Как жилой

 Участники рынка жилой мебели больших надежд на 2010 г. (см. БИЗНЕС №1-2 от 18.01.10 г., стр.76, 77) не возлагали — не ожидали ни оживления спроса, ни дальнейшего его снижения.

Они твердо верили в стабилизацию рынка: мол, после того как в 2009 г. было зафиксировано падение в количественном выражении на 35%, а в денежном — на 45%, объемам реализации снижаться уже некуда.

Однако, по предварительным оценкам, сбыт жилой мебели в минувшем году, по сравнению с 2009 г., в количественном выражении уменьшился на 15%, а в денежном — на 5%.

Не порадовал участников рынка и традиционный “продажный” сезон (обычно это сентябрь — декабрь), в течение которого компенсировать убытки и упадки, полученные за предшествующие восемь месяцев, игрокам так и не удалось.

Стимулы

Как и в 2009 г., игроки рынка экономили на всем: использовали более дешевые сырье и материалы (см. БИЗНЕС №40 от 04.10.10 г., стр.76, 77); оборудование если и покупали, то только самое необходимое (см. БИЗНЕС №41 от 11.10.10 г., стр.77, 78).

Хотя в поведении участников рынка были и отличия. Если в 2009 г. операторы оптимизировали торговые сети (нерентабельные салоны закрывали, но вместо этого “в лучшем месте” открывали новые магазины), то в 2010 г., как рассказал Вячеслав Недилька, генеральный директор сети магазинов “Стол и стул” (г.Днепропетровск; продажа мебели; с 1998 г.; 765 чел.), торговцы просто сокращали количество магазинов, не открывая новых.

Маркетинговой новинкой сезона-2010 стала хорошо забытая в 2009 г. реализация мебели в рассрочку (с отсрочкой платежа на 5-6 месяцев).

“У населения снова появилось желание жить в кредит, хотя доходы и не увеличились”, — говорит г-н Недилька. Такую форму оплаты выбирали в прошлом году в основном покупатели мебели среднеценового сегмента.

Пытались операторы сдвинуть с мертвой точки продажу мебели и по ко-брендинговым программам лояльности, которые основаны на объединении усилий двух брендов по привлечению клиента, например, продавца мебели и ресторана (при покупке мебели потребитель получает подарочный сертификат на ужин в ресторане). Хотя некоторые игроки скептически относятся к такому способу стимулирования сбыта.

“Покупатели хотят скидок на товар, а сэкономленные деньги предпочитают тратить на то, что им необходимо. И хотя от подарков не отказываются, эффект от скидок больший”, — отмечает Сергей Маерович, директор сети салонов мебели “Теремок” (г.Киев; продажа детской и подростковой мебели; с 2008 г.; 30 чел.).

Впрочем, чего-чего, а предложений со скидками на рынке хватало. Особенно активизировались распродажи во второй половине 2010 г. Компания МЕRХ, например, объявила о 40%-ных скидках на свою продукцию еще в августе — в преддверии осенне-зимнего сезона, а компания AMF распродавала остатки продукции со скидками около 70% уже в начале этого сезона — в сентябре-октябре.

“С одной стороны, скидки для оператора — это убытки, но при этом они позволяют улучшить качество арендуемых торговых площадей: у продавца появляется возможность избавиться от залежалого товара и выставить новые модели. К тому же, как ни крути, скидки стимулируют сбыт, а значит, высвобождают оборотные средства. Кроме того, избавляясь от остатков продукции, в среднесрочной перспективе (восемь месяцев) оператор экономит средства на складировании, хранении, транспортировке мебели. Плюс повышается лояльность покупателей к оператору”, — поясняет Вячеслав Недилька.

По словам игроков рынка, уже к ноябрю большинству операторов удалось избавиться от балласта в виде остатков продукции. Скидки, которые предлагали операторы в ноябре-декабре, ни в какое сравнение с описанными выше уже не шли, да и общего снижения цен не провоцировали.

“Например, на один вид продукции цена увеличивалась примерно на 30%, на другой — уменьшалась на 25%”, — говорит Александр Беляев, директор по стратегическому развитию компании AMF (г.Днепропетровск; производство и продажа мебели; с 1999 г.; около 1,5 тыс.чел.).

Силы неравны

Интересно, что, по мнению операторов, в 2010 г., по сравнению с 2009 г., рыночная доля отечественных производителей увеличилась с 65% до 70%. “В минувшем году у нашей компании реализация импортной продукции сократилась более чем на 10%, зато на 30% увеличился сбыт оте­чественной”, — говорит Елена Листопад, директор направления жилой и импортной мебели компании МЕRХ (г.Киев; производство и продажа мебели; с 1993 г.; более 1 тыс.чел.).

Однако, по данным Госкомстата, импорт некоторых видов жилой мебели в январе — октябре 2010 г., по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., в денежном выражении увеличился более чем на 25%, в количественном — на 10%. Причем ввоз мебели из некоторых стран, например из Китая и Италии, вырос более чем на 40%.

“Действительно, у некоторых операторов закончились запасы продукции, ввезенной еще в 2008-2009 гг., и им пришлось импортировать мебель. Но прирост импорта на 25% (в денежном выражении) в сводках Госкомстата обеспечило прежде всего ужесточение контроля за декларированием стоимости ввозимого товара (если, по оценкам таможенных органов, товар ввозится по заниженной стоимости, то она увеличивается таможенными органами). При этом возросли затраты операторов, связанные с растаможиванием мебели, поскольку увеличились отчисления по НДС и пошлины на ввоз товара”, — разъясняет г-н Маерович.

“Если раньше растаможка фуры европейской мебели, в частности, итальянской, обходилась поставщику примерно в 150 тыс.грн., то сейчас — в 250 тыс.грн. Что касается незаконных схем ввоза товара, то “компании”, предоставляющие такие внетаможенные услуги, тоже повысили свои расценки”, — добавляет оператор, пожелавший остаться неназванным.

По словам Елены Марченко, маркетолога компании “Анжио” (г.Киев; производство и продажа мебели; с 2003 г.; 30 чел.), некоторым импортерам вследствие увеличения расходов на растаможивание при существующем спросе пришлось свернуть торговлю или переориентироваться на украинскую мебель.

Хотя ужесточение контроля на границе коснулось и отечественных производителей мебели. Ведь почти все местные изготовители используют импортные материалы и комплектующие, а выпуск некоторых видов мебели фактически является сборкой импортного товара. Как результат, за последние полгода цены на мебель независимо от происхождения в среднем выросли на 15-18%.

Прогноз

Как будут развиваться события на рынке жилой мебели в ближайшие несколько лет, прогнозировать, безусловно, сложно. Хотя игроки рынка полагают, что в 2011 г. объем рынка жилой мебели, скорее всего, сохранится примерно на уровне 2010 г. и составит около $0,52 млрд.

Но они не исключают и увеличения объемов сбыта в денежном выражении, прежде всего благодаря подорожанию мебели. Кстати, уже в январе некоторые операторы планируют увеличить цены на 6-15%.

“Дорожают материалы и комплектующие. Плюс новый Налоговый кодекс не позволит крупным предприятиям пользоваться услугами частных предпринимателей и относить эти затраты на валовые расходы, соответственно, увеличатся расходы предприятий, прежде всего по налогам и прочим обязательным платежам. Как результат, вырастут себестоимость мебели и ее цена”, — уверяет Вячеслав Недилька.

Рынок в цифрах

Товар, реализуемый на рынке: жилая мебель (мягкая, корпусная мебель для спален, прихожих, гостиных, детских комнат).

Объем рынка (в розничных ценах): в 2008 г. — $1 млрд, в 2009 г. — около $0,55 млрд, в 2010 г. — около $0,52 млрд (по данным операторов, с учетом малых предприятий).

Количество субъектов рынка: производителей — около 1 тыс., в том числе крупных — около 20; импортеров — около 60.

Структура сбыта: около 70% — отечественная мебель, около 30% — импортная.

Середа Елена Анатольевна

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.