В последнее время Министерство обороны не скупится на расходы. В сентябре на 14 военных полигонах страны прошли учения Взаимодействие-2010. Как сообщил министр обороны Михаил Ежель, на эти маневры было израсходовано 70 млн грн. А сразу же по завершении учений глава военного ведомства пообещал значительно повысить зарплаты некоторым категориям военнослужащих. "С 1 октября военным морякам из плавсостава, а также и летчикамзарплата будет увеличена почти в два раза," – заявил министр.
На пяди родной земли
Но финансы Министерства обороны находятся в плачевном состоянии. Общий бюджет ведомства на 2010 г. запланирован в объеме 11,3 млрд грн, и почти 40% от этой суммы военные должны заработать сами (см. “Плановые…”). Для этого им придется продавать ненужное имущество, в том числе недвижимость.
При этом действующее законодательство запрещает Министерству обороны продавать землю, на которой расположены объекты недвижимости, в частную собственность. Ведь в соответствии с Земельным кодексом Украины (ЗК) и Законом “Об использовании земель обороны” земля военного ведомства может принадлежать только государству или органам местного самоуправления.
Как стало известно БИЗНЕСу, торговля излишним военным имуществом в этом году идет из рук вон плохо. По состоянию на 1 августа 2010 г. годовой план поступлений от реализации излишнего военного имущества выполнен аж на 7,6%, т.е. выторг составил всего 160,3 млн грн. (см. “Тот самый рапорт…”).
Заместитель министра обороны — директор Государственного департамента реализации избыточного имущества и земель Александр Черпицкий уверяет, что до конца года невозможно наполнить казну Минобороны за счет продажи военных противогазов, грузовиков, тягачей, бронетранспортеров и прочей излишней техники внутри Украины.
Вряд ли выручит “Укрспецэкспорт”, который продает товары военного назначения за рубеж. На протяжении последних двух лет эта компания сокращает поставки за пределы страны (см. “Объем экспорта…”).
Нынешнее руководство Минобороны возлагает большие надежды на то, что ему разрешат торговать землей. По расчетам г-на Черпицкого, это позволило бы ведомству заработать около $1 млрд.
Действительно, получить такую сумму вполне реально, если учесть, что у министерства немало ценных земельных участков в Киеве и окрестностях, а также в Крыму и Прикарпатье.
Если же речь идет о территории военных городков в вышеперечисленных районах, то потенциальные покупатели выстраиваются в очередь — ведь такие участки уже полностью готовы к застройке, так как там есть вся необходимая инфраструктура.
За прилавок
В этой связи неудивительно, что еще 2 июня в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №6644 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования земель обороны”.
В нем предлагается разрешить продажу земли “центральным органам исполнительной власти, которые осуществляют руководство воинскими формированиями”, т.е. Минобороны. Показательно, что в качестве одного из разработчиков документа значится народный депутат Олег Черпицкий, родной брат заместителя министра обороны.
Категорически против законопроекта №6644 выступает экс-министр обороны, а нынче — народный депутат Анатолий Гриценко, настаивая на том, что военные ни в коем случае не должны заниматься торговлей (см. интервью с г-ном Гриценко).
Следует отметить, что его оппонент, Александр Черпицкий, уверяет, что в соответствии с законопроектом №6644 правила продажи земель обороны будет устанавливать Кабинет министров, и основанием для составления договора купли-продажи земли будет решение Кабмина.
Terra incognita
Особую прелесть будущей торговле землей Минобороны придает тот факт, что точных данных о ее количестве нет ни у одного ведомства.
Так, в пресс-службе Государственного комитета по земельным ресурсам (Госкомзема) БИЗНЕСу сообщили, что не располагают полной и достоверной информацией о том, сколько земли закреплено за военными. Нет таких данных и в самом министерстве обороны (см. интервью с г-ном Черпицким).
Несколько проясняет ситуацию исследование, проведенное в еще 2008 г. Центром им.А.Разумкова (г.Киев; с 1994 г.;
25 чел.), целью которого было определение крупнейших землевладельцев страны (см. “Структура собственников…”).
Согласно его результатам, два года назад Минобороны располагало более чем 400 тыс.га земли — это так называемые земли обороны. Но в 2009 г. площадь закрепленной за Минобороны территории уменьшилась, так как правительство Юлии Тимошенко постановлением №348 от 15.04.09 г. разрешило продавать недвижимость Минобороны вместе с земельными участками, на которых она расположена. Юристы считают, что указанное постановление Кабмина противоречит нормам ЗК и Закона “Об использовании земель Украины”.
“Правительство незаконно включило в перечень отчуждаемого военного имущества земельные участки под этим имуществом. У Кабмина есть право определять порядок отчуждения военного имущества, но нет права изменять перечень такого имущества”, — объясняет Марина Ващенко, адвокат адвокатского объединения “Нечаев и Партнеры” (г.Киев; с 2004 г.; 8 чел.).
Игнорируя мнение юристов и действуя в полном соответствии с постановлением №348, в 2009 г. и.о. министра обороны Валерий Иващенко дал добро на продажу имущества Феодосийского судомеханического завода вместе с землей этого предприятия.
По оценке Генеральной прокуратуры, ущерб государству от указанной сделки составил около $9 млн (70 млн грн.). Как бы там ни было, но с августа 2010 г. г-н Иващенко находится под арестом.
Кроме того, в прошлом году были проведены несколько аукционов по продаже зданий Минобороны вместе с землей. Но вот незадача: в ГАК “Национальная сеть аукционных центров” (г.Киев; с 1995 г.; 210 чел.) нет данных о том, сколько земли было реализовано в 2009 г. в соответствии с постановлением №348.
“После смены руководства компании значительный объем документации за прошлый год стал недоступен. Пока не можем найти все документы”, — сказал Дмитрий Качур, первый заместитель генерального директора ГАК “Национальная сеть аукционных центров”.
Как удалось выяснить БИЗНЕСу, некоторые покупатели земельных участков Минобороны сейчас ломают голову над тем, как оформить право собственности с соблюдением законодательства.
Обходной маневр
До июля 2010 г. частные лица могли узаконить пользование землями обороны с помощью так называемой процедуры отказа Минобороны от принадлежащей ему земли. Дело в том, что закон не запрещает бесплатную передачу земель обороны с баланса Минобороны на баланс органов местного самоуправления.
Чтобы запустить такой механизм, достаточно письма министра обороны, в котором было бы указано, что ведомство отказывается от участка в пользу конкретного местного совета.
Затем местный совет меняет целевое назначение полученной от Минобороны земли и, само собой, передает ее в частную собственность.
В последний раз процедура отказа была использована 30 июня 2010 г.: г-н Ежель своим письмом безвозмездно передал два участка Балаклавского судомеханического завода общей площадью 10 га Севастопольскому городскому совету, приписав, что не возражает против последующего изменения целевого назначения земель. Общая стоимость участков оценивается в 80 млн грн. — сумму, сопоставимую с той, что фигурирует в “деле Иващенко”.
Поговаривают, что завистники доложили о “балаклавской сделке” Президенту Украины Виктору Януковичу. Как глава государства отреагировал на сообщение, остается только догадываться, но уже через два дня министр отозвал свое письмо с отказом от земли в Балаклаве.
С Калашниковым в торговый ряд
В результате земельных операций за последние два года один глава Министерства обороны оказался под следствием, а второй, похоже, едва избежал этой участи. Только неисправимый оптимист возьмется после этого утверждать, что у генералов и адмиралов получается торговать землей.
Тем не менее в законопроекте №6644 именно руководству Министерства обороны отводится ведущая роль в данном вопросе. Более того, в составе военного ведомства уже создают специальный орган, который займется оценкой выставляемых на продажу земельных участков.
У будущих собственников земли оборонного ведомства могут возникнуть трудности в связи с тем, что законопроект наделяет Кабмин довольно существенными полномочиями, в частности, правом изменять целевое назначение проданной в частные руки земли Минобороны. Законопроект №6644 предусматривает, что земли обороны могут использоваться новым собственником только для строительства жилья.
Если же владелец захочет использовать надел в иных целях — для строительства промпредприятий, баз отдыха или ведения сельского хозяйства, то ему потребуется изменить целевое назначение земельного участка. Сделать это можно будет только с разрешения Кабмина. Скорее всего, эта непростая процедура потребует затрат не только времени, но и денег.
Кроме того, Максим Копейчиков, партнер юридической компании “Ильяшев и Партнеры” (г.Киев; с 1997 г.; 29 чел.), обращает внимание на то, что, согласно тексту законопроекта №6644, “деньги от продажи государственных земель под военными объектами поступят не в госбюджет, а в спецфонд госбюджета, которым распоряжается Минобороны”.
БИЗНЕС неоднократно писал, что средства, которые поступают в спецфонды министерств и ведомств, используются неэффективно (см. №9 от 26.02.01 г., стр.14; №41 от 11.09.10 г., стр.8, 9).
Целесообразнее было бы, чтобы средства от продажи земель обороны поступали на счета Государственного казначейства, а силовые ведомства финансировались только из Общего фонда бюджета.
Александр Черпицкий, заместитель министра обороны Украины:
“Продать земли Минобороны на законных основаниях невозможно”
— За годы независимости руководству Минобороны еще ни разу не удалось выполнить план по наполнению Специального фонда бюджета министерства. Известно, что средства в Спецфонд поступают от реализации имущества и земель Минобороны. Почему вы согласились занять пост директора департамента, который стабильно не выполняет своих задач?
— На балансе Минобороны находится значительное количество избыточного имущества, его уже невозможно использовать для нужд Вооруженных сил, но оно вполне применимо для гражданских целей.
Я уверен, что в ближайшее время вполне реально повысить объемы реализации избыточного имущества до уровня, который позволит существенно увеличить финансирование армии и выполнить план.
Могу сказать, что движимое имущество, в том числе вторсырье, оценивается в 4 млрд грн., а здания и строения — в 1 млрд грн. Но эти цифры не учитывают стоимости земли.
— Сколько в таком случае стоит земля под избыточной недвижимостью?
— По предварительным подсчетам, Минобороны располагает землями под избыточным имуществом на 6-9 млрд грн.
— Эта оценка значительно точнее, чем “плюс-минус бесконечность”…
— Действительно, проблема точности оценки существует, но об этом позже. Главное — до сих пор на законодательном уровне не урегулирован механизм продажи земель Минобороны. Проще говоря, на данном этапе реализовать землю министерства на законных основаниях невозможно.
— Но ведь до вас с этим законодательным пробелом военные справлялись — земля уходила в частные руки. Как ведомство осуществляло такие сделки?
— Министерство отдавало свою землю в соответствии с процедурой отказа, которая действует и сейчас. Заключается она в том, что министр обороны своим распоряжением передает землю на баланс органов местного самоуправления. Стоит отметить, что все предыдущие руководители ведомства отчуждали земли при помощи механизма отказа.
Сотни гектаров было выведено из собственности ведомства, а Вооруженные силы не получили от этого ни копейки. Вот почему никогда не было достаточно денег в Спецфонде ведомства.
— И сколько земли было передано бесплатно? На какую сумму? Кто из министров наиболее отличился на этом поприще?
— Дать однозначный ответ на ваши вопросы достаточно сложно. Для этого следует провести полную инвентаризацию земель ведомства. Сейчас мы не имеем представления об истинной площади территории, принадлежащей министерству. Нет данных и о площади и стоимости переданных земель.
— От какой площади земли отказалось нынешнее руководство ведомства?
— За шесть месяцев текущего года Минобороны не отказалось ни от одной сотки. Мы выступаем за урегулирование на законодательном уровне механизма отчуждения земель ведомства, что позволит продавать их по рыночной цене. Этому должно способствовать принятие парламентом законопроекта №6644 от 02.07.10 г.
— Одним из авторов законопроекта №6644 является ваш брат, народный депутат Олег Черпицкий. Выходит, что один брат разрабатывает закон для того, чтобы другому было удобнее работать?
— А что вас настораживает? Глупо видеть корысть в том, что я общаюсь со своим братом. Я что, должен откреститься от него, обходить его десятой дорогой только потому, что он депутат? Мой брат — член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Скажу больше: на самом деле этот законопроект разрабатывался совместно народными депутатами и Минобороны.
— Но в таком случае законопроект надо было подать в Верховную Раду через Кабинет министров, который имеет право законодательной инициативы. Конечно, при этом документ должен был пройти все согласования и экспертизу в других министерствах и ведомствах…
— А руководство Минобороны подало схожий законопроект на рассмотрение правительства. Но параллельно я озвучил свои идеи членам Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, одним из которых является и мой брат.
Предложенный мной документ получил одобрение в профильном Комитете парламента и был зарегистрирован под №6644, его авторами выступили Григорий Калетник и Олег Черпицкий.
— Почему же законопроект №6644 не одобрил Комитет ВР по вопросам национальной безопасности и обороны?
— Ну и что, что не одобрил? Данный Комитет ВР не является профильным для законопроекта №6644. Основным для него является Комитет ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
— Вы настаиваете на том, что в законопроекте №6644 нет пункта о том, что Минобороны будет продавать свою землю?
— Документ предусматривает, что Минобороны будет только отчуждать избыточное имущество, а продажей будут заниматься специальные торговые организации, уполномоченные на то Кабмином. Заметьте: отчуждать и торговать — не одно и то же.
— Еще один аспект: есть информация о том, что вы, заместитель министра обороны, не получили допуска к государственной тайне. Это правда?
— Ажиотаж вокруг меня и доступа к гостайне создан искусственно, СБУ обязана отреагировать на необоснованные обвинения в мой адрес, поэтому ее представители попросили предоставить более детальную информацию о моих заграничных поездках.
Для этого я обратился Государственную пограничную службу с просьбой выдать справку о моих поездках за рубеж за последние 10 лет. Я думаю, что в ближайшее время вопрос будет исчерпан.
— Кто будет заниматься инвентаризацией земель Министерства обороны?
— По логике вещей, инвентаризацию должен проводить Госкомзем. Но все же это земля военного ведомства. Поэтому его руководство склоняется к тому, чтобы этим занимался Центральный научно-исследовательский и проектный институт Минобороны (ЦНИПИ), имеющий свои представительства в регионах Украины.
В составе института будет создан департамент земельных отношений, на который будут возложены функции по инвентаризации земель, оценке, подготовке необходимой документации для последующего отчуждения территории.
— Все же, почему бы не поручить эту работу Госкомзему?
— ЦНИПИ располагает базами данных об имуществе Минобороны. Также у него есть необходимое для проведения инвентаризации земель оборудование, что позволяет не привлекать к этой работе Госкомзем и существенно ускоряет сроки подготовки необходимой документации.
Нужно учитывать, что Госкомзем для подготовки технической документации обращается в частные структуры, чьи услуги оплачиваются по рыночным ценам. Привлечение работников ЦНИПИ позволит сэкономить средства.
— Возвратимся к законопроекту №6644: не окажется ли так, что в ЦНИПИ могут быть назначены ваши родственники или знакомые?
— По поводу родственников — это чушь, и даже не смешно. Что же касается моих знакомых… Мне непонятна ваша ирония. Я проработал в сфере земельных отношений около 10 лет. Поэтому знаком почти со всеми землеустроителями Украины. И если в ЦНИПИ придут профессионалы своего дела, мы в любом случае будем знакомы.
— Сфера земельных отношений у большинства граждан ассоциируется с коррупцией. Вам предлагали взятки?
— Конечно. Каждый день.
— И сейчас, в Минобороны?
— Да. Предлагают деньги за землю. Но я отказываюсь. Будет принят закон — пожалуйста, приобретайте землю по рыночной стоимости, а не за взятку.
— А вам нужна земля в личное пользование?
— Нет, не нужна. Все, что нужно, у меня уже есть.
— И сколько у вас земли?
— Немного, но мне достаточно. В Киеве у меня шесть соток, зачем больше? Еще мне досталась в наследство земля моих родителей в Житомирской области.
— Большое наследство?
— Что-то около 1 га. На этом участке я построил новый дом, баню — я там отдыхаю. Сам выращиваю коров, лошадей. У меня там и олени живут. Люблю я живность, село, родительскую землю… И не стесняюсь всю трудную и порой грязную работу (например, после лошадей убрать) делать сам.
Досье БИЗНЕСа
Александр Черпицкий, заместитель министра обороны Украины
Родился: 14 января 1967 г. в с.Трехгорье, Житомирская обл.
Образование: Малинский лесотехнический техникум (1986 г.), Европейский университет финансов (2000 г.), кандидат географических наук.
Карьера: 1991-2001 гг. — занимался частным бизнесом; 2002-2005 гг. — глава Госинспекции по контролю за использованием и охране земель в Житомирской области; 2005-2006 гг. — заместитель директора ГП “Центр государственного кадастра при Госкомземе Украины”; 2006-2007 гг. — советник министра охраны окружающей природной среды;
2007-2008 гг. — заместитель главы Госкомзема; с марта 2010 г. — заместитель министра обороны Украины — директор Государственного департамента реализации избыточного имущества и земель.
Семейное положение: женат, есть сын.
Увлечения: охота, рыбалка, горный туризм, резьба по дереву.
Анатолий Гриценко, председатель Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны:
“Армия не должна заниматься коммерцией”
— Продажа избыточного армейского имущества — важная статья финансирования Минобороны. Из года в год численность отечественной армии сокращается, выходит, что избыточного имущества становится все больше. Может, военных пора перевести на полное самообеспечение?
— Решение о том, что одним из источников финансирования Минобороны должны стать деньги от реализации избыточного имущества, принималось в конце 1990-х годов, в непростое для государства время. Армия была огромная, и денег на ее пропитание не хватало.
Сегодня проще — численность армии уменьшена, в госбюджете появились деньги, но средства от продажи избыточного имущества по-прежнему поступают на счета Спецфонда Минобороны.
За годы независимости план поступлений в этот фонд никогда не выполнялся. В то же время финансирование программ реформирования силовых структур, модернизации вооружений и техники, повышения боевой подготовки, обеспечения военных жильем упорно закрепляют за Спецфондом Минобороны.
Поэтому, когда не удается обеспечить наполнение фонда, срываются все программы подготовки Вооруженных сил.Вот почему принципиально важно, чтобы финансирование силовых ведомств не зависело от объемов реализации избыточного имущества.
Все силовые структуры должны дотироваться из Общего фонда госбюджета, а все специальные фонды в распоряжении силовых ведомств — от лукавого.
— Сколько избыточно имущества у Министерства обороны?
— Заняв кресло министра обороны, я запросил информацию о том, сколько такого имущества пребывает на балансе ведомства. Предоставили ее два департамента министерства — и это были две разные цифры. В то же время в Минобороны приходили письма от представителей бизнеса с предложениями продать те или иные военные городки.
Начали проверять, и оказалось, что многие городки не значились ни в одном из списков, подготовленных департаментами. Именно поэтому в 2006 г. была начата инвентаризация избыточного имущества, которая длилась около года.
— Что обнаружили?
— После проверки количество избыточного имущества увеличилось на треть. Также в ходе инвентаризации были обнаружены договоры между Минобороны и бизнес-структурами о совместном строительстве домов на территории действующих воинских частей (которые при этом не планировали ни передислоцировать, ни сокращать).
Когда начали копать глубже, стала всплывать информация о том, что к данному строительству имеют отношение бывшее руководители оборонного ведомства.
— И все-таки, в какую сумму оценивается избыточное имущество Минобороны?
— Невозможно назвать точную цифру спустя три года после инвентаризации. Из года в год количество избыточного имущества увеличивается, поскольку численность Вооруженных сил сокращается, имущество продается.
Примерно можно говорить не менее чем о $5 млрд. Но это при условии, что недвижимость будут реализовывать прозрачно, а не с применением сомнительных схем, предлагаемых нынешним руководством Минобороны.
— Вы резко раскритиковали законопроект №6644, в котором предлагается узаконить торговлю землями обороны…
— Законопроект №6644 был единогласно отклонен всеми членами Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны. Хочу заметить, что половина членов Комитета являются представителями парламентской коалиции, поэтому говорить, что решение относительно данного законопроекта является политическим, некорректно.
— Чем плох законопроект?
— Документ наделяет “центральные органы исполнительной власти, которые осуществляют руководство воинскими формированиями”, правом продавать земельные участки. Простыми словами, руководству Минобороны хотят разрешить торговать землей, принадлежащей ведомству. Уверен, что ни одна силовая структура не должна заниматься реализацией собственного избыточного имущества.
— Почему?
— Продажа имущества чиновниками Минобороны или ведомственными госпредприятиями создает условия для процветания коррупции, которая сулит колоссальные барыши некоторым руководителям ведомства, но не армии.
Я отдаю себе отчет в том, какие цели преследует нынешнее руководство Минобороны, лоббируя принятие законопроекта №6644. Отмечу, что коррупционный навес, который создает законопроект, разглядели и в правительстве.
Так, на имя первого вице-премьера Андрея Клюева поступила докладная записка от Андрея Богдана, заместителя министра Кабинета министров — уполномоченного Кабмина по вопросам антикоррупционной политики, в которой сообщается, что законопроект №6644 создает предпосылки для коррупции и может нанести убытки государству.
— В таком случае, кто должен заниматься продажей избыточного имущества силовых ведомств?
— Структуры, не связанные с Минобороны. Очень важно не допустить коммерциализации ведомства, чего так активно добивается его руководство.
Первым государством, решившим провести коммерциализацию армии, был Китай. Это закончилось очень печально — массовой коррупцией среди генералитета и в высших эшелонах власти. Не стоит наступать на те же грабли. Министр обороны должен заниматься подготовкой и поддержанием боеготовности армии, а не торговать землей.
— Что следует исправить в механизме реализации избыточного имущества?
— Я считаю, что этот процесс должен быть максимально прозрачным. В нем должны принимать активное участие представители Министерства экономики, Министерства финансов, Главного контрольно-ревизионного управления, Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, а также Службы безопасности Украины, т.е. все органы, призванные следить за законностью и эффективностью использования бюджетных средств. Правительство обладает всеми необходимыми властными полномочиями для усовершенствования механизма продажи избыточного имущества силовых ведомств.
— Сейчас вы с выступаете против коммерциализации ведомства, но структуры Минобороны активно продавали избыточное имущество, когда вы были министром…
— Действительно, когда я пришел в Минобороны, многие структурные подразделения и госпредприятия ведомства имели возможность торговать движимым и недвижимым имуществом. Но в 2006 г. военных исключили из этого процесса. Все избыточное имущество было передано на баланс департамента избыточного имущества Минобороны, который состоял только из гражданских лиц.
— В нынешнем руководстве Минобороны говорят, что вы незаконно раздавали земли ведомства…
— Если бы я незаконно раздавал земли Минобороны, то, наверное, уже давно общался бы со следователями Генеральной прокуратуры, как это делает действующий министр обороны.
Досье БИЗНЕСа
Анатолий Гриценко, председатель Комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны
Родился: 25 октября 1957 г. в с.Багачевка, Черкасская обл.
Образование: Киевское высшее военное авиационное инженерное училище (КВВАИУ; 1979 г.), Оперативно-стратегический факультет Университета ВВС США (1994 г.), Академия ВСУ (1995 г.), кандидат технических наук.
Карьера: 1979-1981 гг. — начальник группы обслуживания авиационного оборудования авиационной эскадрильи; 1984-1992 гг. — преподаватель КВВАИУ; 1992-1994 гг. — заместитель начальника Аналитического отдела Управления военного образования Минобороны Украины; 1994-1997 гг. — начальник Управления проблем военной безопасности НИЦ Генштаба ВСУ; 1997-1999 гг. — глава Аналитической службы СНБОУ; 1999-2005 гг. — президент Центра им.А.Разумкова; 2005-2007 гг. — министр обороны Украины; с 2007 г. — председатель Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны.
Семейное положение: женат, есть две дочери и два сына.
Увлечения: рыбалка, преферанс.