Расшифровка евростандартов

Максим Михаленко опубликовал в свежем номере 2000 две статьи о евростандартах, которые меня заинтересовали. Внимательно прочитаю в субботу, но судя по  "диагональному " просмотру много интересных фактов и мыслей. М.П.

Первое приближение

«Один мой товарищ из Одессы прислал мне следующее: «Сережа, а что же такое европейские стандарты? И что они значат по зарплатам различных категорий работников и расходам на основные услуги? А то все о европейских стандартах, но без цифр, вроде все как в раю». А что если б кто-нибудь раскрыл эту тему на страницах «2000»? Ведь ответ на этот вопрос был бы интересен многим».
Сергей РЕШЕТНИКОВ, Черновцы

Что такое пресловутые «европейские стандарты»? Не слишком информированные еврооптимисты ответят расплывчато — «все хорошее», евроскептики иронично назовут стандарты калориями в европейской морковке. В нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, а также в Восточной Европе в целом, приставка «евро-» давно превратилась в нечто броское, в словцо-паразит, долженствующее означать более высокое качество продукции, услуги, управления.

В этой статье мы покажем как бы «географию вопроса». На самом деле это довольно сложная тема, состоящая из разных смысловых блоков. Европейский стандарт — в первую очередь понятие правовое, в этом смысле оно наиболее широко.

Обеспечение свобод

Так, согласно справочнику Determiner.ru, юристы считают европейскими стандартами в области защиты прав человека признанные ЕС и зафиксированные в его документах нормы, закрепляющие жизненно важные права индивидуума, принятые в рамках Совета Европы (СЕ). Прежде всего, это Устав СЕ (5 мая 1959 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме 4 ноября 1949 г.), а также Протоколы к ней, в частности Протокол № 1 (1952 г.), статьи 1—3 которого закрепляют гарантии защиты собственности, право на образование и свободные выборы.

Также важны Протокол № 4 «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1» (1963 г.), Протокол № 6 (1983 г.), касающийся отмены смертной казни, Протокол № 7 (1984 г.), закрепляющий процедурные гарантии в отношении высылки иностранцев, право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не быть судимым или наказанным дважды, право о равноправии супругов и др.

Защита национальных меньшинств, культурные и образовательные права (эквивалентность), самоуправление, информация, защита прав животных, архитектурного наследия, вопросы допинга, кинопроизводства, борьба с терроризмом и отмыванием доходов, экстрадиция, вопросы гражданства и социальных прав, биомедицина, правовая помощь и даже пресечение хулиганства во время футбольных матчей — все эти проблемы урегулированы в 22 конвенциях и соглашениях, составивших между 1950 и 1977 гг. основу европейского законодательства, постоянно уточняющегося и расширяющего свою юрисдикцию. Большинство ключевых документов Совета Европы ратифицировано Украиной и вступило в действие.

В принципе ясно, что сама по себе ратификация общеевропейских законов той или иной страной и их имплементация в форме актов национального законодательства еще не свидетельствуют о переходе страны к европейскому правовому стандарту, это лишь проявление политической воли и совпадение в одной точке внешнеполитических факторов.

Судя по украинским рекордам в области обращения «во вторую инстанцию», а именно Европейский суд по правам человека, корреляция между состоянием украинской судебной системы и европейским стандартом функционирования такой системы нестойкая, если не эпизодическая.

Унификация качества

Вторая широкая сфера стандартизации — отраслевые нормы. Так, например, в январе нынешнего года завершен переход к европейскому стандарту строительной отрасли соседней Беларуси. С нового года действуют 56 идентичных еврокодам технических кодексов, регламентирующих расчеты и проектирование конструкций из различных материалов (БЕЛТА, 06-01-2010, 15:32), утверждены 668 национальных стандартов (идентичных Директиве 89/906/ЕЕС). Определенный период новые нормы будут действовать вместе со старыми.

Главный выигрыш состоит в том, что адаптация открыла белорусским экспортерам стройматериалов рынки ЕС, а инвесторам из стран ЕС — возможность полноценно вкладывать деньги в строительные проекты на территории страны. Еще раньше Беларусь утвердила 249 норм, регламентирующих методы испытания материалов и изделий, технические требования к ним, что предоставило производителям право наносить СЕ-маркировку на свою продукцию.

Иными словами, конкурентоспособность и без того довольно развитой белорусской отрасли выросла. По сути так и происходит адаптация/интеграция в каждой отрасли стран, намеренных получать выгоду от работы на самом большом потребительском рынке планеты.

Фундамент для интеграции

Хотя сама по себе интеграция — процесс более тонкий. Прежде всего, совершаются важные ритуальные и правовые шаги, такие как февральская резолюция Европарламента и эволюция к полной свободе передвижения. Системный экономический шаг к европейской интеграции (предварительно — ратификация всех указанных выше базовых правовых норм, а также присоединение к ВТО) состоит в подписании соглашения об ассоциации (формулировки названия — разные, например, ЕС отказался от понятия «ассоциированное членство», хотя в обиходе его часто применяют).

В пакете с этим шагом может идти отмена визового режима или «дорожная карта» к такой отмене. Суть этого инструмента в украинском случае в том, что ЕС обязался не выдвигать дополнительных требований в процессе движения к ликвидации виз (начать сам процесс евробюрократов вынудила Резолюция Европейского парламента от 25 февраля 2010 г.). После ноябрьского саммита ЕС — Украина власть работает уже в рамках одобренного плана перехода к безвизовому режиму.

Но ключевой вопрос проблематики обретения членства в ЕС, если оставить за скобками достижение позитивного консенсуса между странами-членами в отношении кандидата, — все же стандарты благосостояния страны-кандидата.

Украина, отметим, еще не страна-кандидат, и не факт, что им станет. В данном случае (отвлечемся немного) я говорю об этом как о нейтральном обстоятельстве, поскольку к ускоренному и конструктивному отраслевому диалогу перешли между собой Украина и Россия.

В то же время необходимо констатировать: проект Таможенного союза сегодня предсказуемо столкнулся со своими естественными ограничениями. При этом на западе от своей границы мы стали свидетелями нестабильности европейской финансовой системы. Отметим и не раз озвученное в Москве и Санкт-Петербурге Николаем Азаровым согласие Украины участвовать в зоне свободной торговли в рамках СНГ, если она будет действовать без изъятий и исключений.

Надо сказать, что теперь риторика «не бывать двум интеграциям» теряет приоритетность. Я хотел бы обратить внимание на любопытные слова Ангелы Меркель (выделено мной. — М. М.), сказанные «вдогонку» успешным переговорам между Россией и ЕС по вопросу вступления РФ в ВТО.

Соглашению о зоне свободной торговли между Таможенным союзом и Европой должен предшествовать целый ряд процедур и документов. Об этом заявила канцлер Германии на совместной пресс-конференции с премьер-министром России Владимиром Путиным 26 ноября в Берлине. «Это — проект будущего», — отметила она в ответ на предложение создать свободную торговую зону.

При этом заметила, что Россия достаточно серьезно продвинулась в переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию, в то время как Беларусь и Казахстан «не дошли до такого состояния».

«Если будет соглашение о свободной торговле, значит, все страны должны быть членами ВТО», — подчеркнула Меркель.

Таким образом, на интеграционную политику Киева сегодня оказывают влияние несколько разнонаправленных факторов, и итог их взаимодействия пока трудно предсказать.

Как бы то ни было, максимальная адаптация евростандартов — неизбежная задача украинской и российской власти, независимо от того, планируют ли в Киеве и Москве полноценное участие в процессах европейской интеграции, поскольку главным рынком обеих стран является ЕС. Да и выход на новый уровень развития промышленности (в том числе и АПК), собственно, в этой адаптации и состоит.

Общественное большинство обоих государств давно и откровенно сделало выбор в пользу «мещанских» европейских ценностей и не горит желанием строить мобилизационную экономику (как в 20—30-х гг. прошлого века), устанавливать теократию или скатываться к анархическому обществу насилия, как в странах «четвертого мира».

Дорожную карту — на стол!

Стандарты и понятия о них бывают разными

Вернемся к стандартам благосостояния, о которых не раз упоминал глава делегации ЕС в Украине Тейшейра, не слишком уместно, на мой взгляд, решивший «попугать» нас балканским опытом выполнения «дорожной карты» на протяжении 10 лет (и, надо сказать, просчитался — план, как известно, одобрен, Резолюция Европарламента по ситуации в Украине оказалась сдержанной и конструктивной, а технические условия для отмены краткосрочных виз Украина обещает выполнить в первом полугодии 2011 г.). Я вот о чем — Украина уже перешла к безвизовому режиму с Израилем, который к отсталым странам никак не отнесешь (не так давно к безвизовому режиму с Израилем перешла Россия, уже имеющая соглашение с Таиландом, который тоже недоразвитым не назовешь).

Иными словами, некоторые предубеждения стоит оставить в прошлом, а у Евросоюза перед нами есть, по моему мнению, три просроченных долговых обязательства:

1) поддержка «оранжевых кхмеров», приведших к катастрофе нашу экономику; элементами этой кампании было подмигивание Румынии в дунайском вопросе, подрыв законности в Украине, непоследовательность в аспекте предоставления в 2005 г. перспективы членства, что не в последнюю очередь привело к массовому обману обычных сторонников Ющенко, и быстрой его деградации до уровня опереточного гетмана; 2) пять лет одностороннего безвизового режима со стороны Украины и 3) тот вклад, который внесли миллионы украинских гастарбайтеров в снижение себестоимости труда в странах ЕС, что в определенной мере ослабило потенциал профсоюзов.

Так что напоминать Украине о ее бедности со стороны ЕС — это то же самое, что для США упрекать Мексику в плохом качестве кетчупа, который в Америке в основном делается руками мексиканцев. Справедливости ради надо сказать, что Вашингтон ведет себя с Мехико-Сити гораздо корректнее, чем это нам знакомо по разным периодам отношений между Брюсселем и Киевом. В конце концов Мексика — давно член NAFTA. Реальность, впрочем, от всех этих деталей никуда не исчезает: украинские стандарты жизни серьезно отстают от евросоюзных.

Впрочем, не считаю, что стоит травмировать общественное сознание по определению уничижительными для Украины сравнениями «круглого с квадратным». Пройдемся по самым прагматичным показателям.

Где мы, где они и где соседи

Стараниями «оранжевых кхмеров» за пять лет (2005—2010), когда необходимые для опережающего развития страны темпы роста демонстрировались лишь в 2006—2007 гг. (с 22 сентября 2005-го по 4 августа 2006 г. премьером был Юрий Ехануров, с 4 августа 2006-го по 18 декабря 2007 г. — Виктор Янукович), наш ВВП вырос лишь на 4,6%(!).

По итогам 2009 г. (Украина пережила самое большое сокращение ВВП из всех стран, пострадавших от кризиса, что является в основном личной «заслугой» Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко), в рейтинге ВВП на душу населения, рассчитанном по методике паритета покупательной способности, мы оказались на позорном 100-м месте, с 6,339 долл. в год (наши соседи Гайана, Намибия, Египет, Ангола). Средняя официальная зарплата в Украине составляла в октябре 2010 г. 222,27 евро, минимальная — 86,79 евро (по нынешнему щадящему курсу в 10,45 грн. за евро).

Средняя минимальная зарплата (на основе данных стран, где такое понятие закреплено в законодательстве) в 2008—2009 гг. в ЕС составила приблизительно 600 евро. Для справки: в США — 652 евро, в Турции — 333 евро. Средняя же зарплата в странах ЕС составила около 900 евро во втором эшелоне — Чехия (сентябрь 2009 г.) и 2100 евро в первом эшелоне — Франция (начало 2008 г.), минимальная там же — 1337 евро (за 151,67 часов в месяц, или 8,82 евро в час) в мае 2009 г. Давайте сравним с кем-то поближе.

Наименее развитой страной ЕС является сегодня Болгария — средняя зарплата в Болгарии в III кв. 2009 г. составила 326,15 евро, минимальная, в декабре 2009-го, — 122,76 евро.

Таким образом, от нижней границы европейского стандарта благосостояния мы отстаем по ВВП на душу населения (Болгария — 11 900 долл., 68-е место в мире) на 53%, хотя этот показатель довольно умозрителен. По минимальной и средней официальной зарплате — на 26,6% и на 35—36% соответственно. Эти цифры не такие страшные, как видим, и было время, когда Украина опережала целый ряд балканских стран. И тем не менее разрыв очевиден.

Нельзя не упомянуть два важных обстоятельства.

Во-первых, успех возможен — это демонстрирует Беларусь, по версии МВФ обогнавшая Болгарию, Румынию и Турцию и занявшая 63-е место. Средняя зарплата в Беларуси — 296,13 евро (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности), минимальная — 69,91 евро в месяц.

Похоже, с социальной политикой у нас все-таки какие-то странности. Вероятно, дело в том, что в Украине официально высокий уровень минимальной зарплаты (все-таки где Беларусь, а где мы — а у нас минимальная на треть больше) компенсируется банальным невыполнением законов, манипуляциями с отчетностью, «зарплатным рабством» (wage slavery) в тени, да и в официальных учреждениях.

Тем не менее хочу отметить, что наши северные соседи по стандарту благосостояния по сути перевыполнили минимальные требования членства в ЕС (а также по многим промышленным стандартам — линейка целого ряда белорусских товаров известна и любима не только в бывшем СССР, но и в Центральной и Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Китае и в Латинской Америке). Но пока что Беларусь и не стремится к членству в ЕС по причинам идеологического и отчасти геополитического характера.
Мечта близка к воплощению

Особняком в обсуждаемой проблемной области стоит Россия. Поясню, что я имею в виду — так, в рейтинге, ежегодно представляемом «Книгой фактов ЦРУ» и в каких-то деталях отличающемся от рейтингов МВФ и Мирового банка, которыми обычно пользуются эксперты, чуть ли не пятыми по ВВП на душу населения в мире идут острова Джерси. И это не удивительно — при мизерном населении они представляют собой офшорную зону. То есть укрывание доходов иностранцев — бизнес этого острова. А в том же Брунее один султан способен «дать результат», придающий приличный вид его стране. Поэтому эксперты привыкли со скепсисом относиться к показателям стран-экспортеров сырья и неких уникальных услуг.

Тем не менее отметим — богатства Норвегии и Канады тоже далеко не в последнюю очередь построены на эксплуатации недр, а крупная заслуга Владимира Путина, возглавлявшего в 2000—2008 гг. российское государство, — в том, что он не позволил расхитить доходы от нефтяного бума. Это и помогло России удержаться во время удара мирового кризиса, хотя его последствия для Москвы тоже были тяжелыми, как в силу этой самой монопрофильности экспорта, так и из-за иных общих с Украиной проблем.

Поэтому отнесемся к России без предубеждений — в 2009 г. по доходу на душу населения она заняла 51-е место (14,92 долл.), обогнав Аргентину, Чили, Латвию и Мексику и уступив Литве, Хорватии и Польше. Напомню: когда-то Владимир Путин то ли всерьез, то ли в шутку заявил о том, что цель России — догнать Португалию. Так вот, в аспекте ВВП на душу населения эта цель при условии устойчивого роста уже различима: Португалия впереди всего на 12 мест с 21,859 долл.

По уровню зарплат Россия сравнима с третьим (в провинции) и вторым (в столице и крупных городах) эшелонами стран ЕС. Увы, в «славянском треугольнике» Украина сегодня представляет собой «нижний угол». Потенциально союз из трех государств имел бы средний показатель ВВП (от показателей стран в 2009 г.) на душу населения приблизительно в 11,332 долл., что сравнимо с Болгарией и Румынией. Хотя это умозрительный подсчет, ведь необходимо считать общий долларовый ВВП трех стран, поделенный на общее население. Тогда он составит 12,994 долл. (62—63-е место между Беларусью и Уругваем).

Камень на шее

Но есть и второе обстоятельство, которое во многом является причиной контраста между показателями России и Беларуси с одной стороны и Украины — с другой, даже если мы не будем учитывать результаты деятельности «оранжевых кхмеров».

В Украине — самая большая среди промышленных стран теневая экономика (по разным данным, от 40 до 60%, фактическая занятость — каждый второй работающий). Тень всегда сложно просчитать, поэтому делают это редко. Но нетрудно понять, даже очень грубо прикинув, что системная борьба с экономическими преступлениями и коррупцией быстро вывела бы Украину в число более-менее приличных стран между Черногорией и Македонией с показателем выше 10,142 долл. и средней зарплатой в 343 евро. Недавно Дмитрий Медведев даже выразил удивление низким уровнем зарплат в нашей стране, чем явно вызвал ироническое выражение на лицах многих знающих людей.

Отсюда мораль — движение к европейскому стандарту благосостояния означает в ближайшей перспективе бескомпромиссную борьбу с тенью и коррупцией, а также возрождение промышленности.

А вот о том, что означают цифры европейских зарплат в плане покупательной способности, кто и сколько получает и почему Украину считают очень дорогой страной, — в следующем материале.

http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/sotsium/70375

Приближение второе

Стандарты и понятия о них бывают разными

В предыдущем материале мы обещали рассказать о европейских стандартах оплаты труда и «прожиточном минимуме». Здесь этот термин взят в кавычки не только потому, что в разных странах он подразумевает что-то свое, но и потому, что в Украине «прожиточный минимум» давно стал насмешкой над здравым смыслом. Потому что прожить на такую сумму не сможет даже йог.

К примеру, в Великобритании в прожиточный минимум входят (кроме продуктов питания) шампанское, пиво, выпитое в ночном клубе, воспроизводитель в формате МР3 и записи к нему, акустическая гитара, длинный перечень товаров для дома, расходы на услуги садовника. Потребительская корзина англичан состоит из 350 товаров и услуг на одного человека, французов — из 507, немцев — из 475.

Украинцы из пограничных с Польшей районов (и не только оттуда) ездят за покупками к соседям. И не удивительно — в пересчете на нашу валюту сахар стоит 6 грн./кг, копченая рыба — 28 грн./кг, цитрусовые — в полтора раза дешевле, фарш — 15 грн./кг, сосиски — 16 грн./кг, шампиньоны — 10 грн./кг. В общем цены на 50—90% ниже, чем в Украине.

Причины просты: наше сельское хозяйство полуразрушено и отстало, коррупция и излишнее регулирование позволяют существовать десяткам посредников, АПК управляется из рук вон плохо. Заниматься сельским хозяйством в таких условиях невыгодно и опасно, даже самые успешные предприятия — в долгах.

Существует и своеобразный закон: чем богаче страна, тем дешевле в ней (главным образом относительно доходов граждан) продовольствие, — во-первых, из-за высокой внутренней конкуренции, а во-вторых, благодаря осязаемой подушке гарантий, создаваемой государством для аграриев.

Теперь к доходам европейцев.
Сколько получают «машинисты локомотива» ЕС

В ноябре 2005 г. в известном издании Bild появились данные о дневном заработке представителей разных профессий в Германии. Приводим их здесь в несколько откорректированном виде (список очень длинный).

Итак, четыре с половиной года назад средний немец зарабатывал (думаю, ситуацию не слишком изменил спекулятивный рост и последовавший кризис, раз именно на Германию возлагают свои надежды менее развитые и заигравшиеся в потребление страны союза) 1600 евро только за восемь часов работы пять дней в неделю, а ведь существует еще и масса обычных надбавок и льгот. Германия, между прочим, отнюдь не самая зажиточная страна ЕС (черта бедности в Германии — 913 евро).

Теперь расходы.

В своих поисках я наткнулся на весьма компетентный анализ — наши вышедшие (или только собирающиеся) замуж за французов женщины пытаются определить, зажиточны ли их женихи, экономные они или жадные. И по расходам французов эта полемика содержит массу полезной информации. Так, зарплата в 3500 евро в дорогой по меркам ЕС Франции, много это или мало?
Средний класс Франции

Чистыми — это зарплата немного выше среднего звена. А вот «грязными» ситуация несколько иная. Тем не менее, предположим, что это зарплата «чистая» (общая сумма без выплат на соцобеспечение, обязательную и альтернативную страховку, медицинскую и от несчастных случаев, которые вместе составляют 23%). Тогда у этого француза останется всего лишь 2695 евро.

Но будем оптимистами — «грязными» он получает 4300, и 3500 у него остается на руках. Теперь следует заплатить подоходный налог, местный сбор за жилье, отчисления на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, который аккумулирует социальную страховку (SECU), страховку за машину.

Большинство французов получают 13-ю зарплату, но это зависит от соглашения профсоюза с руководством предприятия. И отпуск многим тоже часто оплачивают не на 100%, а на 120—130%. Не будем принимать это во внимание, но все же добавим обязательную премию 1000—1100 евро, которую обычно раз в год получают работники соответственно размеру своей зарплаты.

Дальше следует чрезвычайно хитроумная комбинация — налоговые скидки (в среднем до 30% суммы уплачиваемых налогов, но могут быть и больше, в зависимости от обстоятельств и региона); амортизацию недвижимости, акции, пожертвования исключаем. В общем после уплаты налогов, сборов, автомобильной страховки (и плюс премия) в кармане нашего француза остается около 2860 евро.

Предположим, что живет он в столице. Приличная двухкомнатная в спокойном, но не дорогом районе потянет на 1000 евро в месяц. Парковка в подземном гараже (в своем доме или где-либо) — примерно 200 евро в месяц. Кстати, представляете, если у человека свое жилье и нет машины, что разумно в переполненном мегаполисе, где как часы ходит комфортный общественный транспорт? Правда, стоит признать — метро в Париже недешево.

Можно купить место для парковки, но тогда придется платить не аренду, а земельный налог. Из оставшихся 1680 евро заплатить за электричество, газ (если в квартире колонка и газовая плита), воду и телефон (хотя многие теперь пользуются сотовыми, тем более если их оплачивает фирма). В противном случае минимум 40 евро в месяц за связь и от 15 до 30 евро за интернет. Если экономить, то коммунальные услуги и связь уложится в 100 евро в месяц.

Питание (если «затариваться» не в самых дорогих сетях и не на самых дорогих рынках) отнимет 100—150 евро в месяц. Остается 1400 евро, которыми наш француз располагает, как ему угодно (хорошо одеваться, развлекаться или копить). В провинции на эту сумму можно даже шиковать, на Лазурном берегу — цены парижские, но рассказы о дороговизне на побережье и в Монако являются сказками.

Здесь мы говорим о младшем специалисте, добивающем этот этап (25—35 лет), закончившем как минимум техникум. Конечно, можно тратить немыслимые суммы на автомобиль или еще что-нибудь. Относительно неплохо, по крайней мере небедно, можно жить на указанную сумму и с неработающей женой. Средняя зарплата во Франции, напомню, в начале 2008 г. составляла 2100 евро (чистыми или грязными — неясно), если сравнить с Германией, то, вероятно, все же грязными.

Теперь расскажем о французской семье «выше среднего», живущей в провинциальном Анже. Трехкомнатная в центре, с офисом и встроенным гаражом — 1000 евро (приблизительный аналог в Париже — 1500 евро) в месяц, коммунальные услуги — 300 евро. Продуктовая корзина из продовольствия высшей категории (АВ) на семью из трех человек, при условии, что ребенок обедает в школе, а муж — на работе, составляет 500 евро в месяц (хотя на двоих и вполне приличное питание во Франции спокойно «потянет» на 160 евро).

Без одежды, ресторанов, спортивных мероприятий и ухода за автомобилем расходы семьи выше среднего класса составляют 2140 евро в месяц. Но пусть даже 3000 — насколько я понял, супруг рассказчицы — начальник и зарабатывает не менее 5000 евро. Но ведь вышесказанное означает, что аренда обычной двухкомнатной и однокомнатной квартиры значительно дешевле.
Соседи водоворота

По моим личным впечатлениям, жизнь в странах ЕС дешевле, чем у нас, и лучше по качеству. Нет, конечно, за нашу среднюю зарплату во Франции или еще где-либо в ЕC не проживешь, а вот за их минимальную, да еще за пределами мегаполисов — вполне. Поэтому и едут туда наши гастарбайтеры.

В конце 2009 г. мигрант-строитель в Португалии получал 1200—1400 долл. США в месяц, официант или сиделка в Испании — 900—1000 долл., строитель, посудомойка, няня в Италии — 900—1000 долл., сиделка в Швеции — 1200—1300, а в Англии — 1200—1400, клерк во Франции — 900—1200 долл. Причем это я не об украинцах, а о жителях Молдовы, которая еще беднее нас и чьи граждане — отчаяннее.

Молдавские гастарбайтеры из ЕС, Северной Америки, России, Турции и Украины личными переводами домой создают 30% ВВП своего государства, из них только 7% идут в инвестиции и лишь 5% оседают на банковских счетах, остальное на потребление, приобретение недвижимости и выплату задолженностей, в первую очередь коммунальных. Во многом так же обстоят дела и в нашей стране.

В заключение необходимо сказать и вот о чем. У нас некоторые доморощенные мыслители любят глубокомысленно порассуждать — вот, накопила Европа богатств на эксплуатации колоний. Надо ли говорить, что сами по себе эти богатства не играли особой роли для низших классов общества? И в основном бездарно проматывались, как это случилось в Испании и Португалии, серьезно отставших от континента уже на излете XVIII в.

Стоит ли напоминать, что Европа отбросила колонии, принеся немалые жертвы на алтарь бессмысленной бойни Первой и Второй мировых войн? Наконец, социальные завоевания западных европейцев — результат борьбы нескольких поколений профсоюзных и политических активистов.

Поэтому немалая уже часть жителей постсоветского пространства уезжает в ЕС не столько даже ради того чтобы выжить (голода, войны и реальной безработицы у нас не наблюдается), а за налаженной, социально защищенной жизнью, подальше от разбитых дорог, чиновничьего и нуворишского хамства, безысходности, малополезного образования, дорогого и отвратительного здравоохранения, низкого качества и дороговизны продовольствия.

Поэтому — либо гора идет к Магомету, либо Магомет идет к горе. Массовый исход даже в кризисную Европу будет продолжаться, пока мы сами не станем стремиться к евростандартам. Пока обычный человек не почувствует, что он в Украине что-то значит.

http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/sotsium/70377
 

Максим МИХАЙЛЕНКО

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.