Об этом сбытии все давно знают, но я не могу не разместить репортаж Олега Федоренко, – он правдив, подробен и талантливо написан. М.П.
Вечером 29 августа в Славутиче одна электричка сошла с рельсов, вторая — загорелась «на ровном месте», затем два гопника, наняв такси для загородной поездки, напали на водителя… В то же время в зоне промплощадки ЧАЭС взбесившийся волк охотился на людей, а егеря, соответственно, на хищника. Ну, просто реалити-шоу «Остаться в живых» какое-то, да и только!
Закономерность «случайностей»
Давным-давно люди подметили такие явления, как «трудные дни» и «аномальные зоны». Или кто-то еще не сталкивался с феноменом, когда «негоразды идут косяком», хотя, на первый взгляд, все они представляют из себя всего лишь цепь трагических случайностей?
Ученые даже разработали концепцию синергетики и связанной с ней теории хаоса. А в прикладной математике возник раздел «Теория катастроф», в котором существует специфический термин «каскад бифуркаций», математически моделирующий типичный сценарий перехода от порядка к хаосу…
Так что такие задумчивые термины, как, скажем, «эффект бабочки» у фантастов или «влияние Луны в Козероге» у астрологов, — это вам не хухры-мухры, а вполне серьезные вещи!
В этой смеси науки и мистики существует такое явление, как «точка бифуркации». По-научному — это состояние системы, когда очень маленькое воздействие приводит к глобальным изменениям. А у Булгакова это явление описано в романе «Мастер и Маргарита» известными строками об «Аннушке, пролившей масло»…
Дефект №282
Всё началось ровно в 16.05, когда при демонтажных работах в одном из помещений объекта «Укрытие» монтажник резанул «болгаркой» ненужный (как ему показалось!) кабель… Спустя час, вернувшись с очередного обхода, оператор цеха эксплуатации обнаружил отсутствие в своем помещении всех средств связи с внешним миром и остановку электрифицированных часов. Чуть позже он доложил об этом начальнику смены цеха, а в 18.30 в оперативном журнале появилась запись о фиксации дефекта №282…
«Точка бифуркации» была пройдена: стрелки часов в помещении №556/2 замерли, тогда как дальнейшие события остановить было уже невозможно…
ЧП №1: «Железнодорожный боулинг»
Электропоезд №907 следует по маршруту Славутич–Семиходы и доставляет на станцию сменный персонал Чернобыльской АЭС. По расписанию он должен отправляться ровно в 18.28 от первой платформы. Но в тот злополучный вечер всё «не так сталося, як гадалося»: во время совершения рутинного маневра по перегону состава с запасной ветки на первый путь, электричка в «реверсном режиме» заехала на тупиковую ветвь, где по неизвестной автору причине вовремя не остановилась, а уверенно снесла тупиковый упор, а затем бетонную опору контактной сети. Ну, просто кегельбан какой-то! Столб обреченно рухнул — высоковольтный провод упал на насыпь — сработала автоматическая защита — весь участок станционной контактной сети был обесточен…
В причинах произошедшего ЧП будет разбираться ревизор безопасности движения. По моему субъективному мнению, факт, что тупиковый упор был выполнен с явным нарушением требований существующих норм безопасности, очевиден. К примеру, на крупных станциях на тупиковых ветвях давно уже установлены путевые энергопоглощающие упоры, позволяющие эффективно останавливать целые составы на скоростях вплоть до 20 км/ч. Но до нас этих советских «новшеств», увы, еще не дошло. Более того, я что-то не помню полагающейся 12-метровой отсыпки из гальки или гравия перед упором, а тем паче отсыпки из тех же материалов после него. Ибо у нас, извините за каламбур, сразу после упора находилась опора. В общем, вспомнив о размещенной в метрах тридцати от злополучного тупика бензозаправке, следует трижды перекреститься, поблагодарив Всевышнего, что все закончилось именно так, а не хуже…
ЧП №2: «Этот поезд в огне»
После случившегося стало ясно, что доставка дежурной смены на ЧАЭС откладывается на неопределенное время. По информации от осведомленных источников, железнодорожным начальством было принято волевое решение вызывать из Чернигова тепловоз. Народ, оповещенный о том, что перевозка откладывается приблизительно на полтора часа, рассыпался в разных направлениях. Счастливые обладатели мобилок с камерами ринулись фоткать стоящий «раком» электропоезд, рухнувшую электроопору и героический «экипаж машины боевой». Часть оперативников разбрелась по рынку, а кто-то решил сбегать домой…
Тем временем железнодорожные электромонтеры совершили свой маленький подвиг, восстановив «бег невидимых электронов» по контактному проводу. После чего в электропоезде №6860, стоявшем на третьем пути, что-то хлопнуло, а из тамбура повалили сначала задумчивые клубы дыма, а затем испуганные пассажиры, мечтавшие добраться из Славутича в Чернигов. Но тут, к счастью, в шкафу электросборки сработала автоматическая установка пожаротушения, а еще через несколько минут на подмогу примчалась пожарная машина. Боевому расчету скучать не пришлось, так как огонь успел распространиться на легковоспламенимый мусор, в избытке валявшийся под платформой. Рядом лежали и старые шпалы. Причем в количестве, достаточном на пару-тройку пионерских костров…
В общем, спасибо местным пожарным за то, что зрителям так и не пришлось петь песен «Взвейтесь кострами, синие ночи!»…
ЧП №3 «Невооружен, но очень опасен!»
На промплощадку ЧАЭС аномальные события пожаловали практически в то же время. В 18.15 оператор цеха эксплуатации. получил команду открыть задвижку ОС-6 на участке теплосети. Держа в руке эксплуатационную схему, он открыл дверь из фойе «грязного выхода» СП-1430 и вышел на улицу. Пройдя двадцать метров, почувствовал какую-то смутную угрозу и, полуобернувшись, увидел
НЕЧТО, низко летящее в его сторону…
Сбитый волком на землю, он не успел даже удивиться, но зато исхитрился засунуть в пасть волка бумажную схему. Чем, собственно, и сумел не по-детски озадачить неграмотную скотину…
Отбившись от хвостатого маньяка техническим документом, искусанный ликвидатор отступил назад в санпропускник. И ровно в 18.30 в медпункт ЧАЭС поступил первый вызов об оказании неотложной помощи…
ЧП №4 «Минздрав предупреждает!»
Тем временем с «чистого выхода» того же санпропускника вышел перекурить монтажник. Естественно, ничего не знающий о событиях, произошедших с обратной стороны пятиэтажного здания, и исполненный глубокого презрения ко всем предупреждениям Минздрава о вреде курения…
Любуясь багрянцем неба над Припятью, он боковым зрением засек какую-то тень. А секунду спустя раздался тихий щелчок крепкой челюсти, и у него на руке повисла поджарая четвероногая тушка весом с полцентнера…
Стряхнув зверя с руки, шокированный монтажник бросился назад в санпропускник и запер за собою дверь. Самое странное заключалось в том, что при виде людей в насквозь прозрачном фойе, хищник пришел в неописуемую ярость и стал кидаться на остекленные двери, оставляя следы окровавленных лап и размазывая мордой слюни…
В общем, по прибытии «скорой» на СП-1430 фельдшерской бригаде пришлось оказывать первую помощь уже не одному пострадавшему, а сразу двоим…
А сейчас еще раз прочитайте о событиях «точки бифуркации» и скажите, что не видите между ними абсолютно никакой связи! Отдельно замечу, что все артефакты описаны мной с максимальной степенью точности, благодаря скрупулезной фиксации всех описанных событий в оперативной документации…
Экстремальное видео
Пока внутри помещения медики обеззараживали места укусов и перевязывали пострадавших, хищник также не терял времени даром, атаковав машину скорой помощи. Обалдев от такой наглости, водитель Николай Зинченко, включив передачу, «перешел в контратаку». Погнав волка по дороге от СП-1430 в сторону Припяти, водитель, проезжая мимо бытовок монтажников, заметил, что те стали дружно вываливать на улицу — поглазеть. «Хлопцы, тикайте!» — закричал Николай. Но те и не думали его слушать, спеша снять волка на камеры мобильников и чувствуя себя в безопасности за ограждением из сетки-рабицы. Свою оплошность они поняли, когда серый хищник с ходу перемахнул двухметровое проволочное заграждение…
Эту видеосъемку и продемонстрировал канал «1+1» в вечернем выпуске новостей — на ней хорошо видно, как сначала монтажники, вооружившись инструментом с пожарного щита, загнали волка к сетке, затем сломали об лохматое чудовище лопату. И в итоге были вынуждены спешно эвакуироваться в укрытие…
ЧП №5-8: Потери транспортного цеха
Вообще-то бешеное животное своей агрессивностью больше напоминало персонажа из компьютерной игры «Сталкер», чем обычного волка — в течение какого-то получаса количество жертв увеличилось до шести. Причем если одних он искусал возле площадки отстоя служебных автобусов, то затем произошло вообще нечто неслыханное — волк ворвался прямо в комнату отдыха водителей, находящихся в распоряжении начальника смены станции. Впоследствии, переломанной мебелью и окровавленными стенами, служебное помещение сильно напоминало место съемки какого-то триллера…
Медики не оплошали!
Отбив своих товарищей от волка, водители сами доставили пострадавших в медпункт, где им и была оказана первая помощь. У самого первого пострадавшего оказались самые опасные укусы — ему пришлось делать инъекцию, дабы избежать болевого шока. Пользуясь случаем, отмечу квалифицированные действия дежурной фельдшерской бригады в составе Виталия Харченко, Людмилы Михайленко и Ольги Кожедуб.
После оказания первой помощи всех пострадавших госпитализировали.
Миф о бешеных лосях
Мы живем во времена, когда правда, образно говоря, «ползает по-пластунски», тогда как слухи распространяются со скоростью звука. Поэтому в 19.20 смена лишь выезжала из Славутича на резервном электропоезде, а в городе в это время уже горячо обсуждали противоречивые вести о нападении диких животных на персонал ЧАЭС. Нехватка достоверной информации с лихвой компенсировалась фантазией самих звонивших, поэтому тут же поползли слухи об обезумевших кабанах и еще более безумных лосях…
Так что, предполагаю, именно этим объясняется тот факт, что, когда в восемь часов вечера электропоезд прибыл к платформе «Семиходы», по громкоговорящей связи прозвучало объявление о том, что выход из вагонов запрещен в связи с тем, что по промплощадке шляется бешеный лось. Ликвидаторы — люди бывалые, видавшие и не такое, поэтому активного интереса к этой новости не проявили. Здоровых лосей в зоне, как собак нерезаных!
В связи с тем, что аномальной зверюге удалось вывести из строя сразу четверых водителей, оперативному руководству ЧАЭС пришлось поломать голову над тем, как безопасно развезти персонал по рабочим местам. И прибывшей смене почти целый час пришлось провести «в осаде».
Правда, скучающим ликвидаторам довелось-таки увидеть истинного виновника их заключения: волк вышел прямо к окнам электропоезда. А затем оперативники стали свидетелями захватывающей дуэли между серой бестией и милицейским нарядом — противоборствующие стороны попеременно гоняли друг друга. В конце концов милиционеры укрылись в машине и попытались задавить хищника, но грызть бампер «Жигулей» чернобыльскому монстру почему-то разонравилось, и он убежал…
Финал: Подвиг Умки
Смена №2 поменяла смену №3 «со сдвигом» на два часа, то есть около десяти часов вечера. И к тому времени облава на бешеного волка, которую вели оперативный дежурный АЗО, егеря и милиционеры, уже завершилась. Агрессивную тварь удалось угомонить лишь четырьмя выстрелами картечи…
Развязке предшествовала следующая история: в девятом часу вечера охранник поста возле ХОЯТ-2 (хранилище отработанного ядерного топлива) вышел на улицу… В следующий момент он почувствовал себя «главным героем сюжета»: прямо на него молча несся хищник. Наперерез волку бросилась Умка — собака, жившая в будке возле сторожки. Пока между ними завязалась кровавая схватка, охранник успел укрыться в помещении и известить о нападении. Собака погибла, но к тому времени уже успели подъехать егеря, которые и порешили матерого хищника. Говорят, что это была волчица. Врать не буду — не проверял!
Эпилог
Да, а криминальная поездка из Славутича в Мысы закончилась также относительно благополучно — водитель такси сумел отбиться от нападавших и убежать в лес, а чуть позже милиция сумела задержать беспредельщиков. Короче, берегите себя и будьте здоровы!
Справка:
Синергетика — направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.