Конкуренция среди предприятий постоянно растет и это стимулирует руководителей больше внимания уделять продвижению своей продукции и изучению рынка. Около 70 процентов производимой продукции Беларусь экспортирует и это говорит о том, что не только сама продукция, но и служба маркетинга должны соответствовать международным требованиям. Те предприятия, которые вовремя это поняли, сегодня готовы обеспечить наличие нужного товара в нужном месте и в нужное время. В этом и заключается главная роль службы маркетинга.
Давно прошли времена, когда можно было сначала завалить склады продукцией, а потом искать потребителя. Мировая история однозначно подтверждает, что успех имеют те предприятия, которые быстро подстраиваются под потребности рынка и предлагают новые виды продукции. После того, как в 1970 году был освоен выпуск цветных телевизоров, продавать черно-белые «ящики» не помогала никакая реклама. То же касается и предприятий лесного комплекса. По мнению заведующего кафедрой экономической теории и маркетинга БГТУ Станислава Барановского, в современных условиях успех любого производства во многом зависит от специалистов-маркетологов, которые на предприятии служат своего рода «разведчиками» на отраслевом рынке и ищут новые направления для развития.
По подсчетам специалистов, примерно две трети новой продукции терпит фиаско уже на первых шагах к рынку. В период плановой экономики такой проблемы практически не было. Был заказ, и задача сводилась лишь к тому, чтобы произвести необходимую продукцию. Существует мнение, что многолетняя работа на «госзаказ» разучила многих наших производителей чувствовать рынок и предлагать тот товар, который нужен потребителю. Сегодня изготовить продукцию не составляет большой проблемы, а вот найти для нее покупателя — задача куда более сложная. Не зря отделам маркетинга на крупных деревообрабатывающих предприятиях отводится ключевая роль. К примеру, на СООО «Профитсистем» в отделе маркетинга работает 5 специалистов, в ЗАО «Молодечномебель» — 10. Как правило, это высококлассные специалисты, свободно владеющие несколькими иностранными языками.
Специалистов по реализации продукции и изучению рынка для лесопромышленного комплекса Беларуси готовит Белорусский государственный технологический университет. Специальность эта молодая. Первые дипломы маркетолога в лесном комплексе выпускники БГТУ получили всего 9 лет назад. С каждым годом набор увеличивается. В выпуске 2009 года и вовсе произошел скачек. Если в предыдущие годы дипломы получали 25-30 человек, то в текущем году — 71! Но желающих овладеть профессией маркетолога гораздо больше. Конкурс на эту специальность один из самых высоких в университете. В этом году — почти 7 человек на место.
Одна из важных проблем, связанных с реализацией продукции, в том, что далеко не на всех предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности Беларуси в службе маркетинга работают специалисты с соответствующим образованием и квалификацией, считает Станислав Барановский, часто маркетологи перегружены несвойственной им работой, совмещают несколько должностей. Но в целом, по мнению специалиста, с каждым годом значение людей, которые занимаются реализацией продукции и изучением рынка, растет. В университет регулярно приезжают руководители лесхозов, деревообрабатывающих и мебельных предприятий, чтобы выбрать себе специалиста.
Начиная с третьего курса, студенты проходят учебную практику на производствах. Это хорошая возможность для ребят найти будущее место работы или просто набраться опыта. Заинтересованы в таком сотрудничестве и работодатели. К примеру, холдинговая компания «Пинскдрев» в этом году оставила заявку на три практиканта. По отзывам студентов, производственная практика — один из наиболее интересных и плодотворных этапов учебы. Но не обходится и без сложностей. Часть информации (рентабельность продукции, прибыль, зарплата, рынки сбыта) предприятия относят к коммерческой тайне, поэтому нередко студентам приходится работать с цифрами прошлых лет. Естественно, после трудоустройства молодые специалисты смогут не только получать самую оперативную производственную информацию, но и влиять на развитие предприятий.
Всего в нашей стране маркетологов готовят 12 вузов. Но перенасыщенности рынка труда пока не наблюдается. Среди офисных работников эта одна из наиболее распространенных вакансий. В крупных белорусских компаниях зарплата маркетолога может доходить до 1-2 и более тысяч долларов. Но и требования к кандидату такие работодатели предъявляют соответствующие: свободное владение иностранными языками, умение проводить маркетинговые исследования, наличие собственной клиентской базы и это далеко не весь перечень. По мнению Станислава Барановского, выпускники технологического университета имеют серьезное преимущество как специалисты на предприятиях лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности. Прежде всего потому, что, помимо общих экономических дисциплин, они изучают технологические процессы, которые применяются на современных лесохозяйственных, деревообрабатывающих, мебельных и лесозаготовительных производствах, целлюлозно-бумажных комбинатах. Для работодателя это крайне важно, поскольку маркетолог занимается не только реализацией готовой продукции, но также изучает спрос и участвует в освоении новых товаров и услуг, а для этого необходимо знать возможности производства.
Большинство работодателей охотнее берут на работу маркетологом парней. Но исключительно мужской эту профессию никак не назовешь. Среди студентов около 80 процентов девушек, приводит статистику доцент кафедры экономической теории и маркетинга Александр Крачковский. По словам специалиста, все выпускники после окончания вуза находят работу без особых сложностей.
Станислав Барановский уверен, что перспективы у профессии маркетолога очень хорошие:
— Конкуренция среди предприятий постоянно растет и это стимулирует руководителей больше внимания уделять продвижению своей продукции и изучению рынка. Около 70 процентов производимой продукции Беларусь экспортирует и это говорит о том, что не только сама продукция, но и служба маркетинга должны соответствовать международным требованиям. Те предприятия, которые вовремя это поняли, сегодня готовы обеспечить наличие нужного товара в нужном месте и в нужное время. В этом и заключается главная роль службы маркетинга.