Лесное хозяйство и институциональная структура лесного сектора Чешской республики

Необходимым условием устойчивого и поступательного развития лесного сектора Украины является изучение опыта ведения лесного хозяйства и реформирования институ-циональной структуры лесного сектора европейских стран. Этой статьей мы начинаем публикацию подборки материалов, посвященных данному вопросу. В основу предлагае-мой Вашему вниманию работы легли документы, полученные в ходе учебной поездки украинских специалистов в Чехию, осуществленной в апреле 2002 года в рамках украин-ско-шведского проекта “Стратегический план развития лесного сектора Украины”.

Лесное хозяйство и институциональная структура лесного сектора Чешской республики

Л.Полякова, М.Попков, Научно-информационный центр лесоуправления,
Н.Савущик, Киевская лесная опытная станция,
С.Пивовар, Радомышльский лесхоз

Необходимым условием устойчивого и поступательного развития лесного сектора Украины является изучение опыта ведения лесного хозяйства и реформирования институ-циональной структуры лесного сектора европейских стран. Этой статьей мы начинаем публикацию подборки материалов, посвященных данному вопросу. В основу предлагае-мой Вашему вниманию работы легли документы, полученные в ходе учебной поездки украинских специалистов в Чехию, осуществленной в апреле 2002 года в рамках украин-ско-шведского проекта “Стратегический план развития лесного сектора Украины”.

Общая характеристика. Общая площадь страны составляет 8,8 млн га, из которых леса занимают 2,6 млн.га или 33,4%. Об эффективности ведения лесного хозяйства гово-рит тот факт, что площадь лесов с 1920 года увеличилась на 270 тыс.га, а растущий запас более чем вдвое и достиг 630,5 млн м3. Ежегодный прирост составляет 16,8 млн м3, об-щий объем рубки – 14,44 млн.м3 (86% от годичного прироста).

В составе лесов преобладают хвойные породы (76,5%, рис.1). Лесоводы Чехии считают целесообразным повышение доли лиственных пород в составе насаждений. За последнее десятилетие их доля почти удвоилась, повысившись с 12,5% до 22,3%. За счет снижения доли хвойных и облесения не покрытых лесом земель планируется повышение доли лиственных пород до 35,6% .

Деление лесов на категории в зависимости от целевого назначения со временем-претерпело значительные изменения . До 1880 года все леса выполняли только производ-ственные функции. В начале века возникает небольшой (всего 0,5%) процент охранных лесов. С 1930 года по 1950 год около 1% лесов имели специальное назначение. Во време-на социализма кроме производственных лесов, доля которых снизилась до 81% в 1970 году, были выделены две группы лесов с разным порядком ограничений на ведение лес-ного хозяйства. В 1980 году разработана система деления лесов на категории, сохранив-шаяся до сегодняшнего времени (рис.2). Необходимо заметить, что доля лесов, выпол-няющих производственные функции, снизилась до минимума в 1990 году (58,4%) и нача-ла постепенно увеличиваться, достигнув уровня в 76,7% за счет снижения доли лесов специального назначения. К последним относятся леса национальных парков и заповед-ников, площади водосборов, рекреационные леса, леса, ослабленные и пораженные вследствие эмиссий.

Рис.2. Функции, выполняемые лесом
Рис.1. Породная структура лесов Рис.2. Функции, выполняемые лесом
Рис.3 Распределение собственности на леса.
Рис.3 Распределение собственности на леса.

Первые данные, свидетельствующие о характере распределения собственности на лес и лес-ные земли, датированы 1850 годом. Подавляю-щее большинство лесов (78,7%) были частны-ми, при чем дворянство владело только 21% ле-сов. Определенными массивами леса управляли церкви и коммуны (8 и 9% соответственно). Часть государственных лесов была незначи-тельной – всего 2,5%. С 1873 года как категория собственников появились лесные кооперативы, однако их доля никогда не превышала 2-3%. Дворянское сословие было упразднено в 1918 году, однако ситуация в отношении лесной собст-венности мало изменилась до 1930 года. Впоследствии стала возрастать, а с 1947 года стремительно расти доля государственных лесов. В 1950 году были упразднены церков-ные леса, а в 1970 году – коммунальные. Доля частных лесов к 1990 году снизилась до 0,1%. К веянию социалистических времен нужно отнести появление колхозных лесов.

После политических перемен было принято решение о реституции лесов. Однако этот процесс, стартовавший в 1991 году, оказался длительным и крайне болезненным как для государства, так и для других собственников. Вначале частным собственникам были возвращены владения площадью не более 75 гектаров, но впоследствии вследствие уси-ления лобби лесников в парламенте, было принято решение о возвращении лесной собст-венности до 400 гектаров. Однако и это решение оказалось недостаточным, поскольку самое крупное лесовладение Чехии составляло 30 тыс.гектаров лесной площади. В 1998 году 16 тыс.гектаров лесной площади были переданы университетам для реализаций учебных программ, в значительной степени возвращены леса коммунам и лесным коопе-ративам. Однако до настоящего времени нет законодательного решения о возвращении церковных лесов. Современное распределение собственности на леса показано на рис.3.

Основным законодательным документом является Лесной кодекс, принятый в 1995 году, после чего в него трижды вносились поправки. В законе отражены основы ве-дения лесного хозяйства, приведены все основные рекомендации и ограничения. С 2000 года реализуется концепция лесной политики на переходный период до вступления Че-хии в Евросоюз. Основное требование документа – приведение в соответствие норм и правил, действующих в Чехии с нормами и правилами Евросоюза.

Приведем несколько интересных фактов, характеризующих особенности ведения лес-ного хозяйства.

  • Ответственным за ведение лесного хозяйства для всех видов собственности явля-ется лесной менеджер, имеющий специальное лесное образование и имеющий опыт работы не менее 3 лет при университетском образовании и не менее 10 лет после окончании техникума. Если лесной собственник не привлекает лесного ме-неджера, заботу о ведении лесного хозяйства берут на себя государственные орга-низации
  • Основой ведения лесного хозяйства является план лесоустройства, составляемый на 10 лет. Вначале государственной лесоустроительной организацией за счет госу-дарственного бюджета проводится региональное планирование. Оцениваются ус-ловия произрастания лесов в регионе, их продуктивность, даются рекомендации по ведению лесного хозяйства. Дальнейшее лесоустроительное планирование вы-полняются частными компаниями. Стоимость лесоустроительных работ составля-ет в среднем около 400 крон на 1 гектар (приблизительно 12$). Частично затраты покрываются за счет государственных субсидий. План лесоустройства обязателен для лесных массивов более 50 гектаров, а максимальная площадь леса, охваченная одним планом ограничена 20 тыс. гектаров. При составлении плана лесоустройст-ва в обязательном порядке учитываются мнение лесовладельца о направлении ве-дения лесного хозяйства. Копия каждого составленного плана хранится в государ-ственном лесоустроительном предприятии. Если лесное владение менее 50 гекта-ров, по желанию владельца, для него может быть составлено руководство по лесо-управлению.
  • Каждому собственнику рекомендуется при выборе способов рубок отдавать пред-почтение выборочным и постепенным способам. Если в результате рубок откры-тая площадь превысит 0,2 га, лесной собственник обязан уведомить органы госу-дарственного управления о проведении таких рубок за 14 дней до их начала. Объ-ем выборки древесины задокументирован в лесоустроительном плане. Если собст-венник не имеет плана, с согласия лесного менеджера он может проводить выбо-рочные и постепенные рубки без уведомления органов государственного управле-ния при ежегодной выборке не более 3 кубометров с одного гектара.
  • Рубка главного пользования в насаждениях до 80 лет проводится только в случае специального обоснования.
  • Органы государственного управления по согласию с лесным собственником или по его инициативе назначают ответственного за охрану леса во время общего пользования лесом.
  • В практике лесного хозяйства принято повсеместное ограждение лесовозобновле-ния (как естественного так и искусственного), что повышает процент приживае-мости.

Действующее законодательство не регулирует правила внешней и внутренней торговли. Для экспортирования продукции необходимо иметь лицензию, а импортированная древе-сина не облагается налогом. Несмотря на то, что внутренне потребление древесины со-ставляет 80-90%, баланс между экспортом и импортом круглого леса в Чехии положи-тельный – 2,8 млн м3 экспортировано и 1,2 млн м3 импортировано в страну. Необходимо заметить, что основными потребителями экспортного потенциала страны являются бли-жайшие соседи Чехии.

Структура управления государственным лесным сектором изображена на рисунке 4.

Центральным органом государственного управления лесным сектором является министерство сельского хозяйства. В его состав входят четыре департамента, непосредст-венно занимающиеся лесным хозяйством:

  • Департамент развития лесного сектора – занимается законодательными вопроса-ми, вопросами международного сотрудничества, координацией работы научных и учебных организаций
  • Департамент лесной политики – отвечает за финансовую поддержку лесного сек-тора, информатизацию и статистику
  • Департамент лесного планирования – координирует вопросы лесоустроительного планирования, охраны окружающей среды, мониторинга лесных ресурсов, выдает лицензии частным предприятиям и физическим лицам на право разработки лесо-устроительного плана и руководств по лесоуправлению
  • Департамент лесного хозяйства и охоты – регулирует и контролирует деятель-ность региональных представительств в области лесного хозяйства и охотничьего дела

Лесной сектор министерства сельского хозяйства имеет 14 региональных и 78 районных представительств. В последнее время в Чехии наметилась тенденция передачи большей части полномочий с республиканского на региональный уровень.

Лесная компания. Государство владеет 63% лесов Чехии, из которых 54,3% находится в управлении государственной лесной компании “Леса Чешской Республики”. Ее основа-телем явилось в 1992 году министерство сельского хозяйства. Кроме более чем 1,4 млн. га лесных территорий в управлении лесной компании находится практически 20 тыс.км водных ресурсов. Штаб-квартира лесной компании находится в городе Градек Кралове. В главном офисе работает 115 сотрудников, занятых в основном стратегическим плани-рованием, решением кадровых вопросов, контролем финансовых вопросов и взаимоот-ношений с контрактниками. Управление компании осуществляет совет директоров и на-блюдательный совет, в состав которого входят 4 представителя министерства сельского хозяйства, 2 представителя других ведомств и 2 сотрудника компании. Функции госу-дарства (в лице министерства сельского хозяйства) сводятся к назначению генерального директора, определению приоритетов деятельности, одобрению баланса средств компа-нии и регулированию компетенции совета директоров.

На региональном уровне представителями компании являются региональные дирек-тораты. Каждый директорат отвечает в среднем за площадь в 84 тыс.га и имеет в своем штате 6 сотрудников, основные функции которых сводятся к методической и контроль-ной деятельности, а также информационной и правовой поддержке лесных подразделе-ний.

Собственно ведением лесного хозяйства заняты 90 лесных подразделений (5 лесных предприятий и 85 лесных округов). Лесные предприятия выполняют все лесные опера-ции самостоятельно, благодаря чему штаб-квартира компании может репрезентативно оценить стоимость и целесообразность их проведения. Средняя площадь одного такого предприятия 20 тыс.га. В его штате состоит около 80 квалифицированных служащих и 225 рабочих. Руководит предприятием директор, главный офис включает 5 управлений по разным направлениям деятельности. Каждое предприятие делится на несколько лес-ничеств, упраляемых лесничими и имеющих в своем штате лесников и лесных рабочих. Кроме того три из пяти лесных предприятий кроме ведения лесного хозяйства сфокуси-рованы и на проблемах охотничьего дела

В лесных округах в отличии от лесных предприятий все операции в лесу выполняют-ся по контракту частными компаниями. В среднем они ответственны за лесную площадь в 16,5 тыс.га и имеют в своем штате 5-6 человек лесной администрации, 8-21 лесников, 1-2 помощников лесников. Основным направлением деятельности является оперативное планирование и проверка качества проведенных работ в лесу.

В подчинении лесной компании находятся также семенной завод, региональные ад-министрации по управлению водными ресурсами и агентство по лесовосстановлению. Интересно, что лесная компания занимается только сбором и хранением семян. Все лес-ные питомники в Чехии частные. Лесная компания считает целесообразным исключение этого вида деятельности. Она реализует семена и преобретает саженцы. Основным на-правлением деятельности 6 региональных администаций по управлению водными ресур-сами является забота о территориях окружающих водные объекты, включая реки селево-го типа. Они ответственны за лесные операции, так же как и за гидротехнические меро-приятия.

Отметим некоторые факты о деятельности лесной компании:

  • Заключение контрактов на проведение лесных операций производится на ос-новании тендера. Частные компании проводят в лесу комплекс мероприятий, компенсируемый ценой древесины. 2 раза в году проводятся общие проверки как качества так и объема выполнения работ
  • Ежегодно в лесах государственной лесной компании заготавливается около 7 млн м3 древесины. В последнее время наблюдается тенденция сокращения объема рубок. Если в 1996 году он составлял 7,6 млн.м3, то в 2000 – только 6,8. Доля главного пользования в заготовленной древесине составляет около 70%. С каждым годом снижается процент санитарных рубок (с 76% в 1993 до 17% в 2001 году).
  • В 90% случаев срубленная древесина продается хлыстами без раскряжевки на лесосеке или у дороги фирмам-контрактникам и в 10% – древесина заготовля-ется самой компанией. В ходе реализации древесины потребителю наряду с различными частными компаниями на рынке древесного сырья действует тор-говый дом, 49% акций которого владеет лесная компания. Торговый дом по-крывает 40% потребностей покупателей. Кроме 10% древесины, заготовляе-мой самой компанией, торговый дом приобретает также 30% древесины, заго-товленной фирмами-контрактниками. Примечательной особенностью является то, что все контракты на реализацию древесины заключаются в компании на уровне региональных инспекторатов во избежание коррупции.
  • При лесовосстановлении в последнее время отдается предпочтение широколи-ственным породам, в основном дубу и буку. Так, с 1993 их доля возрасла с 17% до 40%. Участие ели при лесовосстановлении за последне десятилетие сократилась почти вдвое, лиственницы на треть. В это же время вырос про-цент пихты с 0,35% до 5,11% в 2001 году. По закону в насаждениях до 50 лет-него возраста доля широколиственных пород должна составлять 30%. В на-стоящее время процент широколиственных этого возраста в компании со-ставляет только 22%.
  • Растет процент естественного возобновления. В 2001 году оно составило 23,4% против 3,9% в 1993 году. Позитивной тенденцией является также со-кращение процента погибших культур с 37% в 1996 до 17% в 2000. Погибши-ми в Чехии считаются культуры при проценте приживаемоемости в 7-летнем возрасте менее 80%.
  • В 1999 году лесной компанией была принята “Программа 2000” которая мак-симально учитывает как интересы общества так и ведения высокопродуктив-ного лесного хозяйства
  • Процесс реституции еще не закончен. К 2000 году было возвращено 84,6% собственности как частным владельцам так и муниципалитетам. К этому вре-мени практически 1 млн га лесных территорий было возвращено владельцам
  • В 2000 году расходы лесной компании составили 16,4 млрд чешских крон или около 500 млн $. Прибыль компании составила 600 млн. чешских крон
  • Общий объем инвестиций компании в 2000 году составил 800 млрд.чешских крон или около 25 млн $. Из них 70,9% составили собственные средства и 29,1% средства, выделенные министерством сельского хозяйства и министер-ством охраны окружающей среды. В основном инвестиции вкладывались в строительство (66,7%), включая строительство лесных дорог, гидротехниче-ских сооружений и покупку оборудования, причем предпочтение отдавалось удовлетворению потребностей управления водным хозяйством. Значительные средства были выделены компанией на содержание и ремонт лесных дорог, гидротехнических сооружений.

Институт лесного менеджмента – государственная организация со штаб-квартирой в Брандисе над Лабем вблизи Праги организована в 1935 году и имеет 10 региональ-ных подразделений. Все работы института финансируются за счет бюджета, общая численность сотрудников около 500 человек. Основными направлениями его дея-тельности являются:

  • Инвентаризация по принципам Европейского содружества. В 2001 году в Че-хии была проведена первая национальная инвентаризация выборочными ме-тодами. Все работы были компьтеризированы, а сама система сбора данных была достаточно сложна поскольку с одного участка собирались данные по 180 показателям. Предварительные результаты будут уже в этом году, а пол-ностью работы будут закончены только в 2004 году. Очередность проведения такой работы 10 лет
  • Региональное планирование, в результате которого помимо самого плана предлагается полная унифицированная картографическая база региона. Мате-риалы регионального планирования предоставляются лесопользователям бес-платно, однако они обязаны предоставить в институт копию лесоустроитель-ного плана составленного для их предприятия в развитие регионального пла-на.
  • Создание и поддержка информационной системы лесов Чехии, включающей архив в бумажной форме (старые планы, отчеты о результатах ведения лесно-го хозяйства, инструкции по созданию планов и т.д.), базу данных, ГИС и сво-дную систему данных по всем лесоустроительным планам, позволяющей составлять ежегодно в кооперации с Министерством отчет о состоянии лесно-го хозяйства (на английском такой отчет составляется 1 раз в два года).
  • Работа по запросам органов управления.
  • Подготовка базы для сертификации, проводимой независимыми европейскими организациями, для ускорения и упрощения процесса сертификации. Пакет документов готовится для всей Чехии
  • Мониторинг состояния лесов.
  • Сотрудничество в разработке ГИС-технологий. В Чехии действует ГИС-система “Тополь”, кроме того создано множество развивающих программ и программ для контроля выполнения рассчетов
  • Консультационные услуги. Данный вид работ выполняется преимущественно бесплатно для собственников леса. Кроме того в рамках этого направления ра-бот осуществляется сотрудничество с другими секторами экономики, научно-техническое сопровждение проектов
  • Фотограммметрия
  • Международное сотрудничество. Институт принимает участие в реализации многих международных проектов в качестве международного эксперта, а та-кже в проектах развития лесного сектора

Государственное предприятие оборонные леса и фермы. Кроме оборонных целей данное предприятие имеет своей целью полнофункциональное использование при-надлежащих ей земельных, лесных, водных ресурсов с учетом экологического балан-са. Предприятие контролирует территорию в 165 тыс.га, из которых только на 139 тыс.га возможно ведение полнофункционального хозяйства. Если смотреть на рас-пределение земель, то 126 тыс.га покрыты лесом, 7 тыс.га земель сельскохозяйствен-ного назначения, 900 га занято реками и озерами и 100 гектаров прочих земель. Ис-тория образования военных (оборонных) лесных предприятий уходит своими корня-ми в далекое прошлое Австро-Венгерской империи. Так первое из них было образо-вано декретом правительства в 1928 году. Организационная структура предприятия построена по военному образцу, сочатая воедино территориальные и профессиональ-ные принципы управления. Существует 7 подразделений компании, управляемые ме-неджером, уполномоченным к ведению переговоров и заключению различных сде-лок. Среди основных экономических результатов, имеющих отношение к лесохозяй-ственной деятельности, предприятия можно упомянуть, что ежегодно рубится 550 тыс. м3 древесины, из которых рубками промежуточного пользования выбирается около 120 тыс.м3, лесовозобновление производится на территории 1350 га, кроме то-го компания производит ежегодно около 38 тыс. м3 пиломатериалов.

Ассоциация муниципальных и частных собственников Чешской республики. Ассоциа-ция коммунальных лесных собственников была образована в апреле 1992 года. Ее основателями выступили 93 коммуны по всей Чехии. Она была призвана оказывать помощь в процедуре возвращения исторической собственности, находившейся в их владении до 31 декабря 1949 года, поскольку на начальном этапе государство, более 40 лет управлявшее этими лесами, весьма неохотно их отдавало. 5 лет назад к ассо-циации присоединились частные собственники, после чего название ассоциации бы-ло изменено. В настоящий момент ее членами являются более 700 не государствен-ных лесных владельцев (коммуны, муниципалитеты, около 90% крупных частных владельцев, лесные кооперативы) управляющие 270 тыс.га лесных земель, что со-ставляет 10% общей площади лесов Чешской республики. Ассоциация устаналивает контакты и кооперирует свою работу с соответствующими международгными орга-низациями и с марта 1999 года она стала членом федерации европейских коммуналь-ных лесов в Страстбурге, а с июля 1999 года членом европейской конфедерации лес-ных владельцев в Брюсселе (со статусом наблюдателя). Общее собрание акционеров, принимающее и утверждающее все основные решения, созывается минимум раз в год и голосованием избирает исполнительный комитет из 9 членов сроком на два года. Основная деятельность ассоциации в настоящее время сконцентрирована на

  • Распространении информации по всем направлениям, связанным с лесным хо-зяйством. Проводятся семинары, встречи, тренинги, организация полевых по-ездок. Ассоциация использует в своей работе не только своих экспертов, но и приглашает преподавателей высших учебных заведений и т.п.
  • Поддержке в предоставлении компенсаций в случае отказа от возвращения земель собственникам
  • Разъяснении прав собственника, основываясь на основных законодательных документах, имеющих отношение к лесному сектору
  • Оказании помощи в получении государственных грантов и субсидий на про-ведение лесохозяйственных мероприятий
  • Участие в процессе лесной сертификации, содействие интересам лесных соб-ственников
  • Содействие развитиб внутреннего рынка древесины и продуктов ее перера-ботки

Детальнее остановимся на деятельности предприятий, представляющих интересы муниципалитетов. Они представляют собой акционерные общества со 100% город-ского капитала. Кроме специфической лесной направленности, муниципальные лес-ные предприятия занимаются непосредственно вопросами рекреации, охоты, озерно-го рыболовства, охраной водных источников, содержанием и ремонтом лесных дорог и другой деятельностью (например добыча песка). Близость города и высокая посе-щаемость таких лесов неизбежно накладывает свой отпечаток на особенности веде-ния лесного хозяйства (например, возникают ограничения в ограждении лесовозоб-новления, что приводит к его более низкой приживаемости). Все доходы, полученные компанией забирает город, возвращая их потом в виде инвестиций. Отчет о расходах предоставляется городской администрации 1 раз в полгода. Среди населения прово-дится разъяснительная работа о роли лесов и направлениях деятельности лесных компаний.

Среди прочих институциональных организаций лесного сектора в Чехии не обхо-димо отметить несколько научно-исследовательких институтов, занимающийся про-блемами лесного хозяйства и охоты, 2 высших учебных заведения, выпускающих специалистов лесного сектора (Прага и Брно), ассоциацию питомничьего хозяйства, а также другие общественные организации, включая общество лесников Чехии, оказы-вающие поддержку как работникам так и организациям лесного сектора

Экономика и финансы лесного сектора.

Начиная с 1999 года в лесном секторе Чехии наблюдается улучшение экономической ситуации, что вызвано в первую очередь высоким спросом на древесину, не смотря на высокие цены на основные сортименты, и то, что в последнее время не наблюда-лось больших потерь от ветровалов и гибели насаждений вследствие повреждений вредителями и болезнями. Приведем несколько фактов, характеризующих экономи-ческое и финансовое состояние предприятий лесного сектора Чехии:

  • Средний доход с 1 гектара лесной площади (без учета дотаций) составляет 368 чешских крон или около 12$. Наивысший доход в государственных лесах (406 крон), а наименьший в коммунальных (230 крон).
  • При рассмотрении средней стоимости единицы работ, необходимо отметить, что самая дорогостоящая операция это посадка леса – 56,7 тыс крон (около 1,8 тыс $) за гектар. Значительны также затраты на уходы за лесными культу-рами и рубки ухода в молодняках (по 7,2 тыс.крон или 230$ на 1 гектар каж-дая). Затраты на проведение рубок составляют 148 крон с 1 кубометра заго-товленной древесины.
  • Специального лесного налога не платят ни государственные предприятия, ни предприятия других форм собственности. Взимаются лишь налоги, свойст-венные и другим предприятим страны
  • Ежегодно правительство объявляет программы поддержки лесоуправления, которые сравнимы по целям и структуре с поддержкой лесных собственников стран европейского содружества. Правила предоставления дотаций одинаковы для всех субъектов лесных отношений.
  • В 2000 году правительство выделило 1 млн крон в виде субсидий. Основные направления предоставления субсидий следующие:
  • Государственная поддержка мероприятий, указанных Лесным кодексом (составление руководства по лесоуправлению, затраты на выдачу лицен-зий, почвоулучшающие мероприятия) – 23%
  • Субсидии лесным собственникам (лесовозобновление, сохранение не-древесных функций леса, состаление лесоустроительного плана, гидро-технические мероприятия, реконструкция насаждений поврежденных вследствие загрязнениея окружающей среды) – 53%
  • Предоставление услуг лесовладельцам (охрана леса от пожаров, внесение удобрений) – 11%
  • Предоставление кредитов -2%
  • На ведение лесного хозяйства в лесах Министерства обороны – 6%
  • Субсидии из фонда охраны окружающей среды – 5%.
  • Внимательный анализ стати поддержки лесных собственников показывает, что государственный сектор получил немногим более четверти этой суммы, ком-мунальные предприятия 33%, а частные собственники (физические и юриди-ческие лица) 37%. Субсидии государственной лесной компании в основном пошли по статье разработка плана лесоустройства и поддержание недревесных функций леса.
  • Численность работающих в лесном секторе в 2000 году составила 32,3 тыс. человек, при чем в государственном секторе занято только 23,3% от общего количества. Средний ежемесячный доход работников лесного сектора не-сколько ниже чем в других секторах экономики и составляет 11,5 тыс.крон. При этом в государственном секторе доход работников выше чем в частном

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.