Дискуссия о необходимости административно-территориальной реформы ведется с момента обретения Украиной независимости. Неудивительно, что тема реформирования органов власти была одним из пунктов избирательных программ почти каждого кандидата на президентских выборах в Украине. Действующий глава государства Виктор Янукович не был исключением.
Одним из внешних катализаторов реформирования органов исполнительной власти послужил мировой финансовый кризис. Украина, как и многие европейские страны, столкнулась с серьезными финансовыми трудностями.
Правительства многих государств были вынуждены пойти, в числе других мер, на сокращение армии госслужащих, дабы минимизировать издержки госбюджета.
При этом в отдельных государствах не только сократили штат госучреждений, но и начали реформировать территориальное устройство, в частности, укрупнять территориальные округа, как, например, в Греции.
Издержки производства
Тезис о том, что именно экономические проблемы являются предпосылкой админреформы, подтверждается заявлениями руководителей государства. Так, премьер-министр Николай Азаров сообщил, что админреформа позволит бюджету сэкономить около 1 млрд грн.
Хочу отметить, что сокращение количества чиновников и ведомств ради банального уменьшения издержек на госаппарат в конечном итоге может спровоцировать обратный эффект.
Данную закономерность можно было наблюдать как в Украине, после очередных реорганизаций госслужбы, так и в ряде других государств (см. БИЗНЕС №49 от 06.12.10 г., стр.12, 13. — Ред.).
Очень важно, чтобы реформаторы подошли к процессу сокращения штата чиновников взвешенно. Дело в том, что в ходе реорганизации министерств и ведомств зачастую сокращают госслужащих, которые занимают не руководящие должности, но имеют больший стаж госслужбы и выполняют всю необходимую бюрократическую работу.
Проще говоря, при кадровых чистках не принимаются во внимание профессиональный уровень и навыки чиновников. В результате после реорганизации отдельное ведомство испытывает дефицит непосредственных исполнителей, что негативно отражается на качестве его работы.
Поэтому неудивительно, что вскоре после реорганизации министерства и ведомства объявляли конкурсы на замещение вакантных должностей, что, в конечном итоге, приводило только к увеличению штата чиновников.
Региональная картина
Административная реформа — это лишь первый шаг на пути реорганизации органов публичной власти. После административной необходимо проводить территориальную реформу.
Аргументов в пользу скорейшего проведения территориальной реформы более чем достаточно. Система территориальной организации публичной власти осталась неизменной со времен УССР, что препятствует развитию местного самоуправления и самих общин.
Дело в том, что в ходе многократных советских реформ в стране была создана так называемая “система матрешек”, при которой полномочия и функции многих органов местного самоуправления дублируются. Так, и сейчас нередки случаи, когда в пределах города существует село, на территории которого расположен поселок.
Яркий пример — Большая Ялта. Эта административно-территориальная единица состоит из более чем двух десятков общин, которые также имеют собственные органы самоуправления.
В результате жители выбирают не только глав поселковых советов, но и мэра Ялты. Подобная “матрешечность” не способствует эффективной работе органов местного самоуправления.
Кроме того, территориальная реформа позволит завершить процесс разделения имущества государственной и коммунальной собственности.
В большинстве случаев земля вне населенных пунктов принадлежит как частным собственникам, так и государству — областным и районным госадминистрациям.
Это приводит к тому, что собственность используется неэффективно, кроме того, создается почва для злоупотреблений. В свою очередь, местные советы лишены возможностей для успешного, прежде всего экономического, развития общины.
Любопытно, что территориальная реформа, в отличие от административной, не вызывает всеобщего одобрения. Поскольку укрупнение административно-территориальных единиц, на котором настаивают политики, приведет к смене конфигурации органов местного самоуправления, главными противниками выступят местные политические лидеры, поскольку реформа может стать ударом по их политическим амбициям. Да и жители отдельно взятой общины могут пытаться сохранить свою идентичность.
Безусловно, проблема общин, численность которых не превышает 1 тыс.чел., существует. Их в Украине почти половина — около 46%. Местные общины не могут себе позволить содержать отдельные школу, фельдшерский пункт или пожарную часть.
Выходом из сложившейся ситуации является развитие межмуниципального сотрудничества, когда несколько общин координируют свою деятельность для улучшения качества предоставляемых услуг.
Один из таких примеров — еврорегион “Верхний Прут” в Черновицкой области, где шесть общин объединились для создания комплексной системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов.
Эти отходы затем будут поступать на мусороперерабатывающий завод, расположенный на территории Румынии (! — Ред.), который будет обслуживать и коммуны Сучавского повета этой страны.
Это образец эффективных межмуниципальных контактов в рамках действенного трансграничного сотрудничества между соседними странами.
В результате украинская сторона должна обеспечить условия для эффективного сбора мусора, тогда как румынская несет обязательства по утилизации отходов. Выгода от подобного сотрудничества очевидна как для украинских, так и для румынских общин.
Межмуниципальное сотрудничество позволяет также повысить уровень качества предоставляемых гражданам услуг без кардинального укрупнения общин. В то же время этот механизм нельзя рассматривать как замену территориальной реформы, которая необходима для эффективного развития системы публичных услуг на местах.
Досье БИЗНЕСа
Эдуард Рахимкулов, заместитель директора Программы содействия парламенту Украины Университета штата Огайо (г.Коламбус, США; с 1870 г.)
Родился: 22 января 1968 г. в г.Ивано-Франковске.
Образование: Прикарпатский национальный университет им.В.Стефаника, специализация — иностранная филология (1994 г.); аспирантура Института государственного управления и охраны окружающей среды Университета Индианы (Блумингтон, США), магистр (1998 г.), PhD (2001 г.), специализация — государственное управление и государственная политика.
Карьера: май 1995 г. — август 1996 г. — заместитель директора политических программ Консультативно-совещательной Рады при президиуме ВР Украины; февраль 1997 г. — июнь 2001 г. — научный сотрудник Программы содействия парламенту Украины Университета Индианы; с июля 2001 г. — заместитель директора Программы содействия парламенту Украины Университета Индианы (с 2008 г. основным исполнителем Программы стал Университет штата Огайо).
Семейное положение: женат, есть дочь.
Увлечения: нумизматика, горный туризм.
1 коментар
george
Если человек достаточно созрел в своем стремлении найти выход, тогда, не отвлекаясь на временные решения он открывает для себя методику, которая объясняет ему как достичь цели.
Comments are closed.