Игорь Калетник: Koza nostra у нас всюду

Не о лесе, но полезно почитать, тем более что фамилия Калетник известна в лесном хозяйстве Украины. М.П.

Когда у нашей страны нет денег, то она, по логике, — руками своих министерств — не должна тратить оставшиеся бюджетные крохи, допустим, на программу по изучению влияния культуры острова Мадагаскар на протославянские диалекты.

Или — на «заходи по заохоченню проведення» фольклорного карнавала в Кот-д’Ивуаре, бывшем Береге Слоновой Кости.

Карнавал, знаете ли, и без нас проведут. Как и концерт песни и пляски в Бразилии.

«Танцуют все!»

Бразилию помянула не ради красного словца.

Не так давно именно «на Бразилию» наш доблестный Минкульт решил щедро отстегнуть 2 265 000 грн. для проведения 17-го фестиваля танца в г. Меринга, что в бразильском штате Парана.

Ассигнования из Стабилизационного фонда выделены в соответствии с постановлением Кабмина № 874 (всего на такие цели предназначено 20 000 000 грн.) — «для осуществления мер по установлению культурных связей с украинской диаспорой».

Дело, бесспорно, нужное. Но!.. Если б денег было немеряно, а наш Минкульт уже б успел облагодельствовать все до единого украинские сельские клубы, школы, дворцы культуры, амфитеатры и т. д., — тогда конечно. Тогда финансово можно поддержать даже японское «Чиндогу», официально зарегистрированное «общество бесполезных изобретений».

Впрочем, дело даже не в том — куда и на что направлять миллионы (возможно, кто-то из читателей, как и г-н Вовкун, министр культуры, считает, что сейчас для Украины — самое время для фольклора в Бразилии?), а в хитрых «схемах» денежных перечислений.

Председатель парламентского Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, народный депутат от Компартии Игорь КАЛЕТНИК обратился к Генеральному прокурору, настаивая на проведении проверки фактов противоправной деятельности со стороны должностных лиц Министерства культуры и туризма Украины.

В письме на имя Генпрокурора г-на Медведько Игорь Григорьевич пишет, что авансом — «для проведения мероприятия (в Бразилии. — Авт.) планировалось профинансировать 97% сметной стоимости, а остаток средств перечислить после проведения мероприятия.

В соответствии с поданными документами — концепцией и сметой, Министерство культуры и туризма принимает на себя все расходы, связанные с организацией и проведением мероприятия, включая оплату выступлений артистов, выплату заработной платы обслуживающему персоналу, суточных, оплату проживания, транспортные расходы.

Таким образом, приглашающая сторона не несет финансовых затрат, связанных с приглашением коллективов из Украины. Этим нарушаются требования соответствующих методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства культуры и туризма от 10.04.09 № 230/0/16-09. В соответствии с ними принимающая сторона обязана взять на себя часть расходов, связанных с проведением мероприятия.

Но приглашение от принимающей стороны — отсутствует. Также в документах, подготовленных Минкультом, нет информации о порядке проведения фестиваля, об условиях участия в нем. Не указано конкретное место проведения мероприятия, перечень необходимого технического оборудования. Отсутствуют и документы на оформление вывоза необходимой аппаратуры за рубеж.

Невозможно сделать выводы относительно целесообразности доставки в Бразилию большого количества постановочной техники, оборудования, транспортных средств, на оплату аренды которых уже выделено 1 080 221 грн.

Предоплата проведения этого мероприятия в размере 97% сметной стоимости (постановлением Кабмина разрешено до 75%) является серьезным нарушением».

Глава парламентского комитета настаивает на проведении тщательной проверки изложенных в данном обращении фактов и на том, чтобы ГПУ приняла меры для прекращения противоправной деятельности должностных лиц Минкульта, в том числе с применением актов прокурорского реагирования и привлечения лиц, нарушивших закон, к уголовной ответственности.

Впрочем, история с миллионами на фестиваль в Меринге — ничто по сравнению с тем валом коррупции, которая процветает в Украине.

Хотя разговор с Игорем Калетником все же начала «с Бразилии».

Бесплатно уже невозможно ни родиться, ни умереть

— Насколько это логично: выделять из Стабфонда 20 млн. грн. именно сейчас — «на фестивали»? Это нормально?

— А нормально тратить 180 млн. грн. на памятники голодомору? — вопросом на вопрос ответил Игорь Григорьевич.

«У нас есть много злободневных вопросов, — продолжил собеседник, — куда можно и нужно направить финансы. Тем более что общество сейчас в том состоянии, когда его чрезвычайно мало интересуют памятники и фестивали в том числе.

Люди хотят, чтоб у них была возможность хотя бы свести концы с концами — чтоб и еда в семье была, и крыша над головой, чтоб было где учиться детям и главное — на что учиться.

Сегодня же ни родиться, ни умереть бесплатно нельзя! В последнее время наш комитет столкнулся с глобальной проблемой для крупных городов, прежде всего для Киева: как выделяется, например, земля на кладбищах!

Этот бизнес — один из самых прибыльных для чиновников. Причем уже выстроена целая коррумпированная пирамида. Просто-таки «коза ностра».

— Заметьте, там схемы «откатов» на всех бюрократических ступеньках действуют безотказно…

—… как и в других сферах нашей жизни. Поэтому ваш комитет и получает от граждан огромное количество жалоб на коррумпированных чиновников. Сейчас — каникулы в Раде. Но очень скоро снова соберутся депутаты, начнется работа в парламентских структурах. Давайте хотя бы в двух словах определим: что удалось сделать комитету из намеченного, что не удалось?

— Подводя итог работы — причем не обязательно в конце сессии, но и просто в конце каждой недели, смотрим на результативность наших обращений в разные органы власти. То есть эффективность исчисляем не количеством написанных бумаг, подготовленных отчетов. А именно тем, каков результат по вопросам, поставленным нами перед ГПУ, МВД, СБУ. К примеру, берем коммунальную собственность с точки зрения бизнеса и злоупотреблений чиновников.

У нас, допустим, есть информация, что в крупных населенных пунктах, в том числе и в столице, преимущественно все чердаки и подвалы в домах оформлены на жен глав райадминистраций, их замов и т. д. На самом деле — площади огромные, их сдают в аренду за бешеные деньги, приватизируют…

Начали проверять документы — в данном случае по Киеву. Проанализировали. Есть, по нашему мнению, состав преступления. Направили решение комитета в ГПУ, МВД, Минприроды, Госкомитет земресуросов и т. д. В 95% получили — в лучшем случае! — формальные отписки, но чаще — ответы, что «никаких нарушений нет».

Ну что? Казалось бы, взять все это да и отправить в архив? Но мы решили поступить иначе. И через два года после первого обращения — в порядке контроля — взяли и повторно направили запросы в те самые органы, которые наши письма уже рассматривали.

К огромному нашему удивлению, в 50% случаев все-таки возбудили уголовные дела.

О чем это говорит? Во-первых, о том, что за два года сменились «посадовці», и те, которые отказывали в первый раз, там уже не работают. Во-вторых, что, скорее всего, новые «крышуют» другие темы. Поэтому-то и дали ход нашим обращениям.

— Видите, какая мы все-таки уникальная страна!

— И я ж говорю: куда там итальянским мафиозным кланам до наших!

Шок с 1 апреля

— В конце декабря 2009-го Верховная Рада перенесла дату вступления в силу пакета антикоррупционных законов с 1 января 2010 г. на 1 апреля. Ваше мнение: правильно, что отсрочили, или нет? Насколько я знаю, коммунисты за перенос действия терминов не голосовали.

— Начнем с того, что этот антикоррупционный пакет далеко не совершенен. Его инициировал президент, хотя мы уверены, что готовились тексты законов не в Украине.

— Откуда такая уверенность?

— Потому что в нем есть такие нормы и статьи, которые сработают для Украины как шоковая терапия… Коррупция — это как радиация: все о ней говорят, но потрогать нельзя. Хотя и понимают, что она всюду! Почему «шоковая»? Даже в весьма демократически и экономически развитых странах никто не допустил бы такого резкого перехода (как предложил Виктор Ющенко): от полного отсутствия ответственности чиновников за свои деяния — до тотального контроля за их деятельностью вплоть до уголовной ответственности.

Но Украина пошла на это. Депутаты проголосовали — буквально за неделю до вступления законов в силу вдруг перенесли срок. У меня вопрос: почему ж раньше Рада за перенос не голосовала? Потому что пакет-то принят был полгода назад…

Почему за это время ни один депутат, кроме коммунистов, не инициировал вопрос? У нас же и фракция, и, собственно, комитет проводили и дискуссии, и «круглые столы», в том числе вместе с международными экспертами.

Тем не менее 23 декабря (только-только зарегистрировали проект о переносе терминов вступления в действие антикоррупционных законов) сразу — как с корабля на бал! — голосует зал и первое слушание, и «в целом».

— С 1 января, если б не отсрочка, уже б запретили в госучреждениях благотворительные фонды…

— … которые я считаю завуалированной формой получения взяток, куда «добровольно» загоняют украинских бизнесменов. А если они не будут перечислять деньги, то им вряд ли удастся здесь работать. Давайте поэкспериментируем? Прямо сейчас зарегистрируем благотворительные фонды в 10—20 областях страны, но такие, чтоб были при детских садиках, школах, интернатах. И сколько там будет денег перечислено через три месяца? Сразу говорю: будет «0». При этом в благотворительные фонды МВД хорошее идет наполнение круглогодично! И не только МВД — посмотрите на аналогичные фонды других силовых структур. Картина такая же. А потом все удивляются: как высокопоставленные прокурорские работники покупают себе за границей дома за миллионы?!

— То есть закрытие таких «благотворительных фондов», с одной стороны, хорошо, с другой — плохо из-за отсрочки?

— Плохо, что они вообще имеют право быть.

— Часть антикоррупционного пакета — фактически запрет чиновникам вести научно-преподавательскую деятельность. Сейчас они лекции могут читать беспрепятственно. А весной уже не смогут.

— Запрета там нет. Но все должно быть в соответствии и с логикой, и с законодательством. К примеру, почему сейчас некоторые судьи по совместительству еще и преподаватели в вузах? Причем там они получают зарплату в пять раз больше, чем на основном месте работы. И не только судьи.

— Имеют право.

— «Имели»… Но теперь вопрос ставится так: хочешь преподавать — преподавай! Но только во внерабочее время. И это написано, по-моему, просто глупо. Потому что где человек будет преподавать после работы? В вечерней школе?

Мы же — и фракция, и комитет — предлагали разумный, цивилизованный выход из ситуации. Если кто-то хочет (естественно, без ущерба для чиновничьей деятельности) заниматься преподавательством, — пиши заявление на основном месте работы, отказывайся от зарплаты на время своего отсутствия. Потому что в противном случае одновременно быть и там, и там человек не может. Как и не может качественно — и там, и там — выполнять свои функции. То есть зарплату чиновника (как правило, это солидные оклады и надбавки) человек не может получать.

Почем «кресло» для борьбы с коррупцией?

— Не так давно мир облетела новость: несколько китайских чиновников присвоили сумму в 50 млрд. долл. И грозит им за это жестокое наказание. В Украине к этой новости отнеслись с трепетом. Ее цитировали чиновники в своих речах, как, например, премьер-министр. Сказала, что нашим бы коррупционерам — по примеру Китая — просто-таки руки б отрубила. На что депутат из Партии регионов г-жа Герман сказала, дескать, сама «премьер-министр может остаться не только без рук, но и без ног, если механизмы борьбы с коррупцией, предлагаемые ею, будут применены к ней». Настало ли время — для борьбы с коррупцией — в стране «руки рубить»?

— Руки рубить не надо. Просто нужна власть, которая не ворует… Но такой власти, увы, пока нет — ни исполнительной, ни президентской, ни судебной. В стране полная разбалансированность, хаос… У нас есть законопроект, предусматривающий в виде пожизненного заключения наказание за взятку. КПУ внесла на рассмотрение парламента этот документ еще год назад. Впрочем, у меня нет уверенности, что все это будет действовать — многие казнокрады и взяточники в лучшем случае получают 2—3 года, потом приговор отменяют, они выходят на свободу и продолжают в том же духе. Такова реальность.

— Получается, Зварыч почти «полсрока» отсидел? На прошлогоднем же «колядовании» его взяли…

— Если коротко отвечать, то безусловно — мы за то, чтоб усилить ответственность за тяжкие преступления, которые влияют на безопасность государства. А взятки — влияют. Причем не в меньшей степени, чем разного рода преступления с наркотиками.

— Один читатель прислал в редакцию письмо с риторическим вопросом: «Интересно, сколько нынче платят за то, чтобы занять высокую должность для борьбы с коррупцией?» Это к слову о взятках.

— Сколько стоит? Отвечаю. Когда задерживают, допустим, на границе контрабанду — старинные иконы, картины, фолианты, журналисты спрашивают: «Сколько стоит, например, вот эта икона?», им говорят: «Она бесценна».

Поэтому и я отвечаю: каждая из должностей в силовых ведомствах — «по борьбе с коррупцией» — бесценная. Потому что речь не столько о финансах, сколько о влиянии на процессы. Причем влиянии как экономическом, так и политическом. Вот и стали эти органы инструментом достижения некоторыми известными политиками своих целей. Можно ли купить такие «кресла» за деньги? Не уверен.

Генералов — как собак

— «Головокружительный карьерный взлет», — пишут о вас то ли друзья, то ли недруги. И вы так считаете? Для 37 лет биография действительно насыщенная: начальник отдела Винницкой таможни, замначальника Подольской региональной таможни… Начальник Херсонской таможни… Рава-Русской, Галицкой, Роздильнянской — и везде руководитель… Начальник Управления организации борьбы с контрабандой… Начальник Черноморской региональной таможни… Директор департамента по борьбе с таможенными правонарушениями. Каждое кресло — очень «хлебное» место.

— Ну, я не считаю, что карьера у меня «головокружительная».

— Кстати, некоторые ваши коллеги по парламенту уверяли меня, что этот взлет — «благодаря папе», т. е. благодаря ходатайствам вашего отца, депутата предыдущих созывов Григория Калетника. Это так?

— Давайте я закончу ответ на первый вопрос… Когда в 2005 году Виктор Ющенко назначал губернаторами, министрами людей, не имеющих опыта и которым было по 27—30 лет, — это «головокружительная карьера»?.. Я же начинал службу в таможенных органах, когда они только формировались. И тогда особо карьеру делать не надо было: требовалось только желание работать, давать результат.

Если считать стремительным карьерным ростом то, что я проходил со звездочкой лейтенанта полный срок и полгода — с повязкой практиканта на рукаве… И то, что лишь спустя 2,5 года получил должность инспектора таможенной службы. И мне был присвоен 2-й ранг… Это «карьера»?

— Отец за вас хлопотал?

— Мой отец был категорически против, чтоб я вообще шел в таможенные органы. Он видал мое будущее в сельскохозяйственном направлении… А что вы имеете в виду под словом «помогал»? Воспитывал ли, помогал ли стать на ноги? Конечно. Как и каждый ответственный отец. У меня уже трое детей. И я не представляю себе, чтоб они вырастали в атмосфере вседозволенности, как дети нынешних «лидеров нации». Швырять телефон «Верту» в ресторане, заказывать шампанское «Кристалл» и «посылать» журналистов, которые интересуются — откуда у детей политиков такие деньги?.. Это не метод воспитания, это развращение, цинизм и пошлость.

— Ваше звание — государственный советник таможенной службы 2-го ранга — приравнивается к «таможенному генералу»?

— У меня специальное звание. Если брать по аналогии, то оно будет соответствовать генерал-лейтенанту милиции. Но если брать военных, то там звания присваиваются в соответствии с терминами службы. В таможенной службе, как и в налоговой, в свое время были персональные звания, которые присваивались решением Кабмина. Это было до 2001 года. А сейчас их сделали специальными. То есть теоретически, если я вернусь в «митницю», за мной сохраняется звание.

Что касается вообще звания «генерал», то мое мнение такое: в стране их больше, чем бродячих собак! Надо сократить численность — в 10, 20, 100 раз. Посмотрите на соседние государства… Да хоть взять ту же Молдову, которая по территории — как Винницкая область, но все равно государство же! Так вот приезжает из Молдовы к нам руководитель департамента — по рангу майор, а министр — полковник! У нас же звание генерала нивелировано, как, впрочем, и Героя Украины.

— В одной из последних своих речей Виктор Ющенко сказал: «Главные вызовы — проблема коррупции и проблема криминализации украинской власти». Что касается резонансных дел, как например, с «премьерскими офшорами»… Если помните, Виктор Андреевич заявил, дескать, туда г-жа Тимошенко направляла деньги, там «отмывала» финансы, после чего суд постановил: президент оклеветал премьера. Вы как считаете — оклеветал?

— В данном случае подтвержденных фактов не было. Поэтому и вывод таков. Но в сущности сейчас судебная ветвь власти переживает худшие времена за последние десятилетия. Причем вопрос «как стать судьей?» — очень любопытный… Как глава комитета я просил проанализировать: почему тысячи украинцев с опытом, соответствующим уровнем образования не могут пройти через квалификационные комиссии, по 5—7 лет стоят в очереди на должность судьи. Зато зять главы судебной палаты за пять минут — раз! — и становится судьей! Это почему? Потому что рука руку моет.

— Украина в 2009-м получила «по коррупции» худший результат среди «новых независимых государств». А в целом в мире — 134-е место. Уровень Никарагуа… Стыдно. И что делать?

— Надо просто, когда выбираешь власть, думать о будущем. Я, например, точно знаю — будь Петр Симоненко при власти, речь бы шла не только о преодолении коррупции, но и о стремительном экономическом росте, возрождении сельского хозяйства, промышленности, стала бы Украина «житницей», вернула бы былую славу, как при Союзе. О стране тогда не говорили бы как о сырьевом придатке, о который более богатым державам можно ноги вытирать.

— Но 7 февраля в бюллетенях не будет фамилии лидера КПУ…

— Вот поэтому и вопросы — как сделать так, чтоб Украина не лидировала в мире по уровню коррупции? — не к нам. Это к тем, кто станет у руля.

— А вы?

— А мы будем жесткой оппозицией. И таким образом свою лепту в борьбу с коррупцией внесем.

Светлана ВАСИЛЬЕВА
 

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.