Наше государство входит в перечень стран, где лес является одним из важнейших богатств, где лесоводству, охране и эффективной эксплуатации лесов уделяется большое внимание. Все эти вопросы работники лесной отрасли решают с учетом опыта соседей, и в свою очередь, делятся с ними собственными достижениями в теории и практике ведения лесного хозяйства. Общение с коллегами на семинарах, выставках и других мероприятиях, которые регулярно проводятся в разных странах, позволяют специалистам оперативно получать ценную информацию, завязывать деловые контакты, оценивать перспективы сотрудничества. Генеральный директор лесоустроительного республиканского унитарного предприятия «Белгослес» Алексей КУЛАГИН, принимавший участие в 5-м московском международном форуме «Лес и человек», поделился своими впечатлениями с нашим корреспондентом.
— Алексей Петрович, наверное, Вы, как руководитель лесоустроительного предприятия, не случайно были приглашены на международный форум. Какое внимание уделяют лесоустройству в России?
— В ходе работы секции «Лесоустройство и лесоинвентаризация в России и мире» была высказана основная проблема в российском лесоустройстве — необходимость восстановления классической системы базового лесоустройства с финансированием лесоустроительных работ из Федерального бюджета.
Для этого необходимо внести поправки и изменения в Лесной кодекс Российской Федерации. Требуется доработка проекта «Концепции развития лесоустройства и государственной инвентаризации лесов». Генеральный директор «Рослесинфорга» Владимир Архипов обратил внимание участников форума, что государственная инвентаризация лесов не подменяет базовое лесоустройство, а позволяет получить информацию о лесном фонде Российской Федерации в разрезе лесничеств, регионов, федеральных округов и в целом по России, а также отслеживать эффективность и качество проведения лесохозяйственных мероприятий.
— Существует ли подобная проблема в Беларуси?
— Нет. Лесное хозяйство нашей страны, традиционно основываясь на материалах лесоустройства, организует и осуществляет рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесных ресурсов. В Беларуси сформировалась достаточно прочная взаимосвязь между лесоустройством и лесоуправлением. Она обусловлена, прежде всего, государственной собственностью на леса и соответствующей национальной лесной политикой. Лесным кодексом Республики Беларусь ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства не допускается. Финансирует лесоустроительные работы собственник лесов — государство.
— Находит ли понимание опыт белорусских лесоводов у российских коллег?
— В процессе обсуждения моего доклада «Лесоустройство — как основа устойчивого управления лесами и рационального лесопользования в Беларуси» было особо отмечено, что в нашей стране сохранена не только эффективная структура и система ведения лесного хозяйства, но и действенная система лесоустройства, обеспеченная финансированием на государственном уровне и поддержкой нормативно-правовой базы, определяющей статус лесоустройства.
— Насколько представительным был состоявшийся форум?
— Только в работе секции «Лесоустройство и лесоинвентаризация в России и мире» было представлено 10 докладов, в том числе 4 зарубежных — из наиболее развитых в лесном отношении стран: Финляндии, Швеции, Германии, Австрии. От СНГ присутствовал только представитель Беларуси.
— На какие доклады Вы, как специалист, обратили внимание?
— Несомненный интерес всех присутствующих вызвал доклад руководителя Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа Евгения Платонова о государственном партнерстве в лесном планировании и лесоустройстве на примере своего северного края. Основная идея партнерства заключается во взаимодействии государства и частного сектора для реализации мероприятий по лесоустройству с финансированием работ предприятиями топливно-энергетического комплекса (ТЭК), на арендованных ими участках. В частности, на 2010 год было выделено для проведения лесоустройства Ханты-Мансийского округа 15 млн. российских рублей из бюджета округа и 110 млн. российских рублей — финансовые средства предприятий ТЭК. В докладах зарубежных участников форума были освещены вопросы и опыт проведения инвентаризации лесов в Швеции, Финляндии и Германии. Это позволяет оценить тенденции развития лесоустройства в европейских странах.
— Какие рекомендации в сфере лесоустройства были даны после подведения итогов работы форума?
— Рослесхозу рекомендовано доработать проект Концепции лесоустройства и государственной инвентаризации лесов. Необходимо подготовить предложения по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения лесоустройства за счет средств субвенций из федерального бюджета, утверждения расчетной лесосеки и разрядов такс на федеральном уровне, объектом лесоустройства должно стать лесничество. Будет обеспечено проведение НИОКР по вопросам разработки нормативной базы в части проведения государственной инвентаризации лесов и лесоустройства.
— Какие новые аспекты делового партнерства между нашими странами могут возникнуть после выполнения приведенных рекомендаций?
— После внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части финансирования лесоустроительных работ из федерального бюджета может появиться реальная возможность увеличения потенциала экспортных услуг по проведению лесоустройства в Российской Федерации силами нашего предприятия.