Травяные палы: искоренить или уменьшить ущерб?

 Об отношении к травяным палам лесоводов Польши и России. По материалам Интернет изданий. М.П.

В весенний период головной болью польских лесников являются незаконные поджоги сухой травы на залежных землях, лугах, вдоль железных и автомобильных дорог. Лесники требуют прекратить травяные палы, которые являются основной причиной лесных пожаров в весенний период.
«Позорная традиция» травяных палов базируется на ошибочном представлении об их положительном воздействии на урожайность. На самом деле результаты противоположны: пожары уменьшают поглощение азота почвой; стимулируют бурное развитие сорной растительности, имеющей глубокие корни; сокращают опыление растений из-за гибели или отпугивания пчел. Во время травяных палов исчезают места обитания многих животных, в том числе фазанов, зайцев, оленей, птиц. Лесные животные, которые случайно попадают в зону огня, задыхаются в дыму. Кроме того, гибнут многие мелкие полезные животные, такие как земляные черви, которые очень благоприятно воздействуют на почву. Поджоги сухой травы часто создают серьезную угрозу для жилых построек, а значит и для жизни и здоровья человека. Каждый год, во время сезонных выжиганий травы гибнут люди.
В районах, где леса на больших площадях соседствуют с сенокосами, пастбищами и залежными землями, травные палы часто переходят в лесные пожары. В 2009 году лесники зафиксировали 88 таких пожаров общей площадью около 40 га. Восстановление сгоревшего леса растянется на несколько десятилетий. Средние потери составили около 10 тысяч злотых на 1 гектар лесного пожара.
За сжигание растительности на лугах, пастбищах, пустырях, канавах, придорожных полосах законодательство Польши предусматривает строгое наказание: до трех лет тюремного заключения. Согласно ст.131 Закона об охране природы в Польше "Тот, кто поджигает луга, пастбища, пустыри, канавы, придорожные полосы, полосы вдоль железных дорог, заросли тростника или камыша – наказывается тюремным заключением или штрафом".
Закон о лесах также регулирует данный вопрос. Согласно статьи 30 пункт 3 в лесу, на не лесных участках внутри лесных массивов , а также на расстоянии 100 м от внешней границы леса запрещена любая деятельность , потенциально опасная для леса, в частности:
разжигание огня за пределами участков, специально отведенных для этой цели владельцем леса или менеджером лесничества,
использование открытого пламени,
сжигание растительных остатков и напочвенного покрова

http://www.lp.gov.pl/Members/Magda/stop-wypalaniu-traw

По телевидению Польши в весеннее время, прокручивают видео клип предупреждающей об опасности травяных палов.

Загрузить (6.5М)

Мнение польских коллег полностью разделяют многие российские специалисты, мнение которых отлично сформулировал Алексей Ярошенко (Лесной форум Гринпис России, 4.04.2010)

«В Средней полосе европейской части России начался сезон массовых травяных пожаров. Пока горит трава на сухих и хорошо прогреваемых солнцем склонах, в основном по обочинам дорог, но уже в ближайшие дни травяные палы могут распространиться и на другие участки. Причиной всех без исключения травяных палов является деятельность человека – оставление без присмотра костров, бросание в траву непогашенных окурков, а еще чаще умышленные поджоги из хулиганских и тому подобных побуждений.

Травяные палы наносят огромный ущерб природе России, в том числе лесам и лесополосам. Несмотря на это, в России в настоящее время отсутствует сколько-нибудь эффективная система борьбы с этим бедствием, а законодательство практически не позволяет привлекать поджигателей к ответственности (за исключением разве что случаев, когда поджог сухой травы наносит ущерб лесу, домам или инфраструктуре, и когда вину поджигателя в причинении этого ущерба удается доказать).
Некоторые люди искренне считают, что палы сухой травы полезны – ускоряют рост молодой травы, удобряют почву золой, предотвращают неожиданное распространение огня. На самом же деле, эффект более быстрого роста травы в результате выжигания является кажущимся: сухая трава просто скрывает поначалу молодые зеленые побеги, и невыжженные участки кажутся серыми – в то время как на почерневших выжженных участках зеленая трава хорошо заметна. Почва от беглого травяного пожара прогревается совсем незначительно, но при этом находящиеся на поверхности или у самой поверхности почки и семена трав уничтожаются, так что итоговый эффект от такого "прогревания" оказывается нулевым, а иной раз и отрицательным. Что же касается удобрения почвы золой – травяной пожар не добавляет ничего нового: минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, все равно попали бы в почву при разложении сухой травы (а летом, в тепле, она разлагается очень быстро). Снижения пожарной опасности за счет "контролируемого" выжигания сухой травы, как правило, не происходит, поскольку удержать травяной пал под контролем удается очень редко.

Вред же от выжигания сухой травы весьма велик. Ниже приводятся основные аргументы против выжигания сухой травы, причем они относятся как к неконтролируемому, так и к намеренному, контролируемому, выжиганию.

1. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. Как уже сказано выше, травяной пожар не увеличивает количество минеральных питательных веществ в почве – он лишь высвобождает их из сухой травы, делает доступными для питания растений. Однако, при этом теряются азотные соединения (основная часть запасенного в растительности связанного азота высвобождается в атмосферу, становясь для подавляющего большинства растений недоступной), и мертвое органическое вещество почвы (образующееся из отмирающих частей растений, в том числе собственно сухой травы). Сокращение количества мертвого органического вещества в почве – это главный фактор снижения почвенного плодородия. Органическое вещество обеспечивает пористость и рыхлость почвы, ее влагоемкость, способность удерживать элементы минерального питания растений в тех формах, из которых они могут быстро высвобождаться в почвенный раствор (что особенно важно в период активного роста травы). Кроме того, органическое вещество во многом определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии – скрепленные мертвой органикой частицы песка и глины труднее смываются водой или сдуваются ветром, а значит, плодородный слой почвы лучше сохраняется с течением времени. Наконец, мертвое органическое вещество высвобождает имеющиеся в нем элементы минерального питания постепенно, по мере разложения – в то время как при сгорании этого вещества минеральные элементы переходят в растворимую форму быстро и в последствии легко вымываются первым же сильным дождем. Стоит упомянуть и о том, что многие плодородные почвы, например, черноземы, в условиях постоянного выжигания сухой травы просто не смогли бы образоваться – поскольку не было бы необходимого для их формирования постоянного пополнения почвы мертвым органическим веществом.

2. Травяные пожары наносят существенный ущерб опушкам леса, уничтожают молодую древесную поросль, служат одним из главных источников пожаров в лесах и на торфяниках. Даже слабый и беглый травяной пожар способен привести к гибели молодых лесных посадок, создаваемых для защиты полей от иссушения, берегов от эрозии, дорог от снежных и пыльных заносов и т.д. Молодая древесная поросль, появляющаяся на бросовых сельскохозяйственных землях естественным путем, тоже гибнет чаще всего именно из-за поджогов сухой травы. Малолесные районы нашей страны так и остаются малолесными – хотя, если бы травяных пожаров не было, многие из них уже обзавелись бы новыми защитными лесами, способными ощутимо улучшить местный микроклимат и условия жизни людей. Значительная часть защитных лесов и лесополос, массово создававшихся в нашей стране на протяжении последнего столетия, за последние полтора десятилетия погибла от травяных пожаров. Если же от горящей травы возникает пожар в лесу или на торфянике, то на тушение этих пожаров приходится тратить значительные силы и средства – причем далеко не всегда удается избежать катастрофических последствий и вообще добиться успеха в их тушении.

3. Травяные пожары наносят существенный ущерб биологическому разнообразию многих типов травяных экосистем. При сильном травяном пожаре гибнут практически все животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы – кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму; на пожарищах очень часто находятся сгоревшие птичьи гнезда со следами яиц, обгоревшие улитки, грызуны, мелкие млекопитающие. Многие виды растений также с трудом переживают травяные пожары – особенно те, чьи почки находятся на самой поверхности почвы или чьи семена наиболее чувствительны к нагреванию. Травяные пожары, особенно если они повторяются ежегодно, приводят к значительному обеднению природных экосистем, потере биологического разнообразия.

4. Травяные пожары служат одним из важнейших источников выбросов в атмосферу углекислого газа, связанных с хозяйственной деятельностью человека. В естественных условиях – когда сухая трава не горит вообще или горит крайне редко в результате попадания молний во время сухих гроз – органическое вещество отмирающих растений или их частей скапливается на поверхности почвы. Там оно проходит сложный цикл превращений, частичного разложения, перемешивания с верхними слоями минеральной почвы (за счет деятельности многочисленных почвенных животных), и постепенно преобразуется в длительно-устойчивые органические соединения почвы – разумеется, с некоторыми потерями общей массы. Почва на протяжении тысячелетий продолжает накапливать это органическое вещество, исключая его из атмосферного круговорота (редкие травяные пожары, случающиеся в природе и без вмешательства человека, коренным образом этот процесс не нарушают). Если же пожары становятся слишком частыми – то в атмосферу выделяется углекислый газ не только за счет сгорания свежей сухой травы, но и за счет частичного выгорания исторически накопленного в почве мертвого органического вещества. А значит – усугубляется так называемый "парниковый эффект", приводящий к неблагоприятным изменениям и более резким колебаниям климата нашей планеты.

5. Травяные пожары часто приводят к повреждению различных хозяйственных построек и объектов – домов, сараев, линий электропередачи и связи, деревянных мостов и других. Ежегодно в России в результате поджогов сухой травы сгорают тысячи домов и дач, нередко страдают памятники истории и культуры, старинные деревянные постройки. Местные линии электропередачи и связи, для прокладки которых до сих пор используются преимущественно деревянные столбы, являются традиционными жертвами травяных пожаров – подгоревшие снизу столбы падают, обрывая провода и оставляя без света и связи целые деревни и поселки. При этом нередко поджигателями сухой травы являются сами жители этих деревень и поселков, или гости, выбравшиеся из города, чтобы порадоваться наступившей весне. В условиях и без того небогатой жизни большинства российских сел и деревень ущерб, наносимый народному хозяйству травяными пожарами, выглядит весьма внушительным.

6. Травяные пожары могут служить причиной гибели людей – даже несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Причины гибели людей могут быть разными. Самая очевидная – это то, что от травяных пожаров могут загораться дома, леса и торфяники, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди (причем самыми опасными являются торфяные пожары, которые очень часто возникают на осушенных торфяных болотах именно вследствие поджогов сухой травы). Менее очевидная, но не менее важная, причина гибели людей из-за поджогов сухой травы состоит в том, что дым травяных пожаров очень вреден для здоровья, и просто опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания. Из-за массовости поджогов травы весной загрязненность воздуха дымом от травяных пожаров оказывается не менее высокой, чем загрязненность воздуха даже от самых сильных пожаров на торфяниках. Не следует забывать и о том, что трава горит, как правило, значительно ближе к границам населенных пунктов (а нередко и в самих деревнях, поселках и даже городах) – поэтому и воздействие дыма на здоровье людей оказывается значительно более сильным. Вопрос о влиянии дыма от травяных пожаров на здоровье и жизнь людей пока изучен в недостаточной степени, но даже имеющаяся информация показывает, что гибель людей в результате воздействия травяного дыма – совсем не редкость. Влияние дыма от травяных пожаров невозможно отделить от влияния дыма от пожаров в лесах и на торфяников (которые нередко возникают вследствие поджогов сухой травы). Совокупное воздействие дыма от пожаров на природных территориях на здоровье людей может быть весьма велико. По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от таких пожаров (главным образом твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм, легко рассеивающихся в атмосфере) вызывают целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности.»

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=6745&view=unread&sid=2aef5133b4eb0cabc7346967cd059c26#unread

Несколько иначе, относятся к проблеме предотвращения ущерба леса от травяных палов в официальных органах управления лесного хозяйства России. Многие работающие здесь лесоводы, вслед за коллегами из США, считают, что бороться с весенними и осенними с.-х. палами, практика которых давно превратилась в народную традицию, на данном этапе не возможно. В связи с этим, предлагается использовать контролируемое выжигание травы на больших территориях. В январе этого года издан приказ Рослесхоза, которым предусматриваются "профилактические контролируемые выжигания" на площади 2.3 млн.га. Ниже приведена реакция Гринпис на инициативу Рослесхоза.

«Приказом № 31 от 29 января 2010 года Рослесхоз отметил, что причиной большинства лесных пожаров в прошлом году стало нарушение правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных палов и неосторожное обращение с огнем в лесу. И одновременно с этим Рослесхоз приказал провести в 2010 году "профилактические контролируемые выжигания" (фактически те же самые сельхозпалы) на площади 2 274 700,4 га.

В реальности "контролируемое" выжигание на такой огромной площади невозможно. Если поделить эту площадь на всех сохранившихся работников государственных лесохозяйственных организаций – от лесничих и мастеров леса до бухгалтеров и уборщиц – получится примерно по 50 гектаров на каждого, если же поделить эту площадь на тех, кто в реальности мог бы обеспечить контроль за выжиганиями, получится по несколько сотен гектаров на человека. К тому же, если огонь начнет выходить из-под контроля, в рамках действующего законодательства у "выжигателей" просто не будет достаточных полномочий для того, чтобы организовать его тушение на прилегающих к лесу землях сельхозназначения. То есть фактически Рослесхоз приказывает органам управления лесами в субъектах РФ заниматься теми же неконтролируемыми палами сухой травы, которые стали одной из двух главных причин лесных пожаров в предыдущем году.

Выжигание сухой травы работниками лесохозяйственных организаций на такой огромной площади – это еще и крайне дурной пример населению. Фактически работники леса демонстрируют всем остальным гражданам, что жечь сухую траву вблизи леса – полезно и ненаказуемо. А граждане, как показывает практика, дурным примерам следуют весьма охотно. Во всяком случае, в ситуации, когда работники лесного хозяйства сами повсеместно палят сухую траву вблизи лесов в огромных масштабах, убедить граждан в том, что этого делать не следует, становится практически невозможно.

Следует отметить, что данный приказ Федерального агентства лесного хозяйства является лишь внутренним документом, не обязательным для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, лесохозяйственными организациями и лесопользователями. Он не проходил государственную регистрацию в Минюсте и не был официально опубликован в установленном порядке. Насколько известно, он и не подавался на государственную регистрацию, то есть он так и останется документом для внутреннего пользования. Поэтому здравомыслящие руководители органов управления лесами в субъектах РФ могут смело этот приказ проигнорировать – это гораздо лучше с точки зрения пожарной безопасности, чем потом тушить возникшие от палов сухой травы пожары в лесах и а торфяниках, и объяснять, почему "контролируемые" палы вдруг вышли из-под контроля.

Гринпис России обращается ко всем работникам лесохозяйственных организаций и другим гражданам России с просьбой сообщать о всех известных случаях повреждения лесов, возникновения лесных и торфяных пожаров в результате палов сухой травы, особенно в результате "контролируемых" выжиганий, проводимых работниками лесного и сельского хозяйства. Сообщения о всех подобных случаях можно оставлять на Лесном форуме или отправлять в Гринпис любым иным способом. В конце сезона весенних пожаров вся информация о таких поджогах будет проанализирована, и Гринпис сделает все возможное, чтобы привлечь пособников выжигания сухой травы к ответственности за их действия.

С приказом № 31 от 29 января 2010 года можно ознакомиться на сайте Рослесхоза: Об итогах работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по борьбе с лесными пожарами в 2009 году и организации работы по охране лесов от пожаров в 2010 году.»

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=6538&hilit=%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8B

В ходе обсуждения на форуме точка зрения Гринпис получила общую поддержку. Однако, было одно запоминающееся свидетельство практиков, подтверждающее то, что профилактический отжиг имеет право на жизнь.

«Проводили контролируемые выжигания весной 2009 в местах где последние годы лес горел от сельхозпала, – 2 минполосы примерно через 20 метров вдоль опушки между которыми сжигалась сухая прошлогодняя трава, рядом находились кроме трактора бригада лесников 7 чел на 2-х машинах за неделю прошли порядка 40 км(трактор работал 2дня), погода подходящая солнечная – опушка сухая, в лесу еще сыровато, так вот на этих лесных участках не пришлось тушить пожары благодаря вовремя и грамотно проведенным профилактическим выжиганиям, хотя эти заброшенные земли полыхали как обычно …»

Вслед за Алексеем Ярошенко я считаю, что масштабные контролируемые выжигания, – во первых, вредны, во-вторых, не осуществимы. Однако, применение контролируемых отжигов травянистой растительности вдоль границ леса, на потенциально наиболее опасных участках может и должно войти в практику защиты лесов от пожаров. В заключение напомню, что все международные организации и проекты, специализирующиеся на проблеме «огонь, лес и другие ландшафты» считают, что контролируемые палы в определенных случаях полезны и необходимы.

Для тех, кто интересуется технологией их проведения размещаю текст проекта указаний по проведению контролируемых выжиганий, подготовленный специалистами Минприроды Республики Бурятия в прошлом году (возможно, он уже приобрел статус норматива – не проверял). Методических разработок по применению управляемого огня в лесохозяйственной деятельности очень много, и американских (в основном) и европейских (последнего десятилетия).

Указания
по проведению профилактических контролируемых
выжиганий горючих материалов

1. Общие положения

1.1. Настоящими Указаниями предусмотрено проведение
профилактических контролируемых противопожарных выжиганий горючих материалов на лесных участках в составе земель лесного фонда и землях иных категорий земель (далее – профилактические выжигания), осуществляемых в рамках переданных Лесным кодексом Российской Федерации субъектам Российской Федерации полномочий по охране лесов от пожаров.
Профилактические выжигания являются одной из мер по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, проводимых в соответствии с Требованиями к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 16.12.2008 г. № 532.
Целью проведения профилактических выжиганий является создание защитных полос, которые оказывают сдерживающее влияние на возникновение и распространение лесных пожаров, предотвращение возникновения лесных пожаров от сельскохозяйственных палов.
Профилактические выжигания проводятся только в границах опорных линий, в качестве которых могут выступать защитные минерализованные полосы (очищенные до минерализованного слоя почвы), или естественные барьеры, в качестве которых могут выступать дороги, ручьи, реки, просеки, противопожарные разрывы. Качество опорных линий должно отвечать требованиям по прекращению распространения огня и содержаться в требуемом состоянии.
1.2. Профилактические выжигания проводят вдоль
автомобильных и железных дорог, при необходимости – вокруг населенных
пунктов, сельскохозяйственных угодий, по границам участковых лесничеств,
лесных кварталов, лесных культур, на полянах, полях, прогалинах, просеках.
Профилактические выжигания проводят до наступления пожароопасного сезона или после его окончания.
1.3. Профилактические выжигания запрещаются:
на участках лесного фонда, где произрастают растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Бурятия;
при наличии в составе лесных насаждений еловых, пихтовых и других наиболее чувствительных к огню древесных пород, а также соснового молодняка, ценных кустарников;
на торфяных и других почвах способных к длительному горению;
при наличии других причин, способствующих возникновению пожарной опасности.

2. Планирование работ

2.1. Выполнение мероприятий по проведению профилактических контролируемых выжиганий горючих материалов (далее – работы) проводится на основании государственного контракта (договора) на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, заключенного Республиканским агентством лесного хозяйства с исполнителем государственного заказа (далее – Исполнитель работ) и в соответствии с техническим заданием, разработанным Республиканским агентством лесного хозяйства и являющимся неотъемлемой частью заявки на размещение государственного заказа.
2.2. Выполнение работ обеспечивается за счет субвенций из федерального бюджета, направляемых в Республику Бурятия на исполнение переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений.
2.3. Государственный контракт (договор) на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов заключается на основании протокола аукциона, проведенного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Перечнем товаров товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. № 236-р, Порядком взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2006 г. № 269.
2.4. Работы выполняются в соответствии с Рекомендациями по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденными приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24.03.1999 г. № 68, расчетно-технологическими картами на проведение контролируемых профилактических выжиганий горючих материалов.
2.5. Расчетно-технологические карты на проведение контролируемых профилактических выжиганий горючих материалов включают расчеты по подбору участка для проведения работ, непосредственному выполнению работ и транспортные расходы, разрабатываются Исполнителем работ и утверждаются руководителем Исполнителя.
2.6. План проведения профилактических контролируемых выжиганий горючих материалов (далее – План) разрабатывает Исполнитель работ и утверждает руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства. Утверждение производится в срок до 5 дней после представления Плана в Республиканское агентство лесного хозяйства путем проставления на титульном листе записи "Утверждаю", подписи руководителя и печати.
2.7. План включает:
– схему лесничества с нанесением границ (красного цвета) планируемых профилактических выжиганий;
– ведомость кварталов и выделов, их площади, где планируется проведение профилактических выжиганий;
– график проведения профилактических выжиганий;
– перечень технических средств и снаряжения, используемых при проведении профилактических выжиганий.
При разработке Плана используются материалы лесоустройства, противопожарного обустройства лесов и натурного обследования лесных участков.
2.8. Перечень технических средств и снаряжения, используемых при проведении профилактических выжиганий, включает:
– транспортные средства (из расчета один автомобиль, вездеход на каждые 4-5 человек);
– средства связи (для руководителя работ, старших групп и подгрупп);
– индивидуальные ручные средства, используемые для зажигания (зажигательные аппараты Аз-3 и др.);
средства для создания преград распространению огня и для его тушения в случае угрозы выхода профилактического выжигания из-под контроля (ранцевые лесные опрыскиватели, грабли и другие средства пожаротушения);
другие виды пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения, возможные для использования в соответствии с местными природно-климатическими условиями.
2.9. Начало работ планируется на период до наступления пожароопасного сезона сразу после схода основной массы снега в местах предполагаемых профилактических выжиганий или на период после окончания пожароопасного сезона в зависимости от местных условий. Оптимальным сроком для начала работ весной является период сразу после схода снежного покрова, когда почва еще не оттаяла, и корневая система растений содержит запас влаги и практически не повреждаются огнем. Осенью оптимальным сроком для начала работ является период до наступления устойчивого снежного покрова, когда почва начала промерзать и корневая система растений не сможет повредиться огнем.
2.10. В первую очередь планируется проведение профилактических
выжиганий на возвышенных, открытых местах, южных склонах, где снег
сходит в ранние сроки.

3. Формирование групп по проведению работ

3.1. Для выполнения работ Исполнитель работ формирует группы и подгруппы лесных пожарных. Группа состоит из двух подгрупп по два человека в каждой и старшего группы, всего 5 человек. Одного человека из каждой подгруппы назначают зажигающим, другого – контролирующим безопасность распространения огня, старшим подгруппы.
3.2. Ответственным за подбор состава групп лесных пожарных, их подготовку, техническое оснащение, а также за качество, своевременность и безопасность проведения работ, обеспечение требований охраны труда является руководитель организации – Исполнителя работ.
Подготовка групп лесных пожарных к предстоящим работам предусматривает:
– теоретическое обучение работников по выполнению данного вида работ;
– тактическое учение по проведению данного вида работ в полевых условиях;
– соблюдение требований техники безопасности при проведении данного вида работ.
3.3. В целях определения даты и времени проведения работ формируется группа разведки из 2-3 человек, возглавляемая руководителем работ и обеспеченная транспортным средством. Группа разведки также контролирует безопасность проведения работ и оказывает помощь в тушении огня при угрозе выхода его из-под контроля, контрольные осмотры места работ по их завершению.

4. Условия безопасного проведения работ

Условиями безопасного проведения работ является:
– организация огневой разведки;
– направление профилактических выжиганий вниз по склону.
– выбор времени и места начала работ в зависимости от метеорологических условий с учетом рекомендаций разведки. Оптимальным временем начала работ является 13-14 часов дня, когда разведкой получены благоприятные результаты, окончания работ – до захода солнца. Место начала работ – место проведения разведки.

5. Огневая разведка

5.1 Работы по огневой разведке предусматривают регулярные посещения лесных участков и начинаются в первые дни после схода снега, а в осенний период – сразу после окончания пожароопасного сезона. Плановое время разведки – 12-14 часов. Огневая разведка проводится методом зажигания горючих материалов с целью определения степени вероятности (возможности) устойчивого горения у корневой шейки дерева и угрозе перехода огня на кроны деревьев.
5.2. Зажигание горючих материалов делают в 3-х разных местах, имеющих характерный для всей площади лесного участка состав напочвенного покрова. Каждое следующее зажигание выполняют только после тушения предыдущего.
5.3. При устойчивом горении у шеек корней деревьев и угрозе перехода огня на кроны деревьев профилактические выжигания прекращаются.
5.4. Разведка проводится на каждом лесном участке в отдельности. Разведка заканчивается тушением всех очагов горения.
5.5. Если особенности погодных условий и горения удовлетворяют требуемым показателям, руководитель работ принимает решение о сжигании горючих материалов на всей площади лесного участка и вызывает группы лесных пожарных для выполнения этих работ.

6. Порядок проведения работ

6.1. Работы ведутся последовательно по каждому лесному участку.
6.2. После завершения отжига на участке подгруппы совершают контрольный обход участка по внешней его границе с целью выявления и тушения оставшихся очагов горения.
6.3. Работа считается выполненной, если огнем пройдена вся запланированная территория.
6.4. Во второй половине следующего дня совершается контрольный осмотр места работ их руководителем и сопровождающей его группой разведки. Если обнаружены очаги возобновления горения, то производится их ликвидация.
Акт о выполненной работе оформляется по итогам последнего осмотра всей территории пройденной профилактическим выжиганием и установления невозможности возобновления горения после 14 часов.

7. Техника безопасности

7.1 При проведении работ соблюдается техника безопасности согласно Правилам по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 марта 1997 года № 15.
7.2. Непосредственно перед началом работ руководитель (вместе с группой разведки) или старший группы (вместе с старшим одной из подгрупп) должны осмотреть территорию и убедиться в том, что на данной территории нет людей, а в процессе выполнения работ старшие групп ведут постоянное наблюдение за выполнением этого условия.
7.3. Обеспечение средствами индивидуальной защиты ведется в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29 декабря 1997 года № 68.

 

 

4 коментаря

  • Мы живем в Киеве, на пр. Жукова, 24-А, Лесной масив. Каждую ночь, около 12 ночи начинается кошмар, который длится до утра. В лесу начинают что-то жечь, валит едкий, черный дым, дым такой, что не видно соседний дом, черным дымом затягивает всё небо, вонь страшная, невозможно открыть форточку. Этот ужас продолжается уже второй год!!! Лес этот полностью загажен, никогда не убирается, лес превратили в мусорную свалку, помойку, а после этой зимы, когда огромная часть деревьев и веток просто валяется на земле, – все это вообще превратилось в кошмарное зрелище. Неужели нельзя ничего сделать!? Хотя бы прекратить поджеги каждую ночь, чтобы не травить людей!

     

  •  Лісівники як ніхто інший розуміють що таке лісові пожежі і яка це болюча для них  тема, що  знову гостро постає з приходом весни. Те багатство, ЛІС,  що створювалося  ними десятиріччями через людську недбалість і цинізм може згоріти за лічені години, а щоб знову його зростити – на це в декого і життя уже не вистачить. То що ми оставим своїм дітям і онукам?

       Так що матеріал цікавий, хоча по ньому потрібна дискусія небайдужих громадян і особливо лісоводів. Хотілося щоб висловилися по даному питанню ті,хто майже кожний  день стикаються з даною непростою проблемою- проблемою лісових пожеж та їх гасінням. Хотілося б почути відношення влади до цих питань, органів Міністерства охорони навколишнього природн. середовища, Держкомлісгоспу, НЧС. Що потрібно зробити щоб не допустити до знищення лісів вогнем? Що Ви про це думаєте?

      Потрібно висвітлювати як до вирішення цього питання  ставляться в інших державах, в т.ч. і в Білорусії, Німеччині, Австралії, США.

     Так що започаткована на даному сайті тема лісових пожеж  повинна стати однією з найбільш обговорюваних, бо це дійсно болюче питання для всіх лісоводів.

     А тому прошу не будьте байдужі – скажіть свою думку в цьому питанні, вона буде всім цікава, а може  Ваша порада або громадянська позиція кимось буде примінена  у своїй роботі і це допоможе уберегти наші ліси від нових пожеж.

    •  Сегодня, как и почти  всегда, я с Вами соглашаюсь. Но не очень верю в то, что дискуссия получится. Из лесников многие десятилетия "лепили" исполнителей, поэтому они получились  "молчаливыми", хотя им и есть что сказать…

      У меня свое отношение к пожарам, которое сформировалось на основе многолетних наблюдений за динамикой горельников в Зоне отчуждения и на Нижнеднепровских песках… "Когда состарюсь – издам книжонку…".

      В том что огонь , точнее  управляемый огонь ,  не только вреден, но и полезен (также как пиво по утру) убежден давно. Но молчу, так как собственного опыта в этом плане не имею и очень боюсь компанейщины. Надо сначала  пробовать, анализировать и лишь потом "свистеть" и внедрять. У нас этой последовательности придерживаются редко …

      Года четыре назад заказал  своему товарищу (ныне бизнесмену имеющему связи в России) ранцевый огнемет, – хотел попробовать отжиги в лесах Зоны, но … заказ пока не выполнен…

      В этом же направлении движется Сергей Зибцев (доцент НАУ) . Буду очень рад если у него получится, что-либо конкретное. Уверен, что у Сергея куча американских противопожарных методик. Завтра (уже сегодня) позвоню попрошу поделится и  поддержать эту тему на нашем сайте…

      •            Роросійська приказка- «У кого что болит, тот о том и говорит.»
                  Перш за все вдячний Попкову за підняття теми лісових пожеж на сайті та підтримку у її обговоренні, постільки вона є досить нагальною, особливо з початком пожежо-небезпечного періоду. 
                Я особисто не прихильник і не практик приховування кількості випадків та площ лісових пожеж, як це, нажаль, майже вкоренилося в держлісгоспах.. Ну для чого і кому тут потрібні "гарні показники"? Пояснення одне – для збереження посад. Проте обманути себе неможливо та і для чого? Для чого скривати кількість пожеж та їх площі і показувати все в розовому кольорі, що в нас все прекрасно. Хто від цього виграє? Потрібно доводити до свідомості громадськості, що лісова пожежа це стихія яку потрібно ліквідовувати. Для чого перед громадськістю та владою замовчувати проблему, а значить цим самим поховати і шляхи її вирішення. Це я вважаю хибний шлях і нічого корисного він не принесе лісові. Чим скоріше та об’єктивніше дана проблема буде висвітлена то тим скоріше на неї звернуть увагу, а значить є більше шансів є для її вирішення. Потрібно доводити до свідомості людей та влади, що проблема лісових пожеж є проблемою не тільки лісників – вона набагато глобальніша, бо це і проблема екологічного виховання та свідомість наших людей, це проблема клімату, проблема функціональних обов’язків служб МНС та управлінь надзвичайних ситуацій у обл. та райдержадміністрацій, ролі органів влади, органів екології у питаннях збереження лісів.
               Інколи читаючи інформації про пожежі в лісах Держкомлісгоспу можеж тільки зі смутком усміхнутися, коли там говориться що в результаті лісової пожежі яка була локалізована (або ліквідована) на протязі там 5-6 годин вогнем знищено ліс на площі наприклад 2га або щось близьке. Хто гасив лісові пожежі то знає що це таке і розуміє, що навіть при середньому вітрі за цей час пожежа може розповсюдитися на десятки і навіть сотні гектар лісу. Лісова пожежа – це стихія.
                 На мою думку лісники несуть повну відповідальність за забезпечення комплексу протипожежних заходів у лісах. Ось за це вони дійсно повинні відповідати. Їх задача попередити та мінізувати розповсюдження вогню в лісі. Нажаль лісників звинувачують у тому, що лісові пожежі виникають і не дай Бог коли вони розповсюджуються на значних площах, тоді лісники, вибачте, стають повними «козлами» відпущення за це як з боку влади так і органів НЧС. В минулому році ведучи облік лісових пожеж заради статистики робив відмітки звідки почалася пожежа, та ось майже в половині випадків вогонь до лісу приближався з поля, луків, боліт, доріг, а друга половина дійсно виникла уже безпосередньо в лісі. А тому часто і приходиться гасити пожежі за межами лісового фонду, щоб не дати вогню знищити ліс, а це все нерви, витрати грошей.
                         Люблять у нас в районах, областях проводити засідання комісій з НС, але нажаль при цьому конкретного вирішення питань, що допомогли б лісникам не допускати та ліквідовувати лісові пожежі не приймається. Все більше відбувається формально для «галочки» проведення планових «міроприємств». Ось якби на цих засіданнях чітко проаналізували причини виникнення лісових пожеж, намітили дійсно конкретні та реальні заходи по недопущенню виникнення та розповсюдження пожеж, профінансували (хоча б частково) придбання засобів пожежогасіння, чітко скоординували роботу лісників та служб МНС і управлінь надзвичайних ситуацій у обл. та райдержадміністраціях та екологічних служб – ось це було б по діловому та ефективно.
                   Хоча з НЧС (пожежники) працюємо нормально – зауважень немає у випадку екстрених ситуацій реагують швидко. 
                    А ось інша структура – управління НС при облдержадміністрації і райдержадміністраціях (колишня служба цивільної оборони) в питаннях ліквідації лісових пожеж повний нуль. Таке враження що ця служба створена для працевлаштування військових пенсіонерів одним словом -ні поняття ні толку. Колись одного разу при великій лісовій пожежі подзвонили – у відповідь, а чого ви сюди дзвоните – пожежникам дзвоніть (до речі пожежника подзвонили першим і ті зреагували чітко – направили свої підрозділи на гасіння, координували їх роботу). Після того ЦО більше не турбуємо, бо який смисл, а то ще й озадачать – там ліс горить, а тебе заставлять доповідати їм через кожні 10 хвилин обстановку.
                   Років 2 назад випадково побачив по телебаченню документальний фільм (нажаль не бачив його початку, а тому не знаю і назви) про те як в США поставлена справа з гасінням лісових пожеж. Скажу дуже цікавий фільм. Ця справа там дійсно поставлена на державному рівні. Там цим питанням займаються професійні пожежники з великим досвідом гасіння лісових пожеж Вони відповідно оснащені і засобами пожежогасіння, метеостанціями які працюють в реальному режимі подання метеоданих (температура, напрямок та сила вітру), отримують дані зі супутників про хід розповсюдження лісової пожежі, комп’ютерною технікою яка отримуючи всі вище вказані дані полегшує спеціальним пожежникам-диспечерам з великим досвідом роботи по гасінню лісових пожеж спрогнозувати поведінку вогню та координувати та спрямовувати дії тих пожежників, які безпосередньо гасять лісову пожежу. На моніторі комп’ютера в інфрачервоному схематичному плані чітко видно як рухається пожежа, видно розташування лісових масивів. Ну чому б Держкомлісгоспу не відшукати даний фільм та не дати на своєму сайті можливість його подивитися – і цікаво і повчально і перспектива куди прагнути при вирішення наболілої теми лісових пожеж. 
                   Тепер стосовно «профілактичного» відпалювання. Скажу чесно застосовували, правда не у великих обсягах, постільки розуміли, що забезпечити охорону всіх лісів по периметру від лук, полів, шляхів просто не змозі – народ то такий -десь та і запалять – а потім увійде в ліс і там уже проблема гасіння тільки наша – лісників. Проводили правда з розумом – враховували погодні умови (температуру, вітер, вологість грунту і лісової підстилки, наявність сухої трави, площу) та робили підстраховку – оборювання, тримали пожежну техніку. Випадків загорання лісу ніколи не було, а залиш суху траву – ніяка мінсмуга при вітрі не спасе.
                    Нажаль немає у нас в Україні і спеціальної техніки для гасіння лісових пожеж. В тому числі і ручних вогнеметів для пуску зустрічного вогню – ситуації при лісовій пожежі то бувають різні і інколи вчасно та грамотне застосування зустрічного вогню, що виконане професіоналом, дасть можливість спасти десятки гектарів лісу. Чому б не випустити на базі двигуна бензопили ручний грунтомет, яким би можна проходити по кромці низової лісової пожежі гасили її та прокладати мін полосу, яка призупиняла подальше розповсюдження вогню. Може і не скрізь можна було б його застосувати, але це є реальним в умовах невеликого задерніння грунту та там де позволяє рельєф і навіть просто контрольно пройти вздовж кромки уже локалізованої пожежі- все таки це було б легше ніж прокладати навколо пожежі мін смугу лопатою. Де у нас НДІ, Спецлісмаши? Так може потрібно і державне замовлення на розробку лісової протипожежної техніки – ліс то в України майже весь державний.
             Лісоводи -приєднуйтесь до обговорення- скажіть свою думку.

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.