Интересен ход мысли автора статьи, тема размышлений которого – рыжая лисица. М.П.
Красивые и модные девушки в Беларуси. Мужчины привыкли к этому и порой на улице даже не проведут взглядом очередную красавицу. Но на одной они задерживали свой взор. Скорее потому, что с красотой и элегантностью молодой дамы хорошо гармонировала стильная зеленая куртка с воротником-капюшоном из меха красной лисицы. Здорово, когда модельеры в духе народных традиций из отечественного материала умеют разработать и изготовить шикарный предмет одежды. Но эти размышления в тот же день были испорчены очередной «ложкой дегтя». На странице массовой республиканской газеты привлекло внимание фото этого же зверя. Вот только здесь оно несло негативный заряд эмоций.
Лисице минус
С неприятного и придется начать, чтобы закончить все же на оптимистичной ноте. Основные очаги распространения бешенства в нашей стране связаны с хитрой «кумушкой», как любят называть лисицу в народе. Неудивительно, ведь это один из наиболее распространенных зверей не только в наших краях. Умение приспосабливаться к самым разным условиям позволило лисице населить земли от ледяного севера до знойного юга. А влияние пресловутого антропогенного фактора, в отличие от многих других животных, этот зверь не только серьезно не ощутил на своей шкуре, но, наоборот, сумел использовать во благо для своего вида. Он умело разыскивает корм возле жилья человека и находит убежище в созданных человеком сооружениях. Фильмы о жизни лисиц в развалах выброшенных автомобильных покрышек постоянно идут по телеканалам.
Но такая близость к человеку таит серьезную угрозу. Не потому, что лисицы все чаще наведываются в курятники деревенских жителей. Страшно то, что они появляются в деревнях и даже на окраинах городов просто так, потеряв из-за болезни врожденный инстинкт страха перед человеком. И еще страшнее, что до сих пор далеко не все понимают, какую смертельную опасность несут такие «милые» зверьки. Не все отдают себе отчет, что нужно всячески избегать контакта с ними и сообщать о странном поведении дикого животного представителям местных властей. А если общения со зверьком избежать не удалось, то в больницу нужно обратиться незамедлительно. Иначе человек, успокоенный своим хорошим самочувствием, рискует заболеть бешенством и через полгода.
В стране ведется серьезная борьба с болезнью. Тратятся немалые средства не только для стимулирования сокращения численности лисицы, но и для вакцинации отдельных особей с помощью раскладываемой прикормки. И все же, всего этого, наверное, недостаточно.
Прежде численность плодовитого зверя очень эффективно сдерживали охотники. Они до сих пор с ностальгией вспоминают времена, когда лиса считалась завидным трофеем, а за ее шкурку давали цену, равную месячному окладу квалифицированного специалиста. И сейчас охотники не пропускают без выстрела случайно подвернувшуюся лисицу, но слишком не утомляют себя ее поисками. Зачем, если и шкуру снимать не будут. Охотники всегда добывали диких животных с определенной целью, и тем почетней трофей, чем большую цену, в любом выражении, он имеет. А стрельба просто по живой «мишени» противоречит охотничьей этике. Конечно, в ущерб своей репутации охотникам приходится брать на мушку животных, относящихся к нежелательным видам, но в большинстве случаев они не испытывают при этом охотничьей страсти.
Лисице плюс
Почему же нынче пушнина не в цене? Скажут, виновата капризная мода, в придачу к ней происки «зеленых» и глобальное потепление. В какой-то мере это так, но все же всесильная мода в этом перечне занимает самое весомое место.
И не надо думать, что мода — это нечто стихийное, не поддающееся управлению. Моду устанавливают, заказывают, покупают на годы вперед, ловко имитируя при этом ее непредсказуемость. Мода раскручивается закулисными деятелями с большой напористостью и силой.
Кстати, мода на меха никогда не проходила и не пройдет. Подтверждение тому — сообщения крупнейших мировых фирм, специализирующихся на изделиях из дорогого меха. Но это мода для избранных, следовать которой могут лишь обладатели очень толстого кошелька. Массовая же мода на дорогие, но приемлемые по ценам меховые изделия, коммерсантов из богатых стран, похоже, почти не интересует. Наоборот, они, кажется, рады приветствовать акции «зеленых», которые помогают им поддерживать заоблачные цены на эксклюзивные меховые изделия.
И неправда, что вся мода идет только из Парижа. Модельеры высокого класса есть во всех странах, и они все увереннее продвигают свои художественные достижения, основанные на национальных особенностях. Уверен, есть такие специалисты и у нас. Так почему бы им не создать свое направление в моде, которое учитывало бы традиции, менталитет и вкусы нашего народа. И тем более климат, который, несмотря на свое «потепление», по-прежнему отличается достаточной суровостью, требующей меховой одежды хотя бы потому, чтобы легче переносить регулярные эпидемии простудных заболеваний. Не забывайте, что простуда и стужа — однокоренные слова.
Да, придется потрудиться, «раскручивая» свой национальный бренд, но на рынке по-иному не бывает. А в нашем случае, продвижению моды на меха будет способствовать определенная локальность рынка, ограниченная пределами своей страны и северными соседями. Здесь с пониманием и одобрением воспримут моду на меховые изделия. Ну, а в Африке это и не нужно.
И тогда то, что сейчас создает лишь проблемы, станет источником не только денег, но и коммерческой славы. Размечтавшись, можно представить, что во всех холодных странах будут знать национальный белорусский стиль — например, тот же воротник из лисы. А тем более на такую роль подходит мех бобра — исконно нашего зверька, численность которого тоже становится угрожающей. Кажется, есть над чем подумать экономистам, менеджерам, модельерам, публицистам, работникам рекламы, а охотники всегда помогут им. Если же дикой пушнины не хватит, то новое развитие получит сильно сократившееся звероводство. В этой отрасли и сейчас сохраняют старые и выводят новые породы зверей, мех которых способен удовлетворить самых притязательных заказчиков.