Армия госчиновников уже знает, чем ответить президенту и правительству на инициированное ими сокращение штата сотрудников министерств и ведомств на 30%. В моду снова входит понятие «подснежники», обозначающее полулегальных чиновников. Бороться с этим явлением практически невозможно. Тем более что во многом именно благодаря «подснежникам» украинские министерства еще как-то справляются со своими функциями.
На минувшей неделе в министерствах и ведомствах царил черный юмор. В предчувствии увольнений чиновники едко шутили на тему административной реформы. На вопрос в столовой «Это место свободно? Можно сесть?» нынче модно отвечать: «Садитесь, скоро все места будут свободными». Грядущее сокращение на 30% приводило служащих к забавным математическим парадоксам: «У нас в секторе уже и так числится только начальник и делопроизводитель. Вопрос: как нас сократить на треть?». В бывшем Минтранссвязи госслужащие сокрушались по поводу смены названия своего ведомства: «У нас ведь огромными буквами название министерства написано на небоскребе. Теперь придется объявлять тендер на закупку новых букв, а деньги на это не предусмотрены. Хотя нет, надо попробовать переставить буквы, чтобы из «Министерства транспорта и связи» получилось «Министерство инфраструктуры». В крайнем случае пару букв распилим». Многие перепуганные чиновники резко слегли на больничный, спасаясь от сокращений — вирус «Админреформа» в один день свалил с ног несколько тысяч человек. И только самые опытные «аксакалы» госслужбы восприняли реформу с абсолютным спокойствием. Ведь сократить число чиновников безуспешно пытались практически все украинские президенты и премьеры. В некоторых министерствах, где сокращения все-таки произошли, целые отделы и управления формально состоят из двух-трех человек, неся ответственность за госрегулирование огромных секторов экономики. Спасает государственные ведомства от полного «завала» украинское ноу-хау — «подснежники».
На чиновничьем сленге этими милыми цветами обозначают сотрудников, которые постоянно работают в министерстве или ведомстве, но официально оформлены на каком-то госпредприятии или в региональном отделении. Иногда такие сотрудники получают зарплату и «черным налом» — это характерно для высококвалифицированных специалистов, в услугах которых нуждаются министры. «Подснежники» действительно существуют и используются, — говорит Игорь Колиушко, руководитель Центра политико-правовых реформ, который в конце 1990-х в команде тогдашнего президента Леонида Кучмы координировал админреформу. — В последнее время я часто слышал, что определенные министерства не могли взять на работу квалифицированных специалистов, потому что из-за кризиса действовал запрет правительства на заполнение вакансий». В результате приходилось оформлять необходимые рабочие руки «подснежниками». По данным опрошенных «ВД» экспертов, по итогам подобных запретов и сокращений сегодня «подснежники» составляют не менее 10% штата центральных органов власти. Руководители министерств зачастую просто вынуждены брать на работу неофициальную рабочую силу. Иначе невозможно и первым лицам страны угодить отчетом об очередном доблестном сокращении, и полноценную работоспособность своего ведомства сохранить.
Формальность и реальность
Тема сокращения числа чиновников всегда была популярна у избирателей и, похоже, именно здесь стоит искать истинные мотивы нынешней реформы. «В 1990 году в здании Кабинета Министров работали около 300 человек, а сегодня 1200. Разве у нас сейчас больше работы, чем у них?» — риторически спрашивает у журналистов премьер-министр Николай Азаров, упуская из виду, что в 1990-м значительная часть управления страной была сосредоточена в союзных министерствах, которые располагались в Москве. На самом деле даже в том же здании Кабмина любой чиновник легко подтвердит, что условия работы и структура штата абсолютно не соответствуют масштабам задач. И это напрямую влияет на качество работы. Не один год проработавший в этом здании бывший и. о. министра финансов Игорь Уманский резко возражает премьеру: «У большинства сотрудников бюджетных подразделений, мягко говоря, ненормированный рабочий день. Люди не успевают. У нас не такой большой аппарат, как кто-то хочет себя в этом убедить». На вопрос о вероятности использования «подснежников» в качестве реакции министерств на админреформу Уманский также отвечает однозначно: «И такое может быть. У нас не раз проходили эти сокращения на 30%. Причем и цифра постоянно одна и та же. Тем не менее каждое сокращение приводит только к увеличению реальной численности людей, которые ходят на работу».
Откуда в админреформе взялась цифра сокращения штата чиновников на 30%, не знает никто. Один из ее инициаторов, министр юстиции Александр Лавринович, говорит, что этот показатель — усредненный. Какие-то ведомства будут сокращены на 100%, а каким-то, тому же Минюсту, например, наоборот, позволят штат даже увеличить (подробнее — читайте блиц-интервью Александра Лавриновича, стр. 14).
Но, по данным «ВД», большинство министерств и ведомств еще в минувшие понедельник-вторник передали в Кабмин проект сокращения штата именно на 30%.
Не больше и не меньше. И если глава министерства не имеет такой политической хитрости, как Лавринович, формально эти сокращения все-таки придется осуществить. Формально, но не реально. Вне всяких сомнений на выручку снова придут «подснежники». Комментируя эту перспективу, первый президент Украины Леонид Кравчук достаточно пессимистичен: «Если и в этот раз реформа не состоится, то мы не тронемся с мертвой точки в управлении государством. Нет управления — нет эффективности работы на всех уровнях. Если все оставить как есть, Украина останется коррупционной с низкой эффективностью управления». Именно Кравчук 11 лет назад отвечал за масштабные реорганизации госаппарата как глава Госкомиссии по проведению админреформы. Тогда президент Леонид Кучма уступил требованиям мировых финансовых организаций и согласился на админреформу. «Мы с Кучмой сели и долго говорили о том, что реформа нужна. Я услышал, что он понимает ситуацию. Мы начали готовиться. Отрядили делегацию в Оттаву (Канада), в Варшаву (Польша), привезли оттуда консультантов и советников, написали неплохой, на мой взгляд, документ о том, что нам необходимо делать в рамках административной реформы. Первый шаг заключался в приведении численного состава чиновников к оптимальным потребностям». На этом реформа и закончилась, до остальных этапов так и не добравшись. Идея провалилась из-за исключительно количественного, а не качественного подхода к сокращению штата. Сегодня по тому же пути пошел и президент Виктор Янукович. Все министры знают, что нужно осуществить сокращение штата на 30%, но почти никто не понимает, улучшится ли в итоге структура управления.
Грядут войны за полномочия
В погоне за «красивым» сокращением количества госчиновников на 30% власть забыла уточнить, а какой в итоге будет структура управления страной. Указом президента в составе министерств созданы госслужбы, госинспекции и госагентства, но законодательно их функции никак не разграничены. А это значит, что, по старой украинской традиции, уже в ближайшее время между руководителями госструктур начнется борьба за полномочия. «Вопрос корректного разделения полномочий, а не сокращения штата — главный в административной реформе, — считает народный депутат Сергей Терехин, не один год занимавший пост министра экономики в составе разных правительств. На его взгляд, помимо политической борьбы внутри министерств, стоит ожидать войны за полномочия между ними. В частности, между Министерством экономики и торговли Андрея Клюева и Министерством энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко. По прогнозу Терехина, они будут бороться за полномочия, которые остались на месте ликвидированного Министерства промышленной политики.
А пока «пани чубляться», рядовым госчиновникам приходится готовиться к статусу «подснежника». Сохранив рабочее место в центральном аппарате министерства, им придется смириться с переводом в штат какой-то службы, агентства или инспекции. Это приведет к потере ранга госслужащего и соответствующих надбавок, но позволит остаться на работе. Действующие министры этой темы в общении с «ВД» упорно избегают, заявляя, что сокращения пройдут честно. И только министры в отставке более откровенны. «Да, количество сотрудников в Министерстве труда и соцполитики сократится на 30%. Но, поверьте, все они будут устроены на работу в новые службы и инспекции. Их ведь много создано, и везде сейчас идет обновление штата», — говорит бывший министр соцполитики Людмила Денисова. Она уверена, что сокращение штата министерства, которое она возглавляла, просто физически невозможно: «Работы в министерстве очень много, рабочий день у моих подопечных длился до 20 часов. На госслужбе никто не считается ни с личным временем, ни с праздниками. Нагрузки очень большие. Чиновники в министерстве крайне перегружены».
В марте зацветут подснежники
Любопытно, что статус «подснежников» в украинских министерствах и ведомствах имеют не только люди, но и имущество. Например, часть автомобилей, которые обслуживают центральный аппарат Министерства аграрной политики, числится на балансе провинциальных спиртзаводов. И это характерно практически для всех министерств. Кондиционеры, обогреватели и даже целые здания госструктур реально принадлежат не им, а подконтрольным юридическим лицам. Таким образом, главы министерств и ведомств зачастую избегают ограничений на закупки за счет госбюджета. Эта традиция складывалась в украинской чиновничьей культуре годами сопротивления всем административным реформам. Как следствие — формально на балансе министерств почти ничего нет, они буйно обросли «подснежниками». «Ну не закладывать же нам закупку кондиционеров в проект госбюджета», — доверительно рассказывает «ВД» один из руководителей министерства. — Вот и приходится все делать через счета госпредприятий».
И это решение вполне можно понять. Вот только дает ли такой подход хоть малейшую надежду на успех административной реформы, предполагающей уменьшение затрат на госаппарат с одновременным улучшением его эффективности? Похоже, в очередной раз все может ограничиться лишь имитацией реформы.
По словам министра юстиции Александра Лавриновича, первыми успехами по итогам сокращения штата госчиновников власть планирует похвастаться уже в марте. Именно в этом месяце в Украине начинают вовсю цвести подснежники. И когда правительство будет торжественно докладывать президенту об уменьшении армии сотрудников министерств на 30%, внимательные наблюдатели наверняка подметят, что количество людей, каждое утро появляющихся на проходных госструктур, не уменьшилось. Ведь подснежник — растение хоть и хрупкое, но упорное. Прорастает даже сквозь снег.
АЛЕКСАНДР ЛАВРИНОВИЧ: «Эти люди останутся в структуре исполнительной власти»
Сергей Головнев | Декабрь 2010, (№291)
По словам министра юстиции, перезагрузку правительства нельзя рассматривать как простое сокращение численности чиновников. В его ведомстве, например, такового вообще не планируется.
Удастся ли Минюсту выполнить указ и сократить число сотрудников на 30%?
—Внимательно читайте то, что подписывает президент. Политический подход относительно 30% касается количества государственных служащих в Украине. При реформировании будут такие органы, которые сократятся на 100%, и такие органы, где будет увеличение численности. У нас в Минюсте, например, создается два новых центральных органа исполнительной власти. Это специальная служба по защите персональных данных и регистрационная служба, которая призвана обеспечить организацию учета всего недвижимого имущества в Украине. Это новые структуры, в которые придут новые люди с новым штатом. Если будем считать только центральный аппарат министерства, то он уменьшится, потому что из него будет вычленен департамент государственной исполнительной службы. Но важно понимать, что это не вопрос простой арифметики. Речь идет о том, что будет сокращение ненужных функций.
Вывод государственной исполнительной службы из состава министерства можно назвать сокращением штата?
— Это не сокращение. Эти люди останутся в структуре исполнительной власти. Они никуда не исчезают. Остаются их функции, их название и место, где они находятся.
Возможно ли, что сотрудники министерств в результате сокращений будут попросту трудоустроены на госпредприятиях?
— Понимаете, любое предприятие, в том числе и государственное, имеет свой баланс. Ему придется терпеть убыток за счет того, что там будут числиться люди, которые не смогут реально работать. Я думаю, что это очень маловероятное направление. С другой стороны, все эти предприятия длительное время находятся под пристальным вниманием комиссии, возглавляемой первым вице-премьером (Андреем Клюевым — прим. «ВД»). Ее задача — ликвидировать предприятия, которые задействованы для предоставления административных услуг.
Но ведь, к примеру, автомобили, которыми пользуются министерства, часто находятся на балансе госпредприятий. Когда ГП «Информационный центр», находящееся в структуре Минюста, приобрело автомобиль за 1,1 млн грн., СМИ связали эту покупку с нуждами министерства.
— Можно предполагать и выдумывать все что угодно. Но если говорить прямо и правдиво, то просто можно посмотреть, что покупалось, а что — нет. Конечно, когда работа предприятия хорошо настроена, менеджмент может решить, что стоит чувствовать себя так, как чувствует себя менеджмент аналогичных частных предприятий. Но, если вы обратили внимание, менеджмент отреагировал на мой телефонный звонок очень быстро. И реально ни одной копейки с этого предприятия никуда не было перечислено.
Сколько времени займет доведение до конца начатой реформы?
— Первый этап будет проходить в течение двух месяцев. Четко распределены дальнейшие этапы, которые будут проводиться на протяжении года. Надеюсь, что в следующем году мы выйдем уже на другой уровень реформ. И тогда сможем рассчитывать на то, что в Украине будет качественно новый менеджмент.
http://www.vd.net.ua/rubrics-11/15505/
ИВАН ПЛАЧКОВ: «Госслужащие переходят в госкомпании с удовольствием»Алиса Юрченко | Декабрь 2010, (№291) версия для печати
Министр энергетики в правительстве Валерия Пустовойтенко (1999-2000 гг.) и министр топлива и энергетики в правительствах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова (2005-2006 гг.) рассказал «ВД», почему сокращение штатов оборачивается миграцией госслужащих на госпредприятия.
Будучи министром, вы ощущали, что ваш штат «раздут»?
— Нет, не ощущал, потому что аппарат министерства утопал в рутинной работе, доставшейся нам еще с советских времен. Я имею в виду большое количество государственных предприятий, напрямую подчиненных министерству и зачастую находящихся в стадии санации. При Минтопэнерго было около 300 госпредприятий и не меньше — при Министерстве угольной промышленности. Это производственные, автотранспортные предприятия, научные институты, базы, объекты социально-культурного назначения, которые на тот момент не были приватизированы или переданы органам местного самоуправления. Министр должен подписывать с руководителями этих предприятий трудовые контракты, утверждать их финпланы, а аппарат министерства — анализировать текущую финансово-экономическую и техническую деятельность. Неимоверное количество проверок этих предприятий органами прокуратуры, КРУ, УБЭП требовало соответствующего реагирования со стороны министерства. Это неэффективная, ненужная для министерства работа, но мы не могли ее не делать.
Реально ли выполнить спущенное сверху требование о 30%-м сокращении штатов центральных органов исполнительной власти?
— Если проводить сокращения, нужно учитывать всю структуру министерства, включая подчиненные госпредприятия, в первую очередь непрофильные. Последние нужно вывести из сферы управления министерства и передать их либо Фонду госимущества, либо Нацагентству по корпоративным правам. Тогда с аппарата министерства будет снята часть рутинной работы, а его сотрудники будут эффективно заниматься своими задачами — готовить нормативные документы, рекомендации к проектам законов, вести статистику в отрасли, управлять работой энергетического комплекса страны в режиме онлайн, разрабатывать планы стратегического развития отрасли, искать пути привлечения инвестиций и т. д. Но у нас, как правило, останавливаются на первом этапе — сокращении только центрального аппарата. При этом объем работы остается. Так ситуация только усугубляется.
Как можно «спрятать» служащих министерств, сохранив при этом рабочие руки?
— Статистика — это наука, которой можно манипулировать. Например, сотрудники министерства могут быть переведены в государственную компанию, подчиняющуюся министерству, и уже не будут являться госслужащими. Кстати, госслужащие переходят в госкомпании с удовольствием. Поскольку довольно часто зарплаты там в разы больше, чем в министерстве.
Оформление сотрудников министерства на госпредприятия — это реакция на сокращение штатов?
— Это вынужденная мера. Потому что аппарат министерств физически не справляется с имеющимся объемом работы. Поверьте мне, работа чиновников министерств тяжелая, ответственная и требующая высокого профессионализма. При этом, если посмотреть на уровень зарплаты госслужащих в нашей стране, складывается впечатление, что у нас относятся к ним как к изгоям. Это неправильно. Как пример: зарплата водителя, закрепленного за мной как министром в 1999 г. (водитель по договору числился в «Киевэнерго»), по рассчетке в некоторые месяцы была больше, чем у министра. Это просто алогично!
http://www.vd.net.ua/rubrics-11/15506/