Прошло около четырех лет со дня утверждения Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты в Беларуси. Срок достаточный, чтобы подвести некоторые итоги работы по новым правилам.
За это время было получено много заслуженных нареканий со стороны грамотных охотников, профессиональных охотоведов и работников охотничьих хозяйств. Следствием несовершенства этого нормативного документа являются ежегодные проблемы с бобром, потравами сельскохозяйственных культур от кабана, заболеванием бешенством и др. Основную причину такого положения в охотничьем хозяйстве отметил Алексей Алексеевич Данилкин – доктор биологических наук, профессор, ведущий специалист России по копытным: "О скудности дичи в наших лесах мы будем с горечью говорить до тех пор, пока не будет изменено охотничье законодательство и реформировано устройство охотничьего хозяйства. Главной фигурой в нем должен стать не чиновник, назначенный по кумовству и имеющий смутное представление об отрасли и охотничьих объектах, а коллектив охотников, образованный егерь, охотовед-менеджер и рачительный хозяин "своих" охотничьих угодий".
Мне повезло, что после окончания факультета охотоведения Кировского сельскохозяйственного института я попал в хороший коллектив охотоустроителей в Белорусском лесоустроительном предприятии. Из-за специфики работы в течение 35 лет (до 7-8 месяцев в году полевые работы) приходилось много ездить по Беларуси, знакомиться с новыми людьми, разными угодьями, совершенно не похожими друг на друга условиями ведения охотничьего хозяйства на той или иной территории. Опыт накапливался с годами. Все это время я ломал голову над вопросом: "Во что же вкладывать средства при ведении охотничьего хозяйства?" И все чаще приходил к мнению – в кадры.
Лозунг "кадры решают все" был актуален во все времена. В Беларуси при ведении охотничьего хозяйства этому вопросу должного внимания, к сожалению, пока не уделяется. А, на мой взгляд, ситуация по подбору, расстановке и подготовке кадров с каждым годом все ухудшается, и примеров этому достаточно. Например, в Брестской области было всего два охотоведа с профильным образованием (Николай Головин и Александр Кислейко), которые в настоящий момент уже не работают в охотничьей отрасли. Около 30 лет проработал охотоведом в ГОЛХУ "Воложинский опытный лесхоз" Василий Шакун, ныне работающий не по специальности. Фарит Саяхов, биолог-охотовед, бывший директор Бабиновичского охотхозяйства, в настоящий момент работает инженером-лесопатологом в ГЛХУ "Богушевский лесхоз". И этот список можно продолжить.
Из-за низкой заработной платы, недостаточного обеспечения работников жильем, транспортными средствами, горючесмазочными материалами, оружием, имуществом и инвентарем и порой отсутствием взаимопонимания между руководителями и подчиненными вместо специалистов охотничьего хозяйства (биологов-охотоведов) в отрасль приходят некомпетентные люди, которые не в состоянии правильно решать проблемы охотничьего хозяйства.
Еще в далеком 1982 году Б.Нечаев, директор Нижнекундрюченского опытно-показательного охотничьего хозяйства Ростовской области, в статье "Биотехния – в действии" (журнал "Охота и охотничье хозяйство", No 7) так определил свое отношение к уровню подготовки специалистов подобного профиля: "Все работы по восстановлению и приумножению животного мира должны возглавлять специалисты – охотоведы и зоологи. Как хирургические операции разрешается делать только врачам-хирургам, так и охотничьим хозяйством должны руководить только охотоведы и зоологи, потому что природа каждый день ставит перед ними новые проблемы и только специалисты в состоянии их правильно решать. Но на практике довольно часто имеют место случаи, когда человек после ухода на пенсию решил переквалифицироваться на охотоведа. Учиться ему уже поздно. В природе он не в состоянии отличить канюка от ястреба-тетеревятника, а ворона от грача. Ясно, что от таких горе-охотоведов, кроме вреда, ничего ожидать нельзя. Они не только сами не знают, что надо делать, но еще и мешают нормально работать специалистам, которые находятся в их подчинении. Для успеха работы огромное значение имеет подбор егерского состава. Егерь обязан быть грамотным, честным, смелым, бескорыстным, принципиальным человеком, отличным охотником и стрелком, любить природу и находить счастье в постоянном общении с нею. Для несения егерской службы совершенно не пригодны люди, страдающие пристрастием к спиртным напиткам, а также те, кто устраивается на работу егерем после ухода на пенсию с другой работы…".
Это размышление руководителя охотничьего хозяйства справедливо и сегодня.
Многолетний опыт работы в охотничьих угодьях позволяет мне сделать вывод о том, что уровень ведения охотничьего хозяйства на той или иной территории зависит не только от материального обеспечения отрасли, но в большей степени от деловых и профессиональных качеств специалистов охотничьего хозяйства и их энтузиазма. Дело не в том, какую "школу" кто имеет, а в личности работника, его отношении к делу.
Хорошим примером этому является бывший директор охотничьего хозяйства "Тетерино" Константин Заплешников, который не имел высшего образования, но был грамотнее многих "специалистов". Его нет уже десять лет, но по его инициативе получили профильное образование (биолога-охотоведа) Андрей Шимчук и Василий Воронич, усилиями которых в настоящий момент ГЛХУ "Тетеринское" стало одним из лучших в Республике Беларусь. Еще один пример. Охотовед Бабиновичского охотхозяйства Александр Бруев имел среднее техническое образование, но хозяйство было одним из лучших в системе общественных объединений бывшего СССР. Но это – исключение из правил. Охотовед – не только занимаемая должность, но прежде всего призвание, если хотите, "божий дар", который дан единицам.
Я очень обеспокоен тем, что поиск новых способов разрешения конфликтных ситуаций между человеком и дикими животными происходит порой при полном игнорировании охоты в качестве средства управления популяциями охотничьих животных. Чрезмерное увеличение численности отдельных видов диких животных свидетельствует о нарушении естественных механизмов регулирования их численности. Человек сам создал проблемы, уничтожив одних и изменив среду обитания других животных. При достижении высокой плотности особей происходит разрушение среды их обитания в результате деятельности уже самих животных. В такой ситуации охота как способ регулируемого использования ресурсов охотничьих животных остается реальным и дешевым инструментом, позволяющим поддерживать баланс гармоничных отношений человеческой цивилизации с дикой природой. Наглядным примером этому является нерациональное использование ресурсов бобра речного.
Казалось бы, чиновники и их консультанты – знающие, понимающие и грамотные специалисты. Однако поневоле засомневаешься в этом, проанализировав данные Минстата. Ведь даже мельком взглянув на представленные цифры, можно определить, где уязвимый, а где процветающий вид. Но это никак не могут решить "ученые мужи". Ведомственная некомпетентность или корыстный умысел?
Одни не могут достоверно определить численность охотничьих животных, другие – организовать успешную охоту, третьи – написать приемлемые "Правила:", т.е. все замыкается на кадрах. По этой причине охотничье хозяйство Беларуси еще очень долго будет топтаться на месте. Например, в Российской Федерации на это ушло 90 лет: в декабре 2007 года Департамент по охотничьему хозяйству при Минсельхозе впервые возглавил специалист, имеющий профильное образование, в подчинении которого еще 6 специалистов с квалификацией биологаохотоведа. При таком подборе кадров результат будет обязательно. По моему мнению, нам нужно брать пример с соседей.
У нас строго спрашивают за неубранный урожай сельскохозяйственных культур с соответствующих должностных лиц. Ресурсные виды охотничьих животных – тот же самый урожай, и у него есть свои хозяева, которые при соблюдении договорных условий аренды и существующих нормативах обязаны его собирать. Только для этого не требуется столько нянек, как прописано действующими "Правилами: ". Придет время, а конкретно спросить за ведение охотничьего хозяйства будет не с кого.
В создавшейся ситуации выход я вижу в следующем:
Необходимо как минимум создать отделение охотоведения, например, в Международном государственном экологическом университете им. А.Д. Сахарова.
Для повышения уровня подготовки студентов необходимо приглашать специалистов из России и других стран.
Группу или отдельных студентов, которые специализируются на ведении охотничьего хозяйства, с момента начала учебы следует "закреплять" за ведущими охотоведами Республики Беларусь, т.е. необходимо развивать роль наставничества. По этой причине производственную практику они должны проходить в лучших хозяйствах республики.
Пересмотреть программу обучения студентов в вузе в сторону увеличения практических занятий.
Наиболее способных выпускников школ, имеющих призвание к охотоведению, следует направлять на учебу, где имеется профессиональная подготовка (направление).
Разработать и принять программу курсов по повышению квалификации работников охотничьего хозяйства с учетом современных требований. Для их проведения необходимо приглашать наиболее грамотных специалистов.
Шире использовать подготовку работников отрасли на республиканских, областных и кустовых семинарах с обязательным выездом в охотничьи угодья.
Необходимо увеличить количество публикаций практического характера по проблемам охоты, охотничьего хозяйства и охотничьего законодательства и наладить со СМИ "обратную связь", т.е. чиновники не должны отмахиваться от поставленных через СМИ вопросов. Следует признать, что имеющиеся специализированные издания "Лесное и охотничье хозяйство", "Охота и рыбалка", "Паляўн_чы _ рыбалоў" недостаточно внимания уделяют вопросам охоты и охотничьего хозяйства. В этой связи в Беларуси необходим массовый, читаемый и доступный по стоимости журнал по охоте и охотничьему хозяйству.
При ротации кадров следует взять курс на омоложение управленческого аппарата и научных кадров, от которых в большей степени зависит будущее охотничьего хозяйства как отрасли.
Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты предусматривают, что "государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства осуществляется Министерством лесного хозяйства и подчиненными ему органами, ведущими лесное хозяйство, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, государственными природоохранными учреждениями, Министерством по чрезвычайным ситуациям и его территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией (далее – орган государственного охотничьего контроля)". К этому следует добавить, что в руководящих органах этих структур нет ни одного охотоведа с профильным образованием. Этим сказано все. Здесь будет не лишним привести слова доктора биологических наук, биолога-охотоведа В.В. Дежкина: "Охотничьим хозяйством занимаются все, кроме охотоведов".
Мысль о создании цельной системы руководства охотничьим хозяйством высказывалась еще в 1985 году в Сводном прогнозе развития охотничьего хозяйства Белорусской ССР на 1984-1985, 1990 и 2000 гг. Позже по этому поводу писал биолог-охотовед В.Муравицкий, главный охотовед Витебского ПЛХО: "У охотничьего хозяйства Беларуси оказалось семь нянек: охотнадзор осуществляют и органы лесного хозяйства и экологии, и рыбинспекция. Квоты добычи животных утверждает Минприроды, угодья передают в аренду райисполкомы, но никто не контролирует деятельность все увеличивающегося числа охотпользователей, и в целом за состояние охотничьего хозяйства спросить не с кого". В Беларуси уже более 250 охотничьих хозяйств с различной формой собственности. Как свидетельствуют реальные события, предложение о создании единого государственного органа по ведению охотничьего хозяйства не было услышано. Практический же опыт ведения охотничьего хозяйства в странах с высоким уровнем развития отрасли свидетельствует о том, что все функции по охране, контролю и рациональному использованию охотничьих ресурсов охотничьих животных следует сосредоточить в одной структуре, а не распылять по различным ведомствам.
В Беларуси для этой цели наилучшие условия созданы в Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, которая имеет обширный круг полномочий, достаточно оснащена и нуждается лишь в некоторой реконструкции и новых кадровых назначениях. Это оправдано как экономически (уменьшение административного аппарата во многих госструктурах), так и практически, поскольку не нужно будет согласовывать тот или иной вопрос с многочисленными инстанциями, т.е. все вопросы будут решаться быстрее. Кроме этого, что очень важно, в настоящий момент в одной структуре проще собрать немногочисленные, оставшиеся с советских времен, профессиональные кадры охотоведов. Только в этом случае можно рассчитывать на существенное повышение уровня ведения охотничьего хозяйства в нашем государстве. Нет необходимости передавать руководство от Минлесхоза к Минприроде и обратно, как это не раз уже осуществлялось на практике в прошлом. Работа этих структур направлена не на развитие охотничьего хозяйства, а на перетягивание каната между этими ведомствами за право распределять лимит добычи охотничьих животных. По моему личному убеждению, в этом споре победа на стороне Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое показало себя более рачительным хозяином. Это в период руководства Минлесхоза численность лося сократилась примерно в 3 раза. История повторяется вновь. Кроме того, Минлесхоз имеет в своем подчинении 80 лесоохотничьих хозяйств, т.е. ведет хозяйственную деятельность, что противоречит закону "Об охране и использовании животного мира". По этой причине он не может осуществлять руководство охотничьим хозяйством в Беларуси.
Оставляет желать лучшего и уровень подготовки выпускников Белорусского государственного технологического университета, которые направляются на работу в охотничье хозяйство. Я считал и считаю, что охотоведа может подготовить лишь грамотный, толковый охотовед. А их в указанном вузе также нет.
Пока же мы топчемся на месте или даже двигаемся в обратном направлении, несмотря на увеличение доходов охотничьего хозяйства, которое достигается любой ценой в основном за счет отстрела элитных особей. Это связано с тем, что при ведении охотничьего хозяйства приоритет отдан экономической деятельности, чего быть не должно. Нельзя требовать от охотничьего хозяйства невозможного, т.е. полной рентабельности, предварительно не насытив угодья дичью. Чем сегодня заняты рядовые работники охотничьего хозяйства? Зарабатывают средства к существованию, в основном при организации охоты на копытных, а по этой причине работу по охране угодий от браконьеров и хищников свели почти к нулю. В результате этого они подбирают крохи, которые остаются от браконьеров и хищников. В природе все взаимосвязано. Нельзя объять необъятное. Надо заниматься или охраной угодий, или добывать средства к существованию. Заниматься и тем, и другим одновременно не получится. Основная вина за это лежит на административном аппарате, который за свои упущения и промашки пытается отыграться на рядовых членах охотничьих хозяйств и законопослушных охотниках. Например, уменьшение штатов в РГОО "БООР" идет за счет "рабочей лошадки", когда сокращают охотоведов и егерей, оставляя громоздкий административный аппарат. Страдает от этого как охотничье хозяйство, так и государство в целом.
Необходимо пересмотреть и само понятие "охотничье хозяйство" и его роль в системе природопользования. По моему мнению, определение охотничьего хозяйства можно изложить примерно в такой редакции: "Охотничье хозяйство – отрасль природопользования, направленная на увеличение, сохранение, регулирование или улучшение популяций охотничьих животных и среды их обитания, а в конечном итоге – на рациональное использование этих ресурсов".
Иначе мы так и будем двигаться по кругу…
Сергей КОНОНОВ, биолог-охотовед
В Беларуси открыт сезон охоты на пушных зверей
Сезон начался 7 ноября 2009 г. и продлится до 31 января 2010 г., сообщил "ДП" заместитель начальника отдела охотничьего хозяйства и побочного лесопользования Министерства лесного хозяйства Беларуси Владимир ЗУБКО.
В светлое время суток охотиться можно на зайца – русака и беляка, лесную и каменную куницу, хорька, американскую норку, горностая, белку обыкновенную и ондатру. На этих животных допускается ведение ружейной (с охотничьими собаками, с подхода, загоном) и безружейной (с борзыми псами, ловчими птицами) охоты. При этом можно использовать нарезное (с калибром в 5,6 мм) и гладкоствольное (с применением патронов, снаряженных дробью) охотничьи ружья, а также ловушки (кроме петель) и капканы No 0-3.
До 31 декабря по разовым разрешениям продлится охота на бобра и выдру, отметил специалист. На этих животных можно охотиться в светлое время суток без ограничения возраста и пола. Разрешены ружейный и безружейный способы охоты, в том числе и с охотничьими собаками – терьерами, таксами, шпицами, легавыми и др. Допускается применять нарезное (с дульной энергией пули свыше 1500 Дж) и гладкоствольное (с использованием пулевых патронов и патронов, снаряженных дробью диаметром от 5 мм) охотничьи ружья, ловушки (кроме петель), сачки, капканы No 5-7.
Кроме того, до 15 декабря 2009 г. по разовым разрешениям можно добывать лося, благородного оленя, кабана, европейскую косулю, причем различными способами охоты – загоном, из засады, с подхода, в том числе с охотничьими собаками. При этом не запрещается использовать осветительные приборы, оптические прицелы. Можно охотиться на животных любого пола и возраста, кроме свиноматок – вожаков стада.
А после 15 декабря 2009 г. среди допущенных к отстрелу видов останутся только кабан и отдельные особи благородного оленя. Разрешение на ведение охоты на них продлится до конца января будущего года. Помимо этого, 29 ноября завершается сезон охоты на тетерева с подходом и из засады, а 13 декабря – на всю пернатую дичь.
"При любом законном нахождении в угодьях в целях охоты разрешается добывать диких животных нежелательных видов – волка, лисицу, енотовидную собаку, серую ворону, сороку, большого баклана, серую цаплю, а также отстреливать бродячих кошек и беспородных собак", – заключил Владимир Зубко.