"Без лесной охраны нет ни спасения от пожаров, ни нормального лесного бизнеса" – Алексей ЯРОШЕНКО, руководитель лесной программы Гринпис России
– Новый Лесной кодекс охрану лесов как таковую не предусматривает. Там говорится лишь о лесном надзоре и контроле. Но, во-первых, не очевидно, что это те полномочия, которые подразумевают возможность охраны. Во-вторых, эти полномочия даны тем, кто завален другой работой. Так что по факту лесная охрана отсутствует. К чему это приводит?
Самый в прямом смысле яркий пример – пожарная катастрофа минувшего лета. Если нет человека, который может схватить за руку нарушителя правил пожарной безопасности, люди начинают вести себя безответственно. Если нет человека, который может вовремя обнаружить начинающийся пожар, затушить его самостоятельно или вызвать подмогу, это означает, что небольшой очаг перерастает в крупный. Летом на сто процентов стало ясно, что никакие технические средства не заменяют работника лесной охраны: беспилотники терялись в дыму, видеокамеры, как только дым заволок большую часть европейской территории, ослепли, системы дистанционного мониторинга выявляли только крупные очаги, так сказать, пожары второго дня. Если бы была лесная охрана, полностью избежать проблем, конечно, не удалось бы, но катастрофа, скорее всего, не случилась бы.
Та же история с незаконными рубками и воровством древесины, точных объемов которых не знает никто. Одна из основных причин такого разбоя – отсутствие охраны. А, как известно, самый дешевый товар – не у производителя, а у сторожа на складе или у вора. Так что любой черный лесоруб имеет тот самый дешевый ресурс, с которым не в силах конкурировать добросовестный хозяйственник. Кроме того, никто не будет вкладывать деньги в то, что не охраняется и что всякий может легко украсть или спалить. Вот почему без лесной охраны перспектив развития лесного хозяйства у нас нет.
Что можно сделать, чтобы лесную охрану восстановить? Варианты могут быть разными в зависимости от лесной политики и от имеющихся финансовых возможностей.
С нашей точки зрения, оптимальный вариант – отделить контрольно-надзорно-охранные полномочия от хозяйственных. Контроль, надзор и охрану лучше отдать на тот уровень, на котором закреплена собственность на леса, то есть на федеральный. Полномочия по организации хозяйственной деятельности, включая контроль исполнения хозяйственных договоров, следует оставить у субъектов.
70 тысяч обходчиков, которые будут только охранять леса, уже не вернуть. Исходя же из реальности, можно оставить инспекторов, которые занимаются исключительно охраной, например, одну инспекторскую группу на участковое лесничество. Для этого нужно около 20 тысяч человек на всю страну. Ясно, что пресекать серьезные крупномасштабные правонарушения (промышленные незаконные рубки, захваты земель, поджоги) этой системе под силу. Но повседневная хозяйственная охрана (напугать злоумышленника, обнаружить костер) – это совсем другое. Тут нужны люди (и их должно быть много), занимающиеся лесным хозяйством и кормящиеся им. То есть в принципе с ролью сторожей справятся лесхозы.
Что в сухом остатке? Инспектор, входящий в федеральную структуру, который никакой хозяйственной деятельностью не занимается, полностью обеспеченный всем за счет бюджета. По статусу он – госслужащий. Прочие охранные функции возлагаются на хозяйственников.
Неоптимальный, но возможный вариант – все-таки оставить лесную охрану у субъектов. Собственно, это тот вариант, который предлагает Рослесхоз в новых поправках к Лесному кодексу – сделать охранниками леса тех, кто сегодня осуществляет надзор и контроль. На первых порах это дешевле, проще организационно, так как не требует пребывания на госслужбе. Но постепенно из-за недостаточного разделения полномочий эта система будет иметь больше шансов сгнить.
Очень важно понимать, что, поручая работникам лесничеств и лесопарков охранные полномочия, придется снять с них те, которыми они сейчас полностью загружены. Если не сделать этого, ни до какой охраны руки у них не дойдут.
При выборе способа восстановления лесной охраны нельзя игнорировать принципиальный момент: чтобы служба работала нормально, надо разделить два типа контроля-надзора. Первый – контроль-надзор в прокурорском виде, то есть за исполнением законодательства, второй – контроль-надзор исполнения хозяйственных договоров. Именно это и подразумевает вариант разделения полномочий. Если же все оставить на региональном уровне, хозяйственные и контролирующие функции неизбежно будет выполнять одна и та же структура. Последствия, думаю, ясны.
"Леса Московской области нельзя сравнивать с лесами других регионов"
Евгений Трунов, заместитель руководителя Рослесхоза
Власть всерьез задумалась о будущем подмосковных лесов. По поручению правительства РФ Лесной план Московской области подвергся серьезным изменениям, его новая редакция вынесена на обсуждение общественности. Проект документа опубликован на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства, чтобы избежать разговоров о «кулуарности» принимаемых решений. Авторы плана приглашают к участию в дискуссии граждан и общественные организации с целью максимально соблюсти баланс интересов общества и государства.
Зачем потребовалось менять Лесной план, чем новый документ принципиально отличается от прежнего, как идет подготовка подмосковных лесов к следующему пожароопасному сезону – на эти и другие вопросы отвечает Евгений Трунов, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ.
– Евгений Сергеевич, новый Лесной план Московской области – это, действительно, необходимость?
– Лесное планирование является основой использования лесов. Лесной план – это стратегический документ, который определяет цели и задачи лесного хозяйства на конкретной территории. Обычно документ состоит из трех разделов. В первом дается общая характеристика лесов, описывается их состояние, оценивается потенциал. Второй раздел – главный – содержит основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В нем описывается перечень конкретных мероприятий, которые должны быть выполнены. В третьем разделе даются оценки разработанных мероприятий, прогнозируется ожидаемый эффект.
Прежний вариант документа разрабатывался в течение 6 месяцев. По опыту могу сказать, что это недостаточный срок. Работа должна базироваться на более фундаментальных исследованиях и расчетах. Лесной план не учитывал ряд существующих особо охраняемых природных территорий, особенности региона, плачевное санитарное состояние лесов. То, что действовавший Лесной план был «сырым», подтверждала критика со стороны граждан, экологических организаций, органов власти.
Несовершенство документа подтвердило лето 2010 года, которое выявило уязвимые места в системе противопожарного обустройства территории. Лесные пожары внесли существенные коррективы в содержание Лесного плана Московской области: второй раздел, где оговариваются конкретные мероприятия по охране лесов, пришлось переписывать практически полностью.
– Почему нельзя было воспользоваться какими-то типовыми наработками? Подмосковные леса – это особый случай?
– Леса Московской области нельзя сравнивать с лесами других регионов. Они имеют несколько особенностей. Во-первых, практически все леса региона – около 98 процентов – выполняют защитную функцию, что серьезно ограничивает возможность их многоцелевого использования. Во-вторых, территория Московской области характеризуется высокой плотностью населения и, как следствие, – большой антропогенной нагрузкой на природные объекты, неудовлетворительным санитарным состоянием лесов. Стратегическая задача нового Лесного плана – сохранить экологические ландшафты местных лесов, но учесть при этом поступательное развитие экономики. Другими словами, мы должны обеспечить баланс экономики и экологии. Найти этот баланс в лесах Московской области очень непросто.
– Чем принципиально будет отличаться новый Лесной план от старого?
– В нем более детально проработана экологическая составляющая. В новом Лесном плане выделена категория защитных лесов – лесопарковые зоны, как того требует федеральное законодательство. Получили отражение ранее отсутствовавшие в документе особо охраняемые природные территории регионального значения. Уточнена площадь национального парка Лосиный остров, и исключено размещение автодороги на его территории. Значительно увеличена площадь лесопатологических обследований для своевременного выявления очагов вредителей. Скорректирована расчетная лесосека и проектируемые объемы выборочных и санитарных рубок в лесах, выполняющих защитные функции, а также объемы лесовосстановительных работ. Отмечу, что промышленные рубки на территории Московской области не ведутся.
Уточнен состав земель лесного фонда: в него включены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций – так называемые сельские леса.
В документе появился принципиально новый, «экономический», раздел, который ранее вообще отсутствовал. В его разработке участвовали ведущие ученые-экономисты. В нем зафиксированы планы развития разных видов промышленности – деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и т.д. На территории МО есть деревообрабатывающие производства, которые до этого не находили отражения в Лесном плане: это и мебельная промышленность, и плитное производство.
В документе сделана поправка на новую структуру Мослесхоза, число лесничеств увеличено с 11 до девятнадцати. Кроме того, прописаны меры информационного обеспечения системы управления: планы постановки земель на кадастровый учет, исследования количественно-качественных характеристик лесов, создание цифровых лесных карт и автоматизация ведения государственного лесного реестра.
Следует отметить, что в плане кардинально пересмотрены возможности использования лесов Московской области в рекреационных целях. Если по Лесному кодексу под рекреацию может быть сдано 1,5 миллиона гектаров подмосковных лесов, то Лесной план ограничивает общую площадь этих участков до 200 тыс. га. Это верхний предел, дальше начинается ущерб природе. Ввести подобные ограничения – право Рослесхоза, который напрямую управляет лесами Московской области.
– Не секрет, что «рекреационная деятельность» на практике оборачивается строительством коттеджей и заборов, которые закрывают для населения доступ в лес.
– Хочу напомнить, что по действующему законодательству возведение капитальных строений и сооружений при осуществлении рекреационной деятельности запрещено. После окончания срока аренды все постройки должны быть демонтированы. Кроме того, запрещается ограничивать доступ населения на эти участки леса. Забор из сетки-рабицы, конечно, может быть для обеспечения охраны деревьев, но вход на территорию должен быть свободным. Рослесхоз намерен контролировать исполнение этих требований закона. Нам переданы полномочия по государственному лесному контролю и надзору. Сейчас внедряется новая структура управления лесами области, за конкретные участки будут отвечать лесничества. По этим вопросам мы будем взаимодействовать с органами местного самоуправления и органами правопорядка.
– Вы говорили о корректировках, которые внесли в план лесные пожары минувшего лета. Что конкретно изменилось?
– Мы серьезно уточнили и дополнили перечень мероприятий, направленных на усиление лесопожарных подразделений. Специально для Московской области началась поставка противопожарной техники в количестве 140 единиц. В регионе появятся 6 пожарно-химических станций третьего типа. Запланировано оборудование 80 дополнительных точек видеонаблюдения, увеличение количества наблюдательных вышек в 2 раза. Увеличивается количество минерализованных полос, будут проложены дополнительные дороги противопожарного назначения, пересмотрены маршруты авиапатрулирования.
Кроме того, серьезно пересмотрен перечень мероприятий по лесовосстановлению. По нашим данным, площадь, пройденная огнем в Московской области летом 2010 года, составила 24 тысячи гектаров, из них порядка 20 тысяч гектаров погибло. Лесной план предусматривает лесовосстановительные работы на площади 34 тысячи га, то есть на 14 тысяч гектаров заложено больше. По нашим расчетам этого объема вполне достаточно для того, чтобы залечить последствия пожаров и восполнить все потери, в том числе от рубок ухода и санитарных рубок.
– Существует точка зрения, что Московская область – единственный регион, который самостоятельно не управляет лесами, и именно это помешало эффективной борьбе с летними пожарами. Вы с этим согласны?
– Это не вопрос дискуссии о Лесном плане. Существующий механизм заложен в Лесном кодексе, который был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и утвержден Президентом РФ. Если отвечать на ваш вопрос, я хотел бы напомнить примеры других регионов. Нижегородская область, Рязанская область – там переданы полномочия на уровень субъектов РФ, и что, какой результат? Сумели региональные власти успешно справиться с ситуацией?
Хочу также отметить, что львиная доля лесных пожаров в Московской области, когда погибла значительная часть леса – это пожары одного дня, 29 июля. Эти пожары пришли с соседних территорий. Лесники не смогли их остановить. Большинство пожаров, которые возникали до этого дня, достаточно оперативно обнаруживались и тушились.
– Принимаемые сейчас меры могут гарантировать безопасность подмосковных лесов?
– На территории Московской области практически все пожары возникают по вине человека. То есть вопрос о безопасности лесов адресован не только к тем, кто ответственен за борьбу с огнем, но и к тем, кто, посещая лес, не задумывается о последствиях своих действий. Здесь очень важную роль играют профилактические мероприятия: различные акции, разъяснительная работа с населением, ограничение посещаемости лесов в пожароопасный период, регулярное патрулирование лесной зоны. В Лесном плане заложен алгоритм этих действий, прописаны программы, направленные на воспитание у населения бережного отношения к лесу.
С другой стороны, необходимо понимать: лесной пожар – это стихия. Одно дело – локальный пожар на площади двух соток, с которым могут справиться 10 человек, другое дело – пожар при штормовом ветре, который удержать практически невозможно. Стихию можно побороть при нескольких условиях: если мы рано обнаружили пожар, успели сосредоточить нужное количество сил и средств и вовремя приступили к его локализации и тушению. С этой точки зрения, Лесной план предусмотрел максимум возможных мер, направленных на улучшение противопожарного обустройства территории, на повышение эффективности лесопожарных служб. Задача-максимум: мы должны справляться с пожарной обстановкой в лесах Московской области в условиях как малой, так и высокой, и даже чрезвычайной опасности.
– Вы считаете, что в нынешнем варианте Лесной план безупречен?
– Проделан внушительный объем работы по его корректировке, однако документ вряд ли можно назвать совершенным или модельным. Лесной план – это не догма, это лишь руководство к действию, которое определяет стратегические цели и задачи – куда должно двигаться лесное хозяйство. Правительство РФ инициировало публичное обсуждение Лесного плана Московской области с единственной целью: выявить недоработки и максимально учесть точку зрения общественности. Если возникнут какие-то серьезные разногласия, Рослесхоз готов сесть за «круглый стол» с участниками обсуждения, другими органами власти, чтобы попытаться сформировать единую позицию.
Беседовал Леонид Хозин