Общественные организации бьют тревогу о том, что если не прекратить преступную вырубку лесов в Украине, то в ближайшем будущем начнутся необратимые процессы в природе, которые приведут к экологической катастрофе.
МАСШТАБНЫЕ наводнения в западных областях страны, в частности в Карпатах, экологи считают следствием варварского отношения к природе. Поредевшие за последние десятилетия леса стали причиной того, что почва уже не способна удерживать влагу. Вода стремительно стекает в долины и, как следствие, возникают масштабные экологические бедствия.
Данная проблема касается не только так называемых зон риска, но и всей территории Украины. Страдают не только леса и заповедники, но и защитные лесополосы вдоль полей и железных дорог. Вырубаются деревья ценных пород, которые могут оказаться на грани исчезновения. О том, какие деревья уничтожаются, с какой целью, какое предусмотрено за это наказание — на эти и другие вопросы согласился ответить специально для «ВЕДОМОСТЕЙ» заместитель начальника УМВД Украины Юго-Западной железной дороги, полковник милиции Вадим СЛОБОДЯНЮК.
— Вадим Арсентьевич, насколько заслуживает внимания данная проблема на территории обслуживания Юго-Западной железной дороги?
— Да, такая проблема есть. Действительно, вдоль железнодорожного полотна часто можно увидеть свежесрубленные деревья. Но чтобы говорить о масштабе наносимого вреда, нужно проводить тщательный анализ исходя из статистических данных и заключений экспертов, занимающихся этим вопросом. Как показывает практика, всплеск подобного рода правонарушений происходит ближе к отопительному сезону. Начинается он с октября и длится по декабрь, пока не выпадет снег. Потом с февраля по март. Как правило, страдают те участки лесонасаждений, где рядом расположены населенные пункты. Особенно села, в которых не проведен газ.
— Какие породы деревьев страдают больше всего?
— Вырезают все подряд: акацию, сосну, ель, березу, иву, тополь, граб. Не так давно весь этот перечень срубленных деревьев зафиксировали на территории обслуживания сотрудники Бердичевской дистанции защитных лесонасаждений. Сумма нанесенного материального ущерба составила 21 тыс. 825 гривен (!) Часть деревьев люди используют на дрова. В основном акацию, клен, ольху и др. Более ценные породы — такие, как дуб, ясень, – больше применяются в строительстве.
— Как определяется стоимость срубленного дерева?
— Есть постановление Кабинета министров №665 от 23.07.2008 года, где четко указаны принципы, по которым определяется соотношение параметров сруба дерева и расценок. Проще говоря, замеряется пенек и по этим замерам устанавливается сумма нанесенного ущерба. Здесь играет роль не только возраст дерева, но и его месторасположение, порода. Минимальная сумма ущерба — 42 гривни. Это в том случае, если дерево в диаметре не превышает 10 см. Если будет 10,1 см — это уже 74 грн. Свыше 14 см — 190 грн. Свыше 18 см — 390 грн. Свыше 22 см — 685 грн. Чем толще дерево, тем дороже. Начиная с 46,1 см до 50 см, цена уже 3 тыс. 109 грн. После этой отметки сумма растет с каждым сантиметром, который оценивается в 105 гривен. То есть 50,1 см — плюс к указанной сумме еще 105 грн. Если 50,2 см — плюс уже 210 грн. и т. д.
— Кто несет ответственность за контроль данной ситуации?
— Это входит в обязанность прежде всего дирекции железной дороги. Для этого есть специальные дистанции, где работают сотрудники ведомственной охраны, мастера, лесники, начальники участков, которые раз в неделю обходят с проверкой вверенную им территорию. Задача же милиции выявлять и задерживать граждан, которые ведут незаконную вырубку деревьев в зоне защитных лесонасаждений.
— Какая статья предусмотрена в Уголовном кодексе за данное правонарушение?
— Это статья 246 (незаконная вырубка леса). В ней сказано, что незаконная вырубка леса и кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях, которая причинила существенный вред, а также совершения таких действий в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в других особенно охраняемых лесах наказывается штрафом от пятидесяти до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же самый срок, с конфискацией незаконно добытого.
— Кем определяется степень нанесенного вреда?
— Существенен вред или нет, нанесенный природе и государственной казне, определяют в прокуратуре. После чего уже выносится решение, и дело передается в суд. Но, как показывает практика, те убытки, которые наносятся в лесополосах, расположенных вдоль железнодорожного полотна, не относятся к разряду «существенных», потому, наверное, от безнаказанности и процветает данный вид преступлений.
— Чаще приходится возбуждать уголовные дела по факту или в отношении конкретного лица?
— Чаще по факту. Сами понимаете, уследить за огромной территорией сложно. Иногда звонят люди, случайно ставшие свидетелями того, как кто-то рубит деревья, а бывает, и милиция ловит на «горячем». Так, на днях был задержан 31-летний житель Сумской области, который перевозил в прицепе своего автомобиля погубленные деревья. Как выяснилось, мужчина срубил в защитной лесополосе на перегоне Ворожба–Волвино четыре дерева для хозяйственных целей. С небольшой временной разницей был задержан житель Хмельницкой области, который на перегоне Кривин–Острог спилил дуб диаметром 30 см, что составило сумму материального ущерба свыше одной тысячи гривен. Чтобы вырасти дереву до такого размера, нужно лет 45, а то и больше.
— Какой урон несет железная дорога от вырубки лесонасаждений?
— Неприятностей от этого хватает. Недавно был случай, связанный с вырубкой деревьев, который не ограничился одной лишь 246 статьей Уголовного кодекса. К нам поступило сообщение, что на станции Калиновка на линию электропередач упало дерево. По этой причине чуть не погибли люди. Как выяснилось, местный житель решил спилить несколько деревьев, закрывающих ему солнце! Нет, это не клиент психиатрической больницы. Просто мужчина соорудил в лесополосе огород, который из-за бурной растительности был мало освещен. Вот и было принято им решение спилить «лишние» деревья. Но случились непредвиденное. В стволе мощного столетнего ясеня застряла электропила. Пытаясь ее вытащить, «лесоруб» несколько не рассчитал, и дерево рухнуло на линию электропередач, что могло стать причиной аварии поезда, которая не исключает опасности для жизни людей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 277 (Повреждение путей сообщения и транспортных средств).
Защитные лесонасаждения являются составной частью инженерного комплекса дорожного хозяйства. Они призваны защищать железные дороги от снежных заносов, сильных ветров и прочих неблагоприятных климатических природных явлений. Без этого невозможно нормальное движение поездов в какое-либо время года. Выполняют они также озеленительные, санитарно-гигиенические, противоэрозийные и другие важные функции, охраняя окружающую среду от вредного воздействия транспорта, в т. ч. от шума, газа, дыма, вибраций и т. д. Говоря об эстетической стороне, вряд ли кому-то понравится пейзаж из высохших пеньков и изувеченных деревьев, которые еще вчера радовали глаз своим величием и красотой.
— Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?
— Природа Украины — наше национальное достояние. Чтобы искоренить безответственное отношение к ней отдельных граждан, однозначно, нужно ужесточить меру наказания. Именно к такому выводу уже пришло правительство Российской Федерации. Следует снизить нижний предел значительного размера ущерба, являющегося обязательным признаком для наступления уголовной ответственности. За незаконную вырубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев необходимо не только увеличить штрафы, но и максимальный срок исправительных работ, а также пересмотреть сроки лишения свободы. К тому же, решать данную проблему нужно общими усилиями, привлекая к ней общественные организации, средства массовой информации и т. д. Часто уничтожаются деревья, которым по 80 — 100 и более лет. Чтобы саженцы окрепли и превратились в мощное дерево, не хватит, порой, человеческой жизни. Но чтобы уничтожить это дерево, достаточно считанных минут…