— Сегодня все национальные парки Беларуси являются крупными хозяйствующими субъектами. Они ведут различные виды деятельности: лесное хозяйство, сельское, охотничье, занимаются организацией любительского лова рыбы, рекреацией. И далеко не всегда при этом им удается обеспечить оптимальный баланс между хозяйственной активностью и охраной природных комплексов – собственно, того, ради чего они и объявлялись. В данной несостыковке и кроется причина многих проблем.
Возьмем ГПУ «Национальный парк «Нарочанский». Это очень сложная территория, республиканский курорт. В свое время, когда его учреждали, велось бурное обсуждение. Предлагались разные варианты, в том числе создания вместо него рекреационной зоны с несколькими охраняемыми участками. Ведь испокон веков эта местность интенсивно осваивалась. В итоге нацпарк «Нарочанский выбивается из современной системы особо охраняемых природных территорий Беларуси. Его структура и действующий режим сейчас чрезвычайно сложны. В состав ГПУ входят земли, как переданные ему в постоянное пользование, так и принадлежащие другим землепользователям. Кроме того, там есть территории, которые формируют внутреннюю охранную зону «Нарочанского», но не включены в его структуру. Отсюда и противоречия. Например, какому-то учреждению отдыха передан в аренду участок земли, но акватория рядом, предназначенная для отдыхающих, имеет другой природоохранный статус. Как быть?
Или в хозяйственную зону того же «Нарочанского» входят сельскохозяйственные земли. Согласитесь, что пашня не совсем соответствует функциям национального парка. Но так просто из состава ее не выведешь – существуют огромные сложности. Прежде всего, очень трудно обозначить контуры такой земли. Есть опасность потери целостности природоохранной территории: а вдруг из охранного статуса мы выведем что-то лишнее? Вдобавок, непросто определить, на каком участке государственного природоохранного учреждения какие функции должны распространяться, какой там необходимо установить режим.
Ситуацию усугубляет то, что до сих пор в «Нарочанском» не проведена инвентаризация биоразнообразия. Ни ученые, ни нацпарк точно не знают, где располагаются особо ценные лесорастительные, луговые сообщества, где находятся места обитания редких и подлежащих охране видов животных и растений. При отсутствии такой информации очень сложно развивать рекреационную деятельность так, чтобы она не отразилась на состоянии ценных природных объектов, строить новые объекты, реконструировать или прокладывать инженерные коммуникации, дороги. А ведь те же дороги нужны не только для развития туризма, но и для того, чтобы обеспечивать охрану природных комплексов. Поэтому инвентаризацию биоразнообразия надо выполнить непременно.
До сих пор туристическая деятельность в нацпарках осуществлялась без научно обоснованных допустимых рекреационных нагрузок. Например, в некоторых местах на побережье озера Нарочь в сезон так людно, как в городском парке! Что с этим делать? Какие разработать мероприятия, чтобы компенсировать непомерные для природных комплексов нагрузки? И кто, собственно говоря, эти мероприятия должен выполнять? Потому что по идее отвечать за них должны учреждения отдыха…
Часто заповедная зона национальных парков, как это видно на примере «Нарочанского», граничит с активно осваивающейся территорией. В таком случае сложно обеспечить охрану девственных уголков. Зачастую приходится предпринимать огромные усилия, чтобы не допустить их массового посещения отдыхающими. И наоборот, большие территории, выделенные в старом функциональном зонировании для развития рекреации, оказываются незадействованными.
Противоречия туристической и хозяйственной деятельности с установленным природоохранным режимом характерны сегодня для большинства ООПТ Беларуси. Решать их нужно в законодательном порядке.
Возможно, проблема устранится, когда выйдет новый указ президента о преобразовании особо охраняемых природных территорий. Его проект НПЦ по биоресурсам готовит совместно с Управделами главы государства и Минприроды. В документе мы делаем новое функциональное зонирование наших национальных парков и заповедника, определяем новые границы, для каждой территории по отдельности устанавливаем дифференцированные режимы использования. Впервые будут разработаны дополнительные ограничения для освоения особо ценных участков рекреационных зон ООПТ. Работа эта невероятно сложная.
Планируется, что к началу 2011 года проект указа будет подготовлен для трех национальных парков – «Нарочанский», «Припятский», «Браславские озера», а также для Березинского биосферного заповедника. Чуть позже такой же документ разработаем для НП «Беловежская пуща».
Параллельно НПЦ по биоресурсам совместно с институтом «БелНИИПградостроительства» будет определять нормативы допустимых рекреационных нагрузок. Актуальность этой работы наглядно продемонстрировало недавнее общественное обсуждение проекта «Схема комплексной территориальной организации Мядельского административного района». По ходатайству Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды даже перенесли сроки ее выполнения на 2011 год.
Кстати, каких-то кардинальных изменений в границах заповедной зоны «Нарочанского», как этого опасались независимые экологи, не произойдет. Напротив, решено, что в случае размещения строительных объектов будет дополнительно проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Что касается предложения о сокращении заповедной зоны нацпарка «Нарочанский», его признали незаконным, и при подготовке нового указа президента оно учитываться не будет.