Андрей Дементьев о создании привлекательного инвестиционного климата в российском лесном комплексе

Тезисы выступления заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрея Дементьева на 3-ем Российско-Финляндском лесном саммите

 

Лесной сектор – это важнейшее направление сотрудничества между нашими странами на протяжении многих лет. У нас сложилась длительная история отношений. И сегодня, несмотря, а может быть, и благодаря кризису, у нас появляется возможность вывести наши отношения на новый уровень: от товарообмена – к совместному инвестиционному сотрудничеству.

Объем взаимной торговли лесобумажной продукцией за 9 месяцев 2009 года составил более 1,4 млрд. долларов США. При этом сальдо «лесного» торгового баланса сложилось в пользу Финляндии (по причине сокращения экспорта необработанных лесоматериалов на 5.5 млн.кбм).

За время прошедшее после проведения 2-го российско-финляндского лесного саммита в Российской Федерации разработана и принята Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года. Основными целями Стратегии являются: сохранение ресурсно-экологического потенциала лесов, повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, углубление переработки древесины, социально-экономическое развитие регионов, стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Стратегией предусмотрено увеличение объема отгруженной продукции к 2020 году в 4,3 раза до 2,7 трлн. Рублей (что эквивалентно порядка 100 млрд. долл. США). Такое увеличение объемов производства достигается за счет доведения уровня переработки заготовленной древесины с 49% в 2007 году до 78,5% в 2020 году. Мы планируем достичь этих показателей через наращивание объемов производства высокопередельной лесобумажной продукции (мелованные сорта бумаги и картона, композитные материалы, продукция для домостроения, санитарно-гигиенические изделия премиум-класса, элитная мебель).

Решение этой задачи невозможно без притока инвестиций и технологий, а следовательно, создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли, понятных и прозрачных правил игры.

Конечно, на ход реализации Стратегии и привлечение инвестиций в отрасль оказывает негативное влияние мировой финансовый кризис. Мы наблюдаем сжатие спроса на продукцию лесного комплекса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Поэтому в течение года практически по всем группам продукции отмечалось падение объемов производства, несмотря на временное оживление в отдельные месяцы. Наши финские коллеги стали свидетелями сходных процессов в своем хозяйстве. Особенно значимым это воздействие оказалось в сегменте деревообработки, нацеленной на строительный бизнес (падение – 28-32% по различным видам продукции), в меньшей степени – в целлюлозно-бумажном производстве (падение – на 6-12%). Значимо сократилось производство мебели, что отражает сокращение спроса со стороны индивидуальных потребителей и корпоративных структур.

Неоднозначно складывается и внешнеторговая ситуация. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов снизились на 43%, целлюлозы – на 22%. Однако экспорт пиломатериалов, ДСП, ДВП, бумаги и картона даже увеличился. В стоимостном выражении, за счет падения цен на мировых рынках на лесобумажную продукцию, экспорт снизился по всем позициям. В целом потери составили 33,5%. Такая ситуация обусловлена разной динамикой спроса по отдельным товарным рынкам и различным уровнем конкурентоспособности российской продукции.

По ряду позиций мы довольно отчетливо наблюдаем эффект импортозамещения. Импорт снизился по всем позициям как в физическом выражении: ДВП, фанеры – на 53-54%, бумаги и картона – на30%, так и стоимостном: продукция деревообработки – более чем на 45%, бумаги и картона – на 22%.

Приведенные мной выше цифры показывают, что российский лесной сектор – это одно из наиболее привлекательных направлений для импортозамещения, а, следовательно, привлечения инвестиций.

Скорость возвращения предприятий леспрома на траекторию, определенную в Стратегии, зависит от двух факторов: 1) Сроков восстановления внутреннего и внешнего спроса; 2) Темпов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и других мер, предусмотренных Стратегией. Ключевой фактор успеха – это эффективность институтов привлечения инвестиций в отрасль.

Сегодня можно сказать, что такая система институтов, норм и правил – в целом создана. В лесном секторе сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая прозрачное осуществление полномочий федеральными и региональными органами исполнительной власти, их четкое разграничение. Кроме того, законодательно установлены условия для развития углубленной переработки лесных ресурсов.

Правительством Российской Федерации (Постановление № 419) однозначно определены преференции для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов и критерии отбора проектов

К настоящему времени в перечень включены 75 проектов (из них в 2009 году включены в перечень 34 проекта) с объемом инвестиций 429,7 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 68,1 млн. куб. метров. Таким образом, за год реализации Стратегии и только в рамках одного инструмента у нас сложилось понимание по 20% инвестиций, необходимых отрасли до 2020 года.

И эта работа продолжается, несмотря на кризисные явления. Если посмотреть динамику утверждения приоритетных инвестиционных проектов, можно сделать однозначный вывод – в конце 2008 – начале 2009 года кризис снизил активность инвесторов. Однако, начиная со второго квартала, работа активизировалась. Мы уверены, что восстановительная тенденция имеет долгосрочный характер.

За время кризиса введены в эксплуатацию восемь объектов с объемом инвестиций 16,3 млрд. рублей и объемом годового лесопользования 3,4 млн. куб. м. В стадии завершения находятся еще 7 проектов. Около двух десятков проектов достигли точки невозврата с учетом уже вложенных инвестиций. По ряду объектов реализация идет c отставанием до 6 и более месяцев, что вполне объяснимо в условиях продолжающегося кризиса.

Сжатие рынков, рост кредитных рисков, низкая предсказуемость макроэкономических условий – все это не могло не сказаться на принятии управленческих решений на государственном уровне. В то же время мы считаем, что кризисная «пауза» подходит к концу, и мы не должны изменять факторы, определяющие мотивацию инвесторов при входе на российский рынок. В качестве примера приведу такой факт. На дальневосточном направлении российский экспорт необработанной лесной продукции снизился крайне незначительно (в отличие от европейского). А значит таможенно-тарифные механизмы, возможно, в несколько более структурированном виде будут задействованы.

Несколько слов о прочих антикризисных действиях в лесной сфере. Минпромторг в рамках своей компетенции ведет работу по компенсации негативных макроэкономических условий. В лесопромышленном комплексе действуют меры государственной поддержки в виде субсидирования процентных ставок по кредитам предприятий-экспортеров и на техническое перевооружение. В качестве антикризисной меры в 2009 году введено субсидирование процентных ставок на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива. Кроме того, Минпромторг России является заказчиком трех важных проектов, выполняемых для ЛПК, с общим объемом бюджетного финансирования 530 млн. рублей. Все эти меры также направлены на сохранение инвестиционной привлекательности российского лесного комплекса.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.