляков не скрывал, что в некоторых не самых благополучных в экономическом смысле регионах удалось не только сохранить, но и укрепить систему авиалесоохраны, а другие, казалось бы, не самые бедные области ухитрились за короткий срок развалить крепкие авиаотряды.
Татарстан в этом смысле пример для подражания. Участники совещания не раз повторяли, что в Приволжском федеральном округе прошлым летом Татарстан был чуть ли не единственным оазисом благополучия. Министр лесного хозяйства Республики Татарстан Наиль Магдеев рассказал, какими силами удалось добиться этого благополучия. «Мы горели, горели здорово, – сказал он. – Были приняты самые жесткие меры. Мы не делили пожары на республиканские, федеральные или местные. Заранее в 2009 году было приобретено 150 машин для тушения пожаров. В воздухе в день работало до 12 бортов, благо по количеству самолетов мы занимаем почетное третье место».
Несмотря на то, что лесное хозяйство занимает довольно скромное место в экономике республики, внимания ему уделяется немало. Наиль Магдеев рассказал, что в настоящее время идет строительство лесного селекционно-семеноводческого центра и уже освоено 80 миллионов рублей. В первом полугодии 2011 года центр должен быть готов. «Президент Татарстана сказал, что или центр будет, или министра не будет», – заметил Магдеев, выразивший, впрочем, уверенность, что обойдется без кадровых «потерь».
Слова министра о планах на 2011 год вызвали вполне понятную зависть у соседей. Татарстан должен получить из федерального центра на функционирование лесного хозяйства 330 миллионов рублей, еще 411 миллионов рублей добавит региональный бюджет. Если учесть скромные масштабы «татарской лесистости», сумма субвенций выглядит внушительной. Примерно столько же получает Кировская область, которая в Приволжском федеральном округе является лидером по объемам лесозаготовки и лесопереработки.
Данное обстоятельство стало поводом для шутки. «Это великое татарское искусство», – улыбнулся Никита Белых по поводу явного дисбаланса в объемах субвенций, направляемых в регионы. Виктор Масляков пообещал, что субвенции обязательно будут корректироваться. «Перекосы очень большие», – согласился он.
При определении финансовой помощи будет учитываться множество факторов: породы деревьев, занимаемые площади, интенсивность использования лесов, процент арендованных участков и многое другое. Но, конечно, объективные факторы лучше подкрепить искусством выстраивания цивилизованных взаимоотношений с федеральными структурами. Главные «правила игры» Масляков публично озвучил: активная заинтересованность руководства региона в развитии отрасли плюс эффективное использование бюджетных денег.