Тема Налогового Кодекса широко освещается в новом номере журнала "Бизнес". Чтобы, сократиь затраты своего и Вашего времни, привожу три статьи в одной заметке М.П.Стоит ли украинцам самостоятельно платить налоги?
На скорую руку слепленная Кабмином и принятая парламентом после формального обсуждения последняя версия Налогового кодекса заметно усложняет жизнь не только малому бизнесу (см. стр.40-42, а также БИЗНЕС №47 от 22.11.10 г., стр.40-43). В частности, если Кодекс вступит в силу, работодатели ежемесячно должны будут отчитываться перед налоговиками об уплате налога на доходы физических лиц. В связи с этим БИЗНЕС решил поинтересоваться: Стоит ли украинцам самостоятельно платить налоги?
PRO
Дмитрий Боярчук (30), исполнительный директор центра социально-экономических исследований “CASE Украина”(г.Киев; с 1999 г.; 15 чел.):
— Я положительно отношусь к данной идее. Дело в том, что существующая система налогообложения рядовых украинцев способствует снижению эффективности и прозрачности работы государственного аппарата.
Многие граждане не отдают себе отчета в том, сколько средств они на самом деле уплачивают государству в виде различных налогов и сборов, поскольку функцию налогового агента наемных рабочих выполняет работодатель.
В то же время налоги являются платой общества за предоставляемые государством услуги — работу судов, правоохранительных, социальных и прочих органов.
Следовательно, если украинцы не понимают, какую часть своих доходов они перечисляют в бюджет, они не могут оценивать и качество предоставляемых государством услуг, эффективность работы чиновников.
Как только граждане начнут самостоятельно рассчитывать размеры уплачиваемых налогов и сборов и подавать соответствующие декларации в фискальные органы, они станут задавать вполне резонные вопросы: например, почему кроме уплаты налогов вынуждены осуществлять различные неофициальные платежи, проще говоря, взятки, чтобы чиновники качественно и своевременно выполняли свои функциональные обязанности?
Эффективность власти не повысится до тех пор, пока рядовые украинцы не начнут интересоваться, куда были истрачены их деньги. Подобный же интерес может сформироваться только в том случае, если украинцы будут самостоятельно платить налоги.
Стоит отметить, что вопрос о необходимости внедрения новой системы налоговой отчетности, которая предусматривает, что рядовые украинцы должны самостоятельно выполнять функции налоговых агентов, обсуждается не первый год.
Необходимо понимать, что общество пока не готово к внедрению подобной системы налогообложения и процесс перехода к ней будет достаточно болезненным.
Тем не менее Украине не стоит откладывать этот вопрос в долгий ящик. Следует разработать алгоритм поэтапного внедрения такой схемы уплаты налогов. Поскольку налоговая система, при которой гражданин выступает в роли налогового агента, является предпосылкой для развития демократического гражданского общества.
CONTRA
Александр Кендюхов (37), доктор экономических наук, председатель Всеукраинского союза экономистов (г.Донецк; с 2009 г.; 257 членов):
— Я противник внедрения подобного механизма налоговой отчетности. Мой главный аргумент — общество не готово к подобным новациям.
Сейчас в роли налоговых агентов, подающих отчетность о доходах наемных работников и уплачивающих все виды налогов и сборов, выступают работодатели. Существующая модель удержания налогов с простых украинцев полностью поддерживается обществом (вообще-то, оно о ней не особо задумывается. — Ред.).
А теперь предположим, что с конкретной даты, например с 01.01.11 г., каждый украинец обязан будет самостоятельно подавать декларации и рассчитывать суммы своих налогов.
Необходимо принять во внимание то, что многие наши соотечественники не имеют необходимого багажа знаний в сфере налогового законодательства, который позволит им самостоятельно, а главное — корректно, рассчитать размеры налогов и сборов, которые необходимо уплатить государству.
К тому же рядовым украинцам придется потратить определенную часть своего времени на подачу документации в фискальные органы. Можно только представить, какое количество непроизводительных человеко-часов в масштабах страны будет расходоваться впустую. Что негативно отразится на экономике государства.
Безусловно, можно дискутировать о том, что в эпоху компьютеризации украинцы смогут рассчитывать суммы налогов и сборов и подавать отчетную документацию при помощи различных интернет-программ. Но не стоит забывать, что многие жители страны, особенно на периферии, не имеют компьютеров, не говоря уже о навыках работы с интернет-программами.
На данном историческом этапе введение новой налоговой системы, которая вменяет гражданам в обязанность самостоятельно играть роль налоговых агентов, нецелесообразно.
На мой взгляд, более актуальной темой является внедрение системы финансовой отчетности для чиновников, которая обяжет государственных служащих декларировать не только доходы, но и расходы. Это будет действенным инструментом в борьбе с коррупцией.
http://www2.business.ua/articles/pro_contra/-7685/
Президентская вилочка
Автор: Каменев Максим Владимирович
Протесты предпринимателей по поводу принятия парламентом Налогового кодекса (см. также стр.40-42) продолжаются. Позицию демонстрантов поддержали уже почти все городские советы областных центров Западной Украины. 25 ноября они обратились к Президенту с просьбой ветировать документ. Тем временем Виктор Янукович не спешит прояснять свое отношение к Налоговому кодексу. Пока власть что называется “зондирует почву”.
Так, Анна Герман, заместитель главы Администрации Президента, говорит: “Давайте несколько дней подождем. Президент ознакомится. Следите за главным сообщением, оно появится от самого Президента”. По ее словам, не исключено, что Виктор Федорович ветирует Кодекс, после чего направит его на доработку в парламент.
В свою очередь, Анатолий Близнюк, глава Донецкой облгосадминистрации, выразил уверенность, что Президент подпишет документ: “Налоговый кодекс сейчас принимается, и я уверен, что он будет принят. С техническими правками или с еще какими-то, он будет подписан Президентом”.
По мнению Василия Стоякина, руководителя Центра политического маркетинга (г.Киев; с 2001 г.; 10 чел.), подписание Налогового кодекса — наиболее простой для Президента вариант развития событий. “Запас прочности власти достаточно велик”, — считает г-н Стоякин. Тем ни менее эксперты уверены, что какое бы решение ни принял глава государства, нынешние акции протеста отразятся на составе правительства.
“Скорее всего, Виктор Янукович не будет ветировать Налоговый кодекс в целом, а вернет его в парламент с отдельными поправками. После этого глава государства, вероятнее всего, уволит некоторых чиновников, которые ассоциируются у протестантов с этим документом”, — предполагает Тарас Березовец, руководитель группы “Политтех” (г.Киев; с 2001 г.; 7 чел.).
По его мнению, вероятно, Михаил Бродский лишится поста председателя Госкомпредпринимательства, а Сергей Тигипко будет понижен с вице-премьера до министра экономики либо вообще уволен из Кабмина. “Сергей Леонидович исчерпал себя на нынешней должности”, — считает Василий Стоякин.
В то же время Владимир Горбач, эксперт Центра Евро-Атлантического сотрудничества (г.Киев; с 2001 г.; 10 чел.), не исключает, что если Президент ветирует Налоговый кодекс, то в отставку будет отправлено все правительство. По его словам, это поможет Виктору Януковичу сразу “убить двух зайцев”: во-первых, продемонстрировать свое отношение к мнению предпринимателей; во-вторых, провести административную реформу органов исполнительной власти.
Напомним, еще 27 октября Президент Украины издал Указ №953, в соответствии с которым поручил Комитету по экономическим реформам при Президенте (КЭР) разработать проект оптимизации органов центральной власти.
В свою очередь, Ирина Акимова, первый заместитель главы Администрации Президента и исполнительный секретарь КЭР, заявила, что окончательный вариант проекта оптимизации будет предусматривать значительное сокращение численности чиновников (см. БИЗНЕС №45 от 08.11.10 г., стр.22, 24-28).
“Не исключено, что Президент решится на полную ротацию состава Кабмина. Учитывая то, что в последнее время свое влияние на Виктора Януковича усилила группа Дмитрия Фирташа, можно предположить, что новым премьером будет Юрий Бойко, который пока занимает должность министра топлива и энергетики”, — предполагает Владимир Горбач.
Впрочем, наиболее реальным видится вариант, когда Президент перетряхнет все правительство, но оставит во главе его Николая Азарова. В таком случае Президент и Кабмин могут разыграть роли доброго полицейского и злого.
В свою бытность Президентом такую практику использовал Леонид Кучма. Он нередко обвинял правительство в экономических просчетах и регулярно менял премьеров. При этом главным центром принятия решений оставалась Администрация Президента.
http://www2.business.ua/articles/power_corridor/-7689/
Newсправимый
Автор: Третьяк Владислав
Прошлая неделя началась тем же, чем закончилась позапрошлая, — протестами представителей малого бизнеса против Налогового кодекса, которые выражались на митингах, проходивших во многих крупных городах страны. Центр же Киева в понедельник, 22 ноября, был вообще парализован, поскольку протестующие заняли Майдан Незалежности и ул.Институтскую.
Без накала
В последующие дни страсти несколько поулеглись (в том числе и по причине явно “нелетной” погоды), однако некоторые митингующие задержалась в центре столицы на всю неделю. Претензии, как и неделей ранее, высказывались в основном к реформе упрощенной системы налогообложения.
Отличительной особенностью “прошлонедельных” протестов от “позапрошлонедельных” было то, что к ним наконец-то удалось “примазаться” представителям некоторых политических сил. Если ситуация будет развиваться в этом направлении, то результат стихийного протеста может оказаться совсем не таким, на который рассчитывают его участники.
Оппозиция дополнительные очки сумеет набрать наверняка. А вот предприниматели могут остаться с носом, если власти очутятся перед необходимостью делать уступки не им, а оппозиции…
Так или иначе, в среду, 24 ноября, с требованием ветировать Кодекс к Президенту Украины Виктору Януковичу обратилась Федерация работодателей, а днем позже к ней присоединилась и Федерация профсоюзов. После чего пришел черед облсоветов принимать подобные обращения.
Не в греческом зале
Правда, пока протесты украинских предпринимателей несопоставимы, например, с тем, что недавно творилось во Франции, а несколько ранее — в Греции. В обоих перечисленных случаях имели место погромы и даже серьезная угроза паралича национальных экономик (чего стоит одно только блокирование хранилищ нефтепродуктов во Франции).
Но и действия властей не столь радикальны, слава Богу, как в Европе: уже во вторник, 23 ноября, премьер-министр Николай Азаров поручил первому вице-премьеру Андрею Клюеву договориться с предпринимателями. Такое поведение может объясняться тем, что наши власти все же чувствуют, что делают что-то не очень хорошее.
Общая направленность уступок властей (см. “Депутат…”) не удивила. Все они касаются “единоналожников”. Таким образом, небольшая, но активная часть общества кое-какие послабления, видимо, для себя выбьет.
А большая, но пассивная останется с тем, что предложили ей власти. Окончательный же объем возможных уступок властей будет определен не в Кабмине, а в Администрации Президента. Судя по всему, это произойдет в последние дни ноября либо в первые дни декабря.
Официальный текст
Официальный текст принятого Налогового кодекса, как и так называемые редакционные уточнения, принятые Верховной Радой уже после утверждения документа (см. БИЗНЕС №47 от 22.11.10 г., стр.40-43), на минувшей неделе так и не были обнародованы. Однако БИЗНЕСу удалось раздобыть оба документа.
Как и предполагалось, “редакционные уточнения” представляют собой отнюдь не набор технических поправок. Благодаря “уточнениям” некоторые нормы в принятом документе существенно изменились, а некоторые — вообще появились из ниоткуда.
Конечно, большая (по количеству) часть 18-страничных изменений действительно имеет технический характер. В частности, удалены все упоминания о “налоговой оценочной стоимости”, которые были нужны для создания специального органа (а-ля Тендерная палата) при ГНАУ. К моменту голосования это сделано не было в связи с тем, что сама “тендерная палата” была “зачищена” в последний момент.
Однако был и ряд уточнений совсем иного характера (см. “Основные…”). По сути, можно констатировать, что в пятницу, 26 ноября, Кодекс в очередной раз был серьезно переписан. И, думается, эта практика будет продолжаться.
Эксперт — о незаконности
Дмитрий Михайленко (35), партнер юридической фирмы “Орлов, Михайленко и партнеры” (г.Киев; с 2008 г.; 32 чел.):
— Общее впечатление от окончательного текста Налогового кодекса обескураживающее. Чтобы лучше осознать манипуляции, которые проделали его авторы, возьмем в руки один исторический документ (проект Налогового кодекса, опубликованный для всенародного обсуждения в “Урядовому кур’єрі” от 03.08.10 г.) и приведем несколько примеров.
Первый пример на слуху и уже на Майдане. “Упрощенцы”, изучив “ Урядовий кур’єр”, сделали для себя вывод, что для них могут ввести повышенные налоговые ставки, и только. В принципе, тогда это было воспринято как приемлемое решение, компромисс интересов государства и бизнеса.
Потому что ближайшую замену этому компромиссу — 15% НДФЛ плюс взносы на социальное страхование — отделяет от существующей упрощенной системы, что называется, пропасть. В ходе публичного обсуждения представители бизнеса явно не просили перевести их на общую систему с необходимостью платить государству около 50% дохода.
Наоборот, продолжали критиковать фискальный июньский проект, который к тому времени вроде как был и неактуален. Какое решение получилось в итоге общественных слушаний, известно всем. Парадокс — им говорят: “Дайте еще поблажку”, а они делают вывод, что надо “рэзать”.
Пример второй: при всем огромном интеллектуальном потенциале, который объединили авторы Кодекса, в п.140.1.2 расходы на исследования и разработки по-прежнему не относятся на уменьшение налогооблагаемой прибыли, если они не связаны с “основной деятельностью” налогоплательщика — атавизм и нелепая терминологическая ошибка, которая переходит еще из “терехинского” Закона о прибыли 1997-го “года рождения”.
Если везде “основную деятельность” поменяли на “хозяйственную”, то в пп.5.4.2 — забыли. А “основная деятельность” — это статистический термин, который отражает результаты деятельности предприятия предыдущих лет. Казалось бы, пустяк. А давайте посмотрим с точки зрения экономической политики.
Получается, “торгашу”, который понял бесперспективность своего бизнеса в отсутствие единого налога и решил уйти в инновационное производство, все его расходы на НИОКР не пойдут в уменьшение прибыли, пока он не “перебьет” свои прошлые торговые обороты?
Делаем выводы как итог описанных выше эпизодов.
Первый вывод: Кодекс принят с нарушением процедур общественных слушаний, т.е. с нарушением демократических принципов.
Второй вывод: Кодекс, если судить по датам вступления в силу отдельных его глав, принят в нарушение законодательства Украины, а именно Закона “О системе налогообложения”. Там в ст.1 все ясно сказано: не успели до 1 июля — вступает в силу, в нашем случае, 1 января 2012 года.
То есть Кодекс — незаконный, несовершенный с технико-юридической точки зрения и противоречащий экономической политике Украины. Мало?
Депутат — о компромиссе
Виталий Хомутынник (34), председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики:
— Представители правительства на протяжении трех дней проводили встречи и консультации с представителями митингующих, пытаясь найти компромисс в отношении высказываемых ими претензий к реформе упрощенной системы налогообложения.
В частности, обсуждалась возможность увеличения предельного оборота для работы на едином налоге до 800 тыс.грн., а количества наемных работников — до шести человек. В Кабмине сочли возможным на это пойти в случае использования предпринимателями кассовых аппаратов.
Также есть договоренность о возможности освобождения предпринимателей от штрафов, связанных с ненадлежащим ведением книги учета доходов и затрат в 2011 г. Еще одним требованием предпринимателей была “амнистия” для накопившихся у них товарных остатков.
Во многих случаях товарные остатки “единоналожников” значительно превышают 500 тыс.грн., что, кстати, косвенно подтверждает: никто особо не заботился о соблюдении предельного порога оборота. В принципе, мы не против того, чтобы товарные остатки были “амнистированы”, при условии их инвентаризации и декларирования по состоянию на 01.04.11 г.
Также не является проблемой, чтобы предприниматель, сдающий в аренду какие-то помещения, работал при этом на едином налоге. Однако с дохода, получаемого за сдачу помещений в аренду, он должен платить НДФЛ. Наконец, возможно и решение вопроса о появлении в Кодексе определения мелкооптовой торговли, которой бы разрешалось заниматься “единоналожникам”.
Одним словом, правительство готово к разумным компромиссам. Соответствующие предложения уже переданы в Администрацию Президента. Правда, теперь начинают происходить странные вещи: часть митингующих утверждает, будто бы их представители, с которыми велись переговоры, не имели соответствующих полномочий.
Основные редакционные уточнения нетехнического характера
По тексту сначала идет "Уточнение", а затем "Оценка БИЗНЕСа".
Раздел 1
У.Изъято упоминание о том, что Порядок проведения контролирующим органом обследований помещений, территорий (кроме жилья граждан), которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, устанавливает Кабмин
О.Лишение Кабмина права утверждать подобный Порядок можно было бы только приветствовать, если бы Порядок был регламентирован непосредственно Кодексом, однако в тексте он отсутствует
У.Налогоплательщикам предоставлено право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм, а также излишне взысканных сумм налогов и сборов, пени, штрафов
О.Правильная норма; главное — чтобы она неукоснительно выполнялась
У.Изъято упоминание о том, что Порядок применения методов определения обычной цены устанавливается Кабмином
О.Лишение Кабмина права утверждать подобный Порядок можно было бы только приветствовать, если бы Порядок был регламентирован непосредственно Кодексом, однако в тексте он отсутствует
Раздел 2
У.Предусмотрено, что налоговая декларация может содержать вместо регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика серию и номер паспорта (для физлиц, которые из-за религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера и имеют об этом отметку в паспорте)
О.По сути, оставлен существующий несовершенный (но компромиссный!) порядок учета физлиц. Проблема вполне могла бы быть решена, если бы паспорта получали уникальные номера, “привязанные” к человеку, тогда, возможно, отпала бы надобность в идентификационных номерах, регистрационных номерах учетной карточки и т.д.
У.Изъята норма, в соответствии с которой ограничения в предоставлении органам ГНС налоговой информации могут устанавливаться исключительно этим Кодексом
О.Безусловно, верховенство Налогового кодекса в вопросах передачи конфиденциальной информации выглядело бы неправильно. Правда, в наших реалиях с помощью скромных лоббистских законопроектов можно будет укрыть от контролирующих органов едва ли не любую информацию
У.Изъята норма, в соответствии с которой деятельность субъекта, на которого наложен штраф за нарушение порядка получения и использования торгового патента, прекращается до уплаты такого штрафа
О.Норма правильная, поскольку нарушение порядка использования торгового патента — понятие слишком широкое
Раздел 3
У.Добавлена норма, в соответствии с которой роялти не относится в состав расходов, если лицо, в пользу которого начисляется роялти, не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которого оно является
О.Попытка устранить один из способов минимизации прибыли
У.Добавлена норма, в соответствии с которой средства, не перечисленные в бюджет при применении ставки 0% предприятиями малого бизнеса, которые не были использованы плательщиком или были использованы не по целевому назначению (на переоснащение материально-технической базы, возврат кредитов, использованных на эти цели, пополнение собственных оборотных средств), подлежат перечислению в бюджет
О.Логичная норма в контексте стимулирующего действия льготы
Раздел 4
У.Изъята норма, в соответствии с которой предполагалось обложение НДФЛ части пенсии, которая превышает величину максимальной базы обложения единым социальным взносом
О.Изменение произведено в пользу людей, получающих “эксклюзивные” пенсии, и вплетается в общую канву Кодекса, предполагающего максимальные льготы для богатых
Раздел 12
У.Дополнен нормой, в соответствии с которой не является объектом налогообложения жилье, принадлежащее многодетным семьям и приемным семьям, в которых воспитываются трое и более детей
О.Думается, освобождения от налогообложения 40 кв.м площади на 1 человека (тем более если учитывать жилую, а не общую площадь) было вполне достаточно
У.Дополнен нормой, в соответствии с которой для расчета базы обложения налогом на недвижимость будет учитываться жилая, а не общая площадь
О.Изменение сделало бессмысленной саму идею внедрения налогообложения недвижимости
У.Дополнен нормой, в соответствии с которой уменьшение при уплате налога (120 кв.м и 250 кв.м) учитывается только для квартиры, находящейся в собственности плательщика, в которой он зарегистрирован
О.Странное решение, которое, например, позволяет воспользоваться льготой тем семьям, у которых недвижимость находится в собственности разных членов семьи и которые зарегистрированы по местам расположения такой собственности, а в противном случае такую возможность исключает
Раздел 14
У.Исключены из перечня запретных для “упрощенцев” видов деятельности:
сфера развлечений (кроме игорного бизнеса);
телерадиовещание;
сфера инжиниринга, геологии и геодезии;
технические испытания и исследования;
розничная торговля через торговые автоматы;
деятельность нерегулярного пассажирского и грузового автотранспорта
О.Как не был до конца понятен изначально придуманный список запретов, так не поддаются логическому объяснению и уступки
Раздел 19
У.Дополнен нормой, в соответствии с которой “единоналожники”, переходящие на общую систему налогообложения, обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС
О.Странная норма, учитывая, что Закон о НДС предусматривает процедуру обязательной регистрации, связанную с достижением оборота в 300 тыс.грн.
У.Действие спецрежима обложения НДС в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства продлено до 2018 г.
О.Правильно, но логичнее было бы не ограничивать его временными рамками
У.Продублирована действующая льгота на молокопереработку и мясопереработку
О.Идея предоставления льготы правильна, однако сохранение прежней редакции приведет к сохранению злоупотреблений, когда государство зачастую дотирует производителей молока, работающих на импортном порошковом сырье
У.До вступления в силу ст.39 (обычные цены) продлено действие ст.1.20 Закона о прибыли (тоже обычные цены)
О.Логику в таком решении усмотреть очень сложно
У.Введение нового порядка налогообложения прибыли и новой ставки налога (23%) перенесено на 01.04.11 г.
О.Странное решение. Непонятно, как это осуществить методически
У.К числу освобожденных на 10 лет от налогообложения прибыли добавлены предприятия машиностроения для агропромышленного комплекса
О.Стоит вспомнить, что налоговые льготы для металлургов, действовавшие в конце 1990-х годов, привели к многолетним антидемпинговым пошлинам на внешнем рынке. Впрочем, вряд ли сейчас Украина может претендовать на экспорт продукции сельхозмашиностроения
У.Появилась норма, обязывающая местные органы власти отменить ранее принятые решения об установлении местных налогов и сборов и в течение месяца принять новые. В случае непринятия оных взимать налоги в соответствии с Кодексом по минимальным ставкам
О.Логичное решение
У.Появилась норма о неприменении штрафов к плательщикам налога на прибыль и субъектам, перешедшим на общую систему налогообложения с упрощенной, по итогам работы во втором и третьем кварталах
О.Прянику человек рад всегда
http://www2.business.ua/articles/tax_code/-7593/