Кто охраняет “зеленое золото”?

Декабрьскую статью Аркадия Арзамасцева привожу вместе с комментариями. Удивительно то, что все это размещено не на Лесном форуме Гринпис России, а на сайте официальной интернет газеты центального органа исполнительной власти по лесам РФ. Впрочем, что тут удивительного?  На сайте Госкомлесхоза Украины тоже размещают острые, критические статьи… И тоже о лесном хозяйстве России… М.П.

К весне 2011 года во всех регионах страны должна быть создана новая система охраны лесов

Последствия «горячего лета 2010-го» заставили задуматься общество, профессионалов, государственную власть о несовершенстве действующей системы охраны лесов. До следующего лета, которое, по прогнозам синоптиков, также обещает быть жарким, еще есть время. А значит, можно внести существенные коррективы в действующий механизм, тем более, что основные причины случившейся катастрофы подробно изучены экспертами и заинтересованными ведомствами. Возможно, только пройдя через подобные катаклизмы и испытания, мы получим в ближайшем будущем оптимальную схему борьбы с лесными пожарами. И тогда не будут гибнуть люди и наше природное богатство.

В общем-то, в России каждый год горят леса в немалых масштабах. Мало кто знает, что по охваченной площади пожары 2009 года превзошли катастрофу этого сезона (2,4 млн га против 1,8 млн га в 2010 году). Соответственно, каждый год специалисты указывают на изъяны и слабости защиты лесов. Сигнализируют о недостаточном финансировании природоохранной отрасли, нехватке кадров, техники. Но только в текущем году стали массово гибнуть люди, исчезать населенные пункты, в городах душный смог заменил кислород. Только в этом году огонь подобрался вплотную к Москве (в том же 2009-м основной очаг был в Приморье), а значит – обратил на себя внимание федеральных властей, прессы, общества.

Наибольшая возгораемость лесов была зарегистрирована в Нижегородской, Рязанской, Московской, Воронежской, Свердловской, Владимирской областях, Республике Марий Эл и Коми, Пермском и Алтайском краях. На Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа пришлось 73% от общего количества возникших лесных пожаров по России, 64% от пройденной огнем площади. Доля погибших лесов, пройденных верховыми пожарами, в этих округах составила 93,3%.

В ходе катастрофы погибло более 50 человек, в 19 регионах сгорело около 3 тысяч домов. Сумма ущерба, по различным оценкам, на конец августа составила более 15 млрд долларов.

Кто виноват?

Официально причиной большинства возгораний называются вполне уже привычные вещи – нарушение правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ, «человеческий фактор» и аномальная беспрецедентная жара. Их никто не отрицает, однако еще на ранней стадии распространения бедствия раздавались голоса профессионалов, озвучивавших иные, комплексные проблемы лесоохранной отрасли.

По словам заместителя руководителя Рослесхоза Виктора Чикалюка, ежегодный ущерб от лесных пожаров в среднем составляет около 30-40 млрд рублей. Это в полтора-два раза больше, чем нужно потратить на создание полноценной государственной лесной охраны, которая могла бы предотвратить значительную часть ущерба от лесных пожаров.

Начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Алексей Ермоленко считает, что отсутствие единой системы аэрокосмического мониторинга возгораний и лесонарушений фактически оставляет регионы один на один со стихией, браконьерами, без возможности действовать на опережение.

Много критических стрел сегодня получает в свой адрес и новый Лесной кодекс. Он фактически упразднил единую систему государственных лесхозов на территориях, возложив ответственность за всю лесную охрану на местные власти, муниципалитеты и арендаторов.

По мнению Алексея Ермоленко, идея децентрализации, заложенная в кодексе, логична и оправданна. В центре, как правило, лучшие возможности для осуществления космического мониторинга возникающих пожаров. На местах же люди лучше знают свою территорию, развитость инфраструктуры, состояние дорог и т.п. Однако мало провозгласить децентрализацию, ее еще надо наполнить содержанием. Объективно ситуация такова, что в разных регионах имеются разные возможности для охраны лесов. А потому новая схема может реально работать только там, где есть потенциально экономически сильные арендаторы – промышленные лесопользователи. Таковых, по оценкам Рослесхоза, не более 15% во всей стране.

Состояние материально-технической базы лесопожарных подразделений сегодня выходит на первый план. В России традиционно в год имеется 8-10 субъектов федерации, где возникает чрезвычайная ситуация с лесными пожарами. Цикличность таких катаклизмов – 8-12 лет. И ждать, когда опять полыхнет, и держать при этом на балансе массу техники и солидный штат сотрудников мало кто может себе позволить.

Получается, что у регионов-доноров, т.е. не стесненных в средствах, возможностей для организации противопожарного процесса куда больше, чем у дотационных областей. Например, по общему признанию, показательную превентивную работу в ходе «горячего лета» провел Татарстан. Республика организовала круглосуточную разведку в лесах, и при обнаружении пожаров власти мобильно направляли туда силы и подавляли опасные очаги. Ежедневно в Татарстане ликвидировалось до 200 пожаров, и ситуация там из-под контроля не вышла. Не ощущалось недостатка в технике, людском ресурсе.

В свою очередь многие области Центральной России не могут похвастать техническими возможностями, а также квалифицированными кадрами. По словам Ермоленко, «не всегда региональные власти могут определиться с нужными и профессиональными кандидатурами на пост руководителя лесного хозяйства. Люди на ответственных постах зачастую пребывают в растерянности, не имеют ни опыта тушения пожаров, ни соответствующего образования, не знают, что делать, и потому уповают на «центр». Вот, дескать, приедут коллеги из Москвы – объяснят, помогут. И помогаем, а как иначе?»

По итогам летних пожаров обнажилась и еще одна проблема. Удивительно, но виновными могут быть «назначены» как раз те люди, которые приложили максимум усилий к предотвращению и тушению пожаров. На работников лесохозяйственных организаций, заповедников и национальных парков, потушивших более 90% всех очагов и спасших от огня огромное количество населенных пунктов, заводятся уголовные дела в связи с якобы проявленной халатностью. Возбуждается пугающее количество административных дел в связи с невыполнением в срок тех или иных формальностей, которые было невозможно выполнить, – люди были почти круглосуточно заняты тушением пожаров.

Последняя смета по премиальным была утверждена во второй половине ноября. 74% премиальных денег получило МЧС. Федеральное агентство лесного хозяйства получило лишь 3%. Региональные органы управления лесами и лесохозяйственные организации не получили ничего.

Нам сверху видно все

Президент РФ Дмитрий Медведев, оценивая итоги пожаротушения, особо отметил положительную роль малой авиации. Воздушная охрана лесов действительно традиционно выполняла ведущую роль в деле профилактики и локализации очагов возгорания. Однако с упразднением региональных филиалов «Авиалесоохраны» нарушилась прежняя централизованная система управления, а новая так толком и не заработала.

По словам начальника «Авиалесоохраны» Николая Ковалева, «прежде была предусмотрена ситуация, когда служба пожаротушения могла мобильно перебрасывать группы для уничтожения пожаров в самых отдаленных регионах. Связи остались, конечно, но в нынешнем положении сил на все не хватает. В этом году мы перебросили 600 человек с Дальнего Востока и Сибири в ЦФО, и это во многом способствовало нормализации ситуации».

Сегодня авиапожарные команды используют ранцевые лесные огнетушители с насадками для применения пены, малогабаритные высоконапорные мотопомпы, воздуходувки, взрывчатые вещества и химикаты. Для тушения пожаров с воздуха применяют самолеты-танкеры и водосливные устройства для вертолетов (ВСУ5).

Авиабазы занимаются не только тушением пожаров, но и лесопатологическим мониторингом, борьбой с вредителями леса. Начато развертывание системы регистрации молниевых разрядов, являющихся серьезной причиной лесных пожаров. Стоит ли говорить, что только считанные регионы способны иметь на вооружении столь «продвинутый» технический арсенал. Как следствие, в настоящий момент многие региональные подразделения авиалесоохраны практически перестали применять авиационные технологии пожаротушения (вертолеты Ми-8 и самолеты Бе-200, Ан-2 с водосливными устройствами), другое высокотехнологичное оборудование, искусственное вызывание осадков, взрывчатые материалы, химикаты и пр.

В большинстве субъектов федерации далеко не всегда выполняется даже необходимый минимум профилактических мероприятий. По мнению Ковалева, это связано как с низким финансированием, так и с халатным отношением местных властей к профилактическим мерам. Регионам необходимо значительно повысить роль авиалесоохраны и увеличить кратность патрулирования, доведя ее до установленных нормативов. Сегодня она составляет около 30% от положенных нормативов. А ведь еще 5-10 лет назад налет воздушных судов в России составлял около 100 тыс. летных часов, а в последние два года он сократился до 15 тыс. Для сравнения, налет часов на лесоавиационных работах в Греции составляет 75 тыс. часов, в США – 350 тыс. часов, в Канаде – 175 тыс. часов.

Попутно добавляются и другие проблемы – сокращается численность парашютистов-десантников, летчиков-наблюдателей, у регионов нет средств, чтобы провести соответствующее обучение, подготовку. Оставляет желать лучшего имеющийся на балансе авиапарк.

Сейчас Рослесхоз начал работу по подготовке лесопожарных специалистов в специализированном Учебном центре «Авиалесоохраны». Уже обучено около 400 человек из всех субъектов РФ. Там же, с октября, начата подготовка летчиков-наблюдателей по 17 субъектам Российской Федерации.

Готовимся к жаркому лету

Итоги пожаров не могли остаться без внимания. В октябре на селекторном совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова были намечены первоочередные меры по исправлению ситуации в лесоохранной отрасли. Аппарат Правительства в соавторстве с Рослесхозом обозначил три основных направления, по которым, очевидно, и будет развиваться работа по улучшению ситуации. Это унификация системы управления лесами на всех уровнях исполнительной власти, профилактика и борьба с лесными пожарами, а также укрепление финансовой дисциплины при использовании средств из федерального бюджета.

Регионы получат в 2011 году 19 млрд руб. бюджетных денег. Приоритет скорей всего будет отдаваться тем, кто испытывает острую необходимость преобразования лесхозов в полноценные «боевые единицы». В течение трех ближайших лет субъекты федерации будут получать по 5 млрд руб. непосредственно на закупку и обновление противопожарной техники, износ которой в среднем по стране составляет 85%.

Особое внимание уделяется «укреплению» Москвы и области. На технические нужды (закупку бульдозеров, трейлеров, тракторов) столица получит свыше 470 млн руб.

На совещании Зубков много внимания уделял финансовой дисциплине и необходимости ее соблюдения для выделения дальнейших субсидий. Не удивительно, что при масштабах отечественной коррупции приоритетную помощь получают наиболее рачительные регионы. Кроме того, будет составляться своеобразный региональный рейтинг, помимо рачительности включающий в себя и несколько других критериев – например, уровень взаимодействия с федеральным центром и внутриобластная координация всех отраслевых органов. Эти показатели также будут влиять на размеры бюджетной поддержки.

Еще одна злободневная тема, вызывающая озабоченность, – пестрая палитра систем управления лесным хозяйством в субъектах федерации. Так, в Калининградской области полномочия в области лесных отношений исполняют четыре органа управления, а в Красноярском крае – два. Данное обстоятельство затрудняет справедливое распределение федеральных субвенций и не всегда положительным образом отражается на динамике межрегиональных связей.

Глава Рослесхоза Виктор Масляков остановился на этой теме подробно, предложив создавать унифицированные пункты лесной охраны по всей России, т.е. фактически призвал пересмотреть Лесной кодекс в той части, которая упразднила службу государственной лесной охраны. Руководитель федерального агентства считает, что лес заслуживает того, чтобы его оберегали профессионалы, а не коммерческие ОАО, как зачастую происходит в регионах страны.

Комментарии читателей (6)

Бывший лесник [13.12.10 13:55:23]

Все знают кто виноват, зачем врёте народу?
Ничего к весне создать не возможно при том финансировании что правительство выделило регионом и Вы это прекрасно знаете, как будете списывать деревни в следующем году, спирать уже не на кого будет ни на погоду ни на МСХ ни на граждан и самовозгарания торфа?

Шурави [13.12.10 15:33:18]
А вообще, у кого нить хватит ума восстановить Авиалесоохрану как единую систему? Или не для того Лесное хозяйство разваливали чтобы что то потом восстанавливать. Где здравый смысл?

Лесник – наболело [13.12.10 18:53:07]
Вообще, нужно без всяких оговорок признать действующий ЛК неработоспособным! Ну не нужна нашим бизнесменам охрана лесов от пожаров, от незаконных рубок и др. как не нужно им нормальное воспоизводство лесов! Почти все арендаторы это временщики, им главное лес скосить, а на остальное наплевать. Вот принимаешь у них делянку, а им даже не интересно сколько подроста уничтожили.. сколько кубов на делянке сгноили, сердце кровью обливается… А заставить их готовиться к пожароопасному сезону можно только если постоянно за спиной стоять надзирать… а народу на участковое лесничества – я да мастер, машины нет, бензина тоже, формы или какой спецухи тоже никто не даёт, БАРДАК!!!

Бывший лесник [14.12.10 06:56:21]
Полностью подтверждаю слова Лесника!
Самые большие самовольные рубки обнаруживаем именно на арендованных участках, уже несколько лет.
Их объём процентов около 70 от всех незаконных рубок по региону, хотя в аренде 15 % лесов. Какой арендатор хозяин – рвачь и сволочь ИМХО!
Если уши арендатора торчат на самоволках через раз то его субподрядчиков каждый раз. При этом милиция никого не находит несмотря на то что вывезено 5 или 3 или 7 тыс кубов!
Да и ЛК формулировки незаконной рубки не даёт, по нему основанием использования лесов – договор аренды, вырубил всю аренду без декларации, а менты говорят основание-то было, а лесной кодекс не предусматривает сейчас вообще разрешительных документов, поэтому состава 260 УК нет… .
И так во всём куда не кинь взгляд, везде недописки и перегибы.

парашютист-пожарный [14.12.10 16:09:16]
Нам пофигу – не будут платить – получат пожары покруче, чем в этом году!

Лесник[14.12.10 20:36:04]
Помнится по нашему лесничеству за 2009 год было около 50 незаконок и хотя по десяти из них знали точно кто срубил, срок получил только один персонаж, деревенский мужичонка который всё вокруг на себя повесил, а тот на кого работал этот мужик никогда не сядет… Лично мне просто жаль этих мужиков, когда застаёшь их на месте лесонарушения, и ведь если признаются во всём, потом такого в суде наслушаешься, что и ловить никого не охота! в ДЕРЕВНЯХ ТО ВЕДЬ РАБОТЫ НЕТ! вот и воруют и стар и млад, из тех кто на джипах по лесу разъезжает никто не сядет, их не поймать, да они сами и рубить не будут, у нас например у них какбы пункты приёма древесины на пилорамах работают, за машину 20000 рублей платят, и машину дадут в аренду если своего урала с фишкой нет…. Ещё такая схема – купят деляночку в конце длинного лесовозного уса, и косят всё вдоль этого уса, машины от туда только и возят, вроде как с делянки, рации у них есть, стоит уазик на въезде на этот ус и как только мы или милиция там появимся в лесу уже знают…. при приёмке в этом году незаконка была выявлена, так её милиция признала НЕУМЫШЛЕННОЙ! а следователь на допросе сказал – какие незаконные рубки, нет такого понятия! вот так то… с пожарами нас этим летом пронесло, дай Бог чтоб и дальше не горели… тушить то некому! в конце марта 2009 года проверял арендатора так у него даже лопат не было, правда пилы были какие там мотопомпы, ранцевые огнетушители, а тем более плуги и зажигательные аппараты! тушить буду я и мастер, верьте в нас! больше ничего не остаётся…

Аркадий Арзамасцев

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.