Админреформа спровоцирует борьбу за самые «вкусные» управленческие функции +

После обнародования проекта Указа Президента об админреформе, «Комментарии» узнали экспертное мнение политолога Михаила Погребинского относительно этого документа

– Как вы в общих чертах могли бы оценить нововведения, предлагающиеся в проекте президентского Указа об админреформе?

– После анализа проекта документа, становится ясно, что в нем пытались реализовать принцип отделения функций политического руководства от функций, касающихся прав издания нормативных актов. Теперь этим будут заниматься Кабмин и профильные министерства. Что касается, например, управления государственной собственностью, то теперь эти функции передаются государственным службам. Вообще-то это правильная идея и один из ключевых принципов административной реформы.

– А насколько последовательно соблюден принцип разделения функций?

– По-моему, последовательно. Но есть другой момент. Ведь нужно, чтобы одно ведомство не имело взаимоконфликтующих функций. Мне кажется, что в данном документе это не прослежено. Я приведу вам пример: Государственной службе защиты прав потребителей передаются функции контроля и надзора (и это правильно), но кроме этого предоставляются функции по предоставлению государственных услуг Министерства экономики. Я считаю, что здесь возможен конфликт интересов внутри одного ведомства. Подобные вещи есть и в других местах.

Кроме того, авторы документа должны объяснить, как они собираются избавляться от взяткоемких функций. В этом плане здесь ничего неясно. Ведь должна быть создана отдельная структура, которая контролировала бы все это. Поэтому я пока не вижу, как будет реализована ситуация с избавлением от взяткоемких функций.

– Как вы считаете, сколько чиновников в результате ликвидации десятков госорганов может оказаться на улице?

– Это сложно оценить. На самом деле, я считаю, что власть вряд ли пойдет на это. В тоже время, я не считаю это принципиально важным.

У нас законодательство не позволяет просто так решить эти кадровые вопросы, хотя, если этот документ вступит в силу и описанные в нем органы власти будут ликвидированы, то все-таки появляется шанс уволить множество людей. Но об этом мы можем говорить уже постфактум, ведь если исполнительным органам передали функции, то и людей могут так же передать. Можно всех передать, а можно еще и людей набрать. Поэтому, я считаю, что ответить на этот вопрос невозможно в принципе.

– Насколько возможен вариант, что скоро начнется очередная борьба за перераспределение сфер влияния в органах власти?

– Конечно, напрямую мы этого не видим, хотя это очень вероятно. Можно с уверенностью говорить, что разгуляются страсти, начнется активная борьба групп влияния за контроль над самыми «вкусными» управленческими функциями.

– Начальник Главного управления государственной службы Тимофей Мотренко сообщил, что в ближайшее время может появиться институт государственных секретарей. Насколько реально осуществить этот замысел в контексте проведения админреформы?

– Я считаю, что это было бы хорошо. И это реально. Ведь политические функции остаются за правительством и министрами. В свою очередь, у министра должен быть человек, который его замещает, по, так называемой, политической части – первый зам, – который увольняется вместе с уходом министра. Но должен быть человек, который, несмотря на кадровые перестановки, никуда не увольняется. Он должен поддерживать функциональность министерства, он – чистый профессионал, чья функция заключается в том, чтобы реализовывать политику, которую определяет министр и его первый зам. И эта функция государственного деполитизированного чиновника – это и есть госсекретарь.

– Но ведь еще при премьерстве Анатолия Кинаха была попытка ввести институт госсекретарей. Но ее не реализовали. Не считаете ли Вы, что и сейчас подобная инициатива также ничем не закончится?

– Да, при Кинахе попытка создать такой институт уже была, но она не реализовалась, поскольку в это время наблюдался конфликт интересов: Президенту не всегда удавалось контролировать парламент. Сейчас же Президент контролирует Верховную Раду полностью, и речи о каком-либо конфликте интересов быть не может.

Админреформа, на старт!

В четверг презентуют проект админреформы. 40 госструктур ожидает ликвидация, тысячи госслужащих – сокращения, а сотни тысяч украинцев – неразбериха с оформлением разного рода документов

Проектом указа президента «О системе центральных органов исполнительной власти», опубликованного «Комментариями», предусматривается ликвидация 40 государственных структур. В частности, упразднят Госкомитет по вопросам национальностей и религий, Госслужбу туризма и курортов, Госслужбу контроля за перемещением культурных ценностей через границу, Госсоцслужбу семьи, детей и молодежи. Кроме того, планируется ликвидировать ряд госдепартаментов – по вопросам банкротства, связи, автотранспорта, адаптации бывших военных, интеллектуальной собственности, пожарной безопасности и т. д. Тем же указом предусматривается ликвидация госагентства Украины по инвестициям и инновациям и ряд инспекций. Возможно, уже с января в Украине не будет в прежнем виде инспекций: государственной жилищно-коммунальной, по контролю качества угольной продукции и по использованию и охраны земель, а также комитета контроля за наркотиками. Но если функции этих ведомств в каком-то виде передаются другим структурам, то в новом проекте не предусмотрена деятельность Института национальной памяти.

Цифра

120 млн грн Украина может сэкономить на тысячах уволенных чиновниках. Админреформа, в результате которой количество министерств может сократиться с 20 до 12, начнется уже до конца года.
Источник: заявление министра Кабмина Анатолия Толстоухова

Как объединят комитеты

В Украине ликвидируется около 40 комитетов и ведомств, взамен создается 21 структура. «Газета…» выделила основные «новообразования»:

Государственная регистрационная служба получит целый комплекс функций по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политпартий, СМИ, функции по предоставлению услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры и нотариата Министерства юстиции, за исключением функций по принятию нормативных актов, и функции по регистрации религиозных организаций и общин Госкомитета по делам национальностей и религий, который ликвидируется

Государственное агентство сельского хозяйства, частично получит имущество МинАПК, Минприроды и ликвидируемых госкомитета рыбного хозяйства и госкомитета лесного хозяйства

Государственная архитектурно-строительная служба, получит имущество Минрегионстроительства, а также Государственной архитектурно-строительной инспекции

Государственная служба метеорологии, геодезии и картографии частично получит функции Минприроды, МЧС, а также ликвидируемых Государственной гидрометеорологической службы и Государственной службы геодезии, картографии и кадастра

Государственная паспортная и миграционная служба получит функции по контролю, надзору и оказанию госуслуг МВД и ликвидируемой Госмиграционной службы

«Эта реформа была оговорена с МВФ»

Ольга БОДНАР, первый замглавы комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления:

– Реструктуризация назревала уже давно. Во-первых, эта реформа была договорена с миссией МВФ, которая на этом настаивала. А во-вторых, в Европе это давно практикуется, и только в нашей стране было так много различных министерств и государственных комитетов, так что это еще один шаг на пути к евроинтеграции.
Другой вопрос – не произойдет ли просто замена понятий: на бумаге будет одно, а на деле останутся те же структуры, только по-другому названные. И самое главное – до сих пор не решен вопрос о том, куда деть госслужащих из ликвидированных ведомств. Ко мне уже обращаются и просят помочь в этом. А я не знаю, что и посоветовать, так как именно этот вопрос власть и не продумала. Поэтому самое главное для президента – взять на себя ответственность за судьбы этих людей и решить, где и как им дальше продолжать государственную службу.

«В некоторых ведомствах функции вступают в противоречие друг с другом»

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, политолог:

– Проект указа концептуально меняет структуру и функции органов исполнительной власти. Теперь есть четкое разделение: министерство принимает решение, выдает акты, однако уже не вправе управлять, к примеру, госсобственностью. Таким образом, политические функции отделены от административных. Однако в документе не все учтено, что дает право предполагать: пока опубликован некий черновик. Например, в некоторых ведомствах функции вступают в противоречие друг с другом. В частности, новая Госслужба защиты прав потребителей, с одной стороны, обязана защищать самих потребителей, а с другой – предоставлять услуги Минэкономике. Тут прослеживается конфликт интересов.

И еще. Должен быть некий фильтр, спецкомитет, который будет контролировать другие ведомства. Он должен выявлять функции, которые предполагают дачу–получение взятки. После чего исключать их, либо минимизировать.

«Грустно узнать, что ливидирован Институт национальной памяти»

Игорь ЮХНОВСКИЙ, экс-глава Украинского института национальной памяти:

– Мне очень грустно узнать о том, что Виктор Янукович ликвидировал Институт национальной памяти. Мне кажется, он должен был посоветоваться со мной, как с одним из основателей этого института. Интересно узнать, кто же дает такие советы президенту, и я думаю, все должны знать этих советников.

Общаться к Виктору Федоровичу, чтобы он изменил свое решение, я не буду, так как знаю, что он шагов назад не делает. Это, конечно, показывает его как человека решительного, но решительность должна быть разумной.

Между тем

Министра Цушко пристроят в антимонопольщики

Президент Виктор Янукович вчера подал в Верховную Раду предложение уволить Василия Цушко с должности министра экономики и назначить его главой АМКУ.

Сейчас Антимонопольный комитет возглавляет Алексей Костусев, которого на прошедших выборах 31 октября избрали мэром Одессы. Скорее всего, эта перестановка – часть назревающей административной реформы, объясняет контекст ротаций экономический эксперт Игорь Луценко.

– Минэкономики давно является неким балластом, ведь экономикой как таковой оно не занимается, а решаемые им вопросы легко можно передать тому же Минфину. Этот рудимент советского Госплана власть держит до сих пор чисто из уважения к традициям, – считает он. – Будь я президентом, давно бы его разогнал, если бы мне не надо было кресло министра для своего кореша.

А у нас, чтобы освежить команду и убрать из структур или правительства что-то ненужное, принято организовывать административные реформы – так увольняют целые группы людей, говорит Луценко. Минэкономики сократить можно как раз абсолютно незаметно для страны, при этом Василий Цушко тоже не пострадает.

Автор: Татьяна НЕГОДА, Георгий РАУТ, Дмитрий ОРЛОВ, Наталья МЕЛЕЩУК, Яна КАЗМИРЕНКО

Газета по-киевски, 8.12.2010

http://mycityua.com/articles/country/2010/12/08/025153.htmlhttp://mycityua.com/articles/country/2010/12/08/025153.html

Азаров обещает рассказать об админреформе через два дня

Суть административной реформы заключается в повышении эффективности управления страной. Об этом рассказал премьер-министр Николай Азаров в эфире «5 канала». 

«Прежде всего админреформа заключается не в том, что мы сократим количество госслужащих. Ее смысл заключается в повышении эффективности управления страной. Главное задание – создать простую, эффективную систему управления, исключить издержки. Вот смысл этой реформы», – рассказал премьер. 

«И, конечно, будет сокращена численность комитетов, ведомств, штата госслужащих. Но эти люди будут трудоустраиваться», – добавил премьер.

В то же время, информацию об объединении некоторых министерств в одно ведомство премьер назвал слухами и призвал подождать несколько дней до официального объявления сути админреформы.

«Давайте не будем комментировать слухи. Через день-два состоится у президента соответствующее заседание комитета, где будет объявлено о админреформе. Никто скрывать ее не будет», – сказал Азаров.

http://lb.ua/news/2010/12/07/77032_Azarov_obeshchaet_rasskazat_ob_adm.html
 

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.