Архив с таблицами, содержащими всю необходимую информацию, прикреплен к этой заметке. Я пунктиром «пробегусь» по основным изменениям, в надежде на то, что Вы подключитесь к анализу, оставите свои комментарии и поправите меня, если я ошибусь. Ошибки весьма вероятны, так как нет времени даже для того, чтобы выбрать, распечатать и внимательно прочитать нужные разделы нового варианта Налогового Кодекса. М.П.
Основные новинки Налогового Кодекса, которые могут повлиять на лесной сектор, сводятся к следующему:
1. Распределение платы за специальное пользование лесными ресурсами, отнесенной к общегосударственным налогам и сбором (ст.197), регулируется Бюджетным Кодексом. Если мне не изменяет память, плата за древесину будет делиться между центральными и местными бюджетами в соотношении 50% на 50%. Это нормально.
2. На таможенной территории Украины, от уплаты НДС будут освобождены не все товары 44 группы, а только товарные позиции 4401, 4403 и 4404. При экспорте товаров указанных групп НДС должен будет платиться в полном объеме (ст.197.1.28). Как я понял, его возврата не будет. Данная мера мне представляется очень сомнительной. Она сродни запрету экспорта (вывоза за пределы области) древесины в круглом виде, который действует (действовал) в ряде областей. Реакция бизнеса будет мгновенной: повсеместно будут экспортировать не кругляк (4403), а брус или не обрезную доску (4407). Проблемы возникнут у производителей пеллет и щепы (4401), а также экспортеров дров, балансов и техсырья, среди которых сплошь предприятия Госкомлесхоза и АПК .
3. Экспорт товаров 44 группы станет не возможным для субъектов, работающих по упрощенной схеме налогообложения. Эта положение затронет очень многих предпринимателей. В западном регионе возможны организованные протесты.
4. За древесину от выборочных рубок, проведенных до 40-летнего возраста, плата взиматься не будет. Это очень хорошо, так как послужит стимулом для проведения прореживаний и первых приемов проходных рубок. Однако возникнут проблемы с нашими правилами, которые искусственно и во вред лесу, ограничивают проведение этих рубок. Кроме того, возникнут стимулы к интенсификации лесопользования за счет сокращения оборотов рубок.
5. Ставки сбора за заготовку древесины по сравнению со ставками проекта, принятого в первом чтении проиндексированы с коэффициентом 1.184 (как-то,… некрасиво это выглядит, товарищ Хомутинник )
6. За древесину, заготовленную в ходе не сплошных рубок главного пользования, ставки платы за древесину уменьшаются на 20%, а всех других выборочных рубок в насаждениях старше 40 лет на 50%. Очевидно, что за ЛВР и сплошные санитарные придется платить, как за сплошные рубки главного пользования. Это создаст большие проблемы после первого же крупного бурелома или верхового пожара. Впрочем, – запустим все дровами…
7. Если заготовленная дровяная древесина используется для технологических потребностей, то за неё придется доплатить 70% ставки мелкой деловой. Очень интересно посмотреть, как будет контролироваться это положение Налогового Кодекса с учетом того, что покупателю нужна древесина определенного качества и совсем не важно, как она называется в накладных или договарах-поставки.
8. Статья об индексации ставок сбора удалена. Это хорошо, но в целом ни о чем не говорит. Будут индексировать отдельными Постановлениями Кабмина, – мы это уже проходили.
В целом, законопроект стал чуть лучше, но остался плохим. Он содержит кучу рисков (в частности, стимулирует пересортицу), загружает мастеров, лесничих и бухгалтерии лесных предприятий не нужной работой по отводам и расчетам, создает ложные стимулы для перерабатывающих производств, добавляет работы налоговым инспекторам, давит мелкую деревообработку в лесных регионах.
Очевидны многочисленные не стыковки с действующим законодательством.
Впрочем, это только первое впечатление…такие документы надо анализировать на основе цифр и прогнозных расчетов. Настоятельно рекомендую поручить плановикам ряда предприятий выполнить подобные расчеты по фактическому выходу сортиментов. Особенно это важно для лесхозов ориентированных на экспорт.
Архив, содержащий сравнительные таблицы вариантов, представленных к первому и второму чтениям, прикреплен к этой заметке. Его объем около 2 М.
Пишите. М.П.