Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем) на своем официальном сайте опубликовал для обсуждения проект постановления Кабмина “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 г. №15 “О порядке ведения государственного земельного кадастра”, которым утверждено Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра (далее — Кадастр).
Если верить законопроекту, инициатор изменений предлагает дополнить Положение о порядке ведения Кадастра двумя разделами: “Состав государственного земельного кадастра” и “Предоставление информации из государственного земельного кадастра”.
Напомним, что сейчас Кадастр включает данные относительно регистрации права собственности, пользования землей и договоров на ее аренду, количества и качества земель, бонитировки (сравнительной оценки. — Ред.) почвы, зонирования территорий населенных пунктов и экономической денежной оценки земель.
Если же изменения будут приняты, он будет содержать также такую информацию: о государственной границе Украины; границах административно-территориальных единиц и территорий сельских, поселковых, городских советов; кадастровом зонировании территории страны и ее административно-территориальных единиц в соответствии с индексными кадастровыми картами; территориях с особым правовым режимом использования земель; категориях земель; их оценке; земельных участках (в том числе данные о собственниках и т.д.).
Кроме того, Госкомзем планирует урегулировать порядок предоставления сведений из Кадастра — их можно будет получать в виде выписки или информационной справки. Ярослава Оника, партнер юридической фирмы ILF (г.Харьков; с 1994 г.; 40 чел.), отметила, что положительным аспектом при этом является разграничение прав лиц при получении как выписки из государственного земельного кадастра, так и информационной справки.
В частности, выписку из Кадастра на основании заявления могут получить: собственники (пользователи) земельных участков, их наследники (правопреемники — для юрлиц) или уполномоченные ими лица.
Кроме того, обобщенные данные о границах кадастровых зон и кварталов, их номерах, границах, кадастровых номерах земельных участков, а также контурах зданий и сооружений, размещенных на них, смогут получить физические и юридические лица. Данная услуга платная и предоставляется в течение 10 дней с момента получения заявления.
В свою очередь, информационные справки на основании письменного запроса (в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом) имеют право получать: суды, органы внутренних дел, прокуратуры, государственной налоговой службы, СБУ и другие органы государственной власти (должностные лица).
Помимо этого, по словам г-жи Оники, в п.30 проекта предусмотрен перечень сведений, относящихся к категории “с ограниченным доступом”.
В частности, это информация о зарегистрированных земельных участках и документах, подтверждающих права на эти участки. По мнению юриста, данная норма будет способствовать защите прав собственников и пользователей земельных участков.
В то же время, по мнению Людмилы Борис, юриста юридической компании “Престиж-право” (г.Киев; с 2006 г.; 10 чел.), в разделе “Предоставление информации из государственного земельного кадастра” много спорных положений.
“Например, разработчик, предусмотрев в абзаце 2 п.26 проекта, какие сведения могут получать те или иные субъекты, не до конца прописал, относительно каких именно участков — собственных или чужих — выдается информация, что может привести к злоупотреблениям”, — привела пример юрист (см. также БИЗНЕС №40 от 04.10.10 г., стр.12. 13).
Кроме того, по ее словам абзац 3 п.26 проекта можно трактовать двояко, поскольку чиновники не определили понятие “обобщенные сведения”.
“Непонятно, какую информацию, руководствуясь этой нормой, сможет получить физическое или юридическое лицо, особенно относительно границ земельных участков, их кадастровых номеров и контуров зданий и сооружений, расположенных на них”, — отмечает г-жа Борис.
Существенным “недочетом” эксперты считают и п.29 проекта, который предусматривает, что органы, уполномоченные распоряжаться землями согласно закону, имеют право на получение информации из Кадастра в электронном виде в определенном Госкомземом формате на основании договоров об информационном взаимодействии.
Однако разработчики проекта не учли, что не все эти органы обеспечены техническими средствами, позволяющими в случае необходимости воспользоваться данными Кадастра.
Не предусмотрено также предоставление информации этим лицам из Кадастра любым другим путем, например, в письменном виде. Таким образом, имея право на получение информации, уполномоченные органы не всегда смогут его реализовать.
Возникает у юристов вопрос и по поводу того, кто же будет осуществлять госрегистрацию прав на земельные участки и их ограничений.
Ведь, согласно Закону №1878 “О внесении изменений в Закон Украины “О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений” и другие законодательные акты Украины”, до 1 января 2012 г. государственная регистрация права собственности или пользования (сервитут) земельными участками проводится территориальными органами земельных ресурсов, а вот с 1 января 2012 г. — специальным государственным органом при Минюсте (подробнее см. БИЗНЕС №11 от 15.03.10 г., стр.20, 21).
Ну и, конечно, настораживает тот факт, что вопросы Кадастра снова собираются регулировать постановлением Кабмина, а не законом (несколько проектов закона “О земельном кадастре” находятся сейчас в парламенте; первый проект появился в ВР еще в 1999 г.; подробнее см. БИЗНЕС №11 от 12.03.07 г., стр.21, 22), как того требует Земельный кодекс.
“По сути, это постановление (которое, к слову, Госкомзем предлагает как временное. — Ред.) будет вне правового поля, а принятие закона, как это часто бывает, могут отложить”, — резюмирует Андрей Кошиль, президент ассоциации “Земельный Союз Украины” (г.Киев; с 2004 г.; 120 членов).