В основу предлагаемой Вашему вниманию работы легли материалы, полученные в ходе учебной поездки украинских специалистов в Словакию, осуществленной в апреле 2002 года в рамках украинско-шведского проекта, направленного на разработку стратегии развития лесного сектора Украины.
Леса и лесное хозяйство Словацкой республики
Л.Полякова, М.Попков, Научно-информационный центр лесоуправления,
Н.Савущик, Киевская лесная опытная станция,
С.Пивовар, Радомышльский лесхоз
WoodBusiness № 4/2002 – 1/2003
В основу предлагаемой Вашему вниманию работы легли материалы, полученные в ходе учебной поездки украинских специалистов в Словакию, осуществленной в апреле 2002 года в рамках украинско-шведского проекта, направленного на разработку стратегии развития лесного сектора Украины.
Общая характеристика. Общая площадь Словакии – 4,9 млн.га. Леса занимают около 2,0 млн.га, лесистость – 40,8%. Площадь лесов растет: за последние 10 лет она увеличилась более чем на 20 тыс.га, а по сравнению с 1920 годом выросла на 28,5%. Растущий запас составляет 410 млн. м3, ежегодный прирост – 11,05 млн.м3, из которого рубками выбирается 57%. Средний запас древесины на одном гектаре за последние 50 лет увеличился со 140 до 215 кбм. Породная структура лесов характеризуется большим разнообразием (рис.1). Наблюдается четко выраженная высотная зональность: сосновые насаждения доминируют на равнине, лиственные (дуб, бук) на высотах 300-900 м над уровнем море, а ель в среднегорье. В стране преобладают эксплуатационные леса (рис.2). Однако, с 1950 года по настоящее время, их доля сократилась с 93,5% до 66,4%. Особенно быстро этот процесс протекал в последнее десятилетие. Леса специального назначения как отдельная категория выделяются с 1970 года. К ним относятся заповедники (3%), леса, предназначенные для охраны горных склонов (0,3%); рекреационные (2%) и курортные леса (0,2%); леса, ослабленные и пораженные промышленными эмиссиями (8%); леса, предназначенные для ведения специализированного охотничьего хозяйства (1%), проведения научных исследований (0,3%) и других целей. В состав защитных включены противоэрозионные (11%) и водоохранные (5%) леса.
![]() |
![]() |
Рис.1. Породная структура лесов | Рис.2. Распределение лесов по целевому назначению |
![]() |
Рис.3 Распределение собственности на леса. |
Структура собственности на леса Словакии в 20 веке дважды резко менялась. В начале века в стране преобладали частные и общественные леса. После 1945 года все они постепенно оказались в распоряжении государства. В последнее десятилетие ситуация вновь качественно изменилась. В ходе процесса реституции, который стартовал в 1992 году, исконным владельцам было возвращено 830,8 тыс.га леса (по состоянию на 31.12.2000 года, рис.3). Процесс реституции продолжается: только в 2000 году было рассмотрено 2335 прошений и возвращено 6429 гектаров лесных угодий.
Вновь образованные частные владения отличаются небольшой величиной. Около 80% частных владельцев имеют лесные угодья площадью менее 5 га (средний размер частного лесного владения – около 2,8 га). Лишь 0,05% собственников владеет участками леса, превышающими 5 тыс.га. Высокая раздробленность лесной собственности делает невозможным эффективное ведение лесного хозяйства в значительной части лесов страны, усложняет процесс государственного регулирования и контроля. Не все частные собственники самостоятельно управляют лесами. Государство, владея только 42% лесов, фактически ведет хозяйство на значительно большей территории (62% от общей площади лесов страны). Это связано не только с не возможностью эффективного хозяйствования на мелких частных участках, но и с утратой опыта и необходимых знаний, а также отсутствием достаточных финансовых средств у бывших владельцев и их наследников.
Следует подчеркнуть следующие факты, характеризующие особенности лесного хозяйства Словакии и основные направления его развития:
- Большое влияние на ведение лесного хозяйства в Словакии оказал Кодекс охраны природы и ландшафтов, принятый в 1994 году. В соответствии с этим документом специальный режим хозяйствования установлен для 42,5% лесов страны.
- Система ведения лесного хозяйства нацелена на увеличение доли лиственных пород. Считается, что в настоящее время доля хвойных (42,3%) превышает оптимальную на 16%.
- В лесохозяйственной практике Словакии применяются сплошные, постепенные и выборочные рубки. В эксплуатационных лесах преобладают постепенные рубки. В защитных лесах и лесах специального назначения в соответствии с условиями и состоянием насаждений применяется система выборочных рубок, направленная на сохранение и усиление защитных свойств этих лесов. Однако их площадь пока не значительна: в 2000 году выборочные рубки составили 1,8% площади всех рубок. Объемы сплошных рубок в последние годы значительно снизились: в 1990 году ими пройдено 81,3% предназначенных к вырубке площадей, а в 2000 году только 29,1%. Лесоводы Словакии не собираются полностью отказываться от сплошных рубок. Они считают, что для некоторых древостоев (насаждения низкой продуктивности, сосняки в ряде условий произрастания, тополевые культуры и др.) это единственно целесообразный вид рубки.
- Объемы заготовки древесины в Словакии за последние 10 лет увеличились примерно на 1 млн м3 и составили в 2000 году 6,2 млн м3. Лесозаготовки превысили допустимый объем на 16% или 853 тыс.м3 ( в основном при рубках ухода). Доля главного пользования в общем объеме заготовок – 68,8%. Велика доля санитарных рубок, которые в Словакии относятся как к главному (сплошные), так и промежуточному (выборочные) пользованию. В 2000 году в ходе санитарных рубок заготовлено 48,5% всей древесины.
- Особое внимание в Словакии уделяется получению качественного репродуктивного материала и сохранению генетического потенциала лесов. Банк лесных семян, как самостоятельная структурная единица, находится в ведении специализированной государственной фирмы. Контролем качества семян занимается соответствующий отдел исследовательского института в Зволене. Большинство питомников в Словакии находятся в государственной собственности. В последние годы заметна тенденция к сокращению производства посадочного материала, что связано с расширением площадей не сплошных рубок, обеспечивающих естественное возобновление лесов.
- Согласно закона, все лесные собственники должны пользоваться услугами квалифицированного специалиста – лесного менеджера. Если собственник не имеет такого специалиста, его функции выполняют государственные лесные предприятия.
- Задачей лесоустроительного планирования является определение состояния и продуктивности лесов, возможности заготовки древесины, условий для ведения лесного хозяйства. Выполнением лесоустроительных работ занимается институт лесоустроительного планирования, центр лесоустроительного планирования лесов и недвижимости министерства обороны и частные фирмы.
- В соответствии с законодательными актами в области водного хозяйства ответственность за 19,5 из 49,8 тыс. км небольших водных потоков возложена на государственные лесные предприятия и организации. В январе 2000 года парламент Словакии принял Программу защиты от наводнений. В соответствии с ней государственным, лесным организациям и предприятиям ежегодно будет выделяться 200 млн. SKK (примерно 4,6 млн. $) для охраны и улучшения водных потоков, находящихся под их контролем. До настоящего время, значительная часть этих средств не доходит по назначению.
Структура управления. Институциональная структура государственного лесного сектора Словакии за постсоветский период претерпела целый ряд изменений, но все еще не может считаться удовлетворительной. Существующая система лесного администрирования внедрена в 1996 году. Центральный ее орган с 1993 года находится в подчинении Министерства земледелия, занимающегося всем вопросами, касающимися земли и ее использования (рис.4).

Лесной департамент министерства выполняет нормативную и контрольную функции. В его компетенцию входит:
- утверждение региональных планов, включая определение целевого назначения лесов
- определение границ лесохозяйственных предприятий
- организация и проведение работы по аттестации лесных менеджеров
- утверждение основных положений лесоустроительных планов
- проведение мероприятий в случае возникновения стихийных бедствий
- утверждение устава Словацкого охотничьего Союза
- разработка инструкций и рекомендаций по ведению лесного и охотничьего хозяйства
- оказание методологической помощи лесным отделам в составе региональных и областных органов исполнительной власти, а также контроль за проведением процедур, выполняемых по единой схеме
На региональном уровне задачи лесного администрирования возложены на лесные отделы в составе региональных органов исполнительной власти. В их компетенцию входит:
- утверждение положений по территориальному планированию
- контроль за ведением лесного хозяйства
- утверждение планов лесоустройства
- деление лесов по целевому назначению
- планирование и проведение мероприятий в случае стихийных бедствий
- ведение реестра лесных менеджеров
На местном уровне лесные управления в составе органов исполнительной власти отвечают за решение следующих вопросов:
- выделение лесных земель, ведение реестра лесных собственников и пользователей
- определение мероприятий по рациональному использованию и защите лесных земель
- назначение профессиональных лесных менеджеров, их аттестация, дисквалификация, ведение соответствующего реестра
- определение штрафов за нарушение лесного и охотничьего законодательства
- выдача разрешений на строительство, проводимое на лесных землях
- выдача разрешений на отклонение от законодательно утвержденных норм ведения лесного хозяйства (увеличение сроков возобновления леса и т.п.)
- проведение мероприятий в случае стихийных бедствий
- рассмотрение прошений на выделение финансов из государственного фонда улучшения ведения лесного хозяйства
- оценка результатов лесохозяйственной деятельности
- определение основных положений ведения охотничьего хозяйства
Необходимо особо подчеркнуть, что упразднение специализированных органов лесной администрации, существовавших до 1996 года, усложнило и запутало систему организации и ведения лесного хозяйства. Недостаточная обеспеченность региональных подразделений техникой и материалами делает невозможным полномасштабное проведение необходимых мероприятий, кроме того, сказывается недостаток кадров. В настоящее время лесная администрация достигла рекордной численности (281 человек), но профессиональный уровень сотрудников снизился (только 64% управленцев имеют высшее лесное образование, 20% – не имеют лесного образования вообще). Принятая правительством в 2000 году концепция лесной политики предусматривает организацию специализированного органа государственной лесной администрации в процессе децентрализации и модернизации органов исполнительной власти, что учтено в проекте нового лесного кодекса
Государственная лесная компания В 1999 году предприятия, ведущие лесное хозяйство в государственных лесах объединились в одну компанию “Леса Словацкой республики” со штаб-квартирой в Банской Быстрице. По состоянию на конец 2001 года, под управлением компании находилось 1 038 543 га лесных площадей, из которых только 703,9 тыс. га принадлежат государству. Около 45 тыс. га арендуются у негосударственных владельцев и 289,5 тыс.га еще не переданы владельцам.
Компания имеет в своем составе 26 лесных подразделений (по сути, – лесхозов) и две фирмы, специализирующиеся на обеспечении потребностей лесного хозяйства в семенном материале (1) и технической поддержке лесных подразделений (2). Главой компании является генеральный директор. Штаб-квартира имеет 4 управления, которые отвечают за следующие направления деятельности:
- Техническое развитие (включая вопросы ведения лесного хозяйства)
- Торговля
- Экономика и финансы
- Организация производства
Ниже приводятся некоторые показатели ведения лесного хозяйства государственной компанией “Леса Словацкой республики” за 2001 год.
- Общий объем заготовки – 3,427 млн. м3. Из них 39,8% – древесина хвойных пород. При проведении санитарных рубок получено 1,227 млн. м3 или 35,8% ( в 2000 году – 47%) от общего объема заготовки. Значительные объемы сплошных санитарных рубок проводятся в горных еловых лесах, поврежденных промышленными эмиссиями. Интенсивность лесопользования – 3,3 м3/га (в лесах Госкомлесхоза Украины – 1,56), что составляет 57% от ежегодного прироста.
- Реализовано 3,362 млн. м3 заготовленной древесины, в том числе 3,19 млн. м3 по прямым договорам. 60% древесины было продано подразделениями компании, 40% централизовано, через штаб-квартиру. Средняя цена продажи обезличенного кубометра составила 1356 SKK/м3 или 31,5$/м3 (по предприятиям Госкомлесхоза – 88 грн, 16,6$). Основные направления реализации:
- Внутренний рынок -69%
- Экспорт – 25,8%
- Собственные нужды – 5,5%
- Лесовосстановление проведено на площади 7,956 тыс.га. Преобладает искусственное возобновление леса. Естественным путем возобновилось лишь 33% площадей. Однако за последние 2 года наметилась тенденция повышения процента насаждений, созданных естественным путем (с 29% до 33%). Питомниками выращено 37,5 млн шт. саженцев, из которых на собственные нужды использовано 27,752 млн.штук. Из заготовленных 30,1 тонн семян на долю бука приходится 72%. 603 кг внесено в семенной банк.
- Компания занимается ведением охотничьего хозяйства. Планы отстрела выполняются примерно на 70-80%. Доходы от охоты составляют один из источников средств компании. Некоторые данные отстрела приведены ниже в таблице.
Вид животного | Охотничий сезон 2000/2001 годов | Охотничий сезон 2000/2002 годов | ||||
План | Факт | % отстрела | План | Факт | % отстрела | |
Олень | 2221 | 1763 | 79 | 2157 | 1862 | 86 |
Муфлон | 1121 | 645 | 58 | 1185 | 774 | 65 |
Косуля | 1420 | 935 | 66 | 1376 | 1134 | 82 |
Кабан | 2551 | 2224 | 87 | 2848 | 2799 | 98 |
Фазан | 40460 | 34884 | 86 | 39100 | 38526 | 99 |
Затраты компании составили 5,6 млрд SSK (130,4 млн $). На инвестиции компании было выделено 340,094 млн SKK (7,9 млн $). По сравнению с 2000 годом они выросли на 69,7%. На 89,4% затраты на инвестиции покрыты собственными средствами. Основные направления инвестиций были следующими:
- Строительство ( 175,401 млн.SKK, 4,07 млн $, 52%) , в т.ч.
- лесных дорог – 45,198 млн SKK (1,05 млн $)
- складов древесины – 8,086 млн SKK(0,19 млн $)
- гидротехнических сооружений – 10,668 млн SKK(0,25 млн $)
- ремонтных мастерских – 9,558 млн SKK(0,22 млн $)
- питомников – 5,321 млн SKK(0,12 млн $)
- жилищное строительство – 11,835 млн SKK(0,28 млн $)
- прочее – 84,715 млн SKK(1,97 млн $)
- Проектные работы – 4,56млн SKK(0,1 млн $),1,3%
- Машины и оборудование – 157,4 млн SKK(3,7 млн $) или 46,2%. Приобретено оборудование для:
- заготовки древесины – 13,429 млн SKK (0,31 млн $)
- вывозки древесины – 61,497 млн SKK (1,43 млн $)
- ухода за лесом, земледельческих операций – 14,578 млн SKK (0,34 млн $)
- текущего ремонта – 16,003 млн SKK (0,37 млн $)
- личный и технологический транспорт – 20,558 млн SKK (0,48 млн $)
- производственная техника – 31,357 млн SKK (0,73 млн $)
- Прочие инвестиции – 0,7%
]
Прибыль компании составила 5,9 млн SKK (0,137 млн$). На момент образования компании в октябре 1999 года все предприятия, вошедшие в ее состав были убыточными, но уже к концу года был получен небольшой положительный финансовый результат, что является следствием проведенной реорганизации. Ежегодно прибыль увеличивается почти вдвое.
Дотации в общем составляют более 260 млн SKK(6,4 млн $) или около 5% от общих затрат компании (По системе Госкомлесхоза – 12,3%). Средства выделялись из нескольких источников:
- Государственный фонд улучшения ведения лесного хозяйства выделил 231,341 млн SKK (5,38 млн $), в том числе 11,491 млн SKK(0,267 млн$) на инвестиции. Средства были направлены на:
- Лесоразведение
- Сохранение генофонда
- Мониторинг
- Мелиоративные мероприятия
- Мероприятия общегосударственного значения
- Ведение лесного хозяйства в лесах не переданных владельцам
- Другие цели
- Государственный фонд охраны окружающей среды выделил 29,01 млн SKK(0,67 млн $)
- На реставрацию парка “Тополчанка” – 450 тыс. SKK(10,46 тыс. $)
- Капитальные инвестиции – 24,999 млн SKK(0,58 млн $)
- Улучшение генетического потенциала – 3,561 млн SKK(82,8 тыс $)
- Из государственного бюджета через министерство земледелия выделяются средства на реконструкцию исторических объектов, находящихся в собственности государства. Кроме того возможно получение средств и из других источников
Среди других государственных структур следует выделить Институт лесоустроительного планирования (Леспроект, Зволен). В его задачу входит разработка планов лесоустройства и проведение инвентаризации лесов. Один раз в пять лет разрабатываются сводные планы лесоустройства, институт обеспечивает методический контроль планирования лесоустроительных мероприятий, координирует деятельность юридических и физических лиц, разрабатывающих планы лесоустройства, принимает участие в работах по лесной геодезии и фотограмметрии кроме того дает профессиональную оценку проектов как экологического так и неэкологического характера. Леспроект вместе с министерством земледелия выпускает статистические отчеты о состоянии как государственного так и негосударственного лесного сектора, а также публикует материалы, посвященные рынку древесины. Работает в организации 401 человек
Словацкий земельный фонд существует с 1991 года, однако нормативы 1998 внесли некоторые изменения в порядок деятельности фонда. Так в управлении фонда остались только часть коммунальных лесов и определенная часть конструкций и сооружений, служащих целям лесного хозяйства. Фонд обязан решать вопросы компенсации лесным собственникам, в случае если они не могут реализовать своих прав в соответствии с действующими законодательными актами.
В Словакии хорошо развита сеть научно-исследовательских институтов. В Зволене находится базовый исследовательский институт лесного хозяйства при министерстве земледелия, который специализируется на прикладных исследованиях. В 2000 году здесь выполнялось 5 научно-технических проектов и 19 международных программ и проектов. Исследованиями альпийских экосистем, мониторингом развития природоохранных функций леса занята исследовательская станция в национальном парке “Татры”. Научно-исследовательская работа ведется также на факультете лесного хозяйства технического университета в Зволене.
Организации негосударственного сектора
В 1993 году организована словацкая лесная палата, объединяющая физических лиц, имеющих лесное образование и работающих в лесу. Она сотрудничает с государственными органами в выработке лесной политики и других документов, регулирующих ведение лесного хозяйства
Словацкий союз охотников наибольшая общественная организация, объединяющая 95% всех охотников страны (более 50 тысяч человек. Подразделения союза есть во всех регионах Словакии. Союз уполномочен :
- проводить обучение, а также проверку знаний и навыков при выдаче лицензий
- обрабатывать статистическую информацию о плотности дичи и результатах отстрела
- организовывать и проводить выставки трофеев
- представительствовать в международных охотничьих организациях
- организовывать проведение охоты
Ассоциация работников лесного сектора включает 22 организации лесного профиля, объединяя около 18 тысяч человек. Она призвана защищать интересы лесных работников и содействовать достижению целей национальной лесной политики.
Помимо этого, в 2000 году в Словакии действовал ряд объединений не государственных лесных владельцев. Среди них выделим следующие:
- Союз региональных объединений не государственных владельцев леса, включающий ряд региональных ассоциаций.
- Ассоциация частных, совместных и муниципальный владельцев леса в районе Pohronsko-Novohradsky
- Ассоциация муниципальных лесов Словакии
- Союз епархиальных лесов Словакии
Финансовая поддержка лесного сектора. Финансовая поддержка лесного сектора осуществляется путем выделения целевых средств из пяти различных источников.
Государственный фонд улучшения ведения лесного хозяйства, созданный в 1991 году в соответствии с постановлением национального совета Словакии, представляет собой самостоятельную государственную организацию. Основным распорядителем фонда является министерство земледелия, которое назначает директора и управляющий совет фонда. Средства фонда формируются из следующих источников:
- Суммы, полученные от временного или постоянного изъятия лесных участков
- Штрафы(их размер и порядок поступления определяется отдельным положением)
- Пожертвования и вклады иностранных граждан и организаций
- Субсидии из государственного бюджета
- Кредиты финансовых институтов
- Процентный доход от средств фонда
- Прибыль от деятельности фонда, определенной уставом фонда
- Другие источники
Решение о предоставлении средств фонда принимает министр земледелия в соответствии условиями, сформулированными в лесном законе и принципами государственной лесной политики. В 2000 году было выделено 444,6 млн SKK (10,4 млн$), из которых государственный сектор получил 64, а негосударственный 36%. Средства направлены на поддержку работ по лесовостановлению и лесоразведению (65%), реализацию программ развития лесного хозяйства (22%), лесоустройство (5%), исследования (1%) и выполнение ряда других работ национального значения (7%). Существует система проверки целевого использования выделенных средств. В случае нецелевого их использования, выделенные суммы и начисленные штрафы должны быть возвращены в фонд
Государственный фонд охраны окружающей среды организован в 1991 году. Финансовая поддержка оказывается адресно в виде субсидий и займов. Средства, выделяемые на нужды лесного хозяйства, составляют примерно 0,5% общего бюджета фонда и используются, в основном, для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, образования, обучения, исследований, информатизации, мониторинга и т.д.
Государственный фонд поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности ставит своей целью поддержку обновления машинного парка, создание благоприятных технологических условий для предприятий в аграрном секторе. Финансовые средства выделяются только в соответствии с программами фонда, определяемыми министерством земледелия. В 2000 году фонд предоставил льготный кредит лесохозяйственным предприятиям на приобретение транспортного и погрузочного оборудования в размере 1,2 млн. SKK (27,9 тыс. $).
Государственный фонд охраны и мелиорации сельскохозяйственных земель финансово поддерживает работы по лесоразведению на землях не пригодных для сельскохозяйственного производства.
Государственный бюджет через Министерство земледелия выделяет средства на реконструкцию исторических объектов, находящихся в собственности государства. В 2000 году из этого фонда компания “Леса Словацкой республики” получила 14,9 млн. SKK (0,35 млн$). Кроме того, бюджет поддерживает ассоциации частных владельцев. В 2000 году, через Министерство земледелия им выделено 500 тыс. SKK (11,6 тыс. $).
Оценивая динамику выделения средств, необходимо отметить, что объем субсидий лесному сектору за последнее десятилетие значительно сократился.
Налогообложение лесного сектора. Существующая система налогообложения действует в Словакии с 1993 года. В 2000 году налоговое законодательство пополнилось новым законом, позволившим снизить налог на прибыль для предприятий лесного сектора. Общий объем налоговых поступлений в 2000 году составил 1217 млн SKK (28,3 млн$), что на 2млн. SSК или 0,5% меньше чем в предыдущем году. Государству были выплачены следующие налоги:
- Налог на недвижимость – 99 млн SKK (8,1%). Состоит из двух налогов:
- Земельный налог (основная часть). Земельным налогом облагаются только коммерческие леса, достигшие возраста первого приема рубок ухода. Для лесных земель установлен максимум для налогообложения в 0,25% от базисной ставки земельного налога. В некоторых случаях налог может быть уменьшен либо снят на несколько лет. Попенной платы в Словакии нет.
- Налог на здания и сооружения
- Дорожный налог – 40 млн SKK (4%)
- Налог на прибыль – 187 млн SKK (15,4%). Предприятия отчисляют 17% от прибыли.
- НДС – 891 млн SKK(73,2%). Размер налога колеблется от 10 до 23% в зависимости от вида продукции
С учетом налогов, связанных с начислением и выплатой заработной платы все налоговые поступления от лесного сектора составили 2695 млн. SKK. Специалисты считают, что в интересах развития лесного хозяйства необходимо добиваться снижения ставок налога на добавленную стоимость для сортиментов, с трудом продаваемых на рынке.