АРТЕЛЬ « НАПРАСНЫЙ ТРУД»

 

Сегодня утром прочитал статью, размещенную на сайте автором, который взял себе псевдоним "Луганчанин". Осознаю, что она не понравится некоторым отраслевым идеологам, но тем не менее переношу её на фронтальную полосу сайта, чтобы сделать более заметной. Прочитайте, пусть через силу… Лекарство  часто бывает горьким, зато оно помогает выжить и сохранить здоровье. М.П.

Вместо предисловия. Основная часть того, что написано ниже, родилось спонтанно из просмотра теленовостей о тушении лесного пожара на Херсонщине в 2007 году. Мысли на бумагу и «пар» чуть-чуть вышел, душе легче. Отсюда может и получилось слишком эмоционально, но от чистого сердца. Наткнулся сейчас, чуть-чуть подправил с учетом сегодняшних реалий.
Итак…

Стало уже обычным делом, когда страну в очередной раз пугают сообщениями о лесных пожарах. Горят леса в Херсонской, Луганской, Днепропетровской, Запорожской областях. Приходилось нам уже видеть как даже сам Президент государства в 2007 году с лопатой в руках, на виду у корреспондентов, тушит горящий лес. Беда! Пожар всегда беда! Как не вспомнить древнюю истину? Из беды выходить надо вместе. Коллективно. Сообща. Скопом. Таковы вековые традиции. И вот здесь вопрос. Тот, из-за которого захотелось высказаться. Какие выводы о причинах будут сделаны и что будет предпринято для неповторения случившегося?
 

Как-то не устраивает уже всех нас, то, как это делается на практике! Я о пресловутом «ведомственном» подходе. Обожженные ладони случайно пролетавшего мимо Президента в Херсоне, не должны стать основанием к бездумному «вкидыванию» бюджетных средств – «ведомству», для списывания денег на какую-нибудь новую программу создания «Нью-Васюков». Оно то, об этом как раз и мечтает. Но всем уже давно понятно, что «заплатами гнилую ткань не спасешь». Необходимо найти корни проблем, откуда они, эти самые проблемы, возникают. В том числе и лесные пожары. Государство обязано выделять деньги не с барского плеча, на «поддержание», тому кто лучше поплачет. Нужен конкретный ГОСЗАКАЗ на проведение действительно необходимых конкретных работ для интересов общества в целом. С территориальной привязкой и ясными критериями требований к конечному результату.
 

Система сформировалась за долгие годы. Ведомство правды о себе не расскажет. Его сила – в закрытости. В закрытости информации о себе. «Специалисты – МЫ, что ВЫ умного можете сказать». Что тут скажешь? Все равно не слушают. Не хотят. «Честь мундира блюдут».
Президент уже пожар тушил. Грешно, но мысль мелькнула о необходимости кроме Президента, туда еще десантировать с лопатами президентскую администрацию, Кабинет Министров с Премьером и депутатов Верховной Рады с ее же секретариатом. О пожарах в лесу, процессе его тушения – знаю не понаслышке. Думаю, если бы в этой кутерьме они поворочались непосредственно, все вместе – созрела бы и мысль – «коллективная»: « А на фига все это надо?»

Зачем в засушливых степных районах выращивать чистые хвойные насаждения – монокультуру, создавая тем самым почву для будущих лесных пожаров и неизлечимых болезней леса? Зачем безжалостно разреживать насаждения на стадии промежуточного пользования, бездумно ослабляя их, а под видом санитарных фактически проводить рубки на прииск в дубравах? Зачем в условиях рыночных отношений взваливать все лесные проблемы на государственный бюджет с пеной у рта доказывая, что это путь единственно возможный и даже не предлагая иных альтернативных путей, игнорируя накопленный мировой опыт? Зачем принимать законы, надуманные «ведомством» под себя и свои интересы, заведомо не учитывающие нормы действующего законодательства, а зачастую просто ему противоречащие и игнорирующие опыт других стран? Зачем, когда уже горит, «вкрик» всех обязывать сообща тушить пожары, а в то же время остальные вопросы решать келейно, без местной власти. То, что связано с рубкой лесов, переработкой древесины и потреблением иных полезностей лесных, организацией и проведением охот – лесники с удовольствием справляются сами, помощи не прося, и упрямо за эту самую монополию воюют? Да еще со льготами налоговыми и бесплатным пользованием землей для ВСЕХ без исключения нужд. Да еще пот утирая со лба от важности момента. И совета да помощи не просят. Зато все время – «дайте!». Денег, полномочий, времени, бензина, ПО-ЧЕ-ТА! Не хватает. И все время что-то мешает… А потом еще и на критику, и на общественный контроль – обижаются.
 

Такой подход вреден, если не сказать глуп. До чего ведь дошли. Леса по всей стране горят – а люди только телевизор смотрят. Да прикидывают, «сколько сгорит этот раз». Почему? Не наше! Стало не наше! Ведомственное.
Где вы видели, чтобы людей не волновал пожар. Испокон веков тушили всей деревней. Общиной! И погорельцам помогали выстоять. Вот здесь и о корнях. Не верит общество сегодняшним «лесникам». Не верит в то, что все делается по-честному, правильно, во благо страны и интересов общественных. Откуда другому мнению взяться? Взгляните вокруг.
В лес ходить – нельзя. Летом – из-за возможных пожаров (а соответственно – запретов на посещение), зимой и осенью – из-за барских охот. И куда не сунешься – рубки, рубки, рубки… Зона! Запретная зона! Со шлагбаумами, плакатами – предупреждениями, охранниками. А потом горит – то там, то здесь. И нас уже убеждают, что беда эта общая. А виновники –« несвідомі» к важности лесного дела «ничего не понимающие» отдельные граждане.
 

С моей точки зрения, то, что чуть раньше назвал «системой», служит лишь для прикрытия «потайных дел», которые можно классифицировать как скрытую, реально происходящую во-времени, на глазах общества и с его молчаливого, по непониманию сути, согласия, скрытую приватизацию природного ресурса в пользу определенных лиц, скорее всего имеющих прямое отношение к ведомству.
Пора уже кому–то из власть имущих проанализировать это все и сделать выводы. А если деятельность «ведомства» руководство страны устраивает – прекратить будоражить общество «телестрашилками» с мест лесных пожаров.
 

Действующие законы и нормативно-правовые акты Украины достаточно регламентируют компетенцию, права и обязанности различных ветвей власти. В связи с этим понятно, что при подчинённости территориальных органов – областных управлений и предприятий лесного хозяйства непосредственно Госкомлесхозу Украины, именно на Госкомлесхоз возложена обязанность объёмно и глубоко контролировать их деятельность по всем направлениям и давать ей комплексную оценку. Объёмные показатели, особенно характеризующие улучшение производственной деятельности – бесспорно радуют. Допустим моя родная Луганская область по некоторым из них занимает передовые позиции в Украине. Правда и здесь сомнение, все мы с вами понимаем, что если когда-нибудь начнём занимать первые места по количеству вырубленных да сгоревших лесов, а также по количеству уничтоженных животных – то радости у нас это вызывать не должно. Показатель показателю рознь.
Делать попытку глубокого и точного анализа состояния лесного хозяйства «навскидку» дело рискованное. Для этого нужно обладать абсолютно точной разнообразной информацией. Зачастую специфической и для широкого круга в большинстве своём недоступной, а может и умышленно скрываемой.
 

Не так давно достоянием общественности стали выводы межведомственного аналитическо-консультативного совета под руководством Юхновского И.Р. «Лесное хозяйство Украины: Стратегия развития», из которых следует, что леса Украины – чрезмерно разрежены, истощены, низкополнотны. Они характеризуются низким средним запасом древесины на гектар – 186 м3/га и очень низким запасом спелых и перестойных насаждений – 242 м3/га. Для лесоводства используется 19,6% продуктивных земель, а доля ВВП продукции и услуг лесного хозяйства составляет всего 0,2-0,3% от суммарного валового продукта.
 

Я по образованию – инженер лесного хозяйства. Лесоустроитель. Горжусь этим. Хотя давно уже работаю не в лесном хозяйстве. Лесное хозяйство – важная для народного хозяйства и очень специфическая отрасль. Костяк лесоводов, их ядро, сформировалось давно, и понятно, что люди знают своё дело и в меру своих сил и знаний трудятся на благо страны. Зеленеющие рукотворные леса – настоящий памятник целым поколениям лесоводов. И не уважать этот труд, тяжёлый и. к сожалению, малооплачиваемый – грешно и никому не дозволено. Язык не поворачивается упрекать простых тружеников лесной отрасли. За их нелегкий труд до кровавых мозолей. Люди привыкли терпеть. Работают по инерции за гроши и не задумываются, что может и должно быть иначе. Но опять же народное, мудрее не скажешь « От больной головы ногам покоя нет». Что сделаешь с лопатой в руках, если перекосы в системе, в организации, в принципах. Если действенного контроля со стороны общества нет. Куда все приводит? …
Отсюда и возникает – артель «Напрасный труд».
 

Все это требует исходить в первую очередь из интересов общества, учитывать их во всех хозяйственных вопросах. И хоть тяжело это признается лесными «вождями», но частник под людей подстроится быстрее. Конкуренция потребует. А монополия государства, за деньги народа, это просто застой… Проходили уже. В данном случае на сто процентов согласен с экс-Президентом Украины: « Нет хозяина хуже, чем государство». А в противовес «лесники» талдычат обратное. Или к Президенту не прислушиваются. Но кто же тогда провозглашает политику государства? Государство в государстве? Уже и в форме с погонами (а «вожди» с лампасами), и земельки прихватили 15% территории страны( свои порядки на ней устанавливая) и « все по сторонам зырк-зырк, чего бы еще засадить».
 

«Лесистость снизилась, необходимо повысить ее до оптимальной». Лозунг за лозунгом. Грустновато от циничности постановки вопроса. Да разве в процентах дело. Главное – что за лес, где будет создаваться, каким он будет, что даст «пересичному» гражданину, каковы затраты на его создание и кто за все заплатит?
 

Лесоразведение – отдельная тема. В ней больше вопросов, чем ответов. Не было бы необходимости критиковать положительный результат, детально оценивать все составляющие технологии его достижения. Но ведь в ситуации с нынешним состоянием лесокультурного производства, именно результата и нет. И тогда возникает необходимость анализировать весь процесс выращивания леса, от подбора лесокультурного фонда –> к составлению проекта лесных культур –> к подготовке почвы –> к качеству посадматериала –> к соблюдению агротехники и сроков посадки –> к качеству уходов -> ….-> и так до самого перевода в покрытую лесом площадь, ну а напоследок и к профессионализму кадров. А такой детальный анализ иначе как оскорблением, лесоводами не воспринимается. « Что вы знаете?» В принципе и не должны знать. Но очень хочется быть уверенным в том, что занимаетесь Вы своей работой искренне, правильно и профессионально, на общее благо. Жаль результаты говорят об обратном.
 

Чтобы расставить все по своим местам хотелось бы предложить «вождям» и идеологам политики лесного ведомства попробовать пофинансировать лесоразведение не из государственного, а из личного кармана. Это заставило бы задуматься о приживаемости, качестве проектов лесных культур, необходимой подготовке почвы, соответствии условиям местопроизрастания, уходах и т. д. Вот тогда и услышали бы мы истинную величину оптимальной лесистости.
 

Пришло время определиться: «какие же все-таки цели стоят за суетой вокруг вопроса об оптимальной лесистости?». Действительно ли решают лесоводы задачу увеличения лесистости территории страны или нет. Если цель благородна и увеличение площади лесов крайне важно и необходимо для народа Украины, то какая разница – кто эти леса создаст и в чьей собственности они будут находиться? Приходило в Луганскую область предложение по механизму Киота вырастить 100 тыс.га лесов за средства канадцев. Но выращенное должно было стать их собственностью. Почитали бы вы заключения. Лесников в первую очередь. «Что вы?» «Бред!». Проще говоря, если без Госкомлесхоза (с его версией об одном хозяине), то вроде бы и лес не нужен.
 

Лесоводство в Украине может стать экономически эффективным как для отдельных регионов, так и для национальной экономики в целом, когда Госкомлесхоз Украины станет направлять государственную политику лесного хозяйства на получение прибыли именно от лесоводства, вместо того, чтобы выбивать бюджетное финансирование, а из самого леса делать закрытую запретную зону. Областным управлениям давно пора стать государственным органом управления, а не действовать по инерции как «производственное объединение».
 

Всеръез следует уделить внимание улучшению качественного состава уже существующих лесов. В первую очередь, безусловно, этих пресловутых «чагарников», кем-то по ошибке обозначенных лесом и кроме как позора лесникам больше ничего не приносящих. В связи с этим возникает необходимость глубокой проработки темы реконструкции насаждений( в идеале, не только малоценных). Хочется либо нет, обижайся не обижайся, но приходится признать, что на практике этому направлению должного внимания не уделено. Следовательно у сегодняшних лесоводов отсутствует и навык проведения соответствующих работ. А ведь здесь целое поле для внедрения самых современных технологий и применения зарубежного опыта, в том числе через создание специализированных малых предприятий самых различных форм собственности. С моей точки зрения это наиболее актуальная задача в практическом лесоводстве. Как, впрочем, и благоустройство лесов. Через проектирование соответствующих работ фактически можно прийти к смоделированному Украинскому лесу будущего. Современные ГИС-технологии позволяют перевести эту задачу в практическое русло уже сегодня. Необходимо отвыкать думать и работать по-старинке, по принципу «на наш век хватит».
 

Хочется напомнить нынешним работникам лесного хозяйства слова одного из корифеев лесоводственной науки А. Рудзкого : «Не закрывая доступа в лес, а разумно регулируя его, т.е. низводя несомненный в принципе ущерб до минимума, лесничий, умаляя реальную ценность леса на величину неизмеримо малую, в то же время поднимает аффектированную ценность его. … Лес должен быть открыт…». А также: «Должно также надеяться, что вряд ли найдется и частный лесовладелец, который предпишет своему лесничему такого рода хозяйство, которое за несколько лишних рублей, перепадающих в карман владельца, повело бы к ухудшению соседних земель. Если же такой владелец, к стыду его, и отыскался бы, то должно надеяться, что не сыщется воспитанника Лесного Института, который так низко ценил своё достоинство (выделено мною – автор), что согласился бы помогать своими познаниями достижению таких низко-эгоистичных целей». Хочется снять головной убор перед чистотой помыслов и профессиональной порядочностью корифеев.
 

Все планы, программы и мероприятия, выполняемые лесохозяйственными предприятиями, должны прежде всего отвечать общим нуждам всех жителей страны и каждой территории в отдельности, служить их интересам. Лес является общенародным достоянием, а поэтому общество в целом и отдельные социальные группы, интересы которых связаны с лесом, имеют право получать информацию о лесах, лесохозяйственной деятельности, планах использования лесных ресурсов, а также публично высказывать своё мнение и влиять на ситуацию по любым лесным вопросам. Именно общество должно встать на пути превращения лесных богатств в «вотчину» отдельных лиц.
 

Попытки формального увеличения площади украинских лесов требуют безусловного осуждения со стороны общества. Лес должен создаваться там, где он нужен. И ни в коем случае создание лесов не должно увеличивать объемы «чрезвычайных ситуаций» на будущее.
Без осмысления всего этого и перестройки прежде всего мозгов, будем продолжать наблюдать « Артель « Напрасный труд».

4 коментаря

  • Поділ лісів – це формальна процедура для встановлення умов (на практиці, – обмежень)  ведення лісового господарства на певних територіях. Ключові передумови для цієї формальної процедури: екологічне та соціально-економічне значення лісів (згідно Лісового кодексу).
    Але, задумаймося чи є справедливим:
    "Перший закон "функціонального" поділу лісів":  "Перебуваючи на ділянці лісу неможливо без зовнішньої допомоги встановити до якої категорії лісів відноситься ця ділянка".
    Якщо так, тоді:
    Наслідок 1. Будь-який поділ лісів умовний.
    Якщо ж поділ умовний, тоді наскільки він потрібен?
    Але ж !?!?!?!?!…….
    Не поспішайте з критикою, виправляю запитання – для чого він потрібен?
    1. Для ведення господарства на території підприємства – безумовно, так.
    2. Для визначення ресурсного (еколого-економічного) потенціалу району, області – в меншій мірі. Тут би допомогли дійсні цифри, наприклад, на якій площі ліси дійсно виконують захисні функції.
    3. Для обліку лісів – ще в меншій мірі. Правда в тому, що без обліку ми живемо вже більше десятка років, а без нових категорій прожили б ще стільки. Були "ГРУПИ і КАТЕГОРІЇ", а стали "КАТЕГОРІЇ і кАТЕГОРІЇ", а дійсно  "в чому різниця?". Як на мене, українська лісова статистика настільки незалежна, що легко витримала б колишні "групи", а міжнародна від цього "не вдавилася б". Ой, правий був Козьма Прутков:, читаючи главу кодексу про поділ лісів, – "Не стоит плодить сущности без надобности".
    Хтось озвучив думку, що нові категорії були введені для узгодження з формами державного земельного кадастру. Будь-ласка, хто про це знає, прошу розкажіть докладно.
    А в цілому, згоден з Луганчанином, без "тотального" базового лісовпорядкування, будь-які показники площ категорій лісів по району, області чи державі, в розумінні якості облікових даних, можуть бути заявлені під маркою  "Зроблено в Китаї" артелью "Напрасный труд". Можливо, що приблизний перерахунок з даних обліку лісів 1996 року дасть цифри, що матитуть  точність по державі схожу з даними нового обліку, якщо він буде проведений.

    Між іншим, ходять слухи, що (за перевіреними даними) лісистість України вже становить 18,3%(!), а площа полезахисних смуг навіть трошки зросла.

     

     

  • Луганчанин

     Уважаемый Михаил Юрьевич! Спасибо за Ваш сайт и за работу, которую делаете. Было раньше модным понятие «настольная книга», ваш сайт для меня последние годы эту функцию выполняет на 300%. Еще раз огромное спасибо!
    А теперь об «Артели…». Не критикуют, не спорят, не зацепило. Перечитал
    сам и убедился, в принципе для неравнодушных некоторые проблемные темы вскрываются.
    Главное ведь не в критике. Это просто эмоции. Прошло, забылось. А темы ведь для обсуждения вот они, на поверхности. С Вашего позволения попробую акцентировать.
    1. Хочется понять, что же будет с лесом. Момент, для этого достаточно важный. Лесфонд делят на категории. Я вообще считаю, что это первооснова. Особенно для нас, у которых деление лесов на ГРУППЫ, в голове, уже навсегда как краеугольный камень. Почему же все потихонечку, без дебатов, втихомолку пропихивается? Как-то нет данной темы и на сайте. Может пропустил, либо в других регионах это не проблема. Я все пытаюсь понять, как эту работу можно провести без полнообъемного базового лесоустройства. Если не ради галочки, да еще на фоне принятых в последние годы сотен тысяч гектар площадей и незаконченной земельной реформы (инвентаризации, в том числе)
    2. Неужели никогда Госкомлесхоз не откажется от идеи «одного хозяина». Начал в себе сомневаться… Неужели в условиях рыночных отношений и бюджетного голодания – кто-то это может продолжать поддерживать? Без экономических преобразований подходов к именно к организации лесного хозяйства изнутри.
    3. О Налоговом не буду. С удовольствием читаю то, что Вы размещаете.
    4. И главное. О лесоразведении. Повторюсь цитатами из «Артели…»; «Главное – что за лес, где будет создаваться, каким он будет, что даст «пересичному» гражданину, каковы затраты на его создание и кто за все заплатит?» и «Через проектирование соответствующих работ фактически можно прийти к смоделированному Украинскому лесу будущего. Современные ГИС-технологии позволяют перевести эту задачу в практическое русло уже сегодня. Необходимо отвыкать думать и работать по-старинке…» В интервью уважаемый Б.Х. Шершун о направлении лесоразведения говорит верно – о лесозащитном. А на местах слышим о «трактородоступности» как основном критерии, да и земельные участки подбираются с этой идеей.

    Поделился сомнениями, спасибо за внимание и терпение. Всем удачи!

    •  Уважаемый Луганчанин! Спасибо на добром слове…
      Вы зря думаете, что Вашу статью не заметили: заметили и сторонники, и противники, и руководство. Молчат по трем причинам: испытывают трудности с работой на компьютере (1); боятся быть узнанными и пострадать(2); не чего возразить, хотя и хочется (3). Я давно к этому привык, но знаю то, что: во-первых, «капля камень точит»…(1); а во-вторых, реагировать все равно придется, так как за Вашими эмоциями стоит очень конкретная и печальная цифирь.
      Меня тоже возмущает то, что работа над важнейшими законопроектами ведется «под одеялом», но тут уж ничего не поделаешь, – у каждого свой стиль. Утешайтесь тем, что работа эта сводится к переводу, редактированию или компилированию старых документов. Работать по схеме «выявление проблем – поиск решений – разработка законодательной базы для их реализации» нынешние лесные «законотворцы» просто не умеют, а помогать им переставлять слова и абзацы, в документах, 80% из которых просто надо выбросить, поверьте, очень скучно.
      Тема деления лесов по целевому назначению, которая неразрывно связана с темой расширения ПЗФ и ограничениями лесопользования, крайне важна. Я вплотную занялся ей в 1988 году, когда мы с Колей Савущиком дали две отрицательные рецензии на отчет по НИР соответствующей тематики. Это был первый случай в практике ученого совета УкрНИИЛХА. Были и более поздние опубликованные работы, я завтра попрошу дать на них ссылку или разместить на сайте. Мы с коллегами продолжаем работать над проблемой , но пока придерживаем свежие публикации: новый документ принят – пусть его оценят практики.
      Идея одного «хозяина» в лице органа центральной исполнительной власти, по закону не имеющего права вмешиваться в хозяйственную деятельность лесопользователей, имеет мало шансов на реализацию. Пока все рассуждения на эту тему, вплоть до сегодняшних высказываний Литвина, я в серьез не воспринимаю. Время покажет кто прав, но вероятность того, что свой следующий транш МВФ свяжет с проведением административной реформы европейского образца (в этом случае слова Славуты, Литвина и т.д. останутся словами) достаточно высока. Кроме того, я не наблюдаю никакой подготовки к приемке лесов АПК. Может это игра такая, – просить то, что тебе не нужно, зная, что все равно не дадут? Вот будет смешно, если все-таки дадут…
      С Налоговым Кодексом сложнее, – это вопрос на который надо влиять сейчас. Срочно. «Подковерные» схемы воздействия, конечно, есть, но они могут не сработать. Необходимо формировать общественное мнение, прежде всего в отрасли и регионах. Об этом был разговор в Ивано-Франковске, но действий пока не видно. На месте Юрия Николаевича (не дай Бог, конечно – лучше сразу «шелковый шнурок» ) я бы:
      • Обязал плановиков и экономистов ВСЕХ предприятий проанализировать последствия принятия закона ( «попенка на все»+ не возврат НДС), лучше на цифрах до кризисного 2007 года. ОУЛМГ – собрать, проанализировать, обсудить, передать в Комитет.
      • Поручил («своим) и просил («чужих») ведущих экономистов и юристов отраслевой и вузовской науки дать правовой и экономический анализ положений проекта, касающихся лесного сектора.
      • Организовал семинары, круглые столы, пресс конференции, публикации на разных уровнях.
      Свои работы по лесоразведению в Степи я передал (не официально) Николаю Харитоновичу еще в июле, вместе с мыслями по поводу  его первых публичных выступлений в прессе. Знаю, что он читал. Реакции пока нет, возможно, потому что режим у Председателя сейчас,- как у Жукова, во время командования Ленинградским фронтом. Жду. Продолжаю работать…
      Пока все. Пишите…

    • Нові правила поділу на категорії,  по-суті, нічого не змінили: цільове призначення лісів, як і раніше, не пов’язане з режимом їх вирощування. На рівні БД лісовпорядкування перехід на нові категорії звівся до заміни груп лісу групами категорій. Однак, можуть виникнути проблеми з їх формальним узгодженням: бо зараз кожне село має право на “зелену зону” і може захотіти його реалізувати.

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.