В № 7 еженедельника «2000» (19—25.02.2010) была опубликована статья-интервью Семена Резника «Национальная красота бумажных ландшафтов». Минприроды не согласно с предвзятой оценкой современного состояния развития заповедного дела, изложенной в этой статье, и предоставляет короткие комментарии к затронутым в ней вопросам.
Нужно согласиться, что автор статьи Семен Резник затронул важные и актуальные вопросы развития природно-заповедного дела, расширение сети природно-заповедного фонда и становления новых заповедных учреждений и тому подобное.
Вместе с тем большинство затронутых проблемных вопросов освещено односторонне, противоречиво и не совсем корректно, к тому же интервью бралось у специалиста, к компетенции которого не относятся большинство из затронутых вопросов.
Некомпетентный человек, далекий от заповедного дела, может считать, что национальный природный парк (НПП) или другой объект природно-заповедного фонда (ПЗФ) создается одним махом, росчерком пера Президента страны на соответствующем Указе, но специалисты знают сколько трудов, здоровья и времени необходимо тратить, чтобы подготовить материалы создания одного НПП, согласовать включение земельных участков в состав парка с каждым землепользователем и местной властью, которая зачастую имеет совсем другие планы на природные территории и далеко не всегда в интересах местного населения.
Да, создание Гетманского НПП необходимо было согласовать на сессиях 18 сельских советов! А это все неоднократные встречи, переговоры, аргументы «за» и «против», в условиях запугивания населения противниками создания парка, которые постоянно используют неправдивую информацию. Именно здесь и нужна была бы поддержка СМИ, с тем, чтобы повысить осведомленность населения и местных чиновников о необходимости сохранения природы.
Поэтому создание каждого объекта природно-заповедного фонда вызывает радость у людей небезразличных к родной природе, и понятно, что принятие в последние месяцы решений о создании 26 новых НПП и природных заповедников действительно вызывало «ликование» у широкой общественности, ведь работа относительно создания некоторых НПП проводилась на протяжении 10 лет!
Неудивительно, что очень обидными для тысяч людей — научных работников, общественных активистов, специалистов Государственных управлений охраны окружающей природной среды и других органов власти, которые работали над созданием этих заповедных объектов, являются слова господина Резника — «к охране природы эта бумажная деятельность не имеет никакого отношения». Нет, не зря были награждены званием «Заслужений природоохоронець України» отдельные специалисты, которые непосредственно занимались созданием новых природно-заповедных территорий.
Относительно «формальности» парков, то не секрет, что с принятием указа Президента Украины о создании НПП, который предоставляет соответствующей территории природно-заповедный статус, только начинается работа относительно его становления: назначается директор, утверждается положение об НПП, открываются счета, утверждаются штатное расписание и смета, формируется штат. В дальнейшем разрабатывается проект организации территории парка, выносятся границы парка на местности, оформляется акт на постоянное пользование, проводится работа относительно развития инфраструктуры парка: обеспечение его соответствующими помещениями, автотранспортом, офисной мебелью и оборудованием. Все это требует соответствующего времени и средств. Например, по информации директоров НПП таких развитых стран, как Германия и Австрия, становление национального природного парка длится в течение 10—15 лет после того, как принято решение о его создании!
Стоит заметить, что в 2009 кризисном году государственным бюджетом Украины были предвидены средства для содержания всех запланированных для создания учреждений природно-заповедного фонда.
В проекте государственного бюджета на 2010 год также предвидены средства на содержание созданных в конце 2009-го — начале 2010 г. учреждений природно-заповедного фонда. Кроме того, ежегодно осуществляется финансирование природоохранных мероприятий в учреждениях ПЗФ из Государственного фонда охраны окружающей природной среды.
В 2008—2009 гг. для учреждений ПЗФ приобретено 75 единиц транспортных средств, на 40—90% от потребности они обеспечены оргтехникой и средствами связи, на 85—100% обеспечены работники службы государственной охраны форменной одеждой, частично мебелью. Два учреждения природно-заповедного фонда обеспечены административными помещениями, еще в двух учреждениях обустроены эколого-образовательные центры, ряд учреждений обеспечены помещениями для природоохранных научно-исследовательских отделений с эколого-образовательными центрами. На территориях ранее созданных НПП обустроены места отдыха и экологические маршруты, потому все наши парки, даже созданные менее года назад, готовы принимать посетителей.
Есть в Украине и единственный контролирующий орган. Таким специально уполномоченным органом государственного управления в отрасли организации, охраны и использования природно-заповедного фонда является центральный орган исполнительной власти в отрасли охраны окружающей природной среды (статья 11 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины») — Министерство охраны окружающей природной среды Украины, а в его составе действуют Государственная служба заповедного дела и Государственная экологическая инспекция.
Таким образом, говорить, что «Зачем же создаются новые нацпарки, если старые ни контролировать, ни финансировать никто не в состоянии?», нет оснований, как и говорить о том, что «Минприроды — очень уж это скаредный хозяин».
Все новообразованные НПП получают необходимые средства на разработку учредительных документов и вынесение границ в натуру, потому нет сомнений, что будут вынесены границы на местности и Гетманского НПП, как вынесены границы Мезинского и Галицкого национальных природных парков, которые также являются парками кластерного типа — так называют специалисты заповедные объекты, территории которых состоят из ряда участков.
Не соответствуют действительности и слова о том, что «сегодня вам даже никто не скажет, сколько отдыхающих наши нацпарки принимают каждый год», поскольку такой информацией обеспечивает Госкомстат в ежегодном статистическом бюллетене «Об объектах природно-заповедного фонда Украины».
Что касается региональных ландшафтных парков (РЛП), то действительно, часть из них еще не имеет своих администраций, и здесь понадобилась бы помощь СМИ, чтобы донести до местных власть предержащих и депутатов необходимость сохранения этих объектов и выделения соответствующих средств из местных бюджетов на их содержание и охрану. Однако даже и в таком случае нельзя говорить, что «такой ландшафтный парк — это клочок бумаги», поскольку его территория охраняется законом и природные комплексы упомянутого в статье господина С. Резника РЛП «Днестровский каньон» остаются сохраненными, поскольку контроль за их сохранением, как и других территорий и объектов ПЗФ, осуществляет Государственная экологическая инспекция в Тернопольской области и контролирующие органы Госкомзема.
НПП «Подольские Товтры» был создан указом Президента Украины Л. Кучмы еще в 1996 г. не для увеличения процента заповедности, а для заповедания уникального по своей природе товтрового кряжа, идеальным аналогом которого может быть только Большой барьерный риф возле побережья Австралии, и многих разбросанных по большой территории высоток — товтр. Авторами парка также планировалось в перспективе перевести участки с сохраненными природными комплексами в его постоянное пользование, что постепенно и делается. А лучше посетите Каменец-Подольский, где расположена администрация парка, посетите товтровый кряж, отдельные высотки — товтры, что разбросаны по всему парку, и вы удостоверитесь, что там действительно есть чем полюбоваться, и это прекрасно, что такая красота существует и будет существовать в дальнейшем. И «звездочку на погоны» за создание этого парка никто не получил, а нужно было бы наградить специалистов, которые практически на собственном энтузиазме согласовали создание парка с более чем 70 сельскими советами и с еще большим количеством землепользователей. Но молодым тогда было наше государство, и не было еще почетных званий!
Конечно, есть в заповедном деле проблемы, и наши национальные природные парки еще во многом уступают национальным паркам США хотя бы потому, что уровень их финансовой поддержки существенно отличается, и созданы американские парки значительно раньше. Но говорить, что «нацпарки практически не ведут ни природоохранной, ни рекреационной деятельности», — значит презирать труд сотрудников национальных природно-заповедных учреждений, что в чрезвычайно сложных условиях обеспечивают сохранение нашего природного наследия.
Природный заповедник является территорией, куда запрещен доступ людей и хозяйственная деятельность, потому их легко создать в Сибири или за Полярным кругом, где практически нет людей, но в густонаселенных странах, таких как Украина, современной тенденцией развития сети территорий и объектов природно-заповедного фонда является создание многофункциональных заповедных объектов — национальных природных парков и биосферных заповедников на общегосударственном уровне и региональных ландшафтных парков на местном уровне.
В состав национального природного парка в обязательном порядке входит заповедная зона, где сохраняются коренные природные комплексы и режим которой определяется в соответствии с требованиями, установленными для природных заповедников. Вокруг заповедной зоны создаются еще несколько зон (регулируемой рекреации, стационарной рекреации, хозяйственная), которые защищают или значительно ограничивают негативное антропогенное влияние на заповедное ядро. На территории зон регулируемой рекреации, стационарной рекреации и хозяйственной зоны запрещается деятельность, которая приводит или может привести к существенному ухудшению состояния окружающей природной среды и снижению рекреационной ценности территории парка. Вместе с тем статус национального природного парка дает возможность развивать рекреационную и оздоровительную деятельность, что способствует созданию новых рабочих мест для местного населения и стимулирует развитие экологически дружественных видов экономической деятельности региона. В состав национального природного парка могут входить земельные участки без изъятия у землепользователей.
Создание национального природного парка становится прямой инвестицией в экономическое развитие региона и включает: обустройство экологических и туристических маршрутов и зон отдыха; строительство новых и капитальный ремонт существующих дорог; организацию экологических лагерей для школьников и молодежи; привлечение местного населения к предоставлению платных услуг посетителям относительно размещения, питания и туристического сопровождения; предоставление местному населению рабочих мест при осуществлении разнообразных хозяйственных и природоохранных мероприятий; предупреждение правонарушений, профилактику и защиту природных комплексов от вредителей и болезней; предотвращение возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций и т. п.
При создании национальных природных парков обязательно учитываются интересы местного населения, особенно относительно традиционного природопользования: сенокошения, выпаса скота, любительского и спортивного рыболовства, пчеловодства, сбора грибов, ягод и лекарственных растений, решаются вопросы заготовки дров и др. Без сомнения, именно тесное сотрудничество с местным населением, сочетание заданий сохранения природного и ландшафтного разнообразия территории с ее социально-экономическим развитием является залогом успешного бесконфликтного функционирования национального природного парка. И только при таких условиях национальный природный парк будет отвечать своему назначению.
Экономика каждой страны базируется на потреблении природных ресурсов, потому во всех странах содержание национальных природных парков осуществляется государством, которое хоть как-то должно компенсировать тот вред, который наносит природе человек. Поэтому и в Украине в соответствии с законом «О природно-заповедном фонде» заповедники и национальные природные парки удерживаются за счет средств государственного бюджета, и не должны они зарабатывать себе на жизнь. Называть НПП «обузой для государства» — это все равно что называть обузой школы и больницы, государственные СМИ и армию. Тем нелогичнее является фраза «Лучше тогда создавать заповедники» — а разве заповедники не нужно содержать? И если наши НПП зарабатывают средства путем предоставления рекреационных и других услуг (которые, кстати, тоже являются плановыми бюджетными средствами), то это лишь потому, что объемы их финансирования еще являются недостаточными.
Не обязательно, чтобы на балансе НПП были туристические базы и гостиницы. Они должны строиться на прилегающих, менее ценных в природном отношении территориях, а отдыхать можно на территории парка, администрация которого должна обеспечить для этого соответствующие условия — оборудовать места для отдыха, экологические тропы, маршруты и т. п.
Странным является тезис «кажется, нет и особо привлекательных объектов для создания реально интересных нацпарков». Если бы автор больше интересовался нашими объектами природно-заповедного фонда, а не только американскими, то он был бы приятно удивлен, увидев их красоту и неповторимость. Достаточно сказать, что посетители недавно созданного НПП «Припять-Стоход», которые побывали в джунглях Амазонки, отдали преимущество нашему парку!
Не отвечает действительности приведенная в статье информация о передаче в частную собственность земель НПП «Синевир» и о том, что вокруг заказников не могут быть установлены буферные зоны. Могут, как и вокруг природных заповедников, но они называются охранными зонами.
Заказники не являются природными заповедниками, поэтому там могут выпасаться коровы, а в степных даже очень желательно! Ведь исторически выпас больших табунов диких копытных способствовал формированию современных степных экосистем Украины и прерий США. Поэтому и должны на этих территориях выпасаться животные или хотя бы выкашиваться, чтобы не деградировала редкая степная растительность и не зарастала кустами, но в определенные сроки и с недопущением перевыпаса. Главное, чтобы их не распахали и не застроили.
Можно и нужно включать в систему охраны пустыри и карьеры, разрушенные ландшафты, постепенно их возобновлять, но в первую очередь нужно сохранить природные территории, и большую роль здесь должны сыграть средства массовой информации, которые должны донести до широкой общественности необходимость сохранения естественных богатств нашей страны, в том числе путем создания территорий и объектов природно-заповедного фонда.