В погоне за деньгами правительство готово распродать лесные ресурсы. Но для этого необходимо согласие парламента. На прошлой неделе вице-премьер Сергей Тигипко сделал очередное сенсационное заявление. На встрече с представителями ЕВА (Европейской Бизнес-Ассоциации) он заявил, что Фонд госимущества может в 2010 году получить от приватизации до 20 млрд. грн. В частности, за счет приватизации "новых секторов", в том числе предприятий лесного хозяйства.
Подобные заявления можно трактовать по-разному, но эксперты сразу заговорили о грядущей приватизации украинских лесов. Дело в том, что привлекательные предприятия первичной обработки древесины у нас были приватизированы еще в 90-х, и сейчас в стране работает не более 200 государственных деревообрабатывающих цехов, которые производят продукции на сумму около 450 млн. грн. Вряд ли приватизация этих объектов станет особо прибыльной. К тому же под понятие предприятий лесного хозяйства в большей мере подходят гослесхозы. В Украине насчитывается около 230 государственных лесохозяйственных предприятий, которые, по сути, совмещают две функции: ведение лесного хозяйства и лесозаготовку. И если первая функция – лесовозобновление, расширение лесных площадей и их охрана – в понимании украинских чиновников относится исключительно к функциям государства, то вторая – это уже перспективный бизнес.
Вероятнее всего, вице-премьер как раз говорил о необходимости разделить эти функции и вторую продать. Идея не нова, уже много лет существуют теория и необходимость разделить коммерческую и государственные составляющие. Независимые эксперты отмечают сразу несколько но, которые делают подобное разделение неэффективным. Во-первых, если за лесхозом оставить только коммерческую функцию, то возникнет потребность в некоем контролирующем органе, который необходимо финансировать из бюджета. Причем не одном. Сегодня лесхоз как орган власти часто действует сразу в нескольких административных районах, и в соответствии с административно-территориальным делением необходимо на один лесхоз создавать сразу несколько так называемых "лесных служб".
Второй момент. Каждый раз, когда речь заходит о возможном разделении полномочий, тактика лесхозов всегда одинакова – рубить все что можно и быстро реализовывать. Если процесс реформирования тронется с мертвой точки, то именно этого следует ожидать в ближайшее время. Сегодня в Украине и так огромные проблемы с незаконной вырубкой. Только по официальным данным, за прошлый год зарегистрировано 17,6 тыс. м3 незаконных рубок, ущерб от которых составил 33,8 млн. грн. Если же лесхозы начнут попустительствовать таким начинаниям, то эти цифры ориентировочно вырастут в пять-семь раз.
Но главное – в случае разделения полномочий непонятно, зачем продавать прибыльный бизнес и оставлять государству только затратные функции. Сейчас Госкомлесхоз финансируется на уровне 900-950 млн., тогда как доходы от его коммерческой деятельности превысили 3 млрд. грн. Лесоводы уверены, что следует предпринимать прямо противоположные шаги. Необходимо разрешить частную собственность, но не на существующие леса, а исключительно на новосозданные – частные леса должны появляться путем их создания на приватных землях, где леса не было 50 и более лет. С одной стороны, это позволит государству сэкономить огромные средства на лесоразведении. Согласно программе "Леса Украины" на 2010-2015 годы, за пять лет на увеличение площади и лесоразведение планируется потратить 2,3 млрд. грн., то есть около полумиллиарда в год. Тогда как эти расходы мог бы взять на себя бизнес. С другой стороны, это будет соответствовать общеевропейским нормам без угрозы потерять уже существующие насаждения. И для бизнеса довольно прибыльно, так как существует возможность получить компенсации в рамках Киотского протокола и развивать извечный источник энергии (дрова). Не говоря уже о престижности собственного леса. Правда, главный минус – слишком уж долгий срок окупаемости.
Кроме того, Госкомлесхоз (который отошел Блоку Литвина) вряд ли поддержит начинания по отделению наиболее привлекательной части лесхозов. Постоянно меняющееся руководство комитета в течение последних пяти лет придерживалось различных точек зрения относительно необходимости совмещения коммерческих и управленческих функций. Но новое руководство Госкомлесхоз, в лице Николая Шершуна выступает за сохранение полноты власти лесхозов. То есть в ближайшие сроки разделить функции гослесхозов не удастся. И тем более их продать. По словам экс-главы ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко, Кодекс законов о недрах и Лесной кодекс Украины запрещают продажу объектов лесного хозяйства.
Впрочем, желающие освоить украинский лес в случае его приватизации всегда найдутся. Деревообрабатывающая промышленность (и не только украинская) давно оценивает перспективы собственной лесозаготовки. До 2005 года государственные лесохозяйственные предприятия имели право реализовать круглый лес и лесопродукцию по любой цене. Потом появился ряд ограничений, а с марта 2007 года весь лес, за исключением дровяной древесины, должен продаваться только через аукционы на бирже. Это осложнило жизнь многим, но довольно быстро предприниматели приноровились покупать лес под видом дров. Об этом свидетельствует и тот факт, что за последние пять лет объемы санитарной вырубки выросли в семь раз, и сейчас "дрова" в объеме заготовок занимают наибольшую долю (порядка 32%). Но дальше наращивать объемы санитарной вырубки уже опасно, и деревообрабатывающий бизнес ищет возможность вертикальной интеграции.
Заинтересованность приватизацией лесного хозяйства Украины со стороны европейцев тоже вполне понятна. 17 апреля комитет ЕС по охране природы одобрил документ, который предусматривает полный запрет на использование нелегальной древесины на всей территории Евросоюза. Если закон пройдет второе чтение, то для нелегальной украинской древесины путь в Европу будет закрыт. В то же время Украина является одним из наибольших экспортеров древесины в ЕС, даже по данным Гостаможслужбы ежегодно мы вывозим леса на $272 млн. Неофициальная цифра – около $400 млн. Разница получается не за счет фактических объемов, а из-за того, что европейские страны (в частности, Словакия, Венгрия, Турция и Италия) согласно документам вывозят топливную древесину: 0,92 тыс. т при общем объеме экспорта в 2,2 млн. т. Украинские дрова уходят в среднем по $55 за тонну. По факту же часто оказывается, что под видом дров поставляется вполне качественная древесина, которую удалось купить у лесхозов по минимальной цене, – как отходы санитарной рубки. Но новые инициативы ЕС предусматривают, что ввезенный таким образом лес будет считаться нелегальным. А значит, многие европейские компании сейчас заинтересованы в легализации украинской древесины. Приватизация вполне укладывается в эту концепцию.
4 коментаря
Forester
В статье приведены не просто крайние, а скорее антагонистические точки зрения относительно перспектив развития лесного хозяйства Украины.
1. "Приватизация предприятий лесного хозяйства" – вряд ли вице-премьер Сергей Тигипко мыслит категорями разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности, как хотелось бы автору статьи. Но, что бы не думал вице-премьер, лишь бы не смотрел на пример России, где государственное лесное хозяйство "распяли" сразу после празднования 200-летия Лесного Департамента, и что важно для истории – "на кресте приватизации".
2. "Сохранение полноты власти лесхозов" – позиция председателя Госкомслесхоза Николая Шершуна последовательна для ведомства, но "кредо старой лесной гвардии" может оказаться низкоэффективным в условиях позиции 1.
Кроме этих позиций есть еще позиции Минагрополитики, Минэкологии, Минобороны (леса которых прежнее правительство постановило передать Госкомлесхозу), прочих министерств и ведомств, а также, – новых частных лесовладельцев (многие фамилии чисто случайно совпадают с фамилиями Народных Депутатов), партий и фракций, чиновников и наконец, – граждан, в том числе и позиция читателей "Украинского лесовода".
Разнообразие позиций свидетельствует, что пришло время консолидировать точки зрения в единое видение, которое называется документом "ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ". Кажется и в обществе и в правительстве для этого документа созрела "критическая масса".
Popovich_Pavel
Повністю згоден з Forester.
Головне в лісовій політиці це постановка цілей. Мета-"щоб усе залишалося як є" шляхом нічого нероблення-недосяжна. "Потрібно дуже дуже швидко бігти, щоб залишатися на місці". Ця формула застосовна і до українського лісового господарства. Усе має свій початок і свій кінець, в тому числі і система управління лісовим господарством. Після розпаду СРСР склалася нова глобальна економічна система. Тому необхідна нова система управління власністю- суспільними і приватними благами. В коментарі про економіко-правову природу лісу я окреслив ситуацію, що склалася, що є визначальною для системи лісового господарства України. Цільову функцію для системи нижчого порядку задає система вищого порядку. Світове співтовариства і людство є вищими системами по відношенню до країни України і українського народу. Тому в усіх законах, прийнятих в Україні є прикінцеве положення про приорітетність міжнародних договорів над національним законодавством.
Таким чином, хочемо ми того чи ні а повинні підпорядковуватися вищим інтересам. Тому ключовим принципом лісової політики України має бути розмежування, специфікація власності на суспільні і приватні блага, організація обігу цих благ для досягнення сталого розвитку.
Popovich_Pavel
Нарешті ЗМІ почали ретранслювати нормальні думки щодо перспектив лісового господарства України-підтримую на всі 100. Не потрібно витрачати державні кошти на лісорозведення, крім півдня України. На Поліссі з цим упораються приватні власники. Зараз виявили зловживання з коштами уряду Японій за продані квоти на викиди СО2. 280 млн. євро не можуть знайти. http://climategroup.org.ua/?p=968&utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+ua-climategroup+%28ClimateGroup.org.ua%29 За схемою зелених інвестицій, якби хоча б половина, хоча б 100 млн. євро пішло в лісове господарство, екологічна ситуація в УКраїні значно б покращилася. Але не можна ці кошти давати держлісгоспам напряму. Необхідно, щоб держлісгоспи стали розпорядниками бюджетних коштів для приватних власників лісів. На перших порах доцільно було б направляти кошти в приватне лісорозведення самими працівниками лісгоспів. Нехай інженери, лісничі, майстри візьмуть по 1-10-100-1000 га. колишніх с.г. земель, малопродуктивних і деградованих і посадять там свій ліс, за "японські" гроші. Під дієвим громадським, за необхідності міжнародним контролем це дасть бажані результати.
Однак, аби хто знав, як важко посадити ліс на власній землі. Дійсно, простіше вкрасти і вивезти за кордон деревину, аніж відкрито і чесно посадити ліс. Страшні своєю незрозумілістю бюрократичні перепони чекають сміливців. Необхідно мати неабияку мужність, щоб у наскрізь корумпованих умовах робити справу, яка не дає миттєвого зиску. Таких людей намагаються всіляко обмежити, принизити, бо вони не вписуються у сучасний світ, який живе за девізом-"якнайбільше збагачення негайно". Люди, які працюють на майбутнє, садять ліс на своїй землі для нащадків, покращують екологічну ситуацію на навколишніх землях, зберігають і примножують біорізноманіття, створюючи ланки екомережі, запобігають змінам клімату на глобальному рівні-є чужими для сучасних людців.
Навіть прибутковість лісорозведення нікого не цікавить, бо це "економіка життя", а в нас панує "економіка смерті". Тому ті, хто за життя, мають обєднатися для захисту спільних інтересів, брати землю і садити свої власні ліси, не дивлячись на всі перепони.
Ми переможемо!
Олександр Литвиненко
Повністю згоден з Popovich_Pavel
Comments are closed.