Международная лесная политика

Идея о возможности развития межнанациональной лесной политики и механизмов их координации возникла на конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNCED) в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Конференцией были приняты так называемые “Лесные принципы” и программа борьбы с обезлесниванием. Наряду с проблемами производства древесины, рассматривающихся в контексте развития сельских районов, занятости населения, развития рынков и торговли круглым лесом, важное значение приобрели проблемы сохранения биоразнообразия, круговорот углерода, состояние лесов, растительного покрова и землепользования. Таким образом, получили развитие все более серьезные требования к устойчивому лесному хозяйству.

Международная лесная политика

Попков М.Ю., Полякова Л.В., Сторожук В.Ф

Лісовий і мисливський журнал №2/2002

Идея о возможности развития межнанациональной лесной политики и механизмов их координации возникла на конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNCED) в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Конференцией были приняты так называемые “Лесные принципы” и программа борьбы с обезлесниванием. Наряду с проблемами производства древесины, рассматривающихся в контексте развития сельских районов, занятости населения, развития рынков и торговли круглым лесом, важное значение приобрели проблемы сохранения биоразнообразия, круговорот углерода, состояние лесов, растительного покрова и землепользования. Таким образом, получили развитие все более серьезные требования к устойчивому лесному хозяйству. Однако, при этом оказалось трудно договориться о том, что понимать под “устойчивым ведением лесного хозяйства”. В последствии это привело к международным акциям различного типа. В рамках пяти региональных и международных инициатив были разработаны критерии и индикаторы устойчивого управления лесами на национальном уровне: инициатива Международной организации по тропической древесине (ITTO), Хельсинкский, Монреальский процессы, процессы Тарапото и инициатива ЮНЕП/ФАО по засушливой зоне Африки.

Для конкретизации полученных соглашений и продолжения диалога в 1995 году Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей третьей сессии инициировала создание Межпарламентской комиссии по лесам (IPF). Во время своего двухлетнего существования Комиссия инициировала более 150 предложений, непосредственно имеющих отношение к мероприятиям по неистощительному управлению лесами.

В 1997 году 19 специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила деятельность IPF и рекомендовала продолжить диалог о межнациональной лесной политике. Кроме того было инициировано создание Межпарламентского форума по лесам (IFF). Сессии форума проходили примерно 1 раз в год и рассматривали целый спектр различных вопросов. Последняя, которая состоялась в феврале 2000 года, в финальном отчете содержит рекомендации по международному соглашению о лесах. Делегаты рекомендовали организовать Лесной форум ООН (UNFF) и пригласить к сотрудничеству международные организации и институты.

В октябре 2000 года Экономический и Социальный совет (ECOSOC) принял резолюцию E/2000/L.32, определяющую общие черты международной лесной политики и учредил UNFF. Основными целями международного соглашения по лесам было провозглашено:

  • Стимулирование управления, охраны и неистощительного использования всех типов лесов
  • Подтверждение указанных функций долгосрочными политическими решениями

Во исполнение целей предусматривалось:

  • Поддержка реализации межнационального соглашения по лесам на национальном, региональном и глобальном уровнях
  • Проведение понятных, логически последовательных, совместных общих схем построения, реализации, координации и развития лесной политики
  • Обеспечение внедрения в жизнь основных лесных принципов

Резолюция E/2000/L.32 выделяет шесть принципиальных функций международной лесной политики:

  • Помощь и стимулирование реализации предложений IPF/IFF, а также предложенных ранее, включая создание национальных лесных программ и других интегрированных программ, имеющих отношение к лесам; мобилизация финансовых, технических и научных ресурсов в направлении увеличения международной кооперации
  • Проведение форума в продолжение развития лесной политики и межправительственного диалога, в который должны быть вовлечены международные организации и заинтересованные партии
  • Увеличение кооперации, направленной как на лесную политику и программы координации проблем лесного сектора среди международных и региональных организаций, так и на сотрудничество среди них, включая координацию доноров
  • Способствование международной кооперации как на национальном, региональном, так и глобальном уровне.
  • Контроль и оценка прогресса на национальном, региональном и глобальном уровнях посредством отчета перед парламентами, региональными и международными организациями
  • Сильное политическое обеспечение управления, охраны и неистощительного использования всех типов лесов посредством выполнения решений министерских конференций, развития пути взаимосвязи между международными и региональными организациями и институтами и стимулирование диалога и формулирования лесной политики

UNFF призван следить за исполнением резолюции, и для координации его работы создана CPF – Организация партнерского сотрудничества в лесном секторе. Две сессии UNFF (организационная и первая) состоялись в начале и в середине 2001 года.

По направлению “Объединенные нации за охрану лесов” выступает группа из 8 государств (Франция, Великобритания, Италия, Япония, Канада, Россия, США, Германия) и Европейская комиссия по устойчивому ведению лесного хозяйства. На совещании в июле 2000 года в Японии они сообщили о состоянии реализации 2-летней лесохозяйственной программы. Особое внимание было уделено теме нелегальных рубок и торговле незаконно заготовленной древесиной.

В европейской плоскости в настоящее время определяющее значение имеют резолюции министерских конференций, направленных на охрану лесов, устойчивое и неистощительное ведение лесного хозяйства, проводящиеся с 1990 года. Они выполняют роль пан-европейских рамок для реализации международных решений в этой области. В январе 1997 года европейский парламент принял решение о необходимости создания европейской лесной стратегии. Лесная стратегия европейского сообщества должна дополнять национальные лесные политики и оптимизировать проведение общих мероприятий в лесной сфере. Она должна вобрать в себя выработанные международные и пан-европейские принципы, учитывать разнообразие европейских лесов и выполняемых ими функций, потребность в экологической, социальной и экономической стабильности. На основании выводов Экономического и Социального комитета и Комитета регионов о ситуации в лесном хозяйстве Европейского союза (включая лесоуправление, использование и охрану лесов), его проблемах и потенциальных возможностях развития лесных политик, в марте 1998 года вышло в свет коммюнике Комиссии, Совета и Европарламента о лесной стратегии Европейского союза, в котором были выработаны следующие основополагающие принципы лесной стратегии:

  • Способствовать выполнению целей лесных политик союза
  • Делать вклад в реализацию международных обязательств при вступлении в европейский союз
  • Содержать в себе гибкие подходы
  • Развивать торговлю в соответствии с принципами свободного передвижения товаров и свободной конкуренции, избегая любых ограничений конкуренции
  • Увеличивать конкурентоспособность лесного сектора стран европейского союза, включая само лесное хозяйство и базирующуюся на лесном секторе перерабатывающую промышленность
  • Делать вклад в возрастание потенциального здоровья наций, населения в сельских и городских условиях через достижение устойчивого общества, особенно в сельских районах имеющих мало экономических альтернатив
  • Способствовать внедрению в жизнь принципов интеграции устойчивого развития и охраны окружающей среды в лесных политиках

В коммюнике признана неоценимая роль и многофункциональность лесов европейского союза, особенно в сельских районах как источник дохода и занятости населения, их экологическая и социальная значимость. Страны-члены Европейского союза обязаны планировать и реализовывать национальные программы основываясь на принципах и положениях, выработанных европейским и международным сообществом. Особое внимание было уделено защите лесов от атмосферного загрязнения, пожаров, сохранению биоразнообразия, роли древесины как источника энергии, роли лесов как защиты от изменения климата и лесной сертификации. Роль координаторов призваны выполнять

  • постоянно действующий Лесной комитет, созданный решением ЕЕС в 1989 году, выполняющий роль консультанта по вопросам лесоуправления, мониторинга лесохозяйственных мероприятий и инициатив в рамках разработанной политики
  • Консультативный комитет, основной задачей которого является выработка рекомендаций и содействие в обмене информацией по лесам, лесному хозяйству и лесной промышленности

Сегодня Украина активно участвует в европейском и международном сотрудничестве в области лесного хозяйства. Подписаны подавляющее большинство резолюций министерских конференций по устойчивому управлению лесами в Страсбурге (1990), в Хельсинки (1993), Лиссабон (1998). В частности:

Страсбургские резолюции

S2 “Сохранение лесных генетических резерватов”;
S3 “Децентрализованный европейский банк данных по лесным пожарам”;
S4 “Адаптация управления горными лесами к новым условиям окружающей среды”;
S6 “Европейская сеть для исследований лесных экосистем”.

Хельсинские резолюции

H1 “Генеральные принципы устойчивого управления лесами Европы “
H2 “Генеральные принципы сохранения биологического разнообразия лесов Европы”
H3 “Сотрудничество в области лесного хозяйство с пост социалистическими (с переходной экономикой) странами Европы”

H4 “Стратегия долгосрочных действий, направленных на адаптацию лесов Европы к изменениям климата”

Лиссабонские резолюции

L1 “Люди, леса и лесное хозяйство. Усиление социально-экономических аспектов устойчивого управления лесами”
L2 “Обще европейские критерии, индикаторы и руководящие принципы устойчивого управления лесами”

Кроме того, подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве со странами соседями, – Австрией, Польшей, Россией, Словакией.

Многие принципы, перечисленные в указанных резолюциях и соглашениях, являются традиционными для лесного хозяйства Украины. Однако, оценивая ситуацию в целом, следует признать, что в настоящее время ГКЛХ не в полной мере выполняет свои международные обязательства и мало использует возможности международного сотрудничества. Об этом свидетельствуют следующие факты:

  • многие понятия и принципы, признанные важными в ходе Министерских конференций, не вошли в Лесной Кодекс и развивающие его инструкции;
  • на национальном уровне отсутствуют планы и программы, направленные на выполнение международных обязательств Хельсинского процесса;
  • положения принятых резолюции известны лишь малому числу работников лесного хозяйства. До настоящего времени отсутствуют, какие либо, информационные издания, методические руководства и программы обучения, направленные на их пропаганду и внедрение в практику.

Для улучшения ситуации необходимо:

  1. проанализировать степень соответствия между национальным, лесным законодательством и международными резолюциями; выявить противоречия и пробелы; учесть их в дальнейшей работе в области лесного права;
  2. разработать и планомерно реализовывать программы, направленные на выполнение принятых международных обязательств.
  3. Наиболее важные из них:

    1. программа экологизации лесного хозяйства;
    2. программа адаптации лесов Украины к глобальному потеплению;
    3. программа сохранения генетического разнообразия лесов;
    4. программа переподготовки кадров лесного хозяйства;
  4. разработать национальную систему критериев и индикаторов устойчивого управления лесами. Оценить на их основе уровень ведения лесного хозяйства в различных регионах;
  5. внести изменение в методику инвентаризации лесов, с тем чтобы иметь возможность объективно судить о степени их соответствия условиям произрастания, уровне биологического разнообразия, природоохранной ценности интенсивности эксплуатации;
  6. скоординировать усилия по охране и восстановлению разнообразия лесов, предпринимаемые различными органами государственного управления, научными, учебными и общественными организациями;
  7. обеспечить расширение международного сотрудничества, направленного на обеспечение устойчивого управления лесами;
  8. качественно улучшить информационное обеспечение специалистов и населения в области лесного хозяйства и охраны лесных экосистем. Подготовить комплексные региональные руководства по устойчивому ведению лесного хозяйства, ориентированному на сохранение биоразнообразия лесов.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.