В статье идет речь об информационных компаниях нацеленных на решение проблем, связанных с лесным хозяйством и охраной природы. М.П.
Конвенция ЕЭК ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», или Орхусская конвенция ратифицирована армянским параментом в мае 2001 г. За 8 лет широкая общественность, включая НПО, чиновников, бизнес, местные общины, прессу, прошла непростой путь, на котором имелись потери и приобретения.
Путь это совпал с интенсификацией хозяйственно-экономического развития страны, которое с самого начала носило неустойчивый кратковременный характер, и выраженную направленность на сверхэксплуатацию природных ресурсов. Говорить о причинах такого пути развития можно долго, но мы остановимся на последствиях для окружающей среды. Главный вывод, что природные ресурсы стали одной из сфер бизнеса, где можно получать сверхприбыли, пользуясь несовершенными экономическими механизмами природопользования, фактическим отсутствием оценки ущерба окружающей среде по всем ее важным составляющим, и слабым контролем.
К чему это привело?
Лес. Массовая вырубка лесов Армении совпала с обретением государственной независимости, так как сразу же страна оказалась в состоянии войны и блокады. До 1992 г, лесной фонд составлял 11,2% территории Армении. Однако, и после окончания энергетического кризиса в 1996 г. лесорубки не только не прекратились, но и приобрели иной характер. Объем топливных заготовок существенно уменьшился, уступив место промышленной древесине. Этот вид заготовок требует качественной древесины. В первую очередь вырубаются орехи, дубы, грабы. В соответствии с исследованиями Центра «Экономика и ценности» 2007 г. годовой доход деревообрабатывающей промышленности составил 130 млн. долларов. И, далее, что разрыв между ценами на законную и незаконную древесину: 73 000 драмов на 1 кубометр промышленной древесины, и 1500 драмов – на 1 кубометр топливной древесины, способствует незаконным рубкам, объем которых в 10 раз превышает официальные цифры. В результате такого лесопользования лесные площади Армении сократились, по оценкам независимых экспертов, почти на четверть, при том, что ГНКО «Армлес» категорически не желает соглашаться с этой оценкой. Отметим, что при наличии миллионных финансовых средств, полученных по различным кредитным и грантовым программам, а также при увеличении бюджетных средств, инвентаризация леса до сих пор не проведена, видимо, не случайно.
Браконьерство – настоящий бич для дикой природы, в Армении развито, как своего рода вид доходного бизнеса. Организаторы незаконной охоты лоббируют свои интересы на высоком уровне, проводя в жизнь законопроекты, позволяющие им безнаказанно наживать деньги на охоте на краснокнижных животных, птиц, отрывать лакомые куски от На средства бюджета проводится государственная программа по уточнению границ общинных земель, государственных, в том числе, и особо охраняемых территорий. Казалось, необходимая работа. Однако, в результате от национального парка «Севан» были отчуждены территории, входящие в заповедную зону Арданишского полуострова, от нацпарка «Дилижан» – лесные участки, до этого процесса арендованные влиятельными лицами, от заповедника «Хосров» – Урцасарский хребет, где размножается арменийский муфлон, внесенный в международную красную книгу, территтория Гилана, и другие.
Огромному антропогенному давлению подвергается озеро Севан. Севан заперт в существующие границы незаконными строениями. По данным проверки Контрольной палаты РА, 412 капитальных строений не имеют соответствующих документов. Но и эта цифра занижена. Вся проблема – в Законе об озере Севан, который предусматривает поднятие уровня озера как минимум до отметки 1903,5 м над уровнем моря. На протяжении десятков лет сомнению не подвергался тот факт, что высота волны составляет 4,5 м. Исходя из этого, существовал запрет на капитальные строения ниже 1908 м. Но в 2008 г. при полном молчании всех экспертов, было проведено правительственное решение, где между строками была внесена совсем другая высота волны – 1,5 м. Так были узаконены строения, находящиеся между отметками 1905 и 1908 м.
В Севане полностью исчезли промысловые запасы рыбы. Не говоря уже об эндемиках озера – севанской форели, исчез сиг, запасы которого в 90-е годы составляли около 30 тыс. тонн. В настоящее время запасы сига еле-еле дотягивают до 250 тонн. Т.е. за 12 лет мы лишились промысловых запасов сига.
Севанский бассейн покрывают различные месторождения. Все, что доступно, разрабатывается открытым способом, без соблюдения технологий. В двух км от берега расположено перерабатывающее производство Шоржского и Джильского дунит-перидотитоввых месторождений. Разработка Соткского золотоносного месторождения ведется открытым способом, загрязняя окружающую среду пылью и отвалами, содержащими токсичные соединения и тяжелые металлы, имеющие различные классы опасности. Говорить о песчаных карьерах, которые уже изменили рельеф Севанского побережья, и из которых открыто добывают песок даже в заповедной зоне Арданишского полуосторова, уже не приходится – это обычная картина.
О недрах В Армении, с территорией всего 29 тыс. кв.км, разрабатываются 26 полиметаллических месторождений. Среди них настоящие гиганты, например, Каджаранское медномолибденовое месторождение, о котором известно, что его границы простираются настолько далеко, что весь город Каджаран находится над богатыми медономолибденовыми запасами.
Золото – предмет особого внимания. Только в одном Соткском месторождении чистого золота – более 200 кг, и это не окончательная цифра, так как разведывательные работы продолжаются. За последние полтора года к разрабатываемым 5 золотоносным месторождениям прибавились 7 новых. И еще 43 золотоносных месторождения ждут своей очереди.
Уран. Урановая программа двигается пока вяло, но последовательно. Исследования рассчитаны на пять лет. Как считают специалисты, для уточнения запасов урана должно быть исследовано около 20 000 проб, пока же взяли около 2000. Время есть, но 5 лет проходят быстро, а рука Армяно-российской горнорудной компании на территорию Пхрутского месторождения уже наложена. По прогнозам, начиная с 2014 г, когда Россия и Китай выйдут на новый этап атомной энергетики, а мировые запасы урана начнут постепенно исчерпываться, цены на уран, соответственно, возрастут. Тогда самые, по сегодняшним меркам, бесперспективные месторождения, и будут осваивать мировые производители уранового топлива, в том числе и Россия.
Принимаемые на высоком уровне решения в сфере природопользования, зачастую носят политический характер, т.е могут и не иметь под собой обоснований природоохранного характера.
Экологическая общественность Армении использовала различные механизмы противостояния подобной политике, начав. по сути с самого простого, но в действительности, очень сложного решения – объединиться. Не останавливаясь на подробностях, можно с уверенностью сказать, что объединение ресурсов различных организаций произошло и стало эффективным механизмом, позволяющим общественности влиять на официальную политику в области окружающей среды. В настящее время альянс экологических общественных организаций успешно использует горизонтальный механизм объединения заинтересованных организаций по конкретным проблемам. Создаются инициативные группы, которые вырабатывают и реализуют план действий, имеют гибкий формат, позволяющий вовлекать дополнительные ресурсы. Фактически, так начинались все общественные кампании по сигналам экологической тревоги, которые и получили это название S.O.S. – кампании.
Существенным моментом для инициации и активного проведения общественных кампаний является информированность о конкретной проблеме, а также вовлечение СМИ. Не случайно, в Орхусской конвенции, которая сама по себе является сильным механизмом демократических принципов управления в природоохранной сфере, закреплен принцип доступа к экологической информации и роль СМИ.
Кампания S.O.S. Шикахох, направленная против строительства автомагистрали через Шикахохский заповедник, стала для общественности Армении примером удачного опыта. Напомним, что в 2005 г. правительство РА приняло решение о прокладке 17 километровой автомагистрали через заповедник Шикахох, что приводило к вырубке девственного леса Мтнадзор. Министр охраны природы Вардан Айвазян заявил, что это – политическое решение. Оставалась подпись президента. Общественность получила информацию о деталях проекта, провела независимую оценку проекта, анализ соответствия национальному и международному законодательству, доказала несостоятельность проекта, оценила ущерб, и на этом основании смогла убедительно предъявить обвинение чиновникам в желании получить сверхприбыль от вырубки огромного дубового массива Мтнадзор.
Обвинение было публично предъявлено путем проведения мероприятий и акций: круглые столы, пресс-конференции, акции протеста, вовлечение в процесс международных влиятельных организаций и армянской Диаспоры, сбор подписей, открытые письма к первым лицам страны, проведение встреч с высокопоставленными заинтересованными лицами и местным населением, наконец, съемка фильма и проведение медиа-тура в Шикахох. Проект был отозван и затем, пересмотрен. Успех Шикахохской кампании вызвал воодушевление и через несколько месяцев к инициативной группе S.O.S. Шикахох обратился известный дирижер, сообщив о застройке территории вокруг Дома Камерной музыки. Была объявлена кампания S.O.S. Ереван. Результатом стало отклонение проекта застройки территории около Дома Камерной музыки. Однако, по Еревану в целом, кампания не имела продолжительного успеха.
Выводы: Как нам кажется, причина простая. Кампания имеет успех, когда все ресурсы направлены на решение конкретной проблемы, за которой стоят конкретные лица. Если выявлены незаконные действия, то они не должны носить общий характер, а должны иметь конкретного адресата, называться конкретные имена. В случае застройки зеленых зон Еревана, безусловно, имеются и конкретные имена, и незаконные действия, но их очень много. Получается, что отстаивая интересы одной конкретной зеленой зоны, как в случае захвата территории Дома камерной музыки, можно добиться успеха, но при этом используются большие ресурсы, в то время как параллеьно происходят и другие негативные процессы. Процесс общественного движения приобретал определенную направленность. Например, в настоящее время защитой зеленых зон занимаются в основном, несколько организаций, у которых накоплена информация и опыт анализа этого процесса.
В 2006 г. был объявлен S.O.S Техут. Техутский проект был представлен транснациональной компанией Vallex Group” («Валлекс Груп») в лице “Armenian Copper Program” («Армениан Капр Програм»). Проект вызвал негативную реакцию большинства экологических общественных организаций. Среди особо тяжких последствий проекта назывались:
– эксплуатация невозобновляемых запасов страны во имя интересов частной компании, а не государственных интересов;
– вырубка леса (в зависимости от меняющихся планов компании, приводились и различные экспертные оценки, от 300 до 1500 га) в стране, где лесопокрытие составляет менее 10%;
– деградация и загрязнение почв тяжелыми металлами;
– загрязнение речного бассейна;
– отрицательное воздействие на здоровье местного населения;
– резкое сокращение биоразнообразия;
– опасность оползней;
– уничтожение памятников культуры и др.
Экс-министр охраны природы РА Вардан Айвазян не скрывал, что является явным сторонником проекта и не намерен воспользоваться поддержкой общественности. В ответ на широкую информационную кампанию против Техута, как и на исследования о серьезных проблемах в лесном секторе, были использованы Пиар-технологии против общественных организаций. К этому добавился немаловжный факт – смена власти. Неожиданно скончался премьер-министр Андраник Маргарян, который не был сторонником Техутского проекта, и его место занял Серж Саргсян, заявивший о стратегии разработки недр как одной из главных составляющих концепции экономического развития страны. Начались парламентские выборы, приведшие к формированию нового правительства. Все это привело к тому, что кампания S.O.S Техут потеряла темп, потеряла ресурсы. Решение о разработке Техута было принято 1 ноября 2007 г., практически с опозданием в один год (исходя из расчетов Валлекс групп). Почти одновременно с правительственным решением кампания S.O.S Техут приобрела новое дыхание, получила ресурсную поддержку, определила новые подходы, в компанию влилось молодежное зеленое движение S.O.S Техут, были проведены парламентские слушания. Однако, проект отозван не был, и вступил в стадию реализации.
Общественные организации продолжают кампанию S.O.S Техут в новых направлениях: в судебных инстанциях, в кооперации с политической оппозицией.
Выводы: одним из главных залогов успеха является темп, который нельзя терять. Если сроки проведения компании затягиваются, то вместо нарастания информационная кампания переживает спад. В то же время бизнес и поддерживающие его чиновники пользуются передышкой и начинают более эффективно использовать собственные ресурсы.
Кампания S.O.S Севан была объявлена по сигналу тревоги после того, как компания «GeoPrpMining» высказала намерение построить золотоизвлекательную фабрику и циановое хвостохранилище на территории Соткского золотоносного рудника в Севанском бассейне. «GeoPrpMining» попыталась привлечь экологическую общественность для осуществления своих замыслов. Альянс экологических общественных организаций отказал в своей поддержке.
В отличие от Техутского проекта, практически никакой документации по Сотскому проекту не было. «GeoPrpMining объявила о том, что не желает иметь дела с общественностью, и будет общаться с ней только по собственному желанию, и путем распространения собственных пресс-релизов. Одновременно, мы узнали о том, что идет активный процесс подготовки технической и другой документации с научными учреждениями НАН РА, происходят переговоры с Министерством охраны природы РА, другими официальными учреждениями.
Можно было выбрать два пути: первый – добиться получения информации через суд, второй – начать создавать общественное мнение на основе опроса различных заинтересованных сторон о возможности такого проекта. На этом этапе были собраны экспертные оценки о рисках проекта. Среди основных рисков:
300 млн тонн отравленных токсичными элементами отвалов, циановое хвостохранилище объемом 28 млн кубометров, транспортировка цианистых солей через Национальный парк «Севан», предсказуемое закрытие Араратской золотоизвлекательной фабрики и лишение рабочих мест в Арарате, парализация стратегически важного железнодорожного участка Сотк-Арарат, потеря контроля над объемом добычи руды, отравленная питьевая вода и оросительная система, экологическое загрязнение сельскохозяйственных угодий Гегаркуникского марза и Араратской долины, уничтожение рекреационной зоны и рыболовного промысла, потеря биоразнообразия в Севанском бассейне.
Появление опасного объекта также может служить предметом политических спекуляций, угроз, военных действий, обстрелов, террактов, так как одним ударом можно вывести из строя всю социальную и экономическую жизнь Армении.
При этом следует подчеркнуть, что Севан – стратегический запас пресной воды для всего Кавказского региона объемом 33 млрд. кубометров.
Об этих рисках были оповещены международные организации, которые оказали поддержку кампании. Был снят фильм «Золотая мина для Севана», проведена презентация и круглый стол с приглашением прессы.
Формирование общественного мнения через прессы способствовало тому, что в рамках Альянса экологических организаций сформировалась инициативная группа S.O.S Севан. Были собраны доказательства, свидетельствующие о том, что такой проект действительно существует, что компания лоббирует его на самом высоком уровне, что сторонники «GeoPrpMining» готовят изменения в законе об озере Севан, запрещающем перерабатывающую деятельность горнорудных преприятий в Севанском бассейне.
На основе этих доказательств были подготовлены обращения к высшим лицам страны с требованием остановить деятельность по Соткскому проекту, проведены акции протеста, встречи с научными и творческими кругами, представителями парламента, партиями, со студенчеством, были проведены выездные сессии и встречи с местным населением. Общественные слушания собрали более 200 участников и длились 4,5 часа. Был осуществлен сбор более чем 3000 подписей. За время только активной фазы было подготовлено около 40 пресс релизов, обращений в научно-исследовательские институты, к официальным лицам, материалы в виде экспертных оценок.
Главное обвинение в угрозе национальной безопасности ради получения сверхприбылей общественность предъявила компании «GeoPrpMining». При этом были оглашены некоторые детали переговорного процесса с указанием участников.
Резонанс общественной кампании был широк и вовлек в кампанию представителей самых разных кругов широкой общественности. В результате правительство выступило с инициативой провести реконструкцию Араратской фабрики, что практически на сегодняшний день закрыло Соткский проект. «GeoPrpMining» прервала исследования по проекту. В настоящее время Сотк разрабатывается открытым способом, значительно увеличена площадь открытых участков и нагрузка на озеро Севан. Контроль над деятельностью в Сотке министерство охраны природы по сигналам тревоги пока не произвело.
S.O.S Джревеж. В июле 2009г. сотрудники Джрвежского лесопарка заявили о том, что от парка отторгается участок размером 21,76 га, на котором произрастает уникальный сосновый лес, и передается общине Вохчаберд, видимо, с целью скорейшей перепродажи. Факт отторжения был зафиксирован в правительственном решении. По сигналу тревоги был организован медиа-тур в Джрвеж, сделан запрос в Министерство охраны природы, проведены пресс-конференции, дана независимая экспертная оценка. На основании результатов расследования, было признано, что факт отторжения имеет все признаки коррупционной сделки, о чем и было заявлено в ряде статей, и в телепередачах. Общественность откликнулась на развернувшуюся информационную кампанию. Так, Армянское ботаническое общество обратилось в правительство РА с обоснованным требованием вернуть сосновый лес парку. Общественные организации присоединились к требованию Армянского ботанического общества и организовали круглый стол, на который были приглашены представители министерства охраны природы. Объяснения представителей министерства оказались несостоятельными. Общественность поставила условие, что если министерство не признает правительственное решение ошибочным, то это послужит доказательством того, что действительно, отторжение участка – коррупционная сделка.
По поручению премьер-министра РА, в правительстве была организована встреча с общественными организациями, после чего правительство признало, что данное решение ошибочно и что участок следует вернуть парку.
Вывод: были использованы политехнологии, в обоснование которых было положено факт ответственности официальных лиц за конкретное действие, имеющее признаки коррупции.
